Рабочая программа по родной (русской) литературе 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Павлова Надежда Владимировна

Рабочая программа с пояснительной запиской и КТП по родной (русской) литературе 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnayarusskaya_literatura_9_klass.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22

г. УЛАН-УДЭ»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________ Е.В. Махно

от«     » _________ 2019 г.

«Согласовано»

        Зам.директора по УВР        

________Ж.Б. Буянтуева

от« __» _______ 2019 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ №22»

________И.В.Черкозьянов

Приказ №______

от«      __» _________ 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТ: РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА

КЛАСС: 9

УЧИТЕЛЬ: ПАВЛОВА Н.В.

КАТЕГОРИЯ: ПЕРВАЯ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 1

УМК:

г. Улан-Удэ

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа изучения родной литературы в 9 классе составлена на основе ФГОС СОО, Примерной программы среднего полного общего образования. Программа детализирует общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родной литературы.

Родная художественная литература, как одна из форм освоения мира, отражает богатство и многообразие духовной жизни человека, влияет на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.

В родной (русской) литературе отражается общественная жизнь и культура России, национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

Программа предмета «Родная (русская) литература» построена на принципах:

  • традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон (то есть образующих совокупность наиболее авторитетных для национальной традиции писательских имен, их творчества и отдельных произведений);
  • необходимой вариативности рабочей программы по литературе при сохранении обязательных базовых элементов содержания предмета;
  • соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
  • требований современного культурно-исторического контекста к изучению классической литературы;
  • минимального количества учебного времени, отведенного на изучение литературы согласно действующему ФГОС и Базисному учебному плану.

Цели изучения предмета «Родная (русская) литература»:

  • воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
  • формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов,
  • целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме; в опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.

Планируемые результаты изучения содержания предмета

«Родная (русская) литература»

Личностные:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, курского края, основ культурного наследия;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование потребности в систематическом чтении; установления поля читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение ИКТ-технологий;
  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметные:

  • самостоятельное формирование действий целеполагания, постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение; ведущим способом решения является формирование способности к проектированию;
  • самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
  • соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; строить многоаспектный диалог;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационнно-коммуникационных технологий: умение работать с разными источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать, использовать полученные данные в самостоятельной деятельности;
  • понимание родной (русской) литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Предметные:

1) в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;

4) в эстетической сфере

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
  • эстетическое восприятие произведений литературы;
  • формирование эстетического вкуса.

Результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в об-суждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произ-ведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Содержание учебного предмета

9-й класс

Введение (2 часа). Значение художественного произведения как культурного наследия страны. С. Наровчатов. «Необычайное литературоведение». Глава «Литературный процесс». Д.С. Лихачев. «Заметки о русском». Национальная специфика русских слов-понятий «воля», «подвиг», «доброта», «блаженный», «святой». История русской культуры и литературы, связь с христианством и общественной жизнью народа.

Древнерусская литература (1 час). Фольклорные традиции в древнерусской литературе. «Слово о полку Игореве». Воинская лексика и фразеология в произведении. Сопоставление разных переводов плача Ярославны.

Литература 18 века (2 часа). Формирование классицизма как литературного направления.

Гражданский пафос и его словесное оформление в произведениях Г.Р. Державина, М.В. Ломоносова. Н.М. Карамзин. «История государства Российского» (фрагменты). «Введение», «Великий Ярослав». Социально-общественная значимость произведения Н.М. Карамзина.

Литература 19 века (17 часов). Персонажи комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в структуре эпохи А.С. писателя и современности. Использование в комедии синтаксических средств, повышающих выразительность речи героев. В.А. Жуковский. Национальные черты в образах героев баллады В.А. Жуковского «Двенадцать спящих дев». Поэты пушкинской поры (обзор). К. Н. Батюшков «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». Е.А. Баратынский. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», А. А. Дельвиг «Элегия». Особенности романтизма в стихотворениях поэтов. А.С. Пушкин. Полемика А.С. Пушкина со своими друзьями и современниками о мирской власти. «Молитва русских», «Свободы сеятель пустынный», «Друзьям» («Нет, я не льстец, когда царю…»). Раскрытие психологических понятий, нашедших отражение в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: индивидуализм, эгоизм, честь, честолюбие, идеал, цель жизни. Д.С. Лихачев о совести и чести в заметках «Мелочи поведения». Использование творческого наследия Пушкина русскими композиторами. Образ А.С. Пушкина и его произведения в изобразительном искусстве. М.Ю. Лермонтов Сравнительная характеристика стихотворений «Памятник» А.С. Пушкина и «Поэт» М.Ю. Лермонтова. Средства передачи психологического состояния Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». Анализ лирических отступлений в произведении. Образ автора в поэме. «Выбранные места из переписки с друзьями». «Нужно любить Россию» (гл. 19, 20). Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Особенности поэтических стилей. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Литературный портрет Л.Н. Толстого. Очерк М. Горького «Лев Толстой» (отрывки). Л. Толстой и Ясная Поляна. А.П. Чехов. Общественная деятельность писателя. Тема нравственных ценностей в рассказе «Попрыгунья».

Литература 20 века (11 часов). Серебряный век русской поэзии. Поэтика стихотворений А. Блока, А. Ахматовой, С. Есенина. В. Маяковский. Жизнь слова в стихотворениях поэта. М.А. Булгаков. «Собачье сердце». Новый человек в произведении писателя. Повесть Булгакова как роман-предостережение. Р.И. Рождественский. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…». А.Т. Твардовский. «Василий Теркин».Типичное и индивидуальное в образе главного героя. Великая Отечественная война в литературе 40-х годов. В.П. Астафьев. «Царь–рыба». Образ главного героя: положительный или отрицательный персонаж. Нравственные уроки доброты Д.С. Лихачёва в «Письмах о добром и прекрасном». Чтение вслух миниатюр «В чём смысл жизни», «Космический Эрмитаж». В.Г. Распутин. «Деньги для Марии». Смысл открытого финала произведения. Поэзия времен «оттепели» и авторская песня.

Учебно - тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

уроки

Развитие речи

Контрольные работы, тесты и т.д.

1.

Введение

2

2

2.

Древнерусская литература

1

1

3.

Литература 18 века

2

1

1

4.

Литература 19 века

17

13

2

2

5.

Литература 20 века

13

11

1

1

Итого:

35

28

4

3

Календарно-тематическое  планирование

урока

№ урока

из раздела

Тема

Количество уроков

Дата

по плану

проведено

по плану

проведено

Введение (2ч.)

1.

1.

Введение. Значение художественного произведения как культурного наследия страны.

1

2.

2.

Д.С. Лихачев. «Заметки о русском». Национальная специфика русских слов-понятий «воля», «подвиг», «доброта», «блаженный», «святой»

1

Древнерусская литература (1ч)

3.

1.

Фольклорные традиции в древнерусской литературе. «Слово о полку Игореве».

1

Русская литература 18 века (2ч.).

4.

1.

РР Формирование классицизма как литературного направления. Гражданский пафос и его словесное оформление в произведениях Г.Р. Державина, М.В. Ломоносова.

1

5.

2.

Н.М. Карамзин. «История государства Российского» (фрагменты). «Введение», «Великий Ярослав». Социально-общественная значимость произведения Н.М. Карамзина

1

Русская литература 19 века (17ч)

6.

1.

Персонажи комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в структуре эпохи А.С. писателя и современности

1

7.

2.

В.А. Жуковский. Национальные черты в образах героев баллады В.А. Жуковского «Двенадцать спящих дев»

1

8.

3.

Поэты пушкинской поры. К. Н. Батюшков «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». Е. А. Баратынский. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», А. А. Дельвиг «Элегия». Особенности романтизма в стихотворениях поэтов

1

9.

4.

Проверочная работа «Связь идейного содержания и поэтики в произведениях художественной литературы XVII–XIX века

1

10.

5.

А. Бестужев-Марлинский. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа

1

11.

6.

Полемика А.С. Пушкина с друзьями и современниками о мирской власти. «Молитва русских», «Свободы сеятель пустынный», «Друзьям» («Нет, я не льстец, когда царю…»)

1

12.

7.

Раскрытие психологических и жизненных понятий, нашедших отражение в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: индивидуализма, эгоизма, чести, честолюбия, идеала, цели жизни. Д.С. Лихачев о совести и чести в заметках «Мелочи поведения»

1

13.

8.

Использование творческого наследия Пушкина русскими композиторами. Образ А.С. Пушкина и героев его произведения в изобразительном искусстве

1

14.

9.

РР Сравнительная характеристика стихотворений «Памятник» А.С. Пушкина и «Поэт» М.Ю. Лермонтова

1

15.

10.

Средства передачи психологического состояния Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1

16.

11.

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». Анализ лирических отступлений в произведении. Образ автора в поэме

1

17.

12.

Н.В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями». «Нужно любить Россию» (гл. 19, 20)

1

18.

13.

Особенности поэтического стиля в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

1

19.

14.

РР Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

1

20.

15.

Проверочная творческая работа

1

21.

16.

Литературный портрет Л.Н. Толстого. Очерк М. Горького «Лев Толстой» (отрывки). Л. Толстой и Ясная Поляна

1

22.

17.

А.П. Чехов. Общественная деятельность писателя. Тема нравственных ценностей в рассказе «Попрыгунья»

1

Литература XX века (13ч.)

23.

1.

Серебряный век русской поэзии. Поэтика стихотворений А. Блока, А. Ахматовой, С. Есенина

1

24.

2.

В. Маяковский. Жизнь слова в стихотворениях В. Маяковского

1

25.

3.

М.А. Булгаков. «Собачье сердце». Новый человек в произведении М.А. Булгакова. Повесть Булгакова как роман-предостережение

1

26.

4.

Р.И. Рождественский. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…». Типичное и индивидуальное в образе бойца Василия Теркина из поэмы А.Т. Твардовского

1

27.

5.

Великая Отечественная война в литературе 40-х годов

1

28.

6.

РР. Эссе. Что такое подвиг?

1

29.

7.

А.И. Солженицын. «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России

1

30.

8.

В.П. Астафьев. «Царь –рыба». Образ главного героя: положительный или отрицательный персонаж

1

31.

9.

Нравственные уроки доброты Д. С. Лихачёва в «Письмах о добром и прекрасном». Чтение вслух миниатюр «В чём смысл жизни, «Космический Эрмитаж».

Обсуждение проблемной темы «В чем смысл жизни?»

1

32.

10.

В.Г. Распутин. «Деньги для Марии». Смысл открытого финала произведения

1

33.

11.

Поэзия «оттепели» и авторская песня

1

34.

12.

Итоговое тестирование

1

35.

13.

Подведение итогов курса. Рекомендации по чтению

1

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс

Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса  рассчитана на 17 часов...

Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса

Аннотация включает в себя  цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...

Рабочая программа по родной (русской) литературе. 9 класс

Рабочая программа по родной (русской) литературе для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предъявляемыми к рабочим программам, и включает планируемые результаты освоения...