Интегрированный урок по русской и чувашской литературе на тему "Сравнительный анализ стихотворения А.С. Пушкина "Бесы" и поэмы М. Федорова "Леший"
учебно-методический материал

план урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_m._fedorov_leshiy.docx36.91 КБ

Предварительный просмотр:

Маслова Татьяна Александровна

Предмет:  чувашская литература

Класс: 10

Тема урока: Своеобразие поэмы  Михаила Федорова «Леший»: жанровые особенности, композиция, значимость произведения.

Тип урока: урок изучения нового произведения

         Цели:1) заинтересовать учащихся творчеством Михаила Федорова, формировать у них стремление быть «человеком», полезным народу; любящим  жизнь и осознающим ее ценность;

2) в процессе анализа произведения «Леший» выявить его жанровые особенности, композицию и языковые средства художественной выразительности; совершенствовать такие навыки работы с текстом, как составление плана, пересказ, обсуждение прочитанного, комментирование эпизодов

3) понять историко-философский смысл поэмы; на основе анализа некоторых структурных особенностей произведения  раскрыть  внутренний мир автора;

Оснащение урока: учебник,  портрет М. Федорова, презентация Power point, компьютер, проектор, экран.

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I Оргмомент

Ведение в тему.

Актуализация знаний.

Литературные роды – эпос, лирика, драма,

лиро-эпическая поэма (домашнее задание было:  написать в тетради термины данных слов)

Исследователи  творчества М. Фёдорова в 30 годах 20 века относили произведение «Леший» к жанру баллады. На самом деле это лиро-эпическая поэма, потому что в ней отразилась действительность. В основе поэмы – изображение действительных событий, в ней находят отражение мысли и мечты народа.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации.

2.Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Строить рассуждения.

 4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста

 

Коммуникативные

УУД

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации

5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

II. Анализ   текста

1. этап – работа с текстом до чтения.  

2 этап - работа с текстом во время чтения.

Анализ текста с использованием комментированного чтения.

3 этап – аналитическая работа с текстом после чтения

III. Итог урока. Формулирование темы урока

Подведение итогов

Сегодня наш урок посвящен поэме М. Федорова «Леший».

 - Давайте попробуем по названию произведения предположить  о его содержании (посмотрим на иллюстрацию).

Предположения учеников фиксируются на доске

- Когда родился М. Федоров? Что это было за время?

- Чем характеризуется время, в которое жил и творил М. Федоров?

Слово учителя:

 История создания поэмы «Леший».

Чувашские писатели учились мастерству у русских классиков, переводили на родной язык их произведения, в подражание классикам создавали свои произведения. М.Ф.Федоров был увлечен творчеством А.С.Пушкина. Как признавался сам автор, замысел этого произведения зародился в процессе перевода баллады А. С. Пушкина «Бесы» на чувашский язык.  Хотя перевести на чувашский язык «Бесы» не удалось, но в результате было создано совершенно оригинальное поэтическое произведение на родном языке.

Впервые поэма была опубликована в 1908 году в Симбирске в книге «Чувашские сказки и предания».

Комментированное чтение произведения.

Сделайте вывод, как надо читать текст поэмы и почему он требует вдумчивого, медленного чтения?

Поэма «Леший» тесно связана с обыденной  жизнью дореволюционных крестьян. Чтобы понять глубокий смысл произведения надо его рассмотреть через призму истории.

Можно восстановить маршрут Федора. Его протяженность 14-15 километров: Хурапха (не упоминается в произведении) → деревня Ителмес (в настоящее время Сятракасы) → Тǎвар вǎрри (вариант Тарǎн вар, т.е. Глубокий овраг). Оттуда вернуться домой необходимо половина суток с лишним (в произведении действие начинается после заката солнца и завершается с восходом.

В произведении Федору встречаются и такие топонимы, которые не могли иметь место: Виснер, Хурǎншур, Урхас Кушǎк, Чиперуй – звучные и красивые слова. Автор был знаком с этими местами и не смог не включить их в повествование.

Поэт изображает героя разносторонне: в разной обстановке (в пути, в лесу, в поле), обуреваемого разными чувствами (терпение, страх, радость, победа). Герой стремится выжить, избежать позорной смерти. Но и дома у героя не все благополучно: одни лишения ждут его там. Таким автор видит жизнь чуваша.

Федор - центральный персонаж поэмы. Он бедный крестьянин, имеющий большую семью, маленькие дети еще соху не держали. Может, поэтому он и не заготовил вовремя дров на зиму. Несмотря на вечер, герой отправляется в лес за хворостом. Уже в пути его застает темнота, и Федор начинает робеть, ему чудятся страшилища. Это подчеркивает его уровень развития, веру в суеверия. Федор боится умереть в пути, он хочет успеть добраться до дома. Его пугает и то, что дети останутся сиротами: кто приласкает его ребенка? кто пожалеет дочь? Федор благополучно добирается до желаемого места. Ближе к утру, он держит путь к дому. Начинает светать, и душа его успокаивается, страх отступает.

Леший - мифический персонаж. В народе издревле о нем слагались истории. В словаре Н.И .Ашмарина он упоминается как житель лесов и оврагов. Леший возник из душ людей, погибших не своей смертью, а также от незахороненных тел. Леший до смерти любит пугать людей, щекотать, доводить до болезни (безумия), но он никогда не убивает своих жертв.

Конечно, поэма не ограничивается только образами Федора и лешего. Здесь нам встретятся сын старухи Микула, брат Лавраç, Кирилле, Энтри. Как и Федор, они не сидят сложа руки. У Микулы больна жена, уже несколько лет она терпит невыносимые муки. Чтобы получить облегчение, она хочет поклониться иконе Николая Чудотворца, что в Ишаках. Таким образом, автор расширяет представление о жизни чувашского крестьянства, вводя второстепенных героев в поэму. Пользуясь сюжетами народных легенд и преданий, М.Фёдоров мог достоверно описать тяжёлую жизнь крестьян второй половины 19 века

Вопросы по содержанию поэмы. ( Класс работает по  такой схеме: вопросы на слайде, ученик выбирает  вопрос сам по желанию  и отвечает, если ответ неполный,  то другие по желанию могут   дополнить )

- Каким эпиграфом открывается поэма?

- Как можно связать эпиграф с текстом поэмы?

- Почему Федор отправляется в лес после заката солнца?

- Где разворачивается действие поэмы?

- Насколько велика семья Федора?

- Какие  географические объекты вы встретили в тексте?

- С какой целью Федор  идет в лес?

- В лесу, какой деревни, по мнению Федора, живет леший?

- Каким видится леший испуганному Федору?

- Почему лошадь быстро устала?

- Как образовался Леший?

- Почему «Леший» - лиро-эпическая поэма, а не сказка и не баллада?

- Закончите фразу, взятую из поэмы:

Хоть иголку воткни…
Богач умирает…
Чем быть одинокой веткой…

Продуктивное задание: составить кластер по образу Лешего

Продуктивное задание: составление синквейна по образу Лешего (для 1 варианта)

  1. Леший

       2. Рогатый, устрашающий

       3 Дует, плюется, угнетает

       4. Леший в лесу людей заставляет плутать

        5. Мифологический персонаж

Продуктивное задание: составление синквейна по образу Федора  (для 2 варианта)

  1. Федор

       2. Бедный, трудолюбивый

       3. Работает, собирает, ходит

       4.  Федор ходит в лес собирать хворост.

        5.  Крестьянин

Как вы думаете, какой была тема сегодняшнего урока?

Предполагаемый ответ детей: cвоеобразие поэмы  Михаила Федорова «Леший»: жанровые особенности, композиция, значимость произведения.

Делаем выводы (подводим итог урока):

- Давайте, вернемся к нашим предположениям,

которые были  написаны на доске, о чем же поэма  

«Леший» (Теперь другое мнение:  о  жизни необразованных крестьян),

 - Почему же  поэма называется «Леший?», хотя центральным персонажем является Федор?

- Какие выводы  вы для себя сделали?

IV

Домашнее задание

 1.Выучить наизусть отрывок поэмы М.Федорова   «Леший»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 5 классе

Интегрированный урок-игра по русскому языку и литературе в 5 классе по теме "Путешествие по королевству "Русский язык"...

Интегрированный урок "Математика, русский язык и литература", 5-6 класс

Аннотация УМП      УМП предназначен для освоения и закрепления таких тем           математики,  как запись натуральных ч...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС....

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе "Комплексный анализ текста"

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе "Комплексный анализ текста" представляет из себя парный урок, на котором учащиеся на базе ранее изученного на литературе анализе лиричес...

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе по теме "Комплексный анализ текста на основе романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Повторение и систематизация изученного в 9 классе.Продолжить работу по формированию умения осуществлять лингвистический анализ текста с точки зрения фонетики русского языка. Подготовить к успешно...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...