Рабочая программа Родная литература 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Яворская Елена Ивановна

Программа содержит цели,задачи,виды контроля,календарно-тематическое планирование по родной(русской) литературе для 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                   

ПО РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ

5-А КЛАСС

                             РАЗРАБОТЧИК:

                              учитель высшей категории

                              Яворская Елена Ивановна

 

Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по родной (русской) литературе  разработана на основе ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897), в соответствии с Рабочим учебным планом МОУ ..., требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, с учётом Примерной программы по учебному предмету «Родная (русская) литература» для 5 класса общеобразовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования, одобренной  решением методического совета Муниципального казенного образовательного учреждения города Джанкоя Республики Крым «Информационно – методический центр» (протокол №1 от 24.08.2018г.).

Учитывая, что в утвержденном федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования, отсутствуют учебники по учебному предмету «Родная (русская) литература», в качестве дополнительного учебника используется учебник «Литература» под редакцией В. Ф. Чертова, Л. А.Трубиной и др., издательство «Просвещение», 2016г., имеющийся в федеральном перечне учебников.

Данная программа предназначена для учащихся 5-А класса муниципального общеобразовательного учреждения города ...

Согласно учебному плану на изучение родной(русской)литературы отводится в 5-А классе 1 час в неделю,34 часа на год, 34 учебные недели.

Цели освоения учебного предмета в 5 классе:

  • воспитание ценностного отношения к  родной (русской) литературе как хранителю культуры;
  •  приобщение к литературному наследию своего народа;  чтение вершинных произведений  отечественной литературы и их анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
  • приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и современной литературы.

 Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с  биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная задача программы по родной (русской) литературе – изучение литературы от фольклора к русской литературе XIX, XX веков, современной литературе и литературе родного края.

       Ведущая задача изучения родной (русской) литературы в 5 классе – внимание к книге.

 

РАЗДЕЛ 1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

              Личностные

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому  и настоящему  многонационального народа России;

2) формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

        Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  •  определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  •  оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владеть  основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

        Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные  УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы  класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно  пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные результаты:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • учиться работать в паре, группе;
  • выполнять различные роли.

        Предметные результаты:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
  • понимание родной литературы         как        одной         из        основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • развитие        способности        понимать        литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;  формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащиеся научатся:

• осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений;

Учащиеся получат возможность:

  • определять тему и основную мысль произведения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять родо - жанровую специфику художественного произведения;
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

РАЗДЕЛ 2.  

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1.         Введение. (1 час)

Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства.

  1. Устное народное творчество. (2 часа)

Русские народные сказки (о животных, социально – бытовые). «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»,  «Лиса и дрозд» (по выбору) - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Народная мораль в характере и поступках героев.

        Литературные сказки.(1 час)

       В.М. Гаршин  «Лягушка – путешественница».

Из русской литературы XIX века. ( 5 часов)

      И.А.Крылов. Басни. «Квартет», «Ларчик» и др. (по выбору).

     Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное, …».

  Н.А.Некрасов  «В полном разгаре страда деревенская…». Картины природы.            Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

         Л.Н.Толстой  Краткий рассказ о жизни писателя.

    Рассказы для детей. «Архиерей и разбойник», «Два  брата и золото», «Шелковичный

    червь» и др. (по выбору).

Из русской литературы XX века.(7 часов)

П.П.Бажов «Каменный цветок».

Теория литературы. Сказ как жанр литературы.

А.И.Куприн «Ю-ю».

Е.Носов «Белый гусь»

И. С.Шмелев «Яичко», «Полочка. Из воспоминаний моего приятеля», «Как я встречался

     с Чеховым. 1. За карасями» (по выбору).

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное

Писатели  -  детям  (6 ч.)

Н.Носов «Приключения Толи Клюквина», «Витя Малеев в школе и дома» (по выбору)

В. Драгунский «Денискины рассказы»

Л. И. Лагин  «Старик Хоттабыч» (фрагменты).

Современная детская литература (2ч.)

Л. Петрушевская  «Котёнок Господа Бога»

Писатели Крыма (5ч.)

В.А.Бахревский  «Лебяжьи острова», «Дом с жабой» (по выбору).

Е.Белоусов  «Сказка древнего леса»

В.Килеса  «Четыре брата»

Л. Огурцова, И.Козеева, Л.Кондрашенко Поэзия.

  1.              

РАЗДЕЛ 3.

                             ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                                 

№ п/п

Название темы

Количество часов

Развитие речи

Контроль

знаний

Всего

1.

Введение.

1

1

2.

Устное народное творчество

- русские народные сказки (социально – бытовые, о животных)

2

2

3.

Литературные сказки

2

2

4.

Из литературы XIX в.

5

1

6

5.

Из литературы XX в.

7

7

6.

Писатели  -  детям

6

6

7.

Современная детская  литература

2

1

3

8.

Писатели Крыма

5

1

6

Резерв учебного времени

1

1

Итого:

31

2

1

34

Сводная таблица по выполнению практической части рабочей программы.

Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ

5 класс

    Количество часов в неделю

1 ч/н

Контрольная работа

1

 Уроков развития речи

2


п/п

Дата проведения

Тема урока

Примечание

План

Факт

Введение-1ч

1

07.09

   Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства.

Раздел I. Устное народное творчество и русская народная сказка-2ч

2

14.09

Русские народные сказки.(о животных,социально-бытовые) Народные представления о справедливости  в сказке «Солдатская шинель».

3

21.09

«Лиса и дрозд». Народная мораль в характере и поступках героев.

Раздел II . Литературные сказки-2ч

4

28.09

В.М.Гаршин«Лягушка – путешественница»

5

05.10

В.М.Гаршин«Лягушка – путешественница»

Раздел III Из литературы XIX века-6ч

6

12.10

 И.А.Крылов. Басня. «Квартет».

7

19.10

Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное, …».

8

26.10

 Н.А.Некрасов  «В полном разгаре страда деревенская…». Картины природы.                     Раздумья поэта о судьбе народа.

9

09.11

 Л.Н.Толстой  Краткий рассказ о жизни писателя. Рассказы для детей. «Два  брата и золото»

10

16.11

  Л.Н.Толстой . «Шелковичный червь»

11

23.11

РР№1 Устное сочинение «Чему научили меня рассказы Л.Н.Толстого?»

Раздел IV.  Из русской литературы XX века-7 ч

12

30.11

Краткий обзор  литературы XX века

13

07.12

П.П.Бажов .Сказ как жанр литературы.«Каменный цветок».

14

14.12

П.П.Бажов «Каменный цветок».

15

21.12

А.И.Куприн «Ю-ю».

16

28.12

Е.Носов «Белый гусь».

17

11.01

И. С.Шмелев «Яичко», «Полочка. Из воспоминаний моего приятеля».

18

18.01

И. С.Шмелев “Как я встречался   с Чеховым.”

Писатели  -  детям  (6 ч.)

19

25.01

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» (фрагменты).

20

01.02

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» (фрагменты).

21

08.02

В. Драгунский «Денискины рассказы»

22

15.02

 

Л. И. Лагин  «Старик Хоттабыч» (фрагменты).

23

22.02

Л. И. Лагин  «Старик Хоттабыч»

24

01.03

Л. И. Лагин  «Старик Хоттабыч» (фрагменты).

Современная детская литература (2ч.)

25

15.03

Краткий обзор современной детской литературы.

26

22.03

  Л. Петрушевская  «Котёнок Господа Бога»

27

05.04

РР№2 Устное сочинение «Что такое добро?»(на     основе            рассказа 

 «Котёнок Господа Бога» Л.Петрушевской)

   Писатели Крыма -5ч

28

12.04

В.А.Бахревский  «Лебяжьи острова».

29

19.04

Е.Белоусов  «Сказка древнего леса»

30

26.04

  В.Килеса  «Четыре брата»

31

03.05

 Л. Огурцова.Поэзия.

32

10.05

И.Козеева, Л. Кондрашенко.   Поэзия.

33

17.05

Контрольная работа№1 Вопросы и задания

34

24.05

Итоговое повторение по теме «Писатели Крыма»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Родная литература, 6 класс.

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, л...

Рабочая программа "Родная литература" 6 класс

Изучение учебного предмета "Родная литература (русская)" должно обеспечить: воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры,включение в культурно-языковое поле св...

Рабочая программа. Родная литература. 8 класс.

Рабочая программа. Родная литература. 8 класс....

Рабочая программа. Родная литература 9 класс (70 ч)

Родная литература (Алтайский край)...

Рабочая программа «Родная литература» Для 5 - 9 классов

Предмет «Родная литература» направлен на углубление представлений обучащихся о культурных традициях родного края, творчестве писателей-земляков, совершенствование навыков анализа художеств...

Рабочая программа "Родной язык" 10 класс.Рабочая программа "Родная литература" 10-11 класс.

Рабочая программа "Родной язык" 10 классРабочая программа "Родная литература" 10-11 класс...