Рабочая программа по родной литературе для 9 класса (34 часа)
рабочая программа (9 класс)
Данная рабочая программа по родной литературе составлена из расчета на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura_34_9av_2021-2022.doc | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ШМО ____________ / Протокол от __ августа 2021 г. № __ | Согласовано Протокол от __ августа 2021 г. №__ | Утверждено директор СШ № 1 ____________ / Приказ от __августа 2021 г. № __ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной литературе, 9 класс
учителя ____ квалификационной категории
Высоцкой Людмилы Андреевны
2021-2022 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Целевой раздел
- Пояснительная записка
- . Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета «Родная (русская) литература».
- Система оценки результатов изучения предмета «Родная (русская) литература».
- Содержательный раздел.
2.1. Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература».
3. Организационный раздел
3.1. Тематическое планирование.
3.2. План внеурочной деятельности.
3.3. Система условий реализации предмета «Родная (русская) литература.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Основная программа по родной (русской) литературе составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная (русская) литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», и предназначена для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы.
Данная программа разработана на основе
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
- Письма Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08;
Программа учебного предмета «Родная (русская) литература» разработана для МБОУ СШ №1, реализующей наряду с обязательным курсом литературы изучение родной (русской) литературы.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Цели и задачи изучения предмета «Родная (русская) литература»
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника - будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству, помогает школьнику осмыслить непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль родной литературы.
В курсе родной (русской) литературы актуализируются следующие цели:
- создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку и родной (русской) литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
Важнейшими задачами курса по родной (русской) литературе являются:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям, к произведениям писателей и поэтов Югры;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения.
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
- учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной) текст;
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
- осознать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя);
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Учащийся научится:
- владеть различными видами пересказа,
- пересказывать сюжет;
- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
- пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Устное народное творчество
Учащийся научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
- пересказывать сказку, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:
- характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
- характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
- формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- характеризовать нравственную позицию героев;
- формулировать художественную идею произведения;
- формулировать вопросы для размышления;
- участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
- давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
- выразительно читать произведения лирики;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Важнейшие умения в 9 классе следующие:
Выпускник научится:
- – владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- – владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- – адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- - пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- - понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- - осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
- - определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- - владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания критиков и литературоведов, делать выводы и умозаключения.
Выпускник получит возможность научиться:
- – анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- – осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- - аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- – участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.
1.3.СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА».
Общие положения
Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации.
Внутренняя оценка включает:
стартовую диагностику,
текущую и тематическую оценку,
портфолио,
внутришкольный мониторинг образовательных достижений,
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной работы с учащимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений.
Уровневый подход к содержанию оценки обеспечивается структурой планируемых результатов, в которых выделены три блока: общецелевой, «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
Достижение планируемых результатов, отнесённых к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения, так и в конце обучения.
Процедуры внутришкольного мониторинга (в том числе, для аттестации педагогических кадров и оценки деятельности образовательной организации) строятся на планируемых результатах, представленных в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
Процедуры независимой оценки качества образования и мониторинговых исследований различного уровня опираются на планируемые результаты, представленные во всех трёх блоках.
Уровневый подход к представлению и интерпретации результатов реализуется за счёт фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового.
Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми учащимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём
оценки трёх групп результатов: предметных, личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);
использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки;
использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ, самооценки, наблюдения и др.).
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в МБОУ СШ № 1 разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся на уровне основного общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов ООП ООО призвана способствовать поддержанию единства образовательных программы на разных уровнях общего образования, обеспечению преемственности непрерывного образования. Её основными функциями являются:
ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Основным объектом системы оценки результатов образования выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Результаты промежуточной аттестации представляют собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектно-исследовательской деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.
Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов.
Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Оценка предметных результатов ведётся каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга.
Представленная программа предусматривает часы на
выполнение практической части программы.
Контрольные работы: в V-IX классах - 2 сочинения.
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная:
традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного,
повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля
знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар.
Виды и формы контроля:
– тест;
– письменный ответ на вопрос;
– сочинение на литературоведческую тему;
– проект.
Формы аттестации, контроля и учета достижений учащихся.
Формы текущего контроля: Формы итогового контроля:
- устные ответы на уроках, - письменные контрольные работы,
- самостоятельные, проверочные - тестирование,
творческие работы, - рефераты,
- контрольные работы, - зачет,
предметные тесты, - защита творческой работы, защита
- сообщения, доклады, рефераты, проекта, исследовательских работ;
проектные и исследовательские - конференция,
работы; - портфолио, олимпиадные работы;
- практические работы, - собеседование,
- техника чтения, - государственная итоговая аттестация
- мультимедийные презентации
- независимая проверка работ.
Формы достижений в урочной деятельности: Формы достижений во внеурочной деятельности:
• рефераты, • участие в конференциях
• творческие, исследовательские работы. • участие в олимпиадах,
• участие в конкурсах.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература».
Место учебного предмета «Родная (русская) литература» в учебном плане.
Учебный план предусматривает обязательное изучение родной (русской) литературы на этапе основного общего образования. Основная программа по курсу «Родная (русская) литература» направлена на решение важнейшей задачи современного образования — воспитание гражданина, патриота своего Отечества.
Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Родная художественная литература, как одна из форм освоения мира, отражает богатство и многообразие духовной жизни человека, влияет на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.
В родной (русской) литературе отражается общественная жизнь и культура России, национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.
Программа по родной (русской) литературе составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на следующую учебную нагрузку: 9 класс – 34 часа.
9 класс: 34 часа
Своеобразие родной литературы (1 час)
Великая сила литературы. Жанры и литературные роды
Древнерусская литература.(6 часов)
Т е о р и я. Древнерусская литература. Летопись. «Великое наследие» (Д.С. Лихачѐв) «Повесть временных лет» и еѐ традиции. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.
«Задонщина». Жанровая «перекличка» со «Словом о полку Игореве».
Т е о р и я: формирование публицистики как жанра. «Житие протопопа Аввакума».Героический образ духовной личности.
Духовная традиция в русской поэзии (2 часа)
М.В.Ломоносов «Утреннее размышление о Божием величестве».
Г.Р.Державин «Бог». Религиозные мотивы в русской поэзии. Человек в системе мироздания. Проблема предназначения человека. Тема духовного поиска. Бог в окружающем мире и в душе человека. Тема восхваления Творца. Образ Христа.
Написание сочинения-эссе на литературную тему.
Из литературы XVIII века (1 час)
Н.М. Карамзин Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского».
Из литературы XIX века (13 часов)
В.А. Жуковский «Людмила» Т е о р и я. Жанр баллады. Национальные черты в образах героев баллад.
А.С. Пушкин «Медный всадник» Т е о р и я. Поэма. «Маленькая трагедия» «Моцарт и Сальери». Природа гениальности (или «Каменный гость».Неотвратимость возмездия как вечный сюжет в литературе.) Т е о р и я: драма. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
М.Ю.Лермонтов Поэма «Демон». Изображение романтического героя в драматических обстоятельствах.
А.Н. Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» Т е о р и я. Лирика. Стихи. Ритм. Размеры. Художественные особенности. Поэтические традиции XIX века
А.А. Бестужев-Марлинский. «Вечер на бивуаке» Т е о р и я. Рассказ. Сюжет. Композиция. Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.
И.С. Тургенев «Вешние воды» Т е о р и я. Повесть. Необыкновенная красота и тонкий лиризм, герои, их характеры и судьбы, сложность человеческих взаимоотношений.
Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
А.П. Чехов «Студент» Т е о р и я. Рассказ. Сюжет. Композиция.
Из литературы ХХ века (11 часов)
И.А. Бунин «Тѐмные аллеи» Рассказы из цикла. Бунинская философия любви как о «некий высший напряженный момент бытия», который озаряет всю жизнь человека.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Е.И. Носов «Живое пламя» Т е о р и я. Рассказ. Сюжет. Композиция. Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Поиски незыблемых нравственных ценностей.
В.Г. Распутин «Женский разговор» Нравственные уроки в рассказе В. Распутина «Женский разговор».
Е.В. Габова «Не пускайте Рыжую на озеро» Т е о р и я. Рассказ. Сюжет. Композиция. Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.
Великая Отечественная война в творчестве русских писателей. Ю.В.Бондарев «Горячий снег» Т е о р и я. Роман. «Уроки, заданные человечеству войной».
Поэты-фронтовики о героизме на войне.
ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ XIX—XX ВЕКОВ (обзор)
А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. А. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. А. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. А. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Итоговый урок по курсу родной литературы в 9 классе. Картина мира и художественное произведение. Сюжеты, герои, художественные особенности изученных произведений.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. ТЕМАТИЧЕСКРЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты освоения программы | Вид | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||||
Своеобразие родной литературы – 1 ч. | |||||||||
1. | Великая сила литературы. Жанры и литературные роды | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Извлекать необходимой информации из текста; осознанно строить речевые высказывания. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). | Знать особенности извлечения необходимой информации из текста Уметь собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, конспекта. | Беседа, конспект | |||
Древнерусская литература – 6 ч. | |||||||||
2. | Древнерусская литература. Летопись. «Повесть временных лет» и ее традиции. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Читать выразительно фрагменты произведения древнерусской литературы, характеризовать героя, выявлять характерные для произведений темы, образы и приемы изображения человека. | Знать традиции древнерусской литературы; характерные родо-жанровые черты. Уметь выражать личное отношение, аргументировать свою точку зрения | Ответ на проблемный вопрос «Как, на Ваш взгляд, продолжат развитие литературные традиции в 21 веке?» | |||
3. | «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Характеризовать героя, выявлять характерные для произведений темы, образы и приемы изображения человека. | Знать традиции древнерусской литературы с точки зрения нравственности. Уметь анализировать литературные произведения; выявлять и осмыслять формы оценки героев, событий, характер взаимоотношений с «читателем» как адресатом. | Мини- исследования. | |||
4-5. | «Задонщина». Жанровая «перекличка» со «Словом о полку Игореве». | 2 | Комбинированный | Выявлять характерные для произведений темы, образы и приемы изображения человека. | Знать особенности приемов изображения человека. Уметь анализировать и сопоставлять произведения. | Анализ текстов произведений | |||
6. | Формирование публицистики как жанра. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Распознавать жанры древнерусской литературы; особенности жанров, их влияние на формирование публицистики. | Знать родо-жанровую специфику произведений. Уметь представлять развернутый письменный ответ на поставленные вопрос. | Сочинение | |||
7. | «Житие протопопа Аввакума». Героический образ духовной личности | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Читать выразительно фрагменты произведения древнерусской литературы, характеризовать героя. | Знать особенности характеристики героя. Уметь анализировать произведения разных жанров; выявлять и осмыслять формы оценки героев, событий, характер взаимоотношений с «читателем» как адресатом. | Мини-проект «Жизнь предков в произведениях древнерусской литературы» | |||
Духовная традиция в русской поэзии XVIII века – 2 ч. | |||||||||
8. | М.В.Ломоносов «Утреннее размышление о Божием величестве» | 1 | Развитие речи | Читать выразительно фрагменты произведений Ломоносова. Характеризовать лирического героя. | Знать особенности характеристики лирического героя. Уметь выразительно читать произведение, пересказывать фрагменты, передавая личное отношение к произведению | Выразительное чтение фрагментов. | |||
9. | Г.Р.Державин «Бог». Религиозные мотивы в русской поэзии. Проблема предназначения человека. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Характеризовать лирического героя, выявлять характерные для произведений темы, образы и приемы изображения человека. | Знать особенности проявления религиозных мотивов в лирических произведениях. Уметь выразительно читать произведение, анализировать фрагменты, передавать личное отношение к произведению. | Мини-сочинение «Проблема предназначения человека» | |||
Из литературы XVIII века – 1 ч. | |||||||||
10. | Н.М. Карамзин. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Читать выразительно фрагменты произведений литературы XVIII века. | Знать характерные для произведений русской литературы XVIII века темы, образы и приемы изображения человека. Уметь подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Н. Карамзина | Выразительное чтение. Анализ произведения. | |||
Из литературы XIX века – 13 ч. | |||||||||
11. | В.А. Жуковский «Людмила». Жанр баллады. Национальные черты в образах героев баллад. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Читать выразительно наизусть фрагменты баллады. Характеризовать героев. Характеризовать проблематику и тематику баллады. | Знать национальные черты в образах героев баллад. Уметь находить в тексте информацию по заданной теме; давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. | Выразительное чтение, анализ национальных образов героев баллады | |||
12. | А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Человек и история в поэме. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Характеризовать сюжет произведения, его проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание. | Знать особенности характеристики лирического героя. Уметь выразительно читать произведение, передавая личное отношение к произведению | Выразительное чтение поэмы; анализ человека исторического периода в поэме | |||
13. | Тема «маленького человека» в поэме А.С. Пушкина. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Характеризовать героя поэмы. Характеризовать сюжет произведения, его проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание. | Знать особенности характеристики героя. Уметь характеризовать героя; характеризовать сюжет произведения, его проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание. | Письменный развернутый ответ на вопрос «О чем заставляет задуматься произведение А.С. Пушкина?» | |||
14. | «Маленькая трагедия» «Моцарт и Сальери». Природа гениальности. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. | Знать особенности авторской оценки героев. Уметь характеризовать сюжет произведения, его проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание. | Оценивание устных ответов. | |||
15. | «Маленькая трагедия» «Каменный гость». Неотвратимость возмездия как вечный сюжет в литературе. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Характеризовать сюжет произведения, его проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание. | Знать типологию сюжетов литературных произведений, их характерные признаки. Уметь выражать личное мнение по заданной теме, аргументировать свою точку зрения. | Ответ на проблемный вопрос. | |||
16. | Драма «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Читать выразительно фрагменты драматического произведения русской литературы 19 века. Характеризовать героя литературы 19 века. | Знать особенности характеристики героя; характерные особенности древнерусского писателя. Уметь выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев. Составлять характеристику героя | Характеристика героя. | |||
17. | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Демон». Образ демона – сквозной образ в творчестве поэта | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Устно рассказывать о поэте. Читать выразительно наизусть лирическое стихотворение. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. | Знать особенности характеристики образа в лирическом произведении. Уметь находить схожие образы в разных произведениях творчества одного поэта. | Оценивание устных ответов. | |||
18. | А.Н. Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века | 1 | Развитие речи | Читать выразительно наизусть лирическое стихотворение. | Знать особенности поэтических традиций XIX века. Уметь интонационно выражать и передавать эмоции и переживания лирического героя. | Творческая работа «Проба пера». | |||
19. | А.А. Бестужев-Марлинский. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Давать письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Характеризовать сюжет рассказа, его проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. | Знать нравственно- философскую, социально- историческую и эстетическую проблематику произведения. Уметь выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев. Составлять характеристику героя | Анализ рассказа. Письменный ответ на вопрос по тексту произведения. | |||
20-21. | И.С. Тургенев. Повесть «Вешние воды». Необыкновенная красота и тонкий лиризм, герои, характеры и судьбы, сложность человеческих взаимоотношений | 2 | Урок ознакомления с новым материалом | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчеству писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием ресурсов интернета. Выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев. | Знать формы авторской оценки героев, факты биографии писателя – отсылку на личностные отношения автора через героев повести. Уметь выражать личное отношение к героям, аргументировать свою точку зрения. | Дискуссия. Письменный ответ на вопрос по заданной теме. | |||
22. | Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» в повести | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Характеризовать героя, выявлять характерные для произведений темы, образы и приемы изображения человека. | Знать способы и характерные приемы изображения человека. Уметь выявлять и осмыслять формы авторского замысла. Объяснять свое понимание эстетической проблематики произведения | Сочинение-рассуждение «Что же такое счастье и какой должна быть любовь?» | |||
23. | А.П. Чехов. Рассказ «Студент». Особенности сюжета, композиции рассказа | 1 | Развитие речи | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчеству писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием ресурсов интернета. Строить речевые высказывания для успешной коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.) | Знать формы и способы успешного взаимодействия для достижения поставленных целей. Уметь отбирать и использовать речевых средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.) | Дискуссия. Оценивание умения в устной форме выражать и аргументировать своё мнение, вести дискуссию. | |||
Из литературы XX века – 11 ч. | |||||||||
24. | И.А. Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». Бунинская философия любви как «некий высший напряженный момент бытия» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Воспринимать и оценивать философию любви в творчестве И.А. Бунина как «некий высший напряженный момент бытия», который озаряет всю жизнь человека. Давать письменные ответы на вопрос по заданной теме. Отстаивать свою точку зрения. | Знать сюжет произведения, его проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание; материал о биографии и творчеству писателя, истории создания цикла. Уметь выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев. Составлять характеристику героя. Объяснять свое понимание эстетической проблематики произведения | Оценивание письменных ответов по заданной теме. | |||
25. | Е.И. Носов «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека. Поиски незыблемых нравственных ценностей | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Понимать смысл названия рассказа. Осознавать понятие силы внутренней, духовной красоты человека. Осознавать огромную роль прекрасного в душе человека, в окружающей природе. | Знать и понимать роли различных художественных средств в создании образов. Уметь выражать личное отношение к героям, аргументировать свою точку зрения. | Оценивание устных ответов. | |||
26. | Нравственные уроки в рассказе В.Г. Распутина «Женский разговор» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Давать устный ответ на вопрос по тексту произведения. Понимать значения качеств: смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества; находить им цитатное подтверждение в тексте. | Знать дополнительный материал о биографии и творчеству В.Г. Распутина, истории создания произведения, прототипах героев (используя ресурсы интернета). Уметь составлять характеристику героя. Объяснять свое понимание эстетической проблематики произведения | Комментированное чтение. Выразительное чтение фрагментов. | |||
27. | Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Особенности сюжета, композиции | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Характеризовать сюжет произведения, его проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. | Знать особенности сюжета произведения, его проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание. Уметь объяснять свое понимание эстетической проблематики произведения; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. | Пересказ фрагмента | |||
28. | Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя | 1 | Развитие речи | Давать письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Характеризовать героиню рассказа. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. | Знать особенности характеристики героя, изображения его внутреннего мира. Уметь подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме, выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, составлять характеристику героя | Характеристика героини. | |||
29-30. | Ю.В. Бондарев. Роман «Горячий снег». «Уроки, заданные человечеству войной» | 2 | Урок ознакомления с новым материалом | Характеризовать сюжет произведения, его проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. | Знать позиции героев романа по отношению к вопросу о подвиге в сравнении с современным пониманием. Уметь выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев и событий; объяснять свое понимание эстетической проблематики произведения. | Анализ фрагмента | |||
31. | Поэты-фронтовики о героизме на войне | 1 | Развитие речи | Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XX века. | Знать материал о биографии и творчестве поэтов, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов интернета. Уметь выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, составлять характеристики героев | Характеристика героев. Анализ сюжета. | |||
32-33. | Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека (на стихи поэтов XIX - XX веков) | 2 | Урок ознакомления с новым материалом | Выразительно читать романсы и песни; разбирать их как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека. | Знать сюжеты произведений, проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание. Уметь подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. | Оценивание устных ответов. Письменный ответ на вопрос. | |||
34. | Итоговый урок. Картина мира и художественное произведение | 1 | Урок контроля знаний | Сюжеты, герои, художественные особенности изученных произведений. | Знать сюжеты, персонажей литературных произведений. Уметь обобщать материал по биографии и творчеству писателей и поэтов, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов интернета. | Повторение и обобщение изученных произведений. Контроль знаний. |
Итого: 34 часа
3.2. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ПЛАН
Класс | Формат мероприятия | Темы | Виды деятельности |
5-11 | Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе | - | решение олимпиадных заданий |
5-11 | Муниципальные конкурсы творческих литературных работ учащихся | «На крыльях мечты»; «К празднованию Великой Победы» | создание литературного продукта разных жанров |
7-11 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по литературе | - | решение олимпиадных заданий |
5-11 | Муниципальный конкурс мультимедиапроектов, посвящённых творчеству писателей и поэтов | К юбилею писателя, поэта. К юбилею художественного произведения. | презентации |
5-11 | Всероссийский литературный конкурс «ПЕГАС» | К 60-летию первого полета человека в космос | решение конкурсных заданий |
5-11 | Муниципальная ученическая конференция исследовательских проектов учащихся | От произведения – к исследованию. | проекты |
5-11 | Краевой конкурс «Край камчатский – родина талантов» | Моё литературное творчество: сказка, стихотворение, поэма, рассказ, повесть. | создание литературного продукта разных жанров |
5-11 | Праздник славянской письменности и культуры | Лучшие произведения Древнерусской литературы. Фильмы по сюжетам Древнерусской литературы. | разнообразные выступления волонтёрских групп |
Примерные темы проектных и исследовательских работ
9 класс
- Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
- Мудрость слова.
- Мой Высоцкий.
- Что читают в моем классе?
- Киносценарий рассказа «Темные аллеи» Бунина.
- Альбом, посвященный жизненному пути М.В. Ломоносова (каждая страница – новый этап в науке или творчестве).
- Умеете ли вы думать стихами? Напишите стихотворение о любви (по примеру Пушкина) .
- Исследование-экскурсия по лермонтовским местам (фото).
- Киносценарий по одной из глав «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова..
- Эссе «Дума о моем поколении». Достоинства и недостатки (используйте публицистический стиль). (На примере стихотворения «Дума» Лермонтова)
- Исследование «Образ Петербурга в русской литературе» (фото, произведения, анализ, сравнение).
- Поэтический калейдоскоп «Мои любимые блоковские строки». (Сборник стихотворений А. Блока с отзывами на каждое).
- Исследование «Стихи Есенина, положенные на музыку» (современное исполнение, анализ).
3.3. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ
Информационно-технические условия организации образовательного процесса МБОУ СШ №1 обеспечивают стабильное функционирование образовательного учреждения. В школе имеется 3 кабинета русского языка и литературы, два кабинета ИКТ, которые при необходимости используются педагогами в образовательной деятельности. Кабинеты оснащены необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами и соответствуют требованиям для реализации базового уровня общего образования.
В кабинетах установлены интерактивные доски, имеется выделенная линия Интернет. Школа имеет собственный образовательный сайт, обеспечивающий открытость и доступность информации об учреждении. Данные ресурсы позволяет на современном уровне проводить уроки и управлять учебно-воспитательным процессом. МБОУ СШ №1 функционирует в единой системе Сетевой город.
Библиотека имеет абонементную, читальную зоны.
Обеспеченность школы учебными программами, учебниками, художественной литературой позволяет проводить образовательный процесс в полном объеме.
Критерии оценки (отметки) предметных результатов по родной (русской) литературе
Уровни учебных достижений учащихся | Нормы оценки предметных результатов | Оценка результатов и отметка |
Базовый | Учащийся:
| Удовлетворительно. Отметка «3» |
Повышенный | Учащийся:
| Хорошо. Отметка «4» |
Высокий | Учащийся:
| Отлично. Отметка «5» |
Пониженный | Ученик:
| Неудовлетворительно. Отметка «2» |
Низкий | Учащийся:
| Плохо. Отметка «1» |
Учебно-методическая литература по учебному предмету «Родная (русская) литература».
Учебно-методический комплект
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы - // Программы для общеобразовательных учреждений. — М., 2013.
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебное пособие для 7класса. М.: Дрофа, 2015 год.
- Горшков А. И. Русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2000 год.
- Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс». М., Дрофа, 2013 год.
- Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М., 1988.
Цифровые образовательные ресурсы
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
2.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ Газета «1 сентября» www.1september.ru
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru
4.ФИПИ http://www.fipi.ru
5. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности http://eor.it.ru/eor/
6.Завуч. инфо www.zavuch.info
7.Педсовет http://pedsovet.org
8.Электронная библиотека специальной филологической литературы http://philology.ruslibrary.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по Родной литературе 10 класс ( 34 часа)
Программа по Родной литературе 10 класс...
Рабочая программа по родной литературе 6 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 7 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 10 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 11 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по Родной литературе (9 класс)
Рабочая программа для 9 класса...