ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Залётова Светлана Владимировна

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 27788_sam_urok.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС.

Цель: проверить и закрепить знания, полученные учащимися на

уроках русского языка и литературы;

подготовить   учащихся   к   написанию   сочинения;   развивать

навыки  определения темы и  основной  идеи текста,  умение

анализировать      содержание      и      языковые      особенности

предложенного    текста,    формулировать    навыки    устной    и

письменной речи учащихся;

воспитывать любовь к природе, доброту, отзывчивость.

Оборудование: Словари, иллюстрации, раздаточный материал, рисунки учащихся, магнитофон.

Ход урока. I.       Прослушивание куплета из песни "Осень".

Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить, как вы уже сами поняли по оформлению кабинета, по только что прослушанной песне об осени, о том, как писали о ней, какие слова выбирали писатели, композиторы, как изображали её художники, какие краски подбирали, чтобы выразить свою любовь к этому периоду года.

На протяжении урока мы будем работать с текстами, иллюстрациями и постараемся собрать рабочий материал для сочинения. Попутно мы повторим и закрепим знания, полученные вами на уроках русского языка и литературы.

- Подберите однокоренные слова к слову осень.

(запись в тетрадях)

- Какие ассоциации у вас возникли, когда вы записывали эти слова?

II.      Работа с текстом (карточки с текстом лежат на столах учащихся).

-Давайте обратимся к тексту, описывающему осенние дни. Прочитаем, сделаем лингвистический и орфографический анализ, выборочно выпишем слова с изученными орфограммами и теми словами, которые могут нам пригодиться при написании сочинения.

Пришла золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут грибы: зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших  пнях  жмутся  друг  к дружке  тонконогие  опёнки.  На освещенных солнцем лесных полянах горят гроздья рябины. Землю покрывает разноцветный ковёр из ярко-жёлтых, оранжевых и багровых листьев. В погожие тихие дни летает над землёй, касается лица липкая паутина. Чист и прозрачен воздух.

- К какому типу речи относится этот текст?

- Назовите известные вам выразительные средства

Работа с орфограммами, знаки препинания.

Ш.Работа с четверостишием Ф. И. Тютчева.

I. Слово учителя.

- Нет, пожалуй, ни одного писателя, который не писал бы об осени. Давайте обратимся к творчеству Ф. И. Тютчева. В этом году, 5 декабря мы будем отмечать двухсотлетие этого замечательного поэта. Прочтёт ученица. Я взяла из его стихотворения только одно четверостишие, но оно очень хорошо может нам доказать любовь поэта к осени. _ Чем отличается прозаическое произведение от стихотворения?

_ Назовите эпитеты.

В осени несколько этапов. Тютчев в первой же строчке в сильную позицию (т. е. в конец строки) ставит слово, которое называет этот этап - первоначальная.

  1. Как вы понимаете значение этого слова?
    (первый, начальный, ранний).
  2. Как еще мы называем этот тёплый сентябрьский период?

- Выделите корень в этом слове.

Два корня. Это слово многосложное, и поэтому звучит торжественно.

-        Посмотрите, где находится эпитет по отношению к определяемому
слову? Как называют такое положение (инверсия)?

Вторая строка (читают вслух).

-        Как вы понимаете смысл этой строки?

(это время в осени особенное, потому что одновременно удивительное по красоте, и очень короткое. А, значит, очень дорогое каждому из нас, ведь счет идет на дни)

  1. Читаем следующую строку.
  2. День как бы хрустальный - удивительное авторское сравнение.
    Ведь хрусталь - это же род, сорт стекла.
  3. Что же у них общего? Почему автор выбирает такой эпитет к слову
    день?

(такой же ясный, прозрачный, ведь осенний воздух постепенно делается холоднее.

Звонкий, потому что звук разносится далеко и чётко слышен. Хрупок. Осенью погода не постоянна: в любое время может налететь ветер и кончится тишина, покой, безмятежность).

Следующая строка.

-        Почему же вечера лучезарны?

Подберите синонимы к эпитету (светлый, ясный, тёплый).

II. Задание

Заучите и запишите по памяти.

IV. Стихотворение А. С. Пушкина.

  1. Иначе выразил свою любовь к осени другой поэт. Послушайте
    стихотворение  и  попробуйте  догадаться,  кто  его  автор.(читает
    ученица).
  2. Обратите внимание на первую строчку.  Что  она представляет
    собой?
  3. Какой эпитет выбирает автор к слову nopal
  4. Что означает слово унылый! Подберите синоним к этому слову.
    Почему автор выбирает это слово?
  5. Что означает слово очарование! От какого слова оно образовано?
  6. Что хотел автор сказать, поместив на одной строчке такие разные,
    можно сказать, противоположные по смыслу предложения?

(т. е. унылая пора тоже может иметь чарующую силу, свою прелесть) и поэтому в следующей строке автор говорит: "Прекрасна мне твоя прощальная пора" Почему? Дальше он объясняет это в предложении

Сколько строчек представлено на доске?

-        Слов какой части речи в стихотворении больше всего? Почему?
Выпишите слова, относящиеся к осени.

У.Работа с иллюстрациями.

Итак, мы с вами увидели, как писатели выражали свою любовь к осенней природе. Переходим к следующему этапу нашего урока. Обратимся к живописи, чтобы посмотреть, как художники изобразили эту "дивную" пору. Посмотрите, как много у нас рисунков, иллюстраций, картин.

-Какие краски выбирают художники?

VI. Работа с иллюстрацией картины И.И. Левитана. Задание. Описать устно. Собрать в тетради материал к сочинению по этой картине.

VII.        Работа с рисунками детей.

VIII.        Домашнее задание. Учитель предлагает несколько тем сочинений (использовать иллюстрацию к картине Левитана И.И.).

IX.        Итог урока. Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 5 классе

Интегрированный урок-игра по русскому языку и литературе в 5 классе по теме "Путешествие по королевству "Русский язык"...

Интегрированный урок "Математика, русский язык и литература", 5-6 класс

Аннотация УМП      УМП предназначен для освоения и закрепления таких тем           математики,  как запись натуральных ч...

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в аспекте диалога культур ( на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», 5 класс,

Данный  урок направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся по изученным темам на уроках русского языка и литературы. Научить детей  анализировать художественный текст, ф...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе по теме "Комплексный анализ текста на основе романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Повторение и систематизация изученного в 9 классе.Продолжить работу по формированию умения осуществлять лингвистический анализ текста с точки зрения фонетики русского языка. Подготовить к успешно...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...