Рабочая программа по родной русской литературе для 5 класса
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по родной русской литературе для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_rodnaya_russkaya_literatura_2.docx | 30.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Учхозская средняя общеобразовательная школа»
Краснослободского района Республики Мордовия
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол №1 от «31 августа»2020 г. Руководитель ШМО: ___________ /Инюшкина В.И./ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________ / Милькевич О.В./ «1» сентября 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ______________/Маркин В.И/ «1» сентября 2020 г. |
Рабочая программа по предмету
Русская (родная) литература
5 класс
2020-2021 учебный год
Составитель: Храпцова Юлия Николаевна
учитель русского языка и литературы
первая квалификационная категория
п. Преображенский, 2020 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»
5 класс
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащийся 5 класса научится:
- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
- уважительно относиться к родной литературе;
- оценивать свои и чужие поступки;
- проявлять внимание, желание больше узнать.
- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
- совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся 5 класса научится:
- планированию пути достижения цели;
- установлению целевых приоритетов;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
- учитывать условия выполнения учебной задачи;
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
- овладение навыками смыслового чтения;
- извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся 5 класса научится:
- строить сообщение в устной форме;
- находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся 5 класса научится:
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
- аргументировать свою точку зрения;
- задавать вопросы.
- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 6 классе. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
- формирование умений воспринимать, анализировать,критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся 5 класса научится:
- владеть различными видами пересказа,
- пересказывать сюжет;
- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
- пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Содержание
Раздел 1. Своеобразие родной литературы.
Раздел 2. Русский фольклор.
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
«Правда и кривда».
Раздел 3. Древнерусская литература
А. Никитин Из «Хождения за три моря»
Раздел 4. Из литературы XVIII века.
И.И.Дмитриев «Петух, кот и мышонок».
А.П.Сумароков «Волк и ягненок».
Раздел 5. Из литературы XIX века.
Л.Н.Толстой «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».
Е.А.Шварц «Сказка о потерянном времени».
К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин».
Н.С.Лесков «Привидение в инженерном замке. Из кадетских воспоминаний».
Раздел 6. Из литературы XX века.
Е.А.Пермяк «Березовая роща».
И.С.Соколов-Микитов «Медведь-провожатый».
Л.Пантелеев «Шкидские рассказы».
К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей».
М.М. Пришвин «Остров спасения».
Э.Успенский «Любимая девочка дяди Федора».
Ю.Я.Яковлев «А Воробьев стекло не выбивал».
А.И.Приставкин «Портрет отца», «Фотографии».
Раздел 7. Родная природа в произведениях поэтов XX века.
Н.М.Рубцов «Родная деревня».
А.Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…»
Тематическое планирование
(17 часов)
№ | Название темы | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Раздел 1. Своеобразие родной литературы (1 ч.) | |||
1 | Своеобразие родной литературы. | 1 | Выявляют значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни. |
Раздел 2. Русский фольклор (1 ч.) | |||
2 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». «Правда и кривда». | 1 | Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений. |
Раздел 3. Древнерусская литература (1 ч.) | |||
3 | А. Никитин Из «Хождения за три моря» | 1 | Выявление особенностей языка древнерусских текстов. |
Раздел 4. Из литературы XVIII века. (1 ч.) | |||
4 | И.И.Дмитриев «Петух, кот и мышонок». А.П.Сумароков «Волк и ягненок». | 1 | Выразительное чтение и анализ басен. |
Раздел 5. Из литературы XIX века. (4 ч.) | |||
5 | Л.Н.Толстой «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». | 1 | Выразительное чтение и анализ произведений. |
6 | Е.А.Шварц «Сказка о потерянном времени». | 1 | Выявление особенностей произведения. |
7 | К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин». | 1 | Построение речевых высказываний в устной и письменной форме. |
8 | Н.С.Лесков «Привидение в инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». | 1 | Поиск и выделение необходимой информации из текста. Выразительное чтение, анализ. |
Раздел 6. Из литературы XX века (8 ч.) | |||
9 | Е.А.Пермяк «Березовая роща». | 1 | Продолжают развивать речь, расставлять правильно логические ударение через выразительное прочтение художественных произведений. |
10 | И.С.Соколов-Микитов «Медведь-провожатый». | 1 | Учатся искать и выделять необходимую информацию из текста. Развивают умение выразительно читать, четко и ясно выражать свои мысли. |
11 | Л.Пантелеев «Шкидские рассказы». | 1 | Учатся составлять план ответа, тезисный план текста. |
12 | К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей». | 1 | Учатся осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выделять основные моменты, необходимые для понимания позиции автора. |
13 | М.М. Пришвин «Остров спасения». | 1 | Актуализируют знания и практические навыки при составлении устного сочинения с использованием средств выразительности. |
14 | Э.Успенский «Любимая девочка дяди Федора». | 1 | Развивают навыки связной монологической и диалогической речи. |
15 | Ю.Я.Яковлев «А Воробьев стекло не выбивал». | 1 | Учатся искать и выделять необходимую информацию из текста. Развивают умение выразительно читать, четко и ясно выражать свои мысли. |
16 | А.И.Приставкин «Портрет отца», «Фотографии». | 1 | Учатся осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выделять основные моменты, необходимые для понимания позиции автора. |
Раздел 7. Родная природа в произведениях поэтов XX века (1 ч.) | |||
17 | Н.М.Рубцов «Родная деревня». А.Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…» | 1 | Развивают навыки разговорной речи, учатся правильно высказывать свою точку зрения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс
Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса рассчитана на 17 часов...
Рабочая программа по родной русской литературе. 7 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования...
Рабочая программа по родной (русской) литературе. 11 класс
Родная литература - учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения...
Рабочая программа по родной(русской) литературе 9 класс
Рабочая программа по родной(русской) литературе для 9 класса составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций и включает в себя:-содержание курса;-цели и задачи;-основные виды у...
Рабочая программа по родной (русской) литературе 9 класс
Рабочая программа с пояснительной запиской и КТП по родной (русской) литературе 9 класс...