Интегрированный урок по русской и чувашской литературе на тему "Сравнительный анализ стихотворения А.С. Пушкина "Бесы" и поэмы М. Федорова "Леший"
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Маслова Татьяна Александровна
Предмет: чувашская литература
Класс: 10
Тема урока: Своеобразие поэмы Михаила Федорова «Леший»: жанровые особенности, композиция, значимость произведения.
Тип урока: урок изучения нового произведения
Цели:1) заинтересовать учащихся творчеством Михаила Федорова, формировать у них стремление быть «человеком», полезным народу; любящим жизнь и осознающим ее ценность;
2) в процессе анализа произведения «Леший» выявить его жанровые особенности, композицию и языковые средства художественной выразительности; совершенствовать такие навыки работы с текстом, как составление плана, пересказ, обсуждение прочитанного, комментирование эпизодов
3) понять историко-философский смысл поэмы; на основе анализа некоторых структурных особенностей произведения раскрыть внутренний мир автора;
Оснащение урока: учебник, портрет М. Федорова, презентация Power point, компьютер, проектор, экран.
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД и технология оценивания |
I Оргмомент Ведение в тему. Актуализация знаний. | Литературные роды – эпос, лирика, драма, лиро-эпическая поэма (домашнее задание было: написать в тетради термины данных слов) Исследователи творчества М. Фёдорова в 30 годах 20 века относили произведение «Леший» к жанру баллады. На самом деле это лиро-эпическая поэма, потому что в ней отразилась действительность. В основе поэмы – изображение действительных событий, в ней находят отражение мысли и мечты народа. | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации. 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Строить рассуждения. 4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста
Коммуникативные УУД 1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации 5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. |
II. Анализ текста 1. этап – работа с текстом до чтения. 2 этап - работа с текстом во время чтения. Анализ текста с использованием комментированного чтения. 3 этап – аналитическая работа с текстом после чтения III. Итог урока. Формулирование темы урока Подведение итогов | Сегодня наш урок посвящен поэме М. Федорова «Леший». - Давайте попробуем по названию произведения предположить о его содержании (посмотрим на иллюстрацию). Предположения учеников фиксируются на доске - Когда родился М. Федоров? Что это было за время? - Чем характеризуется время, в которое жил и творил М. Федоров? Слово учителя: История создания поэмы «Леший». Чувашские писатели учились мастерству у русских классиков, переводили на родной язык их произведения, в подражание классикам создавали свои произведения. М.Ф.Федоров был увлечен творчеством А.С.Пушкина. Как признавался сам автор, замысел этого произведения зародился в процессе перевода баллады А. С. Пушкина «Бесы» на чувашский язык. Хотя перевести на чувашский язык «Бесы» не удалось, но в результате было создано совершенно оригинальное поэтическое произведение на родном языке. Впервые поэма была опубликована в 1908 году в Симбирске в книге «Чувашские сказки и предания». Комментированное чтение произведения. Сделайте вывод, как надо читать текст поэмы и почему он требует вдумчивого, медленного чтения? Поэма «Леший» тесно связана с обыденной жизнью дореволюционных крестьян. Чтобы понять глубокий смысл произведения надо его рассмотреть через призму истории. Можно восстановить маршрут Федора. Его протяженность 14-15 километров: Хурапха (не упоминается в произведении) → деревня Ителмес (в настоящее время Сятракасы) → Тǎвар вǎрри (вариант Тарǎн вар, т.е. Глубокий овраг). Оттуда вернуться домой необходимо половина суток с лишним (в произведении действие начинается после заката солнца и завершается с восходом. В произведении Федору встречаются и такие топонимы, которые не могли иметь место: Виснер, Хурǎншур, Урхас Кушǎк, Чиперуй – звучные и красивые слова. Автор был знаком с этими местами и не смог не включить их в повествование. Поэт изображает героя разносторонне: в разной обстановке (в пути, в лесу, в поле), обуреваемого разными чувствами (терпение, страх, радость, победа). Герой стремится выжить, избежать позорной смерти. Но и дома у героя не все благополучно: одни лишения ждут его там. Таким автор видит жизнь чуваша. Федор - центральный персонаж поэмы. Он бедный крестьянин, имеющий большую семью, маленькие дети еще соху не держали. Может, поэтому он и не заготовил вовремя дров на зиму. Несмотря на вечер, герой отправляется в лес за хворостом. Уже в пути его застает темнота, и Федор начинает робеть, ему чудятся страшилища. Это подчеркивает его уровень развития, веру в суеверия. Федор боится умереть в пути, он хочет успеть добраться до дома. Его пугает и то, что дети останутся сиротами: кто приласкает его ребенка? кто пожалеет дочь? Федор благополучно добирается до желаемого места. Ближе к утру, он держит путь к дому. Начинает светать, и душа его успокаивается, страх отступает. Леший - мифический персонаж. В народе издревле о нем слагались истории. В словаре Н.И .Ашмарина он упоминается как житель лесов и оврагов. Леший возник из душ людей, погибших не своей смертью, а также от незахороненных тел. Леший до смерти любит пугать людей, щекотать, доводить до болезни (безумия), но он никогда не убивает своих жертв. Конечно, поэма не ограничивается только образами Федора и лешего. Здесь нам встретятся сын старухи Микула, брат Лавраç, Кирилле, Энтри. Как и Федор, они не сидят сложа руки. У Микулы больна жена, уже несколько лет она терпит невыносимые муки. Чтобы получить облегчение, она хочет поклониться иконе Николая Чудотворца, что в Ишаках. Таким образом, автор расширяет представление о жизни чувашского крестьянства, вводя второстепенных героев в поэму. Пользуясь сюжетами народных легенд и преданий, М.Фёдоров мог достоверно описать тяжёлую жизнь крестьян второй половины 19 века Вопросы по содержанию поэмы. ( Класс работает по такой схеме: вопросы на слайде, ученик выбирает вопрос сам по желанию и отвечает, если ответ неполный, то другие по желанию могут дополнить ) - Каким эпиграфом открывается поэма? - Как можно связать эпиграф с текстом поэмы? - Почему Федор отправляется в лес после заката солнца? - Где разворачивается действие поэмы? - Насколько велика семья Федора? - Какие географические объекты вы встретили в тексте? - С какой целью Федор идет в лес? - В лесу, какой деревни, по мнению Федора, живет леший? - Каким видится леший испуганному Федору? - Почему лошадь быстро устала? - Как образовался Леший? - Почему «Леший» - лиро-эпическая поэма, а не сказка и не баллада? - Закончите фразу, взятую из поэмы: Хоть иголку воткни… Продуктивное задание: составить кластер по образу Лешего Продуктивное задание: составление синквейна по образу Лешего (для 1 варианта)
2. Рогатый, устрашающий 3 Дует, плюется, угнетает 4. Леший в лесу людей заставляет плутать 5. Мифологический персонаж Продуктивное задание: составление синквейна по образу Федора (для 2 варианта)
2. Бедный, трудолюбивый 3. Работает, собирает, ходит 4. Федор ходит в лес собирать хворост. 5. Крестьянин Как вы думаете, какой была тема сегодняшнего урока? Предполагаемый ответ детей: cвоеобразие поэмы Михаила Федорова «Леший»: жанровые особенности, композиция, значимость произведения. Делаем выводы (подводим итог урока): - Давайте, вернемся к нашим предположениям, которые были написаны на доске, о чем же поэма «Леший» (Теперь другое мнение: о жизни необразованных крестьян), - Почему же поэма называется «Леший?», хотя центральным персонажем является Федор? - Какие выводы вы для себя сделали? | |
IV Домашнее задание | 1.Выучить наизусть отрывок поэмы М.Федорова «Леший» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 5 классе
Интегрированный урок-игра по русскому языку и литературе в 5 классе по теме "Путешествие по королевству "Русский язык"...
Интегрированный урок "Математика, русский язык и литература", 5-6 класс
Аннотация УМП УМП предназначен для освоения и закрепления таких тем математики, как запись натуральных ч...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС....
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе "Комплексный анализ текста"
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе "Комплексный анализ текста" представляет из себя парный урок, на котором учащиеся на базе ранее изученного на литературе анализе лиричес...
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе по теме "Комплексный анализ текста на основе романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
Повторение и систематизация изученного в 9 классе.Продолжить работу по формированию умения осуществлять лингвистический анализ текста с точки зрения фонетики русского языка. Подготовить к успешно...
Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?
В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...