ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
27788_sam_urok.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС.
Цель: проверить и закрепить знания, полученные учащимися на
уроках русского языка и литературы;
подготовить учащихся к написанию сочинения; развивать
навыки определения темы и основной идеи текста, умение
анализировать содержание и языковые особенности
предложенного текста, формулировать навыки устной и
письменной речи учащихся;
воспитывать любовь к природе, доброту, отзывчивость.
Оборудование: Словари, иллюстрации, раздаточный материал, рисунки учащихся, магнитофон.
Ход урока. I. Прослушивание куплета из песни "Осень".
Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить, как вы уже сами поняли по оформлению кабинета, по только что прослушанной песне об осени, о том, как писали о ней, какие слова выбирали писатели, композиторы, как изображали её художники, какие краски подбирали, чтобы выразить свою любовь к этому периоду года.
На протяжении урока мы будем работать с текстами, иллюстрациями и постараемся собрать рабочий материал для сочинения. Попутно мы повторим и закрепим знания, полученные вами на уроках русского языка и литературы.
- Подберите однокоренные слова к слову осень.
(запись в тетрадях)
- Какие ассоциации у вас возникли, когда вы записывали эти слова?
II. Работа с текстом (карточки с текстом лежат на столах учащихся).
-Давайте обратимся к тексту, описывающему осенние дни. Прочитаем, сделаем лингвистический и орфографический анализ, выборочно выпишем слова с изученными орфограммами и теми словами, которые могут нам пригодиться при написании сочинения.
Пришла золотая осень.
По опушкам лесов ещё растут грибы: зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки. На освещенных солнцем лесных полянах горят гроздья рябины. Землю покрывает разноцветный ковёр из ярко-жёлтых, оранжевых и багровых листьев. В погожие тихие дни летает над землёй, касается лица липкая паутина. Чист и прозрачен воздух.
- К какому типу речи относится этот текст?
- Назовите известные вам выразительные средства
Работа с орфограммами, знаки препинания.
Ш.Работа с четверостишием Ф. И. Тютчева.
I. Слово учителя.
- Нет, пожалуй, ни одного писателя, который не писал бы об осени. Давайте обратимся к творчеству Ф. И. Тютчева. В этом году, 5 декабря мы будем отмечать двухсотлетие этого замечательного поэта. Прочтёт ученица. Я взяла из его стихотворения только одно четверостишие, но оно очень хорошо может нам доказать любовь поэта к осени. _ Чем отличается прозаическое произведение от стихотворения?
_ Назовите эпитеты.
В осени несколько этапов. Тютчев в первой же строчке в сильную позицию (т. е. в конец строки) ставит слово, которое называет этот этап - первоначальная.
- Как вы понимаете значение этого слова?
(первый, начальный, ранний). - Как еще мы называем этот тёплый сентябрьский период?
- Выделите корень в этом слове.
Два корня. Это слово многосложное, и поэтому звучит торжественно.
- Посмотрите, где находится эпитет по отношению к определяемому
слову? Как называют такое положение (инверсия)?
Вторая строка (читают вслух).
- Как вы понимаете смысл этой строки?
(это время в осени особенное, потому что одновременно удивительное по красоте, и очень короткое. А, значит, очень дорогое каждому из нас, ведь счет идет на дни)
- Читаем следующую строку.
- День как бы хрустальный - удивительное авторское сравнение.
Ведь хрусталь - это же род, сорт стекла. - Что же у них общего? Почему автор выбирает такой эпитет к слову
день?
(такой же ясный, прозрачный, ведь осенний воздух постепенно делается холоднее.
Звонкий, потому что звук разносится далеко и чётко слышен. Хрупок. Осенью погода не постоянна: в любое время может налететь ветер и кончится тишина, покой, безмятежность).
Следующая строка.
- Почему же вечера лучезарны?
Подберите синонимы к эпитету (светлый, ясный, тёплый).
II. Задание
Заучите и запишите по памяти.
IV. Стихотворение А. С. Пушкина.
- Иначе выразил свою любовь к осени другой поэт. Послушайте
стихотворение и попробуйте догадаться, кто его автор.(читает
ученица). - Обратите внимание на первую строчку. Что она представляет
собой? - Какой эпитет выбирает автор к слову nopal
- Что означает слово унылый! Подберите синоним к этому слову.
Почему автор выбирает это слово? - Что означает слово очарование! От какого слова оно образовано?
- Что хотел автор сказать, поместив на одной строчке такие разные,
можно сказать, противоположные по смыслу предложения?
(т. е. унылая пора тоже может иметь чарующую силу, свою прелесть) и поэтому в следующей строке автор говорит: "Прекрасна мне твоя прощальная пора" Почему? Дальше он объясняет это в предложении
Сколько строчек представлено на доске?
- Слов какой части речи в стихотворении больше всего? Почему?
Выпишите слова, относящиеся к осени.
У.Работа с иллюстрациями.
Итак, мы с вами увидели, как писатели выражали свою любовь к осенней природе. Переходим к следующему этапу нашего урока. Обратимся к живописи, чтобы посмотреть, как художники изобразили эту "дивную" пору. Посмотрите, как много у нас рисунков, иллюстраций, картин.
-Какие краски выбирают художники?
VI. Работа с иллюстрацией картины И.И. Левитана. Задание. Описать устно. Собрать в тетради материал к сочинению по этой картине.
VII. Работа с рисунками детей.
VIII. Домашнее задание. Учитель предлагает несколько тем сочинений (использовать иллюстрацию к картине Левитана И.И.).
IX. Итог урока. Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 5 классе
Интегрированный урок-игра по русскому языку и литературе в 5 классе по теме "Путешествие по королевству "Русский язык"...
Интегрированный урок "Математика, русский язык и литература", 5-6 класс
Аннотация УМП УМП предназначен для освоения и закрепления таких тем математики, как запись натуральных ч...
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в аспекте диалога культур ( на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», 5 класс,
Данный урок направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся по изученным темам на уроках русского языка и литературы. Научить детей анализировать художественный текст, ф...
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе по теме "Комплексный анализ текста на основе романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
Повторение и систематизация изученного в 9 классе.Продолжить работу по формированию умения осуществлять лингвистический анализ текста с точки зрения фонетики русского языка. Подготовить к успешно...
Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?
В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...