Рабочая программа по родной литературе для 9 класса
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа учебного курса "Родная литература" предназначена для изучения в 9 классе и соответствует требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rodnoy_literature_dlya_9_klassa.docx | 34.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганская средняя общеобразовательная школа
Комаричского района Брянской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор школы
________Г.И.Добренкова _______В.А.Буланцова _____И.В.Пальченкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
« Родная литература»
9 класс
Программу составила
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Талалаева Г, П.
Год составления программы---2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Родная литература» для 9 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2013 №1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897
3. .«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
4. «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
Рабочая программа по родной литературе для 9 класса составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования . /Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина. Составитель -Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011/, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2011/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы . Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/
Цели и задачи программы
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана в 9 классе на 34 часа.
Виды и формы контроля:
- письменный ответ на вопрос;
- аннотация
- отзыв о произведении,
- выразительное чтение (чтение наизусть);
- сочинение
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы по родной литературе в 9 классе:
Обучающийся научится :
- воспитанию российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отече-ству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; - - осознанию своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоению гуманистиче-ских, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное мно-гообразие современного мира;
- формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способнос-ти вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Обучающийся получит возможность научиться
- развитию морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- целостному, социально-ориентированному пониманию мира в его органичном единстве и разнообразии
- осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Регулятивные результаты освоения программы по родной литературе в 9 классе
Обучающийся научится:
- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
- владеть всеми видами речевой деятельности:
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения речевого высказывания
Обучающийся получит возможность научиться
- планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
- осуществлять контроль успешности своей учебной деятельности
- овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умению вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации
Познавательные результаты освоения программы по родной литературе в 9 классе
Обучающийся научится
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой
Обучающийся получит возможность научиться:
- владению общими приемами решения проблемных ситуаций
- умению организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы
Коммуникативные результаты освоения программы по родной литературе в 9 классе
Обучающийся научится
- умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
-формулировать, аргументировать и корректно отстаивать своё мнение;
Обучающийся получит возможность научиться
- участию в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
-способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления
-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета
Предметные результаты освоения программы по родной литературе в 9 классе
Обучающийся научится:
- пониманию родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- владеть навыками анализа художественного произведения;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой мане-ры писателя, определять их художественные функции;
-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения
- уметь видеть авторский замысел в произведении
Обучающийся получит возможность научиться:
- обеспечению культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- воспитывать квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способно-го аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего харак-тера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитию способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении
- воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни
Содержание учебного предмета
1. Введение ( 1 ч)
Своеобразие курса родной литературы в 9 классе. Значение художественного произведения
в культурном наследии страны
2. Древнерусская литература ( 2 ч.)
Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции древнерусской литературы. Особенности развития древнерусской литературы. «Задонщина». Тема единения русской земли.
Воинская повесть «Повесть о разорении Рязани Батыем». Героические темы и мотивы
3. Литература XVIII века ( 2 ч)
Русские баснописцы 18 века. Басня « Ворона и лиса» В.К.Тредиаковского и А.П.Сумарокова. Аллегория как средство художественной выразительности
Н.М.Карамзин «Сиерра Морена». Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества
4. Литература XIX века ( 7 ч.)
Поэты пушкинской поры. Е.А.Баратынский «Разуверение», А.А. Дельвиг « Элегия». Д.В.Давыдов «Песня старого гусара».Традиции и новаторство в творчестве
А.К.Толстой Баллады . «Князь Михайло Репнин». Исторический рассказ о героическом поступке в эпоху Ивана Грозного
К.М.Станюкович «Рождественская ночь». Тема милосердия и веры в человека
И.С.Тургенев «Перепёлка». Случай на охоте, Самоотверженная «материнская « любовь птиц.
Л.Н. Толстой «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. «Свечка», « Три старца». Путь к душе человека
А.П.Чехов « В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Нравственное перерождение героини
Сочинение « Что такое сострадание ?»
5. Литература XX века ( 22 ч.)
И.А.Бунин «Холодная осень». Тема любви в рассказе
М.Горький «Сказки об Италии» Сказочность в реальной жизни
А.Н.Толстой «Гадюка». Человеческие судьбы в годы Гражданской войны
Л.Пантелеев « Гвардии рядовой». Подвиг Александра Матросова
Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки». История о жизни детей в годы Великой Отечественной войны, о дружбе, смелости и стойкости
Ю. В. Друнина «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…», « Всё грущу о шинели». Тема войны в лирике
В.О.Богомолов «Иван». Смысл названия рассказа. Война и дети
В.П.Астафьев, «Шинель без хлястика». Красота материнского подвига
Сочинение « Хотят ли русские войны?»
В.А.Солоухин «Под одной крышей». Житейский сюжет рассказа. Проблемы взаимоотношений в семье
Ю.В. Бондарев «Простите нас!» Тема благодарности в рассказе
А.Г.Алексин « Ты меня слышишь?» Душевная чуткость героини
С.А. Баруздин «Тринадцать лет». Чувство долга, истинная и ложная красота
Е.А.Евтушенко «Картины детства». Взгляд на вопросы нравственности
Сочинение « Что такое доброта?»
А.И.Солженицын Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о судьбе России
В.Н. Крупин «Босиком по небу». Красота вокруг нас
В.Г.Распутин « Я забыл спросить у Лёшки». Тема истинной дружбы
С.Г.Георгиев « Собаки не ошибаются» Равнодушие и истинная гуманность
В.С.Токарева « Рождественский рассказ». Прощение как нравственный выбор героини
Т.В.Михеева « Островитяне». Повесть о первой любви. «Лёгкие горы». Дом, семья, взаимовыручка в повести ( по выбору)
Творчество поэтов Брянской области ( по выбору). Любовь к малой родине
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Значение художественного произведения в культурном наследии страны. | 1 | ||
2. | Особенности развития древнерусской литературы. «Задонщина». Тема единения русской земли | 1 | ||
3 | Воинская повесть « Повесть о разорении Рязани Батыем». Героические темы и мотивы | 1 | ||
4 | Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В.К.Тредиаковского и А.П.Сумарокова. Аллегория как средство художественной выразительности | 1 | ||
5 | Н.М.Карамзин «Сиерра Морена». Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества | 1 | ||
6 | Поэты пушкинской поры. Е.А.Баратынский «Разуверение». А.А. Дельвиг « Элегия». Д.В.Давыдов « Песня старого гусара». | 1 | ||
7 | А.К.Толстой «Князь Михайло Репнин». Героический поступок в эпоху Ивана Грозного | 1 | ||
8 | К.М.Станюкович « Рождественская ночь». Тема милосердия и веры в человека | 1 | ||
9 | И.С.Тургенев «Перепёлка». Случай на охоте. Самоотверженная «материнская» любовь птиц | 1 | ||
10 | Л.Н.Толстой «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. « Свечка». «Три старца». | 1 | ||
11 | А.П.Чехов « В рождественскую ночь». Нравственное перерождение героини | 1 | ||
12 | Сочинение «Что такое сострадание?» | 1 | ||
13 | И.А.Бунин «Холодная осень». Тема любви в рассказе | 1 | ||
14 | М.Горький «Сказки об Италии». Сказочность в реальной жизни | 1 | ||
15 | А.Н.Толстой «Гадюка». Человеческие судьбы в годы Гражданской войны | 1 | ||
16 | Л.Пантелеев «Гвардии рядовой». Подвиг Александра Матросова | 1 | ||
17 | Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки». История о жизни детей в годы Великой Отечественной войны, о дружбе, смелости и стойкости | 1 | ||
18 | Ю.В. Друнина «Зинка». «Я только раз видала рукопашный…». Тема войны в лирике | 1 | ||
19 | О.В.Богомолов «Иван». Смысл названия рассказа, Война и дети | 1 | ||
20 | В.П.Астафьев « Шинель без хлястика». Красота материнского подвига | 1 | ||
21 | Сочинение «Хотят ли русские войны ?» | 1 | ||
22 | В.А.Солоухин «Под одной крышей». Житейский сюжет рассказа. Проблемы взаимоотношений в семье | 1 | ||
23 | Ю.В.Бондарев «Простите нас !». тема благодарности в рассказе | 1 | ||
24 | А.Г.Алексин «Ты меня слышишь?» Душевная чуткость героини | 1 | ||
25 | С.А.Баруздин «Тринадцать лет». Чувство долга, истинная и ложная красота | 1 | ||
26 | Е.А.Евтушенко « Картины детства». Взгляд на вопросы нравственности | 1 | ||
27 | Сочинение « Что такое доброта ?» | 1 | ||
28 | А.И.Солженицын Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о судьбе России. | 1 | ||
29 | В.Н.Крупин « Босиком по небу». Красота вокруг нас | 1 | ||
30 | В.Г.Распутин « Я забыл спросить у Лёшки». Тема истинной дружбы | |||
31 | С.Г.Георгиев «Собаки не ошибаются». Равнодушие и истинная гуманность | 1 | ||
32 | С.В.Токарева «Рождественский рассказ». Прощение как нравственный выбор героини | 1 | ||
33 | Т.В.Михеева « Островитяне». Повесть о первой любви. «Лёгкие горы». Дом, семья, взаимовыручка в повести (по выбору) | 1 | ||
34 | Творчество поэтов Брянской области (по выбору) Любовь к малой родине | 1 |
Примерные темы проектных и исследовательских работ
9 класс
- Говорящие фамилии в произведениях русских писателей
- Литературные премии
- Памятники литературным героям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе 6 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 7 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 10 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 11 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по Родной литературе (9 класс)
Рабочая программа для 9 класса...
Рабочая программа по Родной литературе (6 класс)
Рабочая программа...