Рабочая программа по родной литературе для 5 класса
рабочая программа (5 класс)

Елена Васильевна Петрунина

Рабочая программа по предмету "Родная литература" для 5 класса разработана на основе основной образовательной программы ФГОС ООО МБОУ "Гимназия№7" и авторской программы под редакцией В.Я. Коровина, В.П. Журавлева, В.И. Коровиной.-10-е изд.переработанное.-М.Просвещение, 2019 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_b_rodnaya_literatura.docx41.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                         «Гимназия №7»                                                                                                 городского округа Ступино Московской области __________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол № _____

«_____» _____________________ 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Гимназия №7»

_____________________ /Потёмкин В.Н./

Приказ № _______ от «___»_____ 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

_____________________ /Коробова Н.Г./

«_____» _____________________ 2020 г.

Рабочая программа                                                   по  родной литературе

 5 «Б» класс

(реализация ФГОС ООО)

2020/2021 учебный год

Учитель:

Петрунина Елена Васильевна

Ступино                                                                                

 2020

Пояснительная записка

        

        Рабочая программа по предмету «Родная литература» для 5 класса разработана  с учетом требований ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, в соответствии с  авторской программой  под   В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина .(Литература – 10-е изд. переработанное. -  М.: Просвещение, 2019 г.)

        Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования. Учитывая, что в утвержденном федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования, отсутствуют учебники по учебному предмету «Родная (русская) литература», в качестве дополнительного учебника используется учебник «Литература» под редакцией В. Ф. Чертова, Л. А.Трубиной и др., издательство «Просвещение», 2016г., имеющийся в федеральном перечне учебников.

Цели освоения учебного предмета в 5 классе:

  • воспитание ценностного отношения к родной (русской) литературе как хранителю культуры;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;  чтение вершинных произведений  отечественной литературы и их анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
  • приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и современной литературы.

Главная задача программы по родной (русской) литературе – изучение литературы от фольклора к русской литературе XIX, XX веков, современной литературе и литературе родного края.

Планируемые результаты освоения содержания курса родной литературы

Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому  и настоящему  многонационального народа России;

2) формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

        Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владеть  основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

        Средством формирования регулятивныхУУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные  УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы  класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно  пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные результаты:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • учиться работать в паре, группе;
  • выполнять различные роли.

        Предметные результаты:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
  • понимание родной литературы         как        одной         из        основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • развитие        способности        понимать        литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;  формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащиеся получат возможность:

  • определять тему и основную мысль произведения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять родо - жанровую специфику художественного произведения;
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Планируемые результаты обучения

Обучающийся научится:

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  •  владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  •  осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
  • определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  •  осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  •  аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  •  участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.

Содержание курса родной литературы

Введение.

Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства.

Устное народное творчество.

Русские народные сказки (о животных, социально – бытовые). «Журавль и цапля», «Солдатская шинель», «Лиса и дрозд» (по выбору)- народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Народная мораль в характере и поступках героев.

 Литературные сказки.

      В.М. Гаршин  «Лягушка – путешественница».

Из русской литературы XIX века.

И.А.Крылов. Басни. «Квартет», «Ларчик» и др. (по выбору).

Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное, …».

Н.А.Некрасов  «В полном разгаре страда деревенская…». Картины природы.            Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

Л.Н.Толстой  Краткий рассказ о жизни писателя.

    Рассказы для детей. «Архиерей и разбойник», «Два  брата и золото», «Шелковичный

    червь» и др. (по выбору).

Из русской литературы XX века

П.П.Бажов «Каменный цветок».

Теория литературы. Сказ как жанр литературы.

А.И.Куприн «Ю-ю».

Е.Носов «Белый гусь»

И. С.Шмелев «Яичко», «Полочка. Из воспоминаний моего приятеля», «Как я встречался с Чеховым. 1. За карасями» (по выбору).

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное

Писатели  -  детям  

Н.Носов «Приключения Толи Клюквина», «Витя Малеев в школе и дома» (по выбору)

В. Драгунский «Денискины рассказы»

Л. И. Лагин  «Старик Хоттабыч» (фрагменты).

Писатели Крыма

В.А.Бахревский  «Лебяжьи острова», «Дом с жабой» (по выбору).

Е.Белоусов  «Сказка древнего леса»

Формы организации учебной деятельности

         С целью достижения качественных результатов образования в процессе реализации данной образовательной программы по родной(русской) литературе использованы:

Формы обучения:

урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, практикумы, конференции, игры, тренинги.

Технологии образования:

развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских на уроках русского языка и литературы и др.;

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, дифференцированный подход, словесные, наглядные, практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, проблемно-поисковые методы, методы самостоятельной работы  и работы под управлением учителя;

Формы организации работы учащихся:

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

  • фронтальная;
  • парная;
  • групповая.

Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;
  • Обсуждения;
  • Мини – сочинения и сочинения;
  • Работа с источниками;
  • Доклады;
  • Защита презентаций;
  • Учебные проекты.

Методы мониторинга знаний и умений учащихся:

  • тесты,
  • контрольные работы,
  • устный опрос,
  • творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.

Виды контроля:

  • диагностический,
  • текущий,
  • итоговый.

Средства обучения:

  • печатные,
  • наглядные,
  • дидактические,
  • графические,
  • технические.

     

                                                                                               

                          Тематический план, 5 класс

          На изучение родной литературы в 5 классе отведено 0,5

                    учебных часа в неделю, итого -18 часов в год.

№ п/п

Название темы

Количество часов

Развитие речи

Контроль

знаний

1.

Введение.

1

2.

Устное народное творчество

1

3.

Литературные сказки

1

4.

Из литературы XIX в.

2

1

5.

Из литературы XX в.

6

6.

Писатели  -  детям

3

7.

Современная детская  литература

1

1

8.

Писатели Крыма

1

1

Итого:

18

2

1

                              Календарно-тематическое планирование

                       К рабочей программе по родной литературе, 5 класс

                                 (базовый уровень, реализация ФГОС ООО)

урока

                                     Тема

Дата проведения урока

Примечания

По плану

По факту

1

Введение. Роль чтения  в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства.

2

Русские народные сказки (о животных, социально-бытовые) Народные представленияо справедливости  в сказке «Солдатская шинель».

3

Литературные сказки В.М.Гаршин«Лягушка – путешественница»

4

Из литературы XIXвекаИ.А.Крылов. Басня. «Квартет».

5

Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное, …». Н.А. Некрасов

6

Н.А.Некрасов  «В полном разгаре страда деревенская…».Картины природы.    Раздумья поэта о судьбенарода.Л.Н.Толстой «Два брата и золото», «Шелковичный червь».

7

 Устное сочинение «Чему научили меня рассказы Л.Н.Толстого?»

8

Из русской литературы XX века. Краткий обзор.

9

П.П.Бажов.Сказ как жанр литературы.«Каменный цветок».

10

А.И.Куприн«Ю-ю». Е.Носов «Белый гусь»

11

И. С.Шмелев«Яичко», «Полочка. Из воспоминаний моего приятеля». «Как я встречался с Чеховым».

12

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» (фрагменты).

13

В. Драгунский «Денискины рассказы»

14

Л. И. Лагин  «Старик Хоттабыч» (фрагменты).

15

Краткий обзор современной детской литературы.

Л. Петрушевская «Котенок Господа Бога».

16

Устное сочинение «Что такое добро?»(на     основе            рассказа

«Котёнок Господа Бога» Л.Петрушевской)

17

В.А.Бахревский«Лебяжьи острова».

Е. Белоусов «Сказка древнего леса» .Итоговая контрольная работа.

18

Анализ контрольной работы. Итоговый урок.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 11 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...