Рабочая программа Родная литература 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Программа содержит цели,задачи,виды контроля,календарно-тематическое планирование по родной(русской) литературе для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа родная литература 5 класс | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ
5-А КЛАСС
РАЗРАБОТЧИК:
учитель высшей категории
Яворская Елена Ивановна
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана на основе ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897), в соответствии с Рабочим учебным планом МОУ ..., требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, с учётом Примерной программы по учебному предмету «Родная (русская) литература» для 5 класса общеобразовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением методического совета Муниципального казенного образовательного учреждения города Джанкоя Республики Крым «Информационно – методический центр» (протокол №1 от 24.08.2018г.).
Учитывая, что в утвержденном федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования, отсутствуют учебники по учебному предмету «Родная (русская) литература», в качестве дополнительного учебника используется учебник «Литература» под редакцией В. Ф. Чертова, Л. А.Трубиной и др., издательство «Просвещение», 2016г., имеющийся в федеральном перечне учебников.
Данная программа предназначена для учащихся 5-А класса муниципального общеобразовательного учреждения города ...
Согласно учебному плану на изучение родной(русской)литературы отводится в 5-А классе 1 час в неделю,34 часа на год, 34 учебные недели.
Цели освоения учебного предмета в 5 классе:
- воспитание ценностного отношения к родной (русской) литературе как хранителю культуры;
- приобщение к литературному наследию своего народа; чтение вершинных произведений отечественной литературы и их анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и современной литературы.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная задача программы по родной (русской) литературе – изучение литературы от фольклора к русской литературе XIX, XX веков, современной литературе и литературе родного края.
Ведущая задача изучения родной (русской) литературы в 5 классе – внимание к книге.
РАЗДЕЛ 1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
2) формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные результаты:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- учиться работать в паре, группе;
- выполнять различные роли.
Предметные результаты:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
- понимание родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащиеся научатся:
• осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений;
Учащиеся получат возможность:
- определять тему и основную мысль произведения;
- владеть различными видами пересказа;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять родо - жанровую специфику художественного произведения;
- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
РАЗДЕЛ 2.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. (1 час)
Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства.
Устное народное творчество. (2 часа)
Русские народные сказки (о животных, социально – бытовые). «Журавль и цапля», «Солдатская шинель», «Лиса и дрозд» (по выбору) - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Народная мораль в характере и поступках героев.
Литературные сказки.(1 час)
В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
Из русской литературы XIX века. ( 5 часов)
И.А.Крылов. Басни. «Квартет», «Ларчик» и др. (по выбору).
Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное, …».
Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
Л.Н.Толстой Краткий рассказ о жизни писателя.
Рассказы для детей. «Архиерей и разбойник», «Два брата и золото», «Шелковичный
червь» и др. (по выбору).
Из русской литературы XX века.(7 часов)
П.П.Бажов «Каменный цветок».
Теория литературы. Сказ как жанр литературы.
А.И.Куприн «Ю-ю».
Е.Носов «Белый гусь»
И. С.Шмелев «Яичко», «Полочка. Из воспоминаний моего приятеля», «Как я встречался
с Чеховым. 1. За карасями» (по выбору).
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное
Писатели - детям (6 ч.)
Н.Носов «Приключения Толи Клюквина», «Витя Малеев в школе и дома» (по выбору)
В. Драгунский «Денискины рассказы»
Л. И. Лагин «Старик Хоттабыч» (фрагменты).
Современная детская литература (2ч.)
Л. Петрушевская «Котёнок Господа Бога»
Писатели Крыма (5ч.)
В.А.Бахревский «Лебяжьи острова», «Дом с жабой» (по выбору).
Е.Белоусов «Сказка древнего леса»
В.Килеса «Четыре брата»
Л. Огурцова, И.Козеева, Л.Кондрашенко Поэзия.
РАЗДЕЛ 3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Развитие речи | Контроль знаний | Всего |
1. | Введение. | 1 | 1 | ||
2. | Устное народное творчество - русские народные сказки (социально – бытовые, о животных) | 2 | 2 | ||
3. | Литературные сказки | 2 | 2 | ||
4. | Из литературы XIX в. | 5 | 1 | 6 | |
5. | Из литературы XX в. | 7 | 7 | ||
6. | Писатели - детям | 6 | 6 | ||
7. | Современная детская литература | 2 | 1 | 3 | |
8. | Писатели Крыма | 5 | 1 | 6 | |
Резерв учебного времени | 1 | 1 | |||
Итого: | 31 | 2 | 1 | 34 |
Сводная таблица по выполнению практической части рабочей программы.
Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ | 5 класс |
Количество часов в неделю | 1 ч/н |
Контрольная работа | 1 |
Уроков развития речи | 2 |
№ | Дата проведения | Тема урока | Примечание | ||
План | Факт | ||||
Введение-1ч | |||||
1 | 07.09 | Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства. | |||
Раздел I. Устное народное творчество и русская народная сказка-2ч | |||||
2 | 14.09 | Русские народные сказки.(о животных,социально-бытовые) Народные представления о справедливости в сказке «Солдатская шинель». | |||
3 | 21.09 | «Лиса и дрозд». Народная мораль в характере и поступках героев. | |||
Раздел II . Литературные сказки-2ч | |||||
4 | 28.09 | В.М.Гаршин«Лягушка – путешественница» | |||
5 | 05.10 | В.М.Гаршин«Лягушка – путешественница» | |||
Раздел III Из литературы XIX века-6ч | |||||
6 | 12.10 | И.А.Крылов. Басня. «Квартет». | |||
7 | 19.10 | Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное, …». | |||
8 | 26.10 | Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. | |||
9 | 09.11 | Л.Н.Толстой Краткий рассказ о жизни писателя. Рассказы для детей. «Два брата и золото» | |||
10 | 16.11 | Л.Н.Толстой . «Шелковичный червь» | |||
11 | 23.11 | РР№1 Устное сочинение «Чему научили меня рассказы Л.Н.Толстого?» | |||
Раздел IV. Из русской литературы XX века-7 ч | |||||
12 | 30.11 | Краткий обзор литературы XX века | |||
13 | 07.12 | П.П.Бажов .Сказ как жанр литературы.«Каменный цветок». | |||
14 | 14.12 | П.П.Бажов «Каменный цветок». | |||
15 | 21.12 | А.И.Куприн «Ю-ю». | |||
16 | 28.12 | Е.Носов «Белый гусь». | |||
17 | 11.01 | И. С.Шмелев «Яичко», «Полочка. Из воспоминаний моего приятеля». | |||
18 | 18.01 | И. С.Шмелев “Как я встречался с Чеховым.” | |||
Писатели - детям (6 ч.) | |||||
19 | 25.01 | Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» (фрагменты). | |||
20 | 01.02 | Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» (фрагменты). | |||
21 | 08.02 | В. Драгунский «Денискины рассказы» | |||
22 | 15.02 |
| Л. И. Лагин «Старик Хоттабыч» (фрагменты). | ||
23 | 22.02 | Л. И. Лагин «Старик Хоттабыч» | |||
24 | 01.03 | Л. И. Лагин «Старик Хоттабыч» (фрагменты). | |||
Современная детская литература (2ч.) | |||||
25 | 15.03 | Краткий обзор современной детской литературы. | |||
26 | 22.03 | Л. Петрушевская «Котёнок Господа Бога» | |||
27 | 05.04 | РР№2 Устное сочинение «Что такое добро?»(на основе рассказа «Котёнок Господа Бога» Л.Петрушевской) | |||
Писатели Крыма -5ч | |||||
28 | 12.04 | В.А.Бахревский «Лебяжьи острова». | |||
29 | 19.04 | Е.Белоусов «Сказка древнего леса» | |||
30 | 26.04 | В.Килеса «Четыре брата» | |||
31 | 03.05 | Л. Огурцова.Поэзия. | |||
32 | 10.05 | И.Козеева, Л. Кондрашенко. Поэзия. | |||
33 | 17.05 | Контрольная работа№1 Вопросы и задания | |||
34 | 24.05 | Итоговое повторение по теме «Писатели Крыма» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Родная литература, 6 класс.
Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, л...
Рабочая программа "Родная литература" 6 класс
Изучение учебного предмета "Родная литература (русская)" должно обеспечить: воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры,включение в культурно-языковое поле св...
Рабочая программа. Родная литература. 8 класс.
Рабочая программа. Родная литература. 8 класс....
Рабочая программа. Родная литература 9 класс (70 ч)
Родная литература (Алтайский край)...
Рабочая программа «Родная литература» Для 5 - 9 классов
Предмет «Родная литература» направлен на углубление представлений обучащихся о культурных традициях родного края, творчестве писателей-земляков, совершенствование навыков анализа художеств...
Рабочая программа "Родной язык" 10 класс.Рабочая программа "Родная литература" 10-11 класс.
Рабочая программа "Родной язык" 10 классРабочая программа "Родная литература" 10-11 класс...