Рабочая программа «Родная литература» Для 5 - 9 классов
рабочая программа по литературе (6 класс)

Ястребова Лариса Валерьевна

Предмет «Родная литература» направлен на углубление представлений обучащихся о культурных традициях родного края, творчестве писателей-земляков, совершенствование навыков анализа художественного текста и самостоятельной исследовательской деятельности, раскрытие нравственного содержания произведений писателей Тульского края.

 Программа составлена с учетом содержания основного курса литературы и включает лучшие произведения тульских писателей и поэтов, соответствующие возрастным особенностям обучащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_kak_rodnaya.doc422.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 «Родная  литература»  

Для 5 - 9 классов

Составитель

Ястребова Лариса Валерьевна,

 учитель русского языка и литературы

высшей категории

Тула – 2019 г.


Пояснительная записка

Предмет «Родная литература» направлен на углубление представлений обучащихся о культурных традициях родного края, творчестве писателей-земляков, совершенствование навыков анализа художественного текста и самостоятельной исследовательской деятельности, раскрытие нравственного содержания произведений писателей Тульского края.

 Программа составлена с учетом содержания основного курса литературы и включает лучшие произведения тульских писателей и поэтов, соответствующие возрастным особенностям обучащихся.

Тематическое планирование представлено в нескольких вариантах с разным количеством учебного времени для изучения учебного предмета. Минимальный объем реализации данной рабочей программы (17 часов) рассчитан на 1 год,  максимальный объем (85 часов) - на 5 лет обучения.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Родная литература»

Личностные результаты:

  • понимание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, родной край, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;
  • обретение целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • приобретение коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • осознания через освоение художественного наследия писателей родного края, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • овладение навыками смыслового чтения;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные:

  • сформированность внутренней потребности обучающихся в чтении произведений писателей-орловцев, чувства любви к своей родине, Тульской земле, чувства кровного родства с ее прошлым и настоящим, отраженным в художественных текстах; 
  • получение опыта медленного чтения произведений русской родной (региональной) литературы;
  • приобретение знаний о жизни и творчестве тульских поэтов и прозаиков, постижение тайн художественного слова наших великих земляков;
  • сформированность умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
  • умение делать читательский выбор;
  • умение использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;
  • овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности;
  • овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
  • сформированность у обучающихся основ культурологических знаний, бережного отношения к реликвиям прошлого, к своей малой родине, углубление представлений об истории и культурных связях родных мест с жизнью всей страны.


Раздел 2. Содержание учебного предмета «Родная литература»

5 класс (17 часов)

Устное народное творчество Тульского края (1 час). Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Сказители Тульской земли и собиратели фольклора.

Малые жанры фольклора (4 часа). Детский фольклор. Колыбельные песни. Выражение материнской любви и заботы. Приговорки, скороговорки, потешки, заклички. Своеобразие поэтических формул. Пословицы и поговорки. Выражение в них народной мудрости. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Загадки. Точность наблюдения над явлениями жизни. Образность и яркая выразительность. Основные художественные приемы, лежащие в основе загадок.

Обрядовая поэзия (4 часа). Календарно-обрядовая поэзия. Зимний цикл. Весенне-летний цикл календарно-обрядовой поэзии. Семейно-обрядовая поэзия. Поэзия свадебного обряда. Причитания, заговоры

Сказки (4 часа). Сказка – одна из самых древних форм устного народного творчества, отражающая быт, воззрения народа, черты национального характера. Сказки Тульского края: «Небылица»,  «Жадная старуха», «Дрозд Ерофеич, Сорока - Белобока и Лиса-Патрикеевна» и др.

Русская народная песня (3 часа). Мир русской народной песни. Песня как выражение души народа. Разнообразие тематики: лирические, исторические, хороводные, игровые, шуточные, плясовые. Поэтические особенности песен.

Частушка  (1 час) – малый песенный жанр, отражающий различные стороны народной жизни. Поэтика частушек.

6 класс (17 часов)

Были и легенды о Тульском крае (2 часа). Поэты и писатели нашего края. Легенды о поселении наших предков.В. Лёвшин « Описание Тульской губернии», А. Болотов «Памятник пртекших времён»

Картины русской осени в произведениях поэтов и писателей 19 века (2 часа).

Фет А.А. «Горячий ключ», «Псовая охота», «Задрожали листья, облетая...» и другие стихотворения.

Тютчев Ф.И. «Осенний вечер», «Успокоение», «Овеян вещею дремотой...» и другие стихотворения.

Бунин И.А. «Листопад». «Костер». «Вечер» к другие стихотворения; «Антоновские яблоки» (фрагменты). Духовная близость поэтов и писателей к природе и родине. Изобразительно-выразительные средства создания картин природы.

Л.Н.Толстой « Рассказы для детей» (2 часа). Тема детства и образ ребенка в рассказе. Детские впечатления писателя. Экскурсия по тульским толстовским местам города Тулы.

Русская зима в лирике русских поэтов 19 – 20 века (2 часа)

Фет А.А. «Скрип шагов вдоль улиц белых...». «Печальная береза...». «Чудная картина» и другие стихотворения.

Тютчев Ф.И «Чародейкою-зимою, «Декабрьское утро» и другие стихотворения.

Бунин И.А. «Крещенская ночь». «На окне серебряном от инея...». «Иней» и другие стихотворения. Выражение глубокой любви поэтов к природе и малой родине. Поэтические средства художественной выразительности.

Лесков Н.С. «Зверь» (3 часа). Жанр рождественского рассказа. Духовное перерождение героя.

Картины весенней природы в лирике русских поэтов (2 часа).

Фет А.А. «Весенний дождь». «Еще весны душистой нега...». «Первый ландыш» и другие стихотворения.

Тютчев Ф.И. «Первый лист». «Весенние воды». «Еще земли печален вид....» и другие стихотворения.

Бунин И.А. «Весеннее». «Опять с зарею...... «Северная береза» и другие стихотворения. Мир природы в изображении поэтов. Художественное мастерство в создании картин природы.

Бунин И.А. «Танька» (2 часа).  Судьба детей в рассказах Бунина. Гуманизм писателя. И.А. Бунин и Тульский край

Картины русского лета в изображении руссских поэтов (2 часа)

Фет А.А. «Бабочка». «Зреет рожь над жаркой нивой». «Облаком волнистым...» и другие стихотворения.

Тютчев Ф.И. «В небе тают облака...... «Молчит сомнительно восток...». «Как весел грохот летних бурь...» и другие стихотворения.

Бунин И.А. «И цветы, и шмели...». «Перед закатом набежали....» и другие стихотворения. Острое чувство красоты природы и близости человека к ней. Художественные средства их выражения.

7 класс (17 часов)

Тульский край — литературное гнездо России (1 час). Поэты и писатели — уроженцы города Тулы. Связь творческих биографий русских писателей и поэтов с Тульской землёй.

Устное народное творчество (2 часа). Туляки - собиратели народного творчества. В. А. Левшин « Топографическое описание Тульской губернии, П.В.Киреевский и его «Собрание народных песен». Экскурсия в бытовой музей Тульской духовной семинарии.

Лесков Н.С. (2 часа). «Неразменный рубль». «Тупейный художник». «Пугало». «Несмертельный Голован». «Грабеж» (по выбору).

Н.С. Лесков и Тульский край. Мастерство Н.С. Лескова-рассказчика: знание народного слова в рассказе «Неразменный рубль». Проблема добра и зла в повести.    Г. Успенский как бытописатель ( 2 часа) « Нравы Растеряевой улицы». Жизнь тульского рабочего люда, тяжкие условия труда и быта.

И.С. Тургенев (3 часа). «Певцы». «Стихотворения в прозе». « Бежин луг» Тульская земля в жизни И.С. Тургенева. Экскурсия в Спасское-Лутовиново «По местам «Записок охотника». Объективное изображение народной жизни в рассказе «Певцы». Вера автора в талант русского народа. Своеобразие жанра цикла «Стихотворения в прозе». Философское и нравственное содержание стихотворений в прозе. («Памяти Ю. Вревской» и другие по выбору учителя).

В.Я. Греков (1 час)  « Город над тихой Окой», « Местное время»,  «Хлебушко».

С.А. Есенин(2 часа) Стихотворения о родине и родной природе, о любви ко всему сущему.

К.Г. Паустовский (1 час). «Старик в потёртой шинели». «Малая родина» в сердце человека.

В.С. Сапронов (1 час ). Знакомство с биографией поэта. Стихотворения цикла «Родина рябиновой зари ». «Возвращение к истокам ». Тема Родины в творчестве поэта.

Н. Парыгина (1 часа).Отрывки из романа « Вдова». Личность и судьба писательницы. Любовь к родному краю как выражение патриотического чувства автора.

Писатели и поэты Тульской земли о Великой Отечественной войне (1 часа). В.Г. Ходулин, С.И. Галкин, В. Пахомов и другие.

8 класс (17 часов)

Тульская земля в творчестве писателей  XX века (1 час).

В.В. Вересаев (2 часа). « Записки врача» Вересаев и Тульский край. « Воспоминания», « К спеху» Тульский край в творчестве В. Вересаева.

И. Ф. Панькин «Легенды о мастере Тычке» (3 часа) Книга о тульских оружейных мастерах, продолжающих традиции легендарного Левши.

Г.А. Скребицкий- писатель-натуралист. (3 часа). Скребицкий - певец родной земли. Единство природы и человека в цикле прозаических миниатюр Острое чувство красоты родной природы и близости человека к ней. Лирическая проза писателя.

К.Г. Паустовский (3 часа). «Золотая роза». К.Г. Паустовский и Тульская земля. « Золотая роза» - книга о творчестве и писательском труде. Автор как главный герой произведения «Золотая роза».

С.И. Галкин (2 часа). Очерк жизни и творчества поэта. Истоки духовности в поэзии С.И. Галкина. Нравственные проблемы в стихотворениях поэта.

Малая проза современных писателей-туляков (3 часа).  Н. Дружинин « Без вести пропавшие», П. Сальников « Горелый порох»

9 класс (17 часов)

Литературная жизнь Тульского края конца 18 — начала 19 в.в. (2 час).

Жуковский В.А.  ( 2 час). Тульские страницы жизни поэта. «Певец во стане русских воинов». Тема войны 1812 года.Баллады Жуковского.

Пушкин А. С. (2 часа). Пушкинские тропинки в Тульском крае.   Писатели-туляки о А.С. Пушкине. В. Ходулин и его пушкинская тема.

Л.Н. Толстой (3 часа). «Холстомер ». Личность и судьба великого писателя. Тульская действительность в публицистических статьях Толстого.Обличение произвола и жестокости помещиков-крепостников в рассказе «Утро помещика».

Тургенев И.С. (2 часа).  «Дворянское гнездо». «Самая недоступная тайна» — повести И.С. Тургенева о любви. Образ «тургеневской девушки» Лизы Калитиной в романе. Нравственная проблематика романа «Дворянское гнездо».

М.Е. Салтыков-Щедрин и Тула. (3 часа). Тульские приметы в творчестве Щедрина. « История одного города». Обличение самодержавия, деспотизма и произвола.

Ф.Д Поленов. (1 час). Тульский край в жизни и творчестве Ф. Поленова. «Цвет побежалости»

Вклад тульских писателей и поэтов в развитие русской литературы. Обзор альманаха « Иван-озеро» (2 час). 


Раздел 3. Календарно-тематическое планирование

5 класс

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

1

 Устное народное творчество Тульского края.

1

2

Детский фольклор. Колыбельные песни. Выражение материнской любви и заботы. Приговорки, скороговорки, потешки, заклички. Своеобразие поэтических формул.

1

3-4

Пословицы и поговорки. Выражение в них народной мудрости. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.

2

5

Загадки. Точность наблюдения над явлениями жизни. Образность и яркая выразительность. Основные художественные приемы, лежащие в основе загадок.

1

6

Календарно-обрядовая поэзия. Зимний цикл.

1

7

Весенне-летний цикл календарно-обрядовой поэзии.

1

8

Семейно-обрядовая поэзия. Поэзия свадебного обряда.

1

9

Причитания, заговоры

1

10

 Сказка – одна из самых древних форм устного народного творчества, отражающая быт, воззрения народа, черты национального характера.

1

11-13

Сказки Тульского края: «Небылица», «Жадная старуха», «Дрозд Ерофеич, Сорока-Белобока и Лиса-Патрикеевна» и др.

3

14

Мир русской народной песни. Песня как выражение души народа.

1

15

Разнообразие тематики песен: лирические, исторические, хороводные, игровые, шуточные, плясовые.

1

16

Поэтические особенности песен.

1

17

Частушка –  малый песенный жанр, отражающий различные стороны народной жизни. Поэтика частушек.

1

6 класс

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

1-2

Были и легенды о Тульском крае. Легенды о поселении наших предков.

2

02.09.1916.09.

3

Картины русской осени в произведениях А.А.Фета, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина.

1

30.09.

4

Картины русской осени в произведениях И.А. Бунина.

1

14.10

5

Экскурсия по литературным местам города Тулы.

1

28.10.

6

Тема детства и образ ребенка в рассказах Л.Н. Толстого

1

11.11.

7-8

Русская зима в лирике русских поэтов (А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, И.А.  Бунин, С.А. Есенин).

2

25.11.

09.12

9

Толстовские  места города Тулы (экскурсия).

1

23.12

10 - 11

Лесков Н.С. «Зверь». Жанр рождественского рассказа. Духовное перерождение героя.

2

13.01, 27.01.20г.

12 - 13

Картины весенней природы в лирике русских поэтов (А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, И.А. Бунин, С.А. Есенин).

2

10.02, 24.02

14

И.А. Бунин и Тульский край.

1

09.03

15

Бунин И.А. «Танька».  Судьба детей в рассказах Бунина. Гуманизм писателя.

1

06.04

16 - 17

Картины русского лета в изображении русских поэтов (А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, И.А. Бунин, С.А. Есенин).

2

20.04

11.05

7 класс

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

1

Тульский край — литературное гнездо России.

1

05.09.19г.

2

Туляки - собиратели народного творчества. П.В.Киреевский и его «Собрание народных песен».

1

19.09

3

И. П. Сахаров « Достопамятности города Тулы и его губернии»

1

03.10

4,5

Н.С. Лесков и Тульский край. Мастерство Н.С. Лескова-рассказчика. «Неразменный рубль». «Тупейный художник». «Пугало».

2

17.10, 31.10

7

Г.И. Успенский « Нравы Растеряевой улицы». Жизнь тульского рабочего люда, тяжелые условия труда.

1

14.11

8

Тульский край в жизни И.С. Тургенева. Экскурсия в Тургенево.«По местам «Бежина луга ».

1

28.11

9

 Объективное изображение народной жизни в рассказе И.С. Тургенева «Певцы». Вера автора в талант русского народа.

1

12.12

10

Своеобразие жанра цикла И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе».

1

26.12

11

В.Я. Греков « Город над тихой Окой», « Местное время», «Хлебушко» Родной город Белёв – колыбель тихой радости.

1

16.01.20г.

12, 13

С. А. Есенин и Тульская земля. Родная природа в стихах Есенина. Любовь к родине и всему живому.

2

30.01,13.02.

14

К.Г. Паустовский « Старик в потёртой шинели»  - рассказ о «родине своего сердца»

1

27.02

15

В. С. Сапронов. « Родина рябиновой зари». « Возвращение к истокам» Тема родины в творчестве поэта.

1

12.03

16

Личность и судьба Н.Д. Парыгиной. Отрывки из романа « Вдова».

1

02.04

 17

Писатели и поэты Тульской земли о Великой Отечественной войне. В.Г. Ходулин, С.И. Галкин, В. Пахомов.

1

16.04

Тематическое планирование

8 класс (17 часов)

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

1

Тульская земля в творчестве писателей- XX века.

1

04.09.19

2-3

Тульский край в судьбах русских писателей.

2

18.09, 02.10

4

Тульские страницы жизни В.В. Вересаева « Записки врача», « Воспоминания», « К спеху»

1

16.10

5,6,7

И. Ф. Панькин «Легенды о мастере Тычке» Книга о тульских оружейных мастерах, продолжающих традиции легендарного Левши.

3

30.10, 13.11, 27.11

8,9, 10

. Г.А. Скребицкий- писатель-натуралист.  Скребицкий - певец родной земли. Единство природы и человека в цикле прозаических миниатюр Острое чувство красоты родной природы и близости человека к ней. Лирическая проза писателя.

3

11.12, 25.12, 22.01

11, 12, 13

К.Г. Паустовский «Золотая роза». К.Г. Паустовский и Тульская земля. « Золотая роза» - книга о творчестве и писательском труде. Автор как главный герой произведения «Золотая роза»..

3

12.02, 26.02, 11.03

14,15

С.И. Галкин. Очерк жизни и творчества поэта. Истоки духовности в поэзии С.И. Галкина. Нравственные проблемы в стихотворениях поэта.

2

08.04, 22.04

16

Малая проза современных писателей-туляков.  Н. Дружинин « Без вести пропавшие»

1

06.05

17

Н. Дружинин « Без вести пропавшие», П. Сальников « Горелый порох»

1

20.05

9 класс

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

1,2

Литературная жизнь Тульского края конца 18 — начала 19 веков.

2

05.09, 19.09

3

В.А.Жуковский и Тульский край.  «Певец во стане русских воинов». Тема Отечественной войны 1812 года.

1

03.10

4

Тульские страницы жизни поэта В.А. Жуковского.Баллады Жуковского.

1

17.10

5

Пушкин А. С. Пушкинские тропинки в Тульском крае.   Писатели-туляки о А.С. Пушкине. В. Ходулин и его пушкинская тема в лирике.

1

31.10

6

А.С. Пушкин и декабристы. Писатели-туляки о А.С. Пушкине.

1

14.11

7,8

Л.Н. Толстой  «Холстомер ». Личность и судьба великого писателя. Тульская действительность в публицистических статьях Толстого.

2

28.11, 12.12

9

Обличение произвола и жестокости помещиков-крепостников в повести  «Утро помещика».

1

26.12

10

Тургенев И.С.  «Дворянское гнездо». «Самая недоступная тайна» — повести И.С. Тургенева о любви.

1

16.01.

11

Образ «тургеневской девушки» Лизы Калитиной в романе. Нравственная проблематика романа «Дворянское гнездо».

1

30.01

12

М.Е. Салтыков-Щедрин и Тула.  Тульские приметы в творчестве Щедрина.  «История одного города». Обличение самодержавия, деспотизма и произвола.

1

13.02

13 - 14

. « История одного города». Обличение самодержавия, деспотизма и произвола.

2

27.02, 12.03

15

Ф.Д Поленов.  Тульский край в жизни и творчестве Ф. Поленова. «Цвет побежалости».

1

09.04

16, 17

Вклад тульских писателей и поэтов в развитие русской литературы. Обзор альманаха « Иван-озеро»

2

23.04, 07.05


Литература

1.« Тульский край в литературе и искусстве» Сборник, Тула, « Пересвет», 2001.

2. Милонов Н.А. « Писатели Тульского края» Т. Изд. любое

3.Милонов Н.А. « Русские писатели и Тульский край» Т. Изд. любое

4.Даль В.И. « Толковый словарь живого великорусского языка», М. 2000.

5.Даль В. И. « Пословицы русского народа». Т., 2001.

6.Уклеин В.Н. « От Тульских засек до Красивой Мечи». Т., 1976.

7. Толстой Л.Н. Собрание сочинений М., Просвещение, 1989.

8. Вересаев В.В. Собрание сочинений, М., Эксмо, 2006.

9. Есенин С.А. Собрание сочинений в 3-х томах, М., Эксмо, 2007.

10. Успенский Г.И. « Нравы Растеряевой улицы», М. 1976.

11. Жуковский В.А. Стихотворения. М, 1989.

12.Салтыков – Щедрин М. Е. Собрание сочинений в 14 томах, М, 1979.

13. Пахомов В.Ф. « Избранное» М., 2000.

14. Панькин И.Ф. «Легенды о мастере Тычке» Т., «Приокское книжное изд-во

15.Тютчев Ф. И. Стихотворения, Изд. любое.

!6. Фет А.А. Стихотворения, Изд. любое.

17.Бунин И.А. Собрание сочинений, М. Просвещение

18.Тургенев И. С. Собрание сочинений, Изд. любое

19. Парыгина Н. Д. « Вдова», Приокское кн. изд-во

20. Ходулин В. Г. Стихотворения, Изд. любое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа по профильному труду "Кухонный рабочий" для 10-11 класса

Рабочая программа по предмету «Профильный труд (кухонный рабочий) разработана на основе  Целевой программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды» авторы: А.С.Дев...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...