Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе по теме "Комплексный анализ текста на основе романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Повторение и систематизация изученного в 9 классе.Продолжить работу по формированию умения осуществлять лингвистический анализ текста с точки зрения фонетики русского языка. Подготовить к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе в 11 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по русскому языку и литературе
по теме "Комплексный анализ текста на основе
романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
Тип урока: повторение и систематизация изученного в 9 классе.
Цели урока:
1) предметные:
- научить анализировать стихотворный текст с точки зрения лингвистики.
- продолжить работу по формированию умения осуществлять лингвистический анализ текста с точки зрения фонетики русского языка.
- подготовить к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе в 11 классе.
- развитие речи: определение стиля речи, темы, основной мысли текста, средств художественной выразительности.
2) метапредметные:
корректировать и развивать
- познавательные способности;
- логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);
- умение связно и грамотно излагать свои мысли;
- внимание, память, эмоциональную сферу;
- коммуникативные качества речи;
3) личностные:
формировать
- положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка и литературы;
- уважительное, бережное отношение к родному языку;
- умение рационально использовать время;
Методы работы: постановка проблемных вопросов, решение лингвистических задач.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Виды контроля: фронтальный письменный и устный, взаимопроверка, самопроверка.
Оборудование: стенд, оформленный по теме урока, мультимедийная презентация, отрывки из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" на столах учащихся, раздаточный материал.
Мотивационно-целевой этап 5 минут:
Задачи этапа:
- Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме
- Организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели.
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимо-действия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ФормируемыеУУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап | • вызвать эиоциональный настрой и познавательный интерес к теме; • организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели | Формирование информа-ционного запроса | Фронталь-ная, индивиду-альная | 1. Показывает таблицу с ключевыми словами, предлагает обучающимся сформулировать цели урока с помощью этих слов 2. Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией, используя вопросительные слова | 1. Формулируют цели урока, опираясь на полученные знания прошлых уроков. 2. Формулируют вопросы. | Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли. ЛичностныеУУД: нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности |
Обсуждение целей урока.
На доске развешаны карточки с целями урока.
Задача: распределить их по важности для учащегося, мотивировав свой выбор.
Распределение целей урока по их важности для учащихся с пояснением своего выбора
(5 минут).
Учитель: А теперь мы определим, о каком произведении великого поэта пойдет речь сегодня на уроке.
Создание проблемной ситуации:
На протяжении многовековой истории языка его система звуков преобразуется; при этом звучание отдельных слов может до неузнаваемости измениться. Изменения звуков подчинены обычно строгим закономерностям (фонетическим законам). Давайте предположим, что развитие русского языка пошло бы в соответствии с некоторой воображаемой совокупностью фонетических законов. Тогда один из хорошо известных текстов приобрёл бы в «новорусском» языке следующий вид (правила чтения букв те же, что и в обычном русском языке):
Ма тАта сАми сИни рАви,
КатА ни сУку санимА,
ЙА вувасА сипА сатАви
русИ витУма ни ми мА.
ЙивА римИ рукИ навУка;
На, пАси мА, какАйа кУка
ПанИ ситИ йи тИ йи нА,
Ни йакатА ни саку рА!
КакАйи нИкайи кавАва
ПарусивАва сапарА,
ЙимУ патУки парарА,
ПисАна панасИ рикАва,
ТикА йи тУмара сипА:
КатА си са вама типА!
Задание 1. Определите, что это за текст.
Задание 2. По каким фонетическим законам образовался язык, на котором написан этот текст?
К какому языку — устному или письменному — они применялись? Докажите.
Какова основная закономерность «новорусской» звуковой системы?
Решение задачи .
Задание 1. Предложенный текст — начальная строфа первой главы «Евгения Онегина»: «Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же чёрт возьмёт тебя!»
Задание 2. Основная закономерность «новорусской» звуковой системы состоит в том, что каждый слог имеет структуру СГ, то есть состоит из одного согласного и следующего за ним гласного.
Фонетические правила применялись к устному языку, что видно из преобразования слов его → йива, полуживого → парусивава, где букве г, передающей звук [в], соответствует в «новорусском» в (в случае применения правил к письменному языку было бы к).
Дополнительные вопросы учителя:
-Фонетическая система какого языка вам ближе и почему?
-Что потерял или приобрел текст Пушкина в "новорусском" языке?
-Назовите фонетические средства художественной выразительности? (звукопись: аллитерация и ассонанс).
-Есть ли в тексте романа Пушкина такие средства?
-Приведите примеры.
-Определите роль звукописи в тексте произведения (создание музыкального строя речи)
(Решение учащимися лингвистической задачи занимает 10 минут)
Ориентировочный Этап:
Задачи: • Актуализация опорных знаний и способов действий.
(Презентация по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и обсуждение данной презентации с учащимися)
Учитель: Итак, мы определили роль звукописи в тексте Пушкина «Евгений Онегин».
Мы знаем, что «Евгений Онегин» - это первый реалистический роман в стихах.
- А как сам Пушкин определяет жанровое своеобразие произведения? («собранье пестрых глав»)
- Почему «пёстрых глав»? (каждая глава- отдельная жизнь, роман можно закончить на любой главе)
- К каким эпизодам романа вы хотели бы нарисовать иллюстрации?
- А сейчас мы попытаемся вспомнить тематику и проблематику данного романа, Девочки Даша и Аня приготовили небольшую презентацию, которую мы посмотрим и обсудим.
(Вопросы по презентации:
1) Можно ли Онегина назвать застывшей картинкой?
(нет, Онегина нельзя назвать застывшей картинкой, т.к. он живёт и развивается, поэтому то, что было для него невозможно в начале романа, может быть возможно в конце романа. После путешествия мы видим совершенно другого Онегина).
2) Какая проблема была для Пушкина более важной в романе?
(проблема воспитания дворянской молодежи, политическая проблематика)
Поисково-исследовательский этап:
Чтение статьи по теме: "Выразительные средства фонетики русского языка" с пометками:
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Выразительные средства фонетики
Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.
В художественных произведениях и, главным образом, в поэзии используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи.
Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе».
Звукопись - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.
Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрИю.
Например:
Я мечтою ловил уходящие тени,
уходящие тени погасавшего дня,
(Бальмонт)
Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.
Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка — стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.
Теоретики стиха описывают разнообразные типы звуковой инструментовки. Назовем лишь самые главные из них.
В зависимости от качества повторяющихся звуков различают аллитерацию и ассонанс.
Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных.
Великолепными мастерами аллитерации были А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Н. А. Некрасов.
Например:
Нева вздувалась и ревела
Котлом клокоча и клубясь.
(А.С. Пушкин)
Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс.
Ассонанс - приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.
В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются.
Например, в строфе из «Полтавы» звучание речи определяет ассонанс на у; поскольку качество этого звука не меняется, и в безударном положении у подчеркивает фонетическое сходство выделяемых слов:
Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь.
Диссонанс – сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность.
Например:
Заберусь на рассвете на серебряный кедр
Любоваться оттуда на маневры эскадр.
Солнце, утро и море! Как я весело-бодр,
Точно воздух — бездумен, точно мумия — мудр.
Кто прославлен орлами — ах, тому не до выдр.
(И. Северянин)
Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.
Звукоподражание – создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте.
Например:
Знакомым шумом шорох их вершин...
(А.Пушкин) Речь о соснах.
Более сложный приём звукописи - каламбурная рифма.
Каламбурные рифмы – это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве.
Часто они используются с целью достижения комического эффекта. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
Например:
Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
(А. С. Пушкин)
Звукопись - применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. Звукопись позволяет значительно (в разы) усилить воздействие речи и текста, подбирая слова с “правильными звуками”.
Основные функции звукописи
- Художественное назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии, музыкального звучания речи.
- Стройное повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту.
- Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы.
- Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов.
- Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения.
Приложение №2
«V» - знал раньше
«+» - новое
«?» - есть вопрос, непонятно
«!» - это интересно
«-» - противоречит тому, что я думал раньше
Обсуждение прочитанного с учителем (весь этап работы занимает 10 минут).
Практический этап
1.Работа в парах. 9 карточек!
Учитель.- А сейчас поработаем в парах. Вы получите отрывки из романа А.С. Пушкина, и каждая пара учащихся ищет в них фонетические средства художественной выразительности, пользуясь теоретическим материалом и доказывая свое мнение. Так же вы найдёте вопросы, связанные с содержанием данного произведения. У вас должен получится единый связный текст, а не отдельные ответы на вопросы. Приступаем к работе.
(Учитель выдает карточки с отрывками)
В каждой карточке есть вопросы из фонетических средств художественной выразительности и из литературы.
(10 минут обдумывание + 15 минут защита на всех).
(задаются вопросы по карточкам на знание текста)
- Если бы каждая глава имела своё название, как бы вы её озаглавили? (История болезни души Онегина)
- В каком университете учился Владимир Ленский? (По имени Владимир Ленский, С душою прямо геттингенской. Геттингенский университет был одним из наиболее либеральных университетов не только в Германии, но и в Европе. Выпускники Геттингенского университета, знакомые Пушкина, принадлежали к числу русских либералов и свободолюбцев).
- Проверим, как внимательно читали произведение. Укажите отчество сестёр Лариных. (Дмитриевны. «Надгробный памятник гласит: Смиренный грешник, Дмитрий Ларин, Господний раб и бригадир..»)
- Обратите внимание на слово “облатка”. Что бы такое оно могло обозначать? (“облатка” – бумажный проклеенный кружочек, какими в пушкинские времена часто заклеивали письма)
- Всегда ли Онегин был равнодушен и к людям, и к чувствам? ( нет, когда-то и он был чувственен « получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был...
... И в сладостный, безгрешный сон
Душою погрузился он.
Быть может, чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но...»
- В дни каких праздников Татьяне снится вещий сон? (Святки)
- Кто был секундантом Онегина на дуэли? (Камердинер, француз месье Гильо)
- В каком городе происходят события 8 главы? (в Москве)
- Какой титул имел муж Татьяны Лариной? (Генерал-воинское звание, князь-дворянский титул. В романе муж Татьяны Лариной, «важный генерал» , его фамилия не упоминается, и он князь. А Татьяна, следовательно становится княгиней после замужества.
Почему роман Пушкина продолжает сохранять свою актуальность?
(потому что ставит общечеловеческие проблемы, актуальные во все века)
- Практическая работа по типу тестирования ЕГЭ по литературе по роману Пушкина (10 минут).
Приложение №3
Работа проверяется учителем е после урока.
Рефлексивно-оценочный этап.
Осмысление процесса и результата деятельности.
Беседа с учащимися
-Как вы считаете, достигнуты ли цели урока?
- В начале урока вы распределяли цели по их значимости для себя лично. Изменилось ли теперь ваше мнение и почему?
- Понравился ли вам такой тип урока и считаете ли вы целесообразным проводить такие уроки чаще? и Почему?
Благодарим учащихся за урок.
Подведение итогов урока - 5 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 5 классе
Интегрированный урок-игра по русскому языку и литературе в 5 классе по теме "Путешествие по королевству "Русский язык"...
Интегрированный урок "Математика, русский язык и литература", 5-6 класс
Аннотация УМП УМП предназначен для освоения и закрепления таких тем математики, как запись натуральных ч...
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе "Комплексный анализ текста"
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе "Комплексный анализ текста" представляет из себя парный урок, на котором учащиеся на базе ранее изученного на литературе анализе лиричес...
Методическая разработка интегрированного урока-конкурса русского языка и литературы 8 класс
Игра- конкурс не только благотворно влияет на отношение школьников к русскому языку и литературе как к учебным предметам, но и способствует развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной ...
Конспект открытого интегрированного урока по русскому языку и литературе: «Роль обособленных членов предложения в художественном тексте»
Интегрированный урок по русскому языку и литературе на материале рассказа Паустовского "Телеграмма"...
Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?
В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...