Программа по родной литературе. 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Данная программа составлена на основе примерной программы,ФГОС.Она содержит пояснительную записку,планируемые результаты, содержание учебного предмета,учебно-тематический план,КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_lit-ra_5_klass.docx | 39.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Знаменская средняя общеобразовательная школа
Щигровского района Курской области»
"Рассмотрено" На заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла Руководитель МО _________(Г. А. Денисова) Протокол № « »________2020 г. | « Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МКОУ « Знаменская сош » ________(Г. В. Комзолова) « »________2020 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ « Знаменская сош » ________Н.И. Полевая « »______2020 г. Приказ № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
« Родная литература (русская)»
5 Класс
Уровень образования 2
Срок реализации программы 1 год
Составлена на основе примерной программы, Федерального государственного образовательного стандарта
1.Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Родная литература(русская)» для ООО обязательной предметной области «Родной язык и родная литература» разработана на основе
нормативных документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ);
- Федеральный Государственный образовательный стандарт ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года № 1897);
- Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»;
- Федеральный перечень учебников (2019);
- Учебный план МКОУ "Знаменская СОШ"
- Примерная Основная образовательная программа ООО;
7. Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога основной школы в соответствии с ФГОС
Согласно учебному плану на изучение родной литературы (русской) отводится в 5классе
1 час в неделю- 34 часа в год.
Цели освоения учебного предмета в 5 классе:
- воспитание ценностного отношения к родной (русской) литературе как хранителю культуры;
- приобщение к литературному наследию своего народа; чтение вершинных произведений отечественной литературы и их анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и современной литературы.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная задача программы по родной (русской) литературе – изучение литературы от фольклора к русской литературе XIX, XX веков, современной литературе и литературе родного края.
Ведущая задача изучения родной (русской) литературы в 5 классе – внимание к книге.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
2) формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные результаты:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- учиться работать в паре, группе;
- выполнять различные роли.
Предметные результаты:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
- понимание родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащиеся научатся:
• осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений;
Учащиеся получат возможность:
- определять тему и основную мысль произведения;
- владеть различными видами пересказа;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять родо - жанровую специфику художественного произведения;
- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
3.Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»
Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.(1)
УНТ.Пословицы, поговорки .Сказки (4ч)
Из литературы XIX века (10)
Русские басни.
Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.
А.И.Куприн "Чудесный доктор"
Сочинение"Доброта как высшая ценность
Из литературы XX века (13)
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.
В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
Сочинение " Мир глазами ребёнка".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.
Родная природа в произведениях поэтов XX века (4)
В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.
М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. Практикум выразительного чтения.
Творчество писателей и поэтов Курской области (2) (по выбору учителя.)
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Устное народное творчество | 4 |
3 | Из русской литературы 19 века | 9 |
4 | Из русской литературы 20 века | 14 |
5 | Родная природа в произведениях поэтов 20 века | 3 +1кр |
6 | Писатели и поэты Курской области | 2 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родная литература (русская)» 5 класс (34 ч)
№ | Раздел | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Введение. 1ч. | ||||
1 | Введение. Роль литературы в жизни человека | 1 |
| |
УНТ-4ч | ||||
2 3 | Русские пословицы и поговорки. Русские пословицы и поговорки | 1 1 | ||
| ||||
4 | Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. | 1 | ||
5 | "Два Ивана- солдатских сына"Народная мудрость в сказке | 1 |
| |
Из русской литературы XIX века. 9ч. | ||||
6-7 | Русские басни. Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». | 1 1 |
| |
8 | В.И. Даль. Сведения о писателе. Сказка «Что значит досуг?» Идейно-художественный смысл сказки. | 1 |
| |
9 | В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» | 1 |
| |
10 | А.И.Куприн "Чудесный доктор" | 1 |
| |
11 | А.И.Куприн "Чудесный доктор" | 1 |
| |
12 | Сочинение "Доброта как высшая ценность жизни" | 1 |
| |
13 | Н.Г. Гарин-Михайловский. Сведения о писателе. Сказка «Книжка счастья». | 1 |
| |
14 | Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка. | 1 |
| |
Из русской литературы XX века. 13ч | ||||
15 | Е.А. Пермяк. Краткие сведения о писателе. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. | 1 |
| |
16 | Е.А. Пермяк. Краткие сведения о писателе. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. | 1 | ||
17 | Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. | 1 |
| |
18 | В.А. Сухомлинский. Краткие сведения о писателе. "Легенда о материнской любви». Материнская любовь. Сыновняя благодарность. | 1 |
| |
19 | В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви».Особенности жанра. Значение финала. | 1 |
| |
20 | Ю.Я. Яковлев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Цветок хлеба». Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. | 1 |
| |
21 | Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Чувство ответственности за родных. Беда и радость. | 1 |
| |
22 | Р.Р. Сочинение " Мир глазами ребёнка" | 1 |
| |
23 | А.И. Приставкин. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). | 1 |
| |
24 | А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. | 1 |
| |
25 | В.Я. Ерошенко. Краткие сведения о писателе. Сказка «Умирание ивы». Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. | 1 |
| |
26 | В.Я. Ерошенко. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя | 1 |
| |
27 | Контрольное тестирование №1 | 1 |
| |
28 | Анализ тестирования | 1 |
| |
Родная природа в произведениях поэтов XX века. 4 ч. | ||||
29 | В. Я. Брюсов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». | 1 |
| |
30 | М. А. Волошин Краткие сведения о поэте.. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» | 1 |
| |
31 | Практикум выразительного чтения. | 1 |
| |
32 | Контрольное тестирование №2 | 1 |
| |
Писатели и поэты Курской области. 2ч. | ||||
33-34 | К.Воробьёв "У кого поселяются аисты".Воробьёв"У кого поселяются аисты".Нравственные проблемы рассказа | 1 1 |
| |
| Итого | 34 |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида
Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....
Программа по Родной литературе 10 класс ( 34 часа)
Программа по Родной литературе 10 класс...
Рабочая программа по родной литературе в 12 классе
12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...
Рабочая программа по родной литературе 6 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 7 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 10 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...