АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по родной литературе на 2021-2022 учебный год 6 Б класс
рабочая программа (6 класс)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по родной литературе на 2021-2022 учебный год 6 Б класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura_6_b.docx | 51.51 КБ |
Предварительный просмотр:
02-20
Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнелюбажская школа-интернат»
Фатежского района Курской области с. Верхний Любаж
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с задержкой психического развития
по родной литературе на 2021-2022 учебный год
6 Б класс
с. Верхний Любаж 2021г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные:
- Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметными
Регулятивные универсальные учебные действия
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметными:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Содержание учебного предмета, курса
Введение (1 ч.)
Связь литературы с историей, философией, психологией. Образ человека в литературном произведении
Русский фольклор (2 ч.)
Песни «Ивушка», «Ходила младёшенька по борочку…», «Казаки и Меншиков»,
«Плач по Петре I», «Ты, детинушка, сиротинушка...», «Вниз по матушке по Волге…» и другие по выбору.
Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды песен (хороводные, лирические, исторические, календарные, обрядовые и другие). Повествовательное и лирическое начала в народной песне.
Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря» и другие.
Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
Теория литературы: народная песня, былина, гипербола.
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: «Богатырская симфония» А.П. Бородина
Древнерусская литература (3 ч.)
Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Памятник литературы в форме путевых записей (жанр «хождения»).
«Житие Александра Невского» – первое русское житие князя-воина. Единство князя и народа. Своеобразие жанра. Черты воинской повести в произведении.
Теория литературы: жанры древнерусской литературы («хожение», житие, воинская повесть).
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Литература XVIII века (1 ч.)
Г.Р. Державин «Лебедь». История создания стихотворения. Торжественность слога. Размышления о судьбе творца.
Теория литературы: жанр оды, эпитет, метафора, двусложные размеры стиха (ямб).
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
Литература XIX века (7 ч.)
К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Героико-историческая тематика в творчестве поэта. Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего. Способы выражения чувств лирического героя.
Теория литературы: лирический герой, эпитет, метафора, оксюморон, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение.
Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан».
Теория литературы: эпитет, сравнение.
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: «Поэт, гусар и партизан Денис Давыдов в кругу однополчан». Художник – Е. Демаков. Источник – golos-epokhi.ru
Ф.Н. Глинка. Краткий рассказ о поэте. Философский смысл стихотворений «Луна», «Утро вечера мудренее». Стихотворение «Москва» как образец патриотической лирики. Особенности композиции. Отношение автора к российской столице.
Теория литературы: художественная идея, размер, рифма, стопа, риторический вопрос.
Развитие речи: выразительное чтение.
Е.А. Баратынский. «Родина». История создания стихотворения. Состояние души лирического героя. Лексические и синтаксические особенности стихотворения.
Теория литературы: художественная идея, риторическое обращение, анафора.
Развитие речи: выразительное чтение
Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Историческая основа повести. Сюжет
и композиция. Герои и образы. Художественное своеобразие. Отношение автора к главному герою.
Теория литературы: повесть как жанр литературы, портрет.
Развитие речи: цитатная характеристика персонажей.
Краеведение: заочная экскурсия в дом-музей писателя в Ясной Поляне.
Связь с другими искусствами: экранизации повести («Белый дьявол» (1930), берлинские студии УФА. Реж. Александр Волков, в гл. роли Иван Мозжухин; «Хаджи- Мурат — белый дьявол» (Agi Murad il diavolo bianco),1959, Италия, Югославия, режиссёр Риккардо Фреда, в гл. роли Стив Ривз; «Хаджи-Мурат»,1968, Турция, в главной роли Гюнейт Аркин).
Литература XX века (15 ч.)
К.Г. Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик».
Теория литературы: рассказ как жанр литературы, художественная идея.
Развитие речи: дискуссия, характеристика персонажа.
М.М. Зощенко. «Монтёр». Два конфликта в рассказе. Своеобразие темы «маленького
человека» в творчестве М.М. Зощенко. Художественное своеобразие рассказа. Приёмы создания комического.
Теория литературы: юмор, сатира.
Развитие речи: дискуссия, характеристика персонажа.
И.С. Шмелёв. Краткий рассказ о писателе. «Чувство слова» И.С. Шмелёва. Главы из романа «Лето Господне». Идеализация православных начал русской жизни (1-2 главы по выбору).
Теория литературы: роман как жанр литературы, художественная идея.
Развитие речи: различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода.
В.К. Железников. «Чудак из 6 «Б». Проблема самостоятельности, ответственности,
умения признавать свои ошибки. Доброта и отзывчивость главного героя.
Теория литературы: повесть как жанр литературы, юмор.
Развитие речи: различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода.
А.А. Лиханов. Краткий рассказ о писателе. Повесть о военном детстве «Последние холода».
Драматизм событий. Автобиографичность и психологизм произведения. Проблема сохранения памяти о войне.
Теория литературы: автобиографичность, психологизм.
Развитие речи: разные виды пересказа, анализ эпизода.
Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…»: история создания стихотворения, эмоциональное состояние лирического героя, связь внутреннего мира человека с окружающим миром.
Теория литературы: трёхсложные размеры стиха (амфибрахий, анапест), стопа, строфа.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Единство человека и природы в рассказе «Деревья растут для всех».
Теория литературы: художественная идея.
Развитие речи: сжатый пересказ, цитатный план.
А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение». Значение поступка главного героя. Смысл финала рассказа. Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А.Г. Алексина («Я прихожу к маме…»)
Теория литературы: кольцевая композиция, художественная идея.
Развитие речи: письменный отзыв об эпизоде.
Е.И. Носов. Краткий рассказ о писателе. Особенности прозы Е.И. Носова. Доброта и жестокость людей в рассказе «Алюминиевое солнце». Смысл названия рассказа. Способы характеристики персонажа.
Теория литературы: композиция, диалектизм, фразеологизм, художественная идея.
Развитие речи: сжатый пересказ, анализ эпизода, цитатный план.
Связь с другими искусствами: знакомство с Памятником Евгению Носову в Курске, (скульптор В. Бартенев).
Василий Гроссман. «Собака». Историческая основа рассказа. Взаимоотношения человека и собаки.
Теория литературы: рассказ, композиция, (завязка, кульминация, развязка).
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: заочное знакомство с памятниками собакам-космонавтам в России (памятник Лайке в Москве на Петровско-Разумовской аллее, мемориальная доска на здании лаборатории ГНИИИ ВМ, где готовили Лайку к полету, Лайка на монументе в честь покорителей космоса на ВДНХ в Москве и другие http://erudit-menu.ru/plugins/dif_news/dif_news.php?0.view.897
Современная литература (5 ч.)
Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай». Материнская любовь и мудрость в рассказе «Бумажная победа».
Теория литературы: рассказ как жанр литературы, композиция (завязка, кульминация, развязка), художественная идея.
Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа, цитатный план.
Владислав Отрошенко. Краткий рассказ о писателе. Повесть в рассказах «Двор прадеда Гриши». Образ повествователя. Юмор в повести.
Теория литературы: повесть в рассказах, юмор, ирония.
Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа.
Борис Минаев. Краткий рассказ о писателе. Восприятие окружающего мира ребёнком в романе «Детство Лёвы».
Теория литературы: роман в новеллах.
Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
1 | Связь литературы с историей, философией, психологией. Образ человека в литературном произведении | 1 | 01.09.2021 | |
2 | Песни. Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера | 1 | 08.09.2021 | |
3 | Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря». Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств | 1 | 15.09.2021 | |
4 | Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Памятник литературы в форме путевых записей | 1 | 22.09.2021 | |
5 | «Житие Александра Невского» – первое русское житие князя-воина | 1 | 29.09.2021 | |
6 | Р.р. Сочинение в стиле древнерусской литературы «Один день из моей школьной жизни» | 1 | 06.10.2021 | |
7 | Г.Р. Державин. «Лебедь». Размышления о судьбе творца | 1 | 13.10.2021 | |
8 | К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего | 1 | 20.10.2021 | |
9 | Д.В. Давыдов. Стихотворение «Партизан». Отечественная война 1812 года глазами её участника. Патриотическое воспитание | 1 | 27.10.2021 | |
10 | Ф.Н. Глинка. «Луна», «Утро вечера мудренее». Философский смысл стихотворений | 1 | 10.11.2021 | |
11 | Е.А. Баратынский. «Родина». Состояние души лирического героя | 1 | 17.11.2021 | |
12 | Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Историческая основа повести. Сюжет и композиция | 1 | 24.11.2021 | |
13 | Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Герои и образы. Художественное своеобразие. Отношение автора к главному герою | 1 | 01.12.2021 | |
14 | Контрольная работа по теме «Литература XVIII- XIX веков» | 1 | 08.12.2021 | |
15 | Анализ контрольной работы. К.Г. Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик» | 1 | 15.12.2021 | |
16 | М.М. Зощенко. «Монтёр». Художественное своеобразие рассказа. Приёмы создания комического | 1 | 22.12.2021 | |
17 | И.С. Шмелёв. Главы из романа «Лето Господне». Идеализация православных начал русской жизни. Нравственное воспитание | 1 | 12.01.2022 | |
18 | И.С. Шмелёв. Главы из романа «Лето Господне». | 1 | 19.01.2022 |
Идеализация православных начал русской жизни | ||||
19 | В.К. Железников. «Чудак из 6«Б». Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки | 1 | 26.01.2022 | |
20 | В.К. Железников. «Чудак из 6«Б». Воспитание доброты и отзывчивости | 1 | 02.02.2022 | |
21 | А.А. Лиханов. Повесть о военном детстве «Последние холода». Драматизм событий. Автобиографичность и психологизм произведения | 1 | 09.02.2022 | |
22 | А.А. Лиханов. «Последние холода». Проблема сохранения памяти о войне | 1 | 16.02.2022 | |
23 | Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…». Связь внутреннего мира человека с окружающим миром. Воспитание любви к природе | 1 | 02.03.2022 | |
24 | В.П. Астафьев. Единство человека и природы в рассказе «Деревья растут для всех». Воспитание любви к природе | 1 | 09.03.2022 | |
25 | А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение» | 1 | 16.03.2022 | |
26 | Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А.Г. Алексина («Я прихожу к маме…») | 1 | 23.03.2022 | |
27 | Е.И. Носов. «Алюминиевое солнце». Доброта и жестокость людей в рассказе. Дискуссия | 1 | 06.04.2022 | |
28 | Василий Гроссман. «Собака». Историческая основа рассказа. Воспитание любви к «братьям нашим меньшим» | 1 | 13.04.2022 | |
29 | Р.р. Сочинение-отзыв об одном из произведений литературы XX века | 1 | 20.04.2022 | |
30 | Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай» | 1 | 27.04.2022 | |
31 | Людмила Улицкая. Материнская любовь в рассказе «Бумажная победа» | 1 | 04.05.2022 | |
32 | Владислав Отрошенко. Повесть в рассказах «Двор прадеда Гриши». Образ повествователя. Юмор в повести | 1 | 11.05.2022 | |
33 | Промежуточная контрольная работа | 1 | 18.05.2022 | |
34 | Анализ контрольной работы. Борис Минаев. Восприятие окружающего мира ребёнком в повести «Детство Лёвы» | 1 | 25.05.2022 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2021-2022 учебный год 6 Б класс
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2021-2022 учебный год 6 Б класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родной литературе на 2021-2022 учебный год 6 А класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родной литературе на 2021-2022 учебный год 6 А класс...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по родному языку на 2021-2022 учебный год 6 Б класс
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по родному языку на 2021-2022 учебный год 6 Б класс...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку на 2021-2022 учебный год 6 Б класс
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку на 2021-2022 учебный год 6 Б класс...
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс...
Рабочая адаптированная программа для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку 8 класс
Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2018. и учебника «Русский язык» для 8 класса общеобразовательных уч...
Рабочая адаптированная программа для обучающихся с задержкой психического развития по литературе 8 класс
Данная программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья ЗПР составлена на основе программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Меркин Г.С., Зинин С.А....