Рабочая программа по родной (русской) литературе 9 класс
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа с пояснительной запиской и КТП по родной (русской) литературе 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnayarusskaya_literatura_9_klass.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22
г. УЛАН-УДЭ»
«Рассмотрено» Руководитель МО _________ Е.В. Махно от« » _________ 2019 г. | «Согласовано» Зам.директора по УВР ________Ж.Б. Буянтуева от« __» _______ 2019 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ №22» ________И.В.Черкозьянов Приказ №______ от« __» _________ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТ: РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА
КЛАСС: 9
УЧИТЕЛЬ: ПАВЛОВА Н.В.
КАТЕГОРИЯ: ПЕРВАЯ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 1
УМК:
г. Улан-Удэ
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа изучения родной литературы в 9 классе составлена на основе ФГОС СОО, Примерной программы среднего полного общего образования. Программа детализирует общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родной литературы.
Родная художественная литература, как одна из форм освоения мира, отражает богатство и многообразие духовной жизни человека, влияет на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.
В родной (русской) литературе отражается общественная жизнь и культура России, национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.
Программа предмета «Родная (русская) литература» построена на принципах:
- традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон (то есть образующих совокупность наиболее авторитетных для национальной традиции писательских имен, их творчества и отдельных произведений);
- необходимой вариативности рабочей программы по литературе при сохранении обязательных базовых элементов содержания предмета;
- соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
- требований современного культурно-исторического контекста к изучению классической литературы;
- минимального количества учебного времени, отведенного на изучение литературы согласно действующему ФГОС и Базисному учебному плану.
Цели изучения предмета «Родная (русская) литература»:
- воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
- формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов,
- целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме; в опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.
Планируемые результаты изучения содержания предмета
«Родная (русская) литература»
Личностные:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
- воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, курского края, основ культурного наследия;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование потребности в систематическом чтении; установления поля читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение ИКТ-технологий;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные:
- самостоятельное формирование действий целеполагания, постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение; ведущим способом решения является формирование способности к проектированию;
- самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
- соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; строить многоаспектный диалог;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнно-коммуникационных технологий: умение работать с разными источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать, использовать полученные данные в самостоятельной деятельности;
- понимание родной (русской) литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
Предметные:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;
4) в эстетической сфере
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- эстетическое восприятие произведений литературы;
- формирование эстетического вкуса.
Результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в об-суждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произ-ведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание учебного предмета
9-й класс
Введение (2 часа). Значение художественного произведения как культурного наследия страны. С. Наровчатов. «Необычайное литературоведение». Глава «Литературный процесс». Д.С. Лихачев. «Заметки о русском». Национальная специфика русских слов-понятий «воля», «подвиг», «доброта», «блаженный», «святой». История русской культуры и литературы, связь с христианством и общественной жизнью народа.
Древнерусская литература (1 час). Фольклорные традиции в древнерусской литературе. «Слово о полку Игореве». Воинская лексика и фразеология в произведении. Сопоставление разных переводов плача Ярославны.
Литература 18 века (2 часа). Формирование классицизма как литературного направления.
Гражданский пафос и его словесное оформление в произведениях Г.Р. Державина, М.В. Ломоносова. Н.М. Карамзин. «История государства Российского» (фрагменты). «Введение», «Великий Ярослав». Социально-общественная значимость произведения Н.М. Карамзина.
Литература 19 века (17 часов). Персонажи комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в структуре эпохи А.С. писателя и современности. Использование в комедии синтаксических средств, повышающих выразительность речи героев. В.А. Жуковский. Национальные черты в образах героев баллады В.А. Жуковского «Двенадцать спящих дев». Поэты пушкинской поры (обзор). К. Н. Батюшков «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». Е.А. Баратынский. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», А. А. Дельвиг «Элегия». Особенности романтизма в стихотворениях поэтов. А.С. Пушкин. Полемика А.С. Пушкина со своими друзьями и современниками о мирской власти. «Молитва русских», «Свободы сеятель пустынный», «Друзьям» («Нет, я не льстец, когда царю…»). Раскрытие психологических понятий, нашедших отражение в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: индивидуализм, эгоизм, честь, честолюбие, идеал, цель жизни. Д.С. Лихачев о совести и чести в заметках «Мелочи поведения». Использование творческого наследия Пушкина русскими композиторами. Образ А.С. Пушкина и его произведения в изобразительном искусстве. М.Ю. Лермонтов Сравнительная характеристика стихотворений «Памятник» А.С. Пушкина и «Поэт» М.Ю. Лермонтова. Средства передачи психологического состояния Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». Анализ лирических отступлений в произведении. Образ автора в поэме. «Выбранные места из переписки с друзьями». «Нужно любить Россию» (гл. 19, 20). Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Особенности поэтических стилей. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Литературный портрет Л.Н. Толстого. Очерк М. Горького «Лев Толстой» (отрывки). Л. Толстой и Ясная Поляна. А.П. Чехов. Общественная деятельность писателя. Тема нравственных ценностей в рассказе «Попрыгунья».
Литература 20 века (11 часов). Серебряный век русской поэзии. Поэтика стихотворений А. Блока, А. Ахматовой, С. Есенина. В. Маяковский. Жизнь слова в стихотворениях поэта. М.А. Булгаков. «Собачье сердце». Новый человек в произведении писателя. Повесть Булгакова как роман-предостережение. Р.И. Рождественский. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…». А.Т. Твардовский. «Василий Теркин».Типичное и индивидуальное в образе главного героя. Великая Отечественная война в литературе 40-х годов. В.П. Астафьев. «Царь–рыба». Образ главного героя: положительный или отрицательный персонаж. Нравственные уроки доброты Д.С. Лихачёва в «Письмах о добром и прекрасном». Чтение вслух миниатюр «В чём смысл жизни», «Космический Эрмитаж». В.Г. Распутин. «Деньги для Марии». Смысл открытого финала произведения. Поэзия времен «оттепели» и авторская песня.
Учебно - тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | Развитие речи | Контрольные работы, тесты и т.д. | |||
1. | Введение | 2 | 2 | ||
2. | Древнерусская литература | 1 | 1 | ||
3. | Литература 18 века | 2 | 1 | 1 | |
4. | Литература 19 века | 17 | 13 | 2 | 2 |
5. | Литература 20 века | 13 | 11 | 1 | 1 |
Итого: | 35 | 28 | 4 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | № урока из раздела | Тема | Количество уроков | Дата | ||
по плану | проведено | по плану | проведено | |||
Введение (2ч.) | ||||||
1. | 1. | Введение. Значение художественного произведения как культурного наследия страны. | 1 | |||
2. | 2. | Д.С. Лихачев. «Заметки о русском». Национальная специфика русских слов-понятий «воля», «подвиг», «доброта», «блаженный», «святой» | 1 | |||
Древнерусская литература (1ч) | ||||||
3. | 1. | Фольклорные традиции в древнерусской литературе. «Слово о полку Игореве». | 1 | |||
Русская литература 18 века (2ч.). | ||||||
4. | 1. | РР Формирование классицизма как литературного направления. Гражданский пафос и его словесное оформление в произведениях Г.Р. Державина, М.В. Ломоносова. | 1 | |||
5. | 2. | Н.М. Карамзин. «История государства Российского» (фрагменты). «Введение», «Великий Ярослав». Социально-общественная значимость произведения Н.М. Карамзина | 1 | |||
Русская литература 19 века (17ч) | ||||||
6. | 1. | Персонажи комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в структуре эпохи А.С. писателя и современности | 1 | |||
7. | 2. | В.А. Жуковский. Национальные черты в образах героев баллады В.А. Жуковского «Двенадцать спящих дев» | 1 | |||
8. | 3. | Поэты пушкинской поры. К. Н. Батюшков «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». Е. А. Баратынский. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», А. А. Дельвиг «Элегия». Особенности романтизма в стихотворениях поэтов | 1 | |||
9. | 4. | Проверочная работа «Связь идейного содержания и поэтики в произведениях художественной литературы XVII–XIX века | 1 | |||
10. | 5. | А. Бестужев-Марлинский. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа | 1 | |||
11. | 6. | Полемика А.С. Пушкина с друзьями и современниками о мирской власти. «Молитва русских», «Свободы сеятель пустынный», «Друзьям» («Нет, я не льстец, когда царю…») | 1 | |||
12. | 7. | Раскрытие психологических и жизненных понятий, нашедших отражение в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: индивидуализма, эгоизма, чести, честолюбия, идеала, цели жизни. Д.С. Лихачев о совести и чести в заметках «Мелочи поведения» | 1 | |||
13. | 8. | Использование творческого наследия Пушкина русскими композиторами. Образ А.С. Пушкина и героев его произведения в изобразительном искусстве | 1 | |||
14. | 9. | РР Сравнительная характеристика стихотворений «Памятник» А.С. Пушкина и «Поэт» М.Ю. Лермонтова | 1 | |||
15. | 10. | Средства передачи психологического состояния Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | 1 | |||
16. | 11. | Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». Анализ лирических отступлений в произведении. Образ автора в поэме | 1 | |||
17. | 12. | Н.В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями». «Нужно любить Россию» (гл. 19, 20) | 1 | |||
18. | 13. | Особенности поэтического стиля в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А. Фета | 1 | |||
19. | 14. | РР Стихотворения в прозе И.С. Тургенева | 1 | |||
20. | 15. | Проверочная творческая работа | 1 | |||
21. | 16. | Литературный портрет Л.Н. Толстого. Очерк М. Горького «Лев Толстой» (отрывки). Л. Толстой и Ясная Поляна | 1 | |||
22. | 17. | А.П. Чехов. Общественная деятельность писателя. Тема нравственных ценностей в рассказе «Попрыгунья» | 1 | |||
Литература XX века (13ч.) | ||||||
23. | 1. | Серебряный век русской поэзии. Поэтика стихотворений А. Блока, А. Ахматовой, С. Есенина | 1 | |||
24. | 2. | В. Маяковский. Жизнь слова в стихотворениях В. Маяковского | 1 | |||
25. | 3. | М.А. Булгаков. «Собачье сердце». Новый человек в произведении М.А. Булгакова. Повесть Булгакова как роман-предостережение | 1 | |||
26. | 4. | Р.И. Рождественский. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…». Типичное и индивидуальное в образе бойца Василия Теркина из поэмы А.Т. Твардовского | 1 | |||
27. | 5. | Великая Отечественная война в литературе 40-х годов | 1 | |||
28. | 6. | РР. Эссе. Что такое подвиг? | 1 | |||
29. | 7. | А.И. Солженицын. «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России | 1 | |||
30. | 8. | В.П. Астафьев. «Царь –рыба». Образ главного героя: положительный или отрицательный персонаж | 1 | |||
31. | 9. | Нравственные уроки доброты Д. С. Лихачёва в «Письмах о добром и прекрасном». Чтение вслух миниатюр «В чём смысл жизни, «Космический Эрмитаж». Обсуждение проблемной темы «В чем смысл жизни?» | 1 | |||
32. | 10. | В.Г. Распутин. «Деньги для Марии». Смысл открытого финала произведения | 1 | |||
33. | 11. | Поэзия «оттепели» и авторская песня | 1 | |||
34. | 12. | Итоговое тестирование | 1 | |||
35. | 13. | Подведение итогов курса. Рекомендации по чтению | 1 |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса
Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...
Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс
Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса рассчитана на 17 часов...
Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса
Аннотация включает в себя цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...
Рабочая программа по родной (русской) литературе. 9 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предъявляемыми к рабочим программам, и включает планируемые результаты освоения...
Рабочая программа по родной русской литературе 5-9 класс ФГОС
Рабочая программа...