Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс)
Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса рассчитана на 17 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rodnoyrusskoy_literature_7_klass.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкого района Октябрьская основная общеобразовательная школа
Рекомендована Утверждена
педагогическим директор школы
советом ______________
Протокол № 1 /Симогина Т. В./
от 28.08.2019г Приказ №79 от 29.08.2019г .
Рабочая учебная программа
по родной (русской) литературе
7 класс
Срок реализации программы: 1 год
Учитель: Симогина Т.В.
2019/2020уч.г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
уважительно относиться к родной литературе;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, желание больше узнать.
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
планированию пути достижения цели;
установлению целевых приоритетов;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
учитывать условия выполнения учебной задачи;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
овладение навыками смыслового чтения;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Устное народное творчество
Учащийся научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
- пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:
- характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
- характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
- формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- характеризовать нравственную позицию героев;
- формулировать художественную идею произведения;
- формулировать вопросы для размышления;
- участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
- давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
- выразительно читать произведения лирики;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета
Устное народное творчество.(2ч)
Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник". Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Тверского края.
Древнерусская литература(2ч)
Житийный жанр в древнерусской литературе. Серафим Саровский "О попечении о душе", "О хранении сердца".
Литература 18 века.(1ч)
Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И.Фонвизин.
Литература 19 века(2ч)
Басни как жанр. И.А.Крылов. Аллегорический смысл и мораль басни "Обоз". И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг", "Русский язык".
Литература 20 века(10ч)
Предметно-поэтический мир в стихотворении С.А. Есенина "В хате". И.А. Бунин. Неповторимые художественные образы родной природы в произведениях Бунина.
Н.А.Рубцов . Неразрывная связь природы и человека в творчестве поэта."В старом парке", "Купавы", "Подорожники". А.П.Гайдар. "Горячий камень". Нравственные уроки ценности жизни в произведении. К.Д.Воробьев. Очерк жизни и творчества. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе "Настя". В.А. Солоухин. Рассказ "Мститель". Рассказ Е.И.Носова "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому. Публицистика Д.С.Лихачева. В.М. Песков - писатель, журналист, фотокорреспондент. Лирика военных лет.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов |
1. | Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник" | 1 |
2. | Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Тверского края. | 1 |
3. | Древнерусская литература. Житийный жанр в древнерусской литературе. | 1 |
4. | Серафим Саровский "О попечении о душе", "О хранении сердца" | 1 |
5. | Литература 18 века. Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И.Фонвизин | 1 |
6. | Басни как жанр. И.А.Крылов. Аллегорический смысл и мораль басни "Обоз". | 1 |
7. | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг", "Русский язык" | 1 |
8. | Предметно-поэтический мир в стихотворении С.А.Есенина "В хате" | 1 |
9. | И.А.Бунин. Неповторимые художественные образы родной природы в произведениях Бунина."И цветы, и шмели, и трава...", "Гаснет вечер, даль синеет...", "Октябрьский рассвет". | 1 |
10. | Н.А.Рубцов . Неразрывная связь природы и человека в творчестве поэта."В старом парке", "Купавы", "Подорожники". | 1 |
11. | А.П.Гайдар. "Горячий камень". Нравственные уроки ценности жизни в произведении. | 1 |
12. | К.Д.Воробьев. Очерк жизни и творчества. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе "Настя". | 1 |
13. | В.А.Солоухин. Рассказ "Мститель". Формирование духовного мира подростка, умение прощать как первый шаг на пути постижения гармонии окружающего мира. | 1 |
14. | Рассказ Е.И.Носова "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому. | 1 |
15. | Публицистика. Д.С.Лихачев. Обзор книги "Земля родная". | 1 |
16. | В.М. Песков - писатель, журналист, фотокорреспондент. Образ России в очерках "Отечество", "Средняя полоса". | 1 |
17. | Лирика военных лет. | 1 |
Итого | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...
Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...
Рабочая программа по родному ( русскому ) языку 5 класс
Рабочая программа по родному ( русскому ) языку для 5 класса, базовый уровень...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 6 класс на 17 часов
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Русский родной язы...
рабочая программа по родному русскому языку 9 класс
В этом году я столкнулась с необходимостью срочно разрабатывать рабочую программу к новому учебномму предмету. Вот что получилось. Надеюсь, пригодится кому-нибудь. Нормативную правовую основу нас...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 5 класс
Рабочая программа по родному (русскому языку) 5 класс...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс
Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс...