Рабочая программа по родной литературе для 5 класса
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по предмету "Родная литература" для 5 класса разработана на основе основной образовательной программы ФГОС ООО МБОУ "Гимназия№7" и авторской программы под редакцией В.Я. Коровина, В.П. Журавлева, В.И. Коровиной.-10-е изд.переработанное.-М.Просвещение, 2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_b_rodnaya_literatura.docx | 41.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7» городского округа Ступино Московской области __________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № _____ «_____» _____________________ 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Гимназия №7» _____________________ /Потёмкин В.Н./ Приказ № _______ от «___»_____ 2020 г. |
СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР _____________________ /Коробова Н.Г./ «_____» _____________________ 2020 г. |
Рабочая программа по родной литературе
5 «Б» класс
(реализация ФГОС ООО)
2020/2021 учебный год
Учитель: Петрунина Елена Васильевна |
Ступино
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родная литература» для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, в соответствии с авторской программой под В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина .(Литература – 10-е изд. переработанное. - М.: Просвещение, 2019 г.)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования. Учитывая, что в утвержденном федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования, отсутствуют учебники по учебному предмету «Родная (русская) литература», в качестве дополнительного учебника используется учебник «Литература» под редакцией В. Ф. Чертова, Л. А.Трубиной и др., издательство «Просвещение», 2016г., имеющийся в федеральном перечне учебников.
Цели освоения учебного предмета в 5 классе:
- воспитание ценностного отношения к родной (русской) литературе как хранителю культуры;
- приобщение к литературному наследию своего народа; чтение вершинных произведений отечественной литературы и их анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и современной литературы.
Главная задача программы по родной (русской) литературе – изучение литературы от фольклора к русской литературе XIX, XX веков, современной литературе и литературе родного края.
Планируемые результаты освоения содержания курса родной литературы
Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
2) формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Средством формирования регулятивныхУУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные результаты:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- учиться работать в паре, группе;
- выполнять различные роли.
Предметные результаты:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
- понимание родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащиеся получат возможность:
- определять тему и основную мысль произведения;
- владеть различными видами пересказа;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять родо - жанровую специфику художественного произведения;
- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Планируемые результаты обучения
Обучающийся научится:
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.
Содержание курса родной литературы
Введение.
Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства.
Устное народное творчество.
Русские народные сказки (о животных, социально – бытовые). «Журавль и цапля», «Солдатская шинель», «Лиса и дрозд» (по выбору)- народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Народная мораль в характере и поступках героев.
Литературные сказки.
В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
Из русской литературы XIX века.
И.А.Крылов. Басни. «Квартет», «Ларчик» и др. (по выбору).
Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное, …».
Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
Л.Н.Толстой Краткий рассказ о жизни писателя.
Рассказы для детей. «Архиерей и разбойник», «Два брата и золото», «Шелковичный
червь» и др. (по выбору).
Из русской литературы XX века
П.П.Бажов «Каменный цветок».
Теория литературы. Сказ как жанр литературы.
А.И.Куприн «Ю-ю».
Е.Носов «Белый гусь»
И. С.Шмелев «Яичко», «Полочка. Из воспоминаний моего приятеля», «Как я встречался с Чеховым. 1. За карасями» (по выбору).
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное
Писатели - детям
Н.Носов «Приключения Толи Клюквина», «Витя Малеев в школе и дома» (по выбору)
В. Драгунский «Денискины рассказы»
Л. И. Лагин «Старик Хоттабыч» (фрагменты).
Писатели Крыма
В.А.Бахревский «Лебяжьи острова», «Дом с жабой» (по выбору).
Е.Белоусов «Сказка древнего леса»
Формы организации учебной деятельности
С целью достижения качественных результатов образования в процессе реализации данной образовательной программы по родной(русской) литературе использованы:
Формы обучения:
урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, практикумы, конференции, игры, тренинги.
Технологии образования:
развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских на уроках русского языка и литературы и др.;
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, дифференцированный подход, словесные, наглядные, практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, проблемно-поисковые методы, методы самостоятельной работы и работы под управлением учителя;
Формы организации работы учащихся:
1.Индивидуальная.
2.Коллективная:
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
Виды деятельности учащихся:
- Устные сообщения;
- Обсуждения;
- Мини – сочинения и сочинения;
- Работа с источниками;
- Доклады;
- Защита презентаций;
- Учебные проекты.
Методы мониторинга знаний и умений учащихся:
- тесты,
- контрольные работы,
- устный опрос,
- творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.
Виды контроля:
- диагностический,
- текущий,
- итоговый.
Средства обучения:
- печатные,
- наглядные,
- дидактические,
- графические,
- технические.
Тематический план, 5 класс
На изучение родной литературы в 5 классе отведено 0,5
учебных часа в неделю, итого -18 часов в год.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Развитие речи | Контроль знаний |
1. | Введение. | 1 | ||
2. | Устное народное творчество | 1 | ||
3. | Литературные сказки | 1 | ||
4. | Из литературы XIX в. | 2 | 1 | |
5. | Из литературы XX в. | 6 | ||
6. | Писатели - детям | 3 | ||
7. | Современная детская литература | 1 | 1 | |
8. | Писатели Крыма | 1 | 1 | |
Итого: | 18 | 2 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
К рабочей программе по родной литературе, 5 класс
(базовый уровень, реализация ФГОС ООО)
№ урока | Тема | Дата проведения урока | Примечания | |
По плану | По факту | |||
1 | Введение. Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства. | |||
2 | Русские народные сказки (о животных, социально-бытовые) Народные представленияо справедливости в сказке «Солдатская шинель». | |||
3 | Литературные сказки В.М.Гаршин«Лягушка – путешественница» | |||
4 | Из литературы XIXвекаИ.А.Крылов. Басня. «Квартет». | |||
5 | Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное, …». Н.А. Некрасов | |||
6 | Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…».Картины природы. Раздумья поэта о судьбенарода.Л.Н.Толстой «Два брата и золото», «Шелковичный червь». | |||
7 | Устное сочинение «Чему научили меня рассказы Л.Н.Толстого?» | |||
8 | Из русской литературы XX века. Краткий обзор. | |||
9 | П.П.Бажов.Сказ как жанр литературы.«Каменный цветок». | |||
10 | А.И.Куприн«Ю-ю». Е.Носов «Белый гусь» | |||
11 | И. С.Шмелев«Яичко», «Полочка. Из воспоминаний моего приятеля». «Как я встречался с Чеховым». | |||
12 | Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» (фрагменты). | |||
13 | В. Драгунский «Денискины рассказы» | |||
14 | Л. И. Лагин «Старик Хоттабыч» (фрагменты). | |||
15 | Краткий обзор современной детской литературы. Л. Петрушевская «Котенок Господа Бога». | |||
16 | Устное сочинение «Что такое добро?»(на основе рассказа «Котёнок Господа Бога» Л.Петрушевской) | |||
17 | В.А.Бахревский«Лебяжьи острова». Е. Белоусов «Сказка древнего леса» .Итоговая контрольная работа. | |||
18 | Анализ контрольной работы. Итоговый урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе 6 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 7 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 10 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 11 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по Родной литературе (9 класс)
Рабочая программа для 9 класса...
Рабочая программа по Родной литературе (6 класс)
Рабочая программа...