Рабочая программа (родная литература 8 класс)
рабочая программа (8 класс)
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет родная литература (русская литература). Курс данного предмета в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, русских традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами литературного языка.
Главная цель изучения родной литературы (русской литературы) в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской народной, классической и современной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко - культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный̆ текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения родной̆ литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении; в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Курс «Родная литература (русская литература)» строится с опорой на текстуальное изучение русских художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8kl._-_rodnaya_russkaya_literatura.docx | 36.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г.РУЗЫ»
143103, Московская область, г. Руза, ул. Волоколамское шоссе, д.4
Тел. 8(496)27 23006, e-mail: ruzaschoool3@mail.ru
Утверждено:
Директор
МАОО «СОШ №3 г. Рузы»
_______________ Хабун С.Н.
«__» августа 2020 г.
Рабочая программа
Русская родная литература
8 б класс
Составитель:
Бокша М.В.,
учитель первой категории
Руза, 2020
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русская родная литература»
Личностные результаты освоения программы по родной литературе в 8 классе:
Ученик научится:
- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
- осознанию российской гражданской идентичности: патриотизма, уважению к Отечеству, прошлому и настоящему России; осознанию своей этнической принадлежности;
- оценивать свои и чужие поступки;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;
- целостному, социально-ориентированному пониманию мира в его органичном единстве и разнообразии.
Регулятивные результаты освоения программы по родной литературе в 8 классе
Ученик научится:
- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
- владеть всеми видами речевой деятельности;
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения речевого высказывания.
Ученик получит возможность научиться:
- планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;
- осуществлять контроль успешности своей учебной деятельности;
- овладению приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умению вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.
Познавательные результаты освоения программы по родной литературе в 8 классе
Ученик научится:
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;
- строить сообщение в устной форме;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Ученик получит возможность научиться:
- владению общими приёмами решения проблемных ситуаций;
- умению организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приёмы;
Коммуникативные результаты освоения программы по родной литературе в 8 классе
Ученик научится:
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях;
-формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.
Ученик получит возможность научиться:
- участию в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
-способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления;
-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.
Предметные результаты освоения программы по родной литературе в 8 классе
Ученик научится:
- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет;
- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять родо жанровую специфику художественного произведения;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения.
Ученик получит возможность научиться:
- осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры.
Содержание учебного предмета «Русская родная литература»
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет родная литература (русская литература). Курс данного предмета в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, русских традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами литературного языка.
Главная цель изучения родной литературы (русской литературы) в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской народной, классической и современной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко - культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный̆ текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения родной̆ литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении; в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Курс «Родная литература (русская литература)» строится с опорой на текстуальное изучение русских художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Введение (1 ч.)
Русский фольклор (1 ч.)
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский
героический эпос в изобразительном искусстве и музыке.
Фольклорные традиции в русской литературе.
Древнерусская литература (1 ч.)
Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции
древнерусской литературы (традиции и особенности духовной литературы,
образное отражение жизни в древнерусской литературе).
«Русская земля».
Из литературы 18 века (1 ч.)
Новиков Н.И. « Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору).
Из литературы 19 века (6 ч.)
Традиции литературы 19 века.
Басни. Толстой Л.Н. « Два товарища», « Лгун»
Литературные сказки. Богатство и
выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно – художественный смысл.
Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
Родная природа в стихах поэтов 19 века.
Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.
Творчество поэтов и писателей 19 века.
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.
Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова
«Шуточка».
Из литературы 20 века (5 ч.)
Традиции литературы 20 века.
Литературные сказки. Сказы.
Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина (по выбору учителя).
Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение.
Пришвин М.М. Мир природы и мир человека.
«Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель».
Стихи о прекрасном и неведомом.
В. Берестов «Почему –то в детстве…»
Итоговый урок (1 ч.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов в – 16, количество часов в неделю – 1.
Тема | Количество часов | В том числе | |
Развитие речи | Контрольные работы | ||
Введение | 1 | ||
Русский фольклор | 1 | 1 | |
Древнерусская литература | 1 | 1 | |
Литература 18 века | 1 | 1 | |
Литература 19 века | 6 | 3 | |
Русская литература 20 века | 5 | 2 | 1 |
Итоговый урок | 1 | ||
Общее количество часов | 16 | 8 | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Дата | ||
Планируе- мая | Скоррек- тирован- ная | |||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | |
Введение (1 ч.) | ||||||
1 | Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально - культурная ценность народа. | 1 | ||||
Русский фольклор (1 ч). | ||||||
2 | Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов. | 1 | Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев фольклорных произведений. | |||
Древнерусская литература (1 ч.) | ||||||
3 | Традиции и особенности духовной литературы. «Русская земля». | 1 | Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев древнерусской литературы. | |||
Литература 18 века (1 ч.) | ||||||
4 | Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору). | 1 | Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. | |||
Литература 19 века (6 ч.) | ||||||
5 | Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун». | 1 | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение басен. | |||
6 | Изображение пороков, недостатков, хитрости, ума и глупости. Мораль басен. | 1 | Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. | |||
7 | Литературные сказки. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно – художественный смысл. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц. | 1 | Участие в коллективном диалоге. | |||
8 | Родная природа в стихах поэтов XIX века. Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя. | 1 | Работа со словарём литературоведческих терминов. | |||
9 | Творчество поэтов и писателей XIX века. Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя. | 1 | Устные или письменные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования). | |||
10 | Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка». | 1 | Создание собственных иллюстраций и их защита. | |||
Русская литература 20 века (5 ч.) | ||||||
11 | Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина (по выбору учителя). | 1 | Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. | |||
12 | Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение. | 1 | Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). | |||
13 | Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение. | 1 | Контрольное тестирование. | |||
14 | Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель». | 1 | Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). | |||
15 | Стихи о прекрасном и неведомом. В. Берестов «Почему-то в детстве…», Д. Самойлов «Сказка». | 1 | Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев. | |||
Итоговый урок (1 ч.) | ||||||
16 | Повторение. | 1 |
РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры словесности и искусства
Протокол №___ от «___» августа 2020 г.
Руководитель кафедры (ШМО)_______________ Бобылева Е.С.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________________ Марковская Н.С.
«___» августа 2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Родная литература, 6 класс.
Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, л...
Рабочая программа "Родная литература" 6 класс
Изучение учебного предмета "Родная литература (русская)" должно обеспечить: воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры,включение в культурно-языковое поле св...
Рабочая программа. Родная литература. 8 класс.
Рабочая программа. Родная литература. 8 класс....
Рабочая программа Родная литература 5 класс
Программа содержит цели,задачи,виды контроля,календарно-тематическое планирование по родной(русской) литературе для 5 класса....
Рабочая программа. Родная литература 9 класс (70 ч)
Родная литература (Алтайский край)...
Рабочая программа «Родная литература» Для 5 - 9 классов
Предмет «Родная литература» направлен на углубление представлений обучащихся о культурных традициях родного края, творчестве писателей-земляков, совершенствование навыков анализа художеств...
Рабочая программа "Родной язык" 10 класс.Рабочая программа "Родная литература" 10-11 класс.
Рабочая программа "Родной язык" 10 классРабочая программа "Родная литература" 10-11 класс...