АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по родной литературе на 2021-2022 учебный год 6 Б класс
рабочая программа (6 класс)

Крюкова Алевтина Александровна

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития  по родной литературе на 2021-2022 учебный год  6 Б класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literatura_6_b.docx51.51 КБ

Предварительный просмотр:

02-20

Областное казенное общеобразовательное учреждение

 «Верхнелюбажская школа-интернат»

Фатежского района Курской области с. Верхний Любаж

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора

_______/О.В. Широких/

Приказ № 26

от  07.06.2021 г.

ПРИНЯТА

на заседании МС

протокол № 01

от 07.06.2021 г.

Председатель МС

________ /З.П. Докукина/

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

протокол № 05

от 01.06.2021 г.

Руководитель МО

______ / О.В. Широких /

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для обучающихся с задержкой психического развития

по родной литературе на 2021-2022 учебный год

6 Б класс

с. Верхний Любаж 2021г.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

            Личностные:

  • Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. 

               Метапредметными

            Регулятивные универсальные учебные действия

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

           Познавательные универсальные учебные действия

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 

           Коммуникативные универсальные учебные действия

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

              Предметными:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

 

  1. Содержание учебного предмета, курса

Введение (1 ч.)

Связь литературы с историей, философией, психологией. Образ человека в литературном произведении

Русский фольклор (2 ч.)

Песни «Ивушка», «Ходила младёшенька по борочку…», «Казаки и Меншиков»,

«Плач по Петре I», «Ты, детинушка, сиротинушка...», «Вниз по матушке по Волге…» и другие по выбору.

Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды песен (хороводные, лирические, исторические, календарные, обрядовые и другие). Повествовательное и лирическое начала в народной песне.

Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря» и другие.

Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств.     Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Теория литературы: народная песня, былина, гипербола.

Развитие речи: выразительное чтение.

Связь с другими искусствами:        «Богатырская        симфония» А.П.    Бородина

Древнерусская литература (3 ч.)

Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Памятник литературы в форме путевых записей (жанр «хождения»).

«Житие Александра Невского» – первое русское житие князя-воина. Единство князя и народа. Своеобразие жанра. Черты воинской повести в произведении.

Теория литературы: жанры древнерусской литературы («хожение», житие, воинская повесть).

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Литература XVIII века (1 ч.)

Г.Р. Державин «Лебедь». История создания стихотворения. Торжественность слога. Размышления о судьбе творца.

Теория литературы: жанр оды, эпитет, метафора, двусложные размеры стиха (ямб).

Развитие речи: выразительное чтение наизусть.

Литература XIX века (7 ч.)

К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Героико-историческая тематика в творчестве поэта. Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего. Способы выражения чувств лирического героя.

Теория литературы: лирический герой, эпитет, метафора, оксюморон, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение.

Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан».

Теория литературы: эпитет, сравнение.

Развитие речи: выразительное чтение.

Связь с другими искусствами: «Поэт, гусар и партизан Денис Давыдов в кругу однополчан». Художник – Е. Демаков. Источник – golos-epokhi.ru

       Ф.Н. Глинка. Краткий рассказ о поэте. Философский        смысл стихотворений «Луна», «Утро вечера мудренее». Стихотворение «Москва» как образец патриотической лирики. Особенности композиции. Отношение автора к российской столице.

Теория литературы: художественная идея, размер, рифма, стопа, риторический вопрос.

Развитие речи: выразительное чтение.

Е.А. Баратынский. «Родина». История создания стихотворения. Состояние души лирического героя. Лексические и синтаксические особенности стихотворения.

Теория литературы: художественная идея, риторическое обращение, анафора.

Развитие речи: выразительное чтение

Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Историческая основа повести. Сюжет

и композиция. Герои и образы. Художественное своеобразие. Отношение автора к главному герою.

Теория литературы: повесть как жанр литературы, портрет.

Развитие речи: цитатная характеристика персонажей.

Краеведение: заочная экскурсия в дом-музей писателя в Ясной Поляне.

Связь с другими искусствами: экранизации повести («Белый дьявол» (1930), берлинские студии УФА. Реж. Александр Волков, в гл. роли Иван Мозжухин; «Хаджи- Мурат — белый дьявол» (Agi Murad il diavolo bianco),1959, Италия, Югославия, режиссёр Риккардо Фреда, в гл. роли Стив Ривз; «Хаджи-Мурат»,1968, Турция, в главной роли Гюнейт Аркин).

Литература XX века (15 ч.)

К.Г. Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик».

Теория литературы: рассказ как жанр литературы, художественная идея.

Развитие речи: дискуссия, характеристика персонажа.

М.М. Зощенко. «Монтёр». Два конфликта в рассказе. Своеобразие темы «маленького

человека» в творчестве М.М. Зощенко. Художественное своеобразие рассказа. Приёмы создания комического.

Теория литературы: юмор, сатира.

Развитие речи: дискуссия, характеристика персонажа.

И.С. Шмелёв. Краткий рассказ о писателе. «Чувство слова» И.С. Шмелёва. Главы из романа «Лето Господне». Идеализация православных начал русской жизни (1-2 главы по выбору).

Теория литературы: роман как жанр литературы, художественная идея.

Развитие речи: различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода.

В.К. Железников. «Чудак из 6 «Б». Проблема самостоятельности, ответственности,

умения признавать свои ошибки. Доброта и отзывчивость главного героя.

Теория литературы: повесть как жанр литературы, юмор.

Развитие речи: различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода.

А.А. Лиханов. Краткий рассказ о писателе. Повесть о военном детстве «Последние холода».

       Драматизм событий. Автобиографичность и психологизм произведения. Проблема сохранения   памяти о войне.

Теория литературы: автобиографичность, психологизм.

Развитие речи: разные виды пересказа, анализ эпизода.

Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…»: история создания стихотворения, эмоциональное состояние лирического героя, связь внутреннего мира человека с окружающим миром.

Теория литературы: трёхсложные размеры стиха (амфибрахий, анапест), стопа, строфа.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть.

В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Единство человека и природы в рассказе «Деревья растут для всех».

Теория литературы: художественная идея.

Развитие речи: сжатый пересказ, цитатный план.

А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение». Значение поступка главного героя. Смысл финала рассказа. Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А.Г. Алексина («Я прихожу к маме…»)

Теория литературы: кольцевая композиция, художественная идея.

Развитие речи: письменный отзыв об эпизоде.

Е.И. Носов. Краткий рассказ о писателе. Особенности прозы Е.И. Носова. Доброта и жестокость людей в рассказе «Алюминиевое солнце». Смысл названия рассказа. Способы характеристики персонажа.

Теория литературы: композиция, диалектизм, фразеологизм, художественная идея.

Развитие речи: сжатый пересказ, анализ эпизода, цитатный план.

Связь с другими искусствами: знакомство с Памятником Евгению Носову в Курске, (скульптор В. Бартенев).

Василий Гроссман. «Собака». Историческая основа рассказа. Взаимоотношения человека и собаки.

Теория литературы: рассказ, композиция, (завязка, кульминация, развязка).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: заочное знакомство с памятниками собакам-космонавтам в России (памятник Лайке в Москве на Петровско-Разумовской аллее, мемориальная доска на здании лаборатории ГНИИИ ВМ, где готовили Лайку к полету, Лайка на монументе в честь покорителей космоса на ВДНХ в Москве и другие http://erudit-menu.ru/plugins/dif_news/dif_news.php?0.view.897

Современная литература (5 ч.)

Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай». Материнская любовь и мудрость в рассказе «Бумажная победа».

Теория литературы: рассказ как жанр литературы, композиция (завязка, кульминация, развязка), художественная идея.

Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа, цитатный план.

Владислав Отрошенко. Краткий рассказ о писателе. Повесть в рассказах «Двор прадеда Гриши». Образ повествователя. Юмор в повести.

Теория литературы: повесть в рассказах, юмор, ирония.

Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа.

Борис Минаев. Краткий рассказ о писателе. Восприятие окружающего мира ребёнком в романе «Детство Лёвы».

Теория литературы: роман в новеллах.

Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа.

  1. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

1

Связь литературы с историей, философией, психологией. Образ человека в литературном

произведении

1

01.09.2021

2

Песни. Отражение в народных песнях быта,

традиций, обрядов, национального характера

1

08.09.2021

3

Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря». Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных

достоинств

1

15.09.2021

4

Из «Хождения за три моря» Афанасия

Никитина. Памятник литературы в форме путевых записей

1

22.09.2021

5

«Житие Александра Невского» – первое русское

житие князя-воина

1

29.09.2021

6

Р.р. Сочинение в стиле древнерусской литературы «Один день из моей школьной жизни»

1

06.10.2021

7

Г.Р. Державин. «Лебедь». Размышления о судьбе

творца

1

13.10.2021

8

К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего

1

20.10.2021

9

Д.В. Давыдов. Стихотворение «Партизан».

Отечественная война 1812 года глазами её участника. Патриотическое воспитание 

1

27.10.2021

10

Ф.Н. Глинка. «Луна», «Утро вечера мудренее».

Философский смысл стихотворений

1

10.11.2021

11

Е.А. Баратынский. «Родина». Состояние души

лирического героя

1

17.11.2021

12

Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Историческая

основа повести. Сюжет и композиция

1

24.11.2021

13

Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Герои и образы.

Художественное своеобразие. Отношение автора к главному герою

1

01.12.2021

14

Контрольная работа по теме «Литература XVIII-

XIX веков»

1

08.12.2021

15

Анализ контрольной работы.

К.Г. Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик»

1

15.12.2021

16

М.М. Зощенко. «Монтёр». Художественное своеобразие рассказа. Приёмы создания

комического

1

22.12.2021

17

И.С. Шмелёв. Главы из романа «Лето Господне».

Идеализация православных начал русской жизни. Нравственное воспитание 

1

12.01.2022

18

И.С. Шмелёв. Главы из романа «Лето Господне».

1

19.01.2022

Идеализация православных начал русской жизни

19

В.К. Железников. «Чудак из 6«Б». Проблема

самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки

1

26.01.2022

20

В.К. Железников. «Чудак из 6«Б». Воспитание доброты и отзывчивости

1

02.02.2022

21

А.А. Лиханов. Повесть о военном детстве

«Последние холода». Драматизм событий. Автобиографичность и психологизм произведения

1

09.02.2022

22

А.А. Лиханов. «Последние холода». Проблема

сохранения памяти о войне

1

16.02.2022

23

Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…». Связь внутреннего мира человека с

окружающим миром. Воспитание любви к природе 

1

02.03.2022

24

В.П. Астафьев. Единство человека и природы в рассказе «Деревья растут для всех». Воспитание любви к природе

1

09.03.2022

25

А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных

войной, в рассказе «Домашнее сочинение»

1

16.03.2022

26

Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А.Г. Алексина («Я прихожу к

маме…»)

1

23.03.2022

27

Е.И. Носов. «Алюминиевое солнце». Доброта и

жестокость людей в рассказе. Дискуссия 

1

06.04.2022

28

Василий Гроссман. «Собака». Историческая

основа рассказа. Воспитание любви к «братьям нашим меньшим»

1

13.04.2022

29

Р.р. Сочинение-отзыв об одном из произведений   литературы XX века

1

20.04.2022

30

Людмила Улицкая. Нравственная красота человека

 в рассказе «Счастливый случай»

1

27.04.2022

31

Людмила Улицкая. Материнская любовь в

рассказе «Бумажная победа»

1

04.05.2022

32

Владислав Отрошенко. Повесть в рассказах «Двор

прадеда Гриши». Образ повествователя. Юмор в повести

1

11.05.2022

33

Промежуточная контрольная работа

1

18.05.2022

34

Анализ контрольной работы.

Борис Минаев. Восприятие окружающего мира ребёнком в повести «Детство Лёвы»

1

25.05.2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития  по литературе на 2021-2022 учебный год  6 Б класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родной литературе на 2021-2022 учебный год 6 А класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   по родной литературе на 2021-2022 учебный год  6 А класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по родному языку на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития    по родному языку на 2021-2022 учебный год   6 Б класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития  по русскому языку на 2021-2022 учебный год    6 Б класс...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс

Адаптированная рабочая программа  для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс...

Рабочая адаптированная программа для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку 8 класс

Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2018. и учебника «Русский язык» для 8 класса общеобразовательных уч...

Рабочая адаптированная программа для обучающихся с задержкой психического развития по литературе 8 класс

Данная программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья ЗПР  составлена на основе программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Меркин Г.С., Зинин С.А....