Программа по Родной литературе 10 класс ( 34 часа)
календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс)
Программа по Родной литературе 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura_10_kl_34_chasa.docx | 42.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕЛЯТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
УТВЕРЖДАЮ
И.о.директора
МАОУ Селятинской средней
общеобразовательной школы №1
____________/А.А.Некрасов/
Приказ от «_____»__________201__г. №____
Рабочая программа по предмету
«Родная литература (русская)»
10А класс
(базовый уровень)
Составитель :
Кузнецова Лариса Сергеевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая категория
2019 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг,гимн);
– уважение к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
– ориентация на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– способности обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
–способности к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– способности к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
– способности к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;
– нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– гуманистических ценностей, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способности к сопереживанию и формированию позитивного отношения к
людям;
– формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развития компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-
исследовательской, проектной и других видах деятельности;
– бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимания влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.__
Метапредметные результаты:
ПознавательныеУУД
Обучающийся научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
– подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
- аргументировать свою точку зрения;
- задавать вопросы;
- осуществлять контроль;
- составлять план текста.
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных за-
дач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Обучающийся получит возможность научиться:
- планированию пути достижения цели;
- установлению целевых приоритетов;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»);
- учитывать условия выполнения учебной задачи;
- выделять альтернативные способы достижения цели;
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской),
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или
проблемы;
– понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения род-
ной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
– осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
– обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;
– навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа,
приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание
на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие
анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,
выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать
их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных
решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь
определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, вы-
бор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора
и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что
в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные про-
изведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира про-
изведения, понимание принадлежности произведения к литературному
направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства,
предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных
произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки,
исторических документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в
нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку;
запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Содержание учебного предмета
(1 час в неделю, всего 34 часа в год)
Как и в примерной ООП СОО по учебному предмету «Литература», в
рабочей программе по учебному предмету «Родная литература (русская)»
предложен модульный принцип формирования рабочей программы: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале. Содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические блоки, обусловленные историей России, ее культурой и традициями:
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и чело-
век-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление
личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт
долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и
доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на
личность человека; человек и государственная система; гражданственность и
патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы
освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Личность – история – современность (время природное и историческое;
роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы;
человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
Данные тематические блоки определяются, исходя из современного со-
стояния отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия
русской литературы как саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об основных произведениях отечественной литературы, их
общественной и культурно-исторической значимости.
Проблемно-тематический блок «Личность» ( 5 ч)
И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего человека».
Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». Судьба и облик главного героя романа – Аркадия Макаровича Долгорукого.
Проблемно-тематический блок «Личность и семья» ( 14 ч)
А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и
найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии.
И.С.Тургенев. «Первая любовь». Душевные переживания юного героя. Не-
разрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьего
быта.
А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Семейные и родственные отношения в комедии.
Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе.
А.П. Чехов. Рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья», драма «Три сестры».
Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека; поколения и традиции.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство» ( 6 ч)
И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.
Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений
Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений.
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на
личность человека.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация» ( 3 ч)
И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. Контакты разных слоев русского населения Сибири с местными
жителями. «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского.
В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору
общества в рассказе.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность» ( 6 ч)
Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский
тип. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рас-
сказа.
Г.И. Успенский. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Рассказ «Пятница». Рассуждения о смысле существования человечества.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения урока | Название раздела, темы урока | |
план | факт | ||
«Личность» ( 5 ч) | |||
1 | Тема «лишнего человека» в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда». | ||
2 | Приём самоиронии в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда». | ||
3 | Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». История создания. Прототипы героев романа. | ||
4 | Становление личности главного героя романа – Аркадия Макаровича Долгорукого. | ||
5 | Макар Долгорукий как символ понимания народной правды и идеи нравственного «благообразия» в романе. | ||
«Личность и семья» ( 14 ч) | |||
6 | А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» ( «За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии. | ||
7 | Образ Мишеньки Бальзаминова в комедии. | ||
8 | И.С.Тургенев. «Первая любовь». История создания. Автобиографизм повести. | ||
9 | Душевные переживания юного героя по- вести. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви. | ||
10 | М.Е. Салтыков-Щедрин. "Господа Головлевы" как роман-хроника помещичьей семьи. | ||
11 | Образ Иудушки Головлёва в романе | ||
12 | Инсценировки и экранизации романа Салтыкова-Щедрина в русском театре и кинематографе | ||
13 | А.В.Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Драматические обстоятельства в судьбе автора в период написания комедии. | ||
14 | Семейные и родственные отношения в комедии «Свадьба Кречинского». | ||
15 | Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе. | ||
16 | История жизни Ивана Ильича - «история самая простая и обыкновенная и самая ужасная». | ||
17 | Герасим в повести как образ, продолжающий галерею толстовских персонажей из народа. | ||
18 | Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П. Чехова (рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья»). | ||
19 | А.П. Чехов «Три сестры»: поколения, традиции, культура повседневности в драме. | ||
«Личность – общество – государство» ( 6 ч) | |||
20 | И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе. | ||
21 | Образ главного героя романа. Отзывы в критике. | ||
22 | Особенности композиции, индивидуальный авторский язык в романе. | ||
23 | Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений. | ||
24 | Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека. | ||
25 | Специфика композиции произведения «Гуттаперчевый мальчик». | ||
«Личность – природа – цивилизация» ( 3 ч) | |||
26 | И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. | ||
27 | «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского в очерках «Фрегат «Паллада». | ||
28 | Отражение сущности современного автору общества в рассказе В.М.Гаршина «Красный цветок». | ||
«Личность – история – современность» ( 6 ч) | |||
29 | Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. | ||
30 | Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа. | ||
31 | Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе «Выпрямила». | ||
32 | Рассказ Г.И. Успенского «Пятница» | ||
33 | Зачёт «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы XIX века» | ||
34 | Зачёт «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы XIX века» |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения
учителей русского языка и литературы
от «___ »________________201_ года №_____
Руководитель МО _____________/________________/
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР______________/________________/
«_____»_____________201__г.
Лист корректировки
Номер урока | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Подпись зам.директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по литературе для 11 класса Родная литература ( 34 часа)
Программа по литературе предназначена для учащихся 11 классов...
Календарно-тематическое планирование по родной литературе ( 7 часов)
Календарно-тематическое планирование по родной литературе (7 часов)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родной литературе 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 8
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо родной литературе5 а класс(основное общее образование)Количество часов: 8...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родной литературе 6 а класс (основное общее образование) Количество часов: 8
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо родной литературе6 а класс(основное общее образование)Количество часов: 8...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родной литературе 8акласс (основное общее образование) Количество часов: 8
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо родной литературе8акласс(основное общее образование)Количество часов: 8...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родной литературе 9акласс (основное общее образование) Количество часов: 8
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо родной литературе9акласс(основное общее образование)Количество часов: 8...
Рабочая программа по родной литературе для 9 класса (34 часа)
Данная рабочая программа по родной литературе составлена из расчета на 1 час в неделю, 34 часа в год....