Рабочая программа "Родной язык" 10 класс.Рабочая программа "Родная литература" 10-11 класс.
рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа "Родной язык" 10 класс
Рабочая программа "Родная литература" 10-11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yazyk_10-.docx | 51.58 КБ |
rodnaya_literatura_10-11.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разныхсферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане
Программа по родному русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 70 часов.
Общая характеристика учебного предмета «Родной язык (русский)»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но
и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании учебного предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами учебного предмета «Родной язык (русский)» являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Основные содержательные линии программы учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
В первом блоке «Язык и культура» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально- культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Планируемые личностные результаты
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
- ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Планируемые метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения ООП
Выпускник научится:
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
- отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочникидля расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Родной язык (русский)», 10 класс
Раздел 1. Язык и культура (10 ч.)
Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (11ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала.
Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.
Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих.
Текст как единица языка и речи
Категория монолога и диалога как формы речевого общения.
Структура публичного выступления.
Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.
Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.
Функциональные разновидности языка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и справочники.
Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.
Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Резерв учебного времени – 3 ч.
11 класс
Раздел 1. Язык и культура (5 ч.)
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка.
Раздел 2. Культура речи (18 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Речевой этикет
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (9 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты.
Текст как единица языка и речи
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.
Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.
Резерв учебного времени – 3 ч.
Тематическое планирование. 10 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
Контрольные работы | ||||
Тест | Творческая работа | |||
1. | Язык и культура | 8 | 1 | 2 |
2. | Культура речи | 12 | 1 | 2 |
3. | Речевая деятельность. Текст. | 13 | 1 | 2 |
4. | Резервные уроки | 1 |
|
|
| Всего | 34 | 3 | 6 |
Тематическое планирование. 11 класс
№п/п | Тема | Количество часов | В том числе | |
Контрольные работы | ||||
Тест | Творческая работа | |||
1. | Язык и культура | 5 | - | 2 |
2. | Культура речи | 18 | 2 | 2 |
3. | Речевая деятельность. Текст. | 9 | 1 | 2 |
4. | Резервные уроки | 2 |
|
|
| Всего | 34 | 3 | 6 |
Примерные темы проектных и исследовательских работ
- Жанр интервью в современных газетах
- Искусство вести беседу
- Телевидение и литература: что окажется сильнее
- Как влияют социальные сети на язык.
- Край родной в легендах и преданиях.
- Научные открытия А.А. Шахматова.
- Причины заимствования в современном русском языке.
- Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
- Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
- Структурные особенности русских метафор.
- Средства речевой выразительности в различных типах политического текста (на материале предвыборных публикаций).
- Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия.
- Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.
- Сетевой знак @ в разных языках.
- Слоганы в языке современной рекламы.
- Являются ли жесты универсальным языком человечества?
- Роль "ников" в интернете.
- Язык как отражение национального характера.
- Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
- Языковой портрет ученика нашей школы.
- Как влияют социальные сети на язык?
- Особенности языка СМС сообщений.
- Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий.
Календарно тематическое планирование
10 класс (1 час в неделю/17 часов в год)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
| Язык и культура (4 часа) |
| ||
1 | Русский язык в Российской Федерации и в современном мире | 1 | ||
2 | Система русского языка, его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся явление. Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. «Неологический бум» русского языка в 21 веке, его причины | 1 | ||
3 | Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском языке слов, их стилистическая переоценка | 1 | ||
4 | Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни современного общества» | 1 | ||
Культура речи (7 часов) |
| |||
5 | Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. | 1 | ||
6 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Речевая избыточность и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. | 1 | ||
7 | Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка | 1 | ||
8 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. | 1 | ||
9 | Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. | 1 | ||
10 | Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | 1 | ||
11 | Контрольная работа в форме теста по теме «Современные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка» | 1 | ||
Речь. Речевая деятельность. Тест (6 часов) |
| |||
12 | Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. | 1 | ||
13 | Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Риторика остроумия | 1 | ||
14 | Категория монолога и диалога как формы речевого общения. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика | 1 | ||
15 | Р/р Публичное выступление (практическое занятие) | 1 | ||
16 | Функциональные разновидности языка. Публицистический, научный, официально-деловой стили речи. Язык художественной литературы. Разговорная речь | 1 | ||
17 | Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка» или Защита проекта по предложенной теме | 1 |
Календарно-тематическое планирование
11 класс (1 час в неделю/34 часа в год)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
Язык и культура (5 часов) |
| |||
1 | Язык и речь. Язык и художественная литература | 1 | ||
2 | Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Н. Помяловский о разнообразии языка. | 1 | ||
3 | Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь») | 1 | ||
Культура речи (18 часов) |
| |||
6 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | 1 | ||
7 | Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии | 1 | ||
8 | Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. | 1 | ||
9 | Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе» | 1 | ||
12 | Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества» | 1 | ||
13 | Контрольная работа в форме теста по теме «Орфоэпические и лексические нормы русского языка» | 1 | ||
15 | Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. | 1 | ||
16 | Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов. |
| ||
17 | Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. | 1 | ||
18 | Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи | 1 | ||
19 | Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении | 1 | ||
20 | Этапы делового общения | 1 | ||
21 | Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении. | 1 | ||
22 | Контрольная работа в форме теста по теме «Грамматические нормы русского языка» | 1 | ||
23 | Анализ контрольной работы | 1 | ||
Речь. Речевая деятельность. Тест (9часов) |
| |||
22 | Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация | 1 | ||
23 | Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты | 1 | ||
24 | Признаки текста. Виды связей предложений в тексте | 1 | ||
25 | Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста. | 1 | ||
26 | Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат | 2 | ||
28-29 | Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом | 1 | ||
30 | Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка» | 1 | ||
31 | Анализ контрольной работы | 1 | ||
32 | Защита проекта по предложенной теме | 1 | ||
33-34 | Резервные уроки | 3 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413».
Предметные результаты изучения предметной области
«Родная литература»:
- Сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- Сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни,
- Сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.
При изучении курса «Родная литература» необходимо обратить внимание на:
- основные виды речевой деятельности (чтение, аудирование и слушание, говорение, письмо);
- функциональные разновидности языка и основные речевые жанры;
- зависимость языковых средств от цели, темы, основной мысли и ситуации общения;
- нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме);
- базовые концепты национальной культуры;
- приемы сопоставления разных языков, актуализация которых способствует формированию толерантного отношения к культурам других народов.
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
10 класс
В центре внимания – русские писатели, жизнь и творчество которых связаны с Нижегородской областью.
Аввакум. Аввакум как главный идеолог русского старообрядчества. Аввакум и Нижегородская область. Творческая свобода Аввакума, выраженная в его произведениях. Средневековый характер «Жития» Аввакума, сказывающийся в том, что за бытовыми мелочами обнаруживается вечный, непреходящий смысл событий. Символика: море – жизнь; корабль, плывущий по житейскому морю,- человеческая судьба; якорь спасения – христианская вера. Конкретизация церковно-библейской символики. Субъективизм повествования. Соединение элементов книжной и разговорной речи. Баллада Д.С.Мережковского «Протопоп Аввакум».
А.С.Пушкин. Заочная экскурсия с использованием ресурсов интернета «Встреча с Болдинским музеем-заповедником». Болдино в жизни и творчестве А.С.Пушкина. Тематическое разнообразие болдинской лирики. Форма диалога в стихотворении «Герой». Проблематика и художественное своеобразие «Повестей Белкина». Внутренний мир человека в «Маленьких трагедиях»: экспериментальный подход к жизни.
В.Г.Короленко. жизнь и творчество писателя в Нижнем Новгороде (1885-1895гг.) Личность писателя. Гуманистический пафос рассказа «Парадокс»; реалистическое и романтическое в произведении. Повесть «Слепой музыкант»: судьба творческой личности, тема искусства.
11 класс
М.Горький. Заочная экскурсия по «горьковским» местам в Нижнем Новгороде и их художественное отражение в произведениях писателя. Сормово на страницах повести М.Горького «Мать»; Павел Власов и Заломов. Краеведческий подход к пьесе М.Горького «На дне». Взгляд М.Горького на человека, отраженный в одном из рассказов начала двадцатых годов (Отшельник», «Карамора», «Рассказ о необыкновенном»).
Б.П.Корнилов. Трагическая судьба поэта. Нижегородский край в лирике поэта («В Нижнем Новгороде с откоса…», «Усталость тихая…»). Петербургская тема в стихотворениях «Разговор» и «Память». Тема любви в стихотворении «Соловьиха»; образы природы. Тема человеческой судьбы в стихотворении «Дети». Поэт и судьба страны («Песня о встречном»). Б.П.Корнилов и поэтические традиции С.А.Есенина. Творческая индивидуальность.
З.Прилепин. Социальная активность нижегородского писателя. Сюжеты и герои романов («Патологии», «Грех», «Санька», «Обитель», «Некоторые не попадут в ад»), повестей и рассказов (сборники «Ботинки, полные горячей водкой» и «Восьмерка») – обзор произведений по выбору. Реалистическая позиция писателя. Биографические книги о Л.М.Леонове и С.А.Есенине.
Заочный диалог с писателем (создание текста предполагаемого интервью с писателем).
Современные нижегородские писатели и поэты. Обзор произведений. Литературно-художественный журнал «Нижний Новгород».
Тематическое планирование. 10 класс.
№ | Разделы | Количество часов |
1. | Аввакум. Аввакум как главный идеолог русского старообрядчества. | 3 |
2. | А.С.Пушкин. ». Болдино в жизни и творчестве А.С.Пушкина. | 6+1 р/р |
3. | В.Г.Короленко. Жизнь и творчество писателя в Нижнем Новгороде | 5+1р/р |
4. | Повторение. | 1 |
Итого: | 17 |
Тематическое планирование. 11класс
№ | Количество часов | |
1. | М.Горький. Заочная экскурсия по «горьковским» местам в Нижнем Новгороде и их художественное отражение в произведениях писателя. Роман Мать». Пьеса «На дне» | 7 |
2. | Б.П.Корнилов. Трагическая судьба поэта. Нижегородский край в лирике поэта | 3 |
3. | З.Прилепин. Социальная активность нижегородского писателя. Сюжеты и герои романов Биографические книги о Л.М.Леонове и С.А.Есенине. | 4 |
4. | Современные нижегородские писатели и поэты. Обзор произведений | 2 |
5. | Итоговый урок | 1 |
Итого: | 17 |
Календарно – тематическое планирование. 10 класс
№ | Тема урока | Дата план | Дата факт | |
1. | Аввакум как главный идеолог русского старообрядчества. Аввакум и Нижегородская область. Творческая свобода Аввакума, выраженная в его произведениях. | 1 | ||
2. | Средневековый характер «Жития» Аввакума, сказывающийся в том, что за бытовыми мелочами обнаруживается вечный, непреходящий смысл событий | 1 | ||
3. | Баллада Д.С.Мережковского «Протопоп Аввакум». | 1 | ||
4. | Заочная экскурсия с использованием ресурсов интернета «Встреча с Болдинским музеем-заповедником». | 1 | ||
5-6 | Болдино в жизни и творчестве А.С.Пушкина. Тематическое разнообразие болдинской лирики. | 2 | ||
7. | Форма диалога в стихотворении «Герой». | 1 | ||
8. | Проблематика и художественное своеобразие «Повестей Белкина». | 1 | ||
9. | Внутренний мир человека в «Маленьких трагедиях»: экспериментальный подход к жизни. | 1 | ||
10. | Сочинение по творчеству А.С.Пушкина | 1 | ||
11. | В.Г.Короленко. жизнь и творчество писателя в Нижнем Новгороде (1885-1895гг.) | 1 | ||
12-13 | Гуманистический пафос рассказа «Парадокс»; реалистическое и романтическое в произведении. | 2 | ||
14-15 | Повесть «Слепой музыкант»: судьба творческой личности, тема искусства. | 2 | ||
16. | Сочинение по творчеству В.Г.Короленко | 1 | ||
17. | Итоговый урок | 1 |
Календарно – тематическое планирование. 11класс
№ | ||||
1. | М.Горький. Заочная экскурсия по «горьковским» местам в Нижнем Новгороде и их художественное отражение в произведениях писателя. | 1 | ||
2-3 | Сормово на страницах повести М.Горького «Мать»; Павел Власов и Заломов | 2 | ||
4-5 | Краеведческий подход к пьесе М.Горького «На дне». | 2 | ||
6. | Взгляд М.Горького на человека, отраженный в одном из рассказов начала двадцатых годов (Отшельник», «Карамора», «Рассказ о необыкновенном»). | 1 | ||
7. | Сочинение по творчеству М.Горького | 1 | ||
8. | Б.П.Корнилов. Трагическая судьба поэта. Нижегородский край в лирике поэта («В Нижнем Новгороде с откоса…», «Усталость тихая…»). | 1 | ||
9. | Петербургская тема в стихотворениях «Разговор» и «Память». | 1 | ||
10 | Тема любви в стихотворении «Соловьиха»; образы природы. Тема человеческой судьбы в стихотворении «Дети». | |||
11. | З.Прилепин. Социальная активность нижегородского писателя. Сюжеты и герои романов («Патологии», «Грех», «Санька», «Обитель», «Некоторые не попадут в ад»), | 1 | ||
12. | Сюжеты и герои повестей и рассказов (сборники «Ботинки, полные горячей водкой» и «Восьмерка») – обзор произведений по выбору | 1 | ||
13. | Биографические книги о Л.М.Леонове и С.А.Есенине. | 1 | ||
14. | Заочный диалог с писателем (создание текста предполагаемого интервью с писателем). | 1 | ||
15-16 | Современные нижегородские писатели и поэты. Обзор произведений. Литературно-художественный журнал «Нижний Новгород». | |||
17. | Итоговый урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)
КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...