Рабочая программа. Родная литература 9 класс (70 ч)
календарно-тематическое планирование (9 класс)
Родная литература (Алтайский край)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura_-_9_klass.docx | 39.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Светловская средняя общеобразовательная школа филиал МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»
«Принято» на заседании педагогического совета протокол № от « » 20 г. | «Утверждено» Директор ___________В.Д.Ремпель приказ № от « » 20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Родная литература
Предметная область «Филология»
(70 часов)
9 класс
Составитель: Приходько
Наталья Степановна,
учитель начальных классов,
первая к/к
с. Светлое 2019
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Родная литература» для 9 класса составлена на основе
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 г № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577),
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования, «Концепцией преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637,
- «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 « О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 № 413»;
- Правоустанавливающие документы и локальные нормативные акты общеобразовательного учреждения:
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:
• формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
• формирование отношения к литературе как к одной из основных национально- культурных ценностей народа, к особому способу познания жизни;
• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
• развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
• формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; воспитание культуры понимания чужой позиции; ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам, а также к ценностным позициям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
• воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; развитие коммуникативно-эстетических способностей через активизацию речи, творческого мышления и воображения, исследовательской и творческой рефлексии. Процесс обучения в основной школе должен быть построен так, чтобы его вектор был направлен на решение этих задач, которое может быть условно завершено лишь в старшей школе. Следует учитывать, что и само решение этих задач – специфично, достигаемый результат – не четкий и окончательный; скорее результатом будет создание условий для протекания постоянного процесса (именно поэтому многие задачи описываются через термины «формирование», «развитие», которые предполагают процессуальность).
Методы, средства и формы обучения в работе с одарёнными детьми (высокомотивированными) и детьми, испытывающими трудности в обучении
с детьми, испытывающими трудности в обучении | с одарёнными детьми |
- объяснительно-иллюстративный метод; - элементы поисковой деятельности; -методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя; -фронтальное и парное обучение; -методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля; - разноуровневые проверочные работы; - свободный выбор заданий учебника и рабочей тетради на уроке; - использование классной доски, наглядных пособий, ТСО. | -методы творческого характера: проблемные, частично-поисковые в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой работой; -методы контроля и самоконтроля; - совместно-распределённая групповая деятельности; - задания повышенной сложности в учебнике и рабочей тетради; - разноуровневые проверочные работы; -самостоятельная работа учащихся; -оптимальное соотношение между самостоятельной работой учащихся и коллективной. |
Место предмета в учебном плане
Программа по родной литературе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
-Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
-Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
-Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
-Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
-Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
-Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
-Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
-Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
-Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
-Самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «Я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Метапредметные результаты
-Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, осознанно выбирая наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
-Навыки смыслового чтения;
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владение устной и письменной речью;
-Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий
Предметные результаты
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
-Воспитание творческой личности путём приобщения к литературе как искусству слова;
-Совершенствование умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);
-Совершенствование читательского опыта;
-Совершенствование мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;
-Совершенствование умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);
-Развитие интереса к творчеству;
-Развитие умения характеризовать художественные и научно-популярные тексты;
-Развитие навыка характеристики и анализа текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;
-Развитие умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;
-Формирование умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;
-Формирование умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений
Важнейшими умениями являются следующие:
-Умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
-Выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
-Осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
-Умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты); — умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
-Умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
-Умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
-Умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
-Умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
-Умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
-Умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИЕРАТУРА»
Разделы | АВ | С | Интеграция | Региональный компонент |
Из мифологии. Из устного народного творчества | Русский фольклор: сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песня и др. (10 произведений разных жанров) | Жанровая, хронологическая | Алтайские народные сказки в обработке Устное народное творчество алтайцев. Загадки. Плач-сыгыт (горловое пение). Легенды об Алтае, Телецком озере, Бии и Катуни и др. Песенные традиции Алтая Алтайский народный героический эпос. | |
Из древнерусской литературы | Древнерусская литература (1-2 произведения на выбор) | Тематическая | Произведения о покорении и заселении Сибири А.Иванов «Тобол. Много званых», В Шишков «Угрюм-река», А.Черкасов «Хмель» и др. | |
Из литературы 19 века | Поэты пушкинской поры Поэты 2-й половины XIXв | Тематическая | История Сибири. В.Шишков «Чуйские были» Н.Наумов «Рассказы о старой Сибири» Поэтический образ Родины. Творчество Р.Рождественского М.Юдалевич «Голубая Дама» | |
Из литературы 20 века | Литературные сказки XIX-ХХ века (1 сказка на выбор) Проза конца XIX – начала XX вв(2-3 рассказа или повести по выбору) Поэзия конца XIX – начала XX вв (2-3 стихотворения по выбору) Поэзия 20-50-х годов ХХ в (3-4 стихотворения по выбору) Поэзия 2-й половины ХХ в (3-4 стихотворения по выбору) Проза русской эмиграции (1 произведение – по выбору) | Жанровая | Литературная сказка В.Шишков «Кедр» Рассказы алтайских писателей о животных: М.Д.Зверев «Таинственные перья» Тема несбывшейся мечты в рассказах В.М.Шукшина К.Бальмонт Георгию Гребенщикову//Избранное. Г.Гребенщиков «Алтайская Русь: историко-этнографический очерк» | |
Проза о Великой Отечественной войне (1-2 повести или рассказа – по выбору) | Тематическая | Г.Егоров «Повесть о разведчиках» В.М.Шукшин «Далекие зимние вечера», «Гоголь и Райка» | ||
Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях (1-2 произведения – по выбору) | Тематическая | О родной природе. Времена года в творчестве поэтов и писателей Алтайского края | ||
Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др. (1-2 произведения по выбору) | Тематическая | В.М.Шукшин «Из детских лет Ивана Попова», В.Сидоров «Тайна белого камня» А.Никольская «Кадын – Владычица гор» |
Примерные темы проектных и исследовательских работ
Книги на все времена
Мои ровесники в литературных произведениях
Знаменитые поэты и писатели моего города, края
Что читают мои одноклассники
Литературные премии
Алтайские поэты и писатели о войне
Мудрость родного слова
Высказывания об Алтае
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс ( 70 ч.)
№ | Тема | Количество часов |
Из мифологии и устного народного творчества (11 ч.) | ||
1 | Родная литература как национально-культурная ценность народа | 1 |
2 | Устное народное творчество алтайцев. Загадки. | 1 |
3 | Календарная обрядовая поэзия Алтая | 1 |
4 | Алтайские народные сказки в обработке | 1 |
5 | Сказки народов Сибири о животных. | 1 |
6 | Песенные традиции Алтая (В.М.Щуров). Плач-сыгыт (горловое пение). | 1 |
7 | Легенды об Алтае, Бии и Катуни. | 1 |
8 | Легенды о Телецком озере, озере Ая | 1 |
9 | Легенда о святом источнике Аржан-суу | 1 |
10 | Легенда о кумандинцах. | 1 |
11 | Легенда о Беловодье | 1 |
Из древнерусской литературы (7 ч.) | ||
12 | Алтайский народный героический эпос: «Алтай-буучай» | 2 |
13 | ||
14 | Алтайский народный героический эпос: «Маадай-кара» | 2 |
15 | ||
16 | Алтайский народный героический эпос: «Когутэй» | 2 |
17 | ||
18 | Защита проектов | 1 |
Из литературы 19 века (12 ч) | ||
19 | Произведения о покорении и заселении Сибири А.Иванов «Тобол. Много званых» | 1 |
20 | Н.Наумов «Рассказы о старой Сибири» | 1 |
21 | В.Шишков «Чуйские были» | 2 |
22 | ||
23 | А.Черкасов «Хмель» | 2 |
24 | ||
25 | Поэтический образ Родины. | 1 |
26 | Алтайские поэты о родной природе. В.Башунов. | 1 |
27 | К.Бальмонт Георгию Гребенщикову//Избранное. Г.Гребенщиков «Алтайская Русь: историко-этнографический очерк» | 1 |
28 | Н.К.Рерих «Беловодье» | 1 |
29 | Защита проектов | 1 |
30 | Сочинение «Алтай-сказка наяву» | 1 |
Из литературы 20 века (37 час.) | ||
31 | Сказки И.Цхай «Поющая радуга» | 1 |
32 | Литературная сказка В.Шишков «Кедр» | 1 |
33 | М.Юдалевич «Голубая Дама» | 2 |
34 | ||
35 | Рассказы алтайских писателей о животных. В.Свинцов «Мои звери» | 1 |
36 | B.Свинцов «Мама Вася» | 1 |
37 | М.Д.Зверев «Пешая птичка» | 1 |
38 | Времена года в творчестве поэтов и писателей Алтайского края | 1 |
39 | Времена года в творчестве поэтов и писателей Алтайского края. Я.Черкасов | 1 |
40 | Защита проектов | 1 |
41 | Сочинение «Прогулка по городу (селу)» | 1 |
42 | Творчество Р.Рождественского | 2 |
43 | ||
44 | Великая отечественная война в творчестве М.Юдалевича, Л.Квин, П.Бородкина и др. поэтов и писателей Алтая. | 2 |
45 | ||
46 | Г.Егоров «Повесть о разведчиках» | 1 |
47 | В.М.Шукшин «Далекие зимние вечера» | 1 |
48 | В.М.Шукшин «Гоголь и Райка» | 1 |
49 | Г.Яхина «Зулейха открывает глаза» | 1 |
50 | В.Шукшин «Любавины» | 3 |
51 | ||
52 | ||
53 | В.Шишков «Угрюм-река» | 3 |
54 | ||
55 | ||
56 | Тема несбывшейся мечты. В.М.Шукшин «Микроскоп» | 1 |
57 | Защита проектов | 1 |
58 | Сочинение «Мечты об Алтае» | 1 |
59 | Алтайские писатели улыбаются. А Гусев «Факир» | 1 |
60 | В.М.Шукшин «Миль пардон, мадам» | 1 |
61 | Р.Сенчин «Минус» | 1 |
62 | В.Сидоров «Тайна белого камня» | 1 |
63 | Рассказы В.Свинцова. «Мой друг Сенька» | 1 |
64 | В.М.Шукшин «Из детских лет Ивана Попова» | 1 |
65 | А.Никольская «Кадын – Владычица гор» | 1 |
66 | Защита проектов | 1 |
67 | Сочинение «Их именами названы улицы» | 1 |
68 | Резерв | 3 |
69 | ||
70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Родная литература, 6 класс.
Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, л...
Рабочая программа "Родная литература" 6 класс
Изучение учебного предмета "Родная литература (русская)" должно обеспечить: воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры,включение в культурно-языковое поле св...
Рабочая программа. Родная литература. 8 класс.
Рабочая программа. Родная литература. 8 класс....
Рабочая программа Родная литература 5 класс
Программа содержит цели,задачи,виды контроля,календарно-тематическое планирование по родной(русской) литературе для 5 класса....
Рабочая программа «Родная литература» Для 5 - 9 классов
Предмет «Родная литература» направлен на углубление представлений обучащихся о культурных традициях родного края, творчестве писателей-земляков, совершенствование навыков анализа художеств...
Рабочая программа "Родной язык" 10 класс.Рабочая программа "Родная литература" 10-11 класс.
Рабочая программа "Родной язык" 10 классРабочая программа "Родная литература" 10-11 класс...