рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на МО нач.кл Утверждено______ Директор школы Д.Г.Дамдинова
Приказ № 30.08..2019г.
Рабочая программа по бурятскому языку
«Амар-мэндэ-э!»
для детей класса предшкольной подготовки
Разработала
Суходаева Х.Д.,
Учитель бурятского языка
и литературы
Аршан
2019г.
Пояснительная записка
Ознакомление детей с азами бурятского языка, культурой и традициями бурят - важная и интересная часть работы МБОУ «Аршанская СОШ им.П.М.Билдаева».
Актуальность: ФГОС ДО ставит сложные задачи: поддержать инициативу и интерес маленьких детей, развить коммуникативные и познавательные способности. Поставленные задачи могут быть реализованы, если процесс обучения будет познавательным и увлекательным, ребенок будет заниматься с удовольствием, усваивать информацию, развивать свои способности.
Внимание к бурятскому языку как к главному элементу национальной культуры органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действительностью, а также язык устного народного творчества.
- дошкольном учреждении формируется объективное представление о языках и культурах, поэтому важно с первых дней пребывания ребёнка в классе предщкольной подготовки воспитывать у него уважение и интерес к бурятскому языку, в условиях билингвизма.
- процессе овладения бурятским языком у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Овладение бурятским языком на элементарном уровне выступают в качестве первой ступени. На этой ступени закладываются основы коммуникативной компетенции.
Цель обучения: формирование интереса у детей дошкольного возраста к изучению (знанию) бурятского языка, бурятской культуры, традиций и быта.
Развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:
речевой, языковой, социокультурной, образовательной.
Речевая компетенция-развитие коммуникативных умений в 2-х основных видах речевой деятельности (говорении).
Языковая компетенция-овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для детского сада, усвоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка; развитие способов выражения мышления в родном и изучаемом языке;
Социокультурная компетенция - приобщение дошкольников к культуре, традициям и реалиям региона/ республики изучаемого бурятского языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям детей дошкольного возраста.
Образовательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных образовательных умений; ознакомление с доступными дошкольнику приемами и способами изучения языка и культуры.
Воспитательная цель: понимание важности изучения бурятского языка в современном обществе и потребности использования им как средством познания и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота: развитие системы нравственных, этических, эстетических ценностей. Воспитания у детей толерантного отношения к культуре бурят и контактирующих народов.
Развивающая цель: развитие дошкольника как личности: (языковые, интеллектуальные, познавательные способности).
Образовательная цель: общее образование; филологическое образование; социокультурное образование.
Валеологическая цель: создание благоприятной обстановки и гигиенических условий в классе, где проходят занятия; температура и свежесть воздуха, рациональность освещения помещения, наличие/ отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.
Принципы.
- соответствии с ФГОС ДО программа составлена на основе следующих принципов:
- поддержка разнообразия личностных особенностей дошкольников в образовательном курсе бурятского языка («разнообразие детства»); - сохранение уникальности дошкольного возраста в образовательном курсе бурятского языка;
- обогащение детского развития средствами дошкольного образовательного курса бурятского языка;
- создание благоприятной социальной ситуации успешного развития каждого ребенка в дошкольном образовательном курсе бурятского языка;
- содействие сотрудничеству детей со сверстниками, педагогом (воспитателем) и семьей в дошкольном образовательном курсе бурятского языка;
- приобщение детей к культурным нормам и традициям семьи, тоонто и республики в дошкольном образовательном курсе бурятского языка;
-формирование познавательных интересов, действий и умений ребенка средствами его включения в различные виды деятельности в образовательном курсе бурятского языка;
-учет этнокультурной и социальной ситуации развития ребенка в образовательном курсе бурятского языка.
Учёт возрастных и психологических особенностей детей
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Продолжает совершенствоваться обобщение, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Условия реализации программы
Данная программа разработана на основе ООП МБОУ «Аршанская СОШ им.П.М.Билдаева», с учетом учебно-методического комплекса начального курса бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста «Амармэндэ-э», под редакцией Г-Х.Ц.Гунжитовой, О.А. Дареевой, Б.Д.Шожоевой, учебно-методического пособия «Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста» под редакцией З.И.Пазниковой, С.А.Ступиной, Р.И.Карповой, «Сагаан дали», для дошкольного возраста.
ТСО: магнитофон, аудиозаписи, видеодиски, использование мультимедийного проектора и компьютера, телевизора.
Программа реализуется с начала учебного года, с сентября месяца в классе предшкольной подготовки.
Один раз в месяц педагог выходит в класс предшкольной подготовки и организует образовательное событие в виде развлечения по ознакомлению детей с культурой, традициями и бытом бурят.
Содержание программы
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, тоонто, республике;
- формирование основ собственной безопасности (в быту, среди людей, в природе);
- овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения на основе первичных ценностно-нравственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
- овладение элементарными нормами и правилами ЗОЖ;
- развитие эмоционально-ценностного восприятия мира природы, произведений искусства (словесного, изобразительного, музыкального).
Организация образовательного процесса
Методы обучения:
-словесный,методы иллюстраций (плакаты, наглядный материал, табличные варианты),видеофильмы.
-игровые методы– подвижные (бурятские народные), дидактические и т.д. игры.
Используются приемы личностно-ориентированного подхода, ставящие в центр образовательной деятельности личность ребенка, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагают особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.
Сроки и этапы реализации программы. Программа реализуется в течение двух лет и рассчитана:
- на 33 часа (1 час в неделю);
Реализация ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие направлено на воспитание у детей чувства любви и привязанности к малой Родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностей идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру
- сверстникам; использование знаний о родном крае в игровой деятельности; воспитание интереса и уважительного отношения к культуре и традициям Бурятии.
Познавательное развитие предполагает приобщение детей к истории родного края, формирование представлений о традиционной культуре через ознакомление с родной природой.
Речевое развитие включает развитие речи, мышления, первичного восприятия диалектной речи через знакомство с культурой Бурятии, осуществление своего речевого и неречевого поведения в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями бурят.
Художественно-эстетическое развитие предполагает приобщение детей к музыкальному творчеству родного края, воспитание любви к родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций родного края, формирование практических умений по приобщению к различным народным декоративно прикладным видам деятельности.
Физическое развитие включает развитие физической выносливости, смекалки, ловкости через традиционные игры и забавы народов Бурятии.
Оценка результатов деятельности
Требования ФГОС к результатам освоения развивающей программы «Амар-мэндэ-э!»» для дошкольников представляют собой не нормативно закрепленные знания или компетенции, а социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. ФГОС ДО подчеркивает, что достигаемые результаты не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для диагностирующих или иных выводов. Они не служат основой объективной оценки соответствия детских достижений, установленным требованиям. Главным итогом дошкольного образования следует считать активное и заинтересованное отношение детей к занятиям, положительное переживание каждым ребенком своего участия в организуемых видах познавательной активности и желание продолжать обучение в школе.
- целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования по изучению бурятского языка, культуры,
традиций (Приложение 1):
-Знает (называет) фамилию и имена выдающихся людей РБ; -Может подпевать слова Гимна РБ; -Знает (называет) цвета государственного флага РБ;
-Называет имена собственные, имена сказочные (Барбаадай, Батан туулай, Тоохон тобшо); -Знает на бурятском языке название одежды;
-Знает на бурятском языке название частей тела (голова, рука, нога); -Может называть на бурятском языке основные цвета;
-На бурятском языке счет до 10;
-Употребляет слова бурятского этикета в ситуациях общения (при встрече, при прощании);
-Употребляет слова благопожелания;
-Знает национальные бурятские праздники;
-Может назвать и поиграть в национальную бурятскую игру;
-Может назвать блюда бурятской кухни. Употребляет слово «Эдеэн» (пища);
-Ответить на типичные вопросы: «Шинии нэрэ хэн бэ?», «Энэ хэн бэ?», «Энэ юун бэ?»; -Проговаривает на бурятском языке названия некоторых домашних и диких животных;
-Может нарисовать элементы бурятского орнамента.
Список используемой литературы
- Буряад хэлэнэй программа (Хүүгэдэй саадта аман хэлэлгэ хүгжүүлгэ) / Д.Д. Могоева,- Буряадай номой хэблэл. 1988.
2. Буряад хэлэн. Ород хэлэтэй хуугэдэй сэсэрлигтэ хэрэглэхэ программа.
С.Ц.Содномов. Ж.Ё.Раднаева.-Улаан-Удэ: Бэлиг, 2003.
- Программа по бурятскому языку для начальных классов общеобразовательных школ с русским языком обучения./Э.П.Нанзатова, С.Ц.Содномов, Ж.Д.Дамбаева - Улан-Удэ: Бэлиг, 2003.
- Обучение детей бурятскому языку в комплексе «детский сад-школа» / Э.П. Нанзатова - Улан-Удэ: Бэлиг, 1994.
- Барбаадай (пособие для воспитателей) / Ц Д.Д. Дондокова - Улан-Удэ: 1987.
- Методика развития речи детей / А.М.Бородич – Москва: Просвещение: -211
с.1981 г.
- Буряад эхин hургуулиин номуудые хэрэглэхэ тухай (методическазаабаринууд).
- У Байкала мы живем (рабочая тетрадь по ознакомлению детей с культурой народов Бурятии) / Е.А.Швейкина, З.И.Пазникова. - Улан-Удэ: БГУ, 2012.-
34с.:ил.;
- УМК «Амармэндэ-э» /сост. Г-Х.Ц.Гунжитова, О.А.Дареева, Б.Д.Шожоева.-Улаан-Удэ: Бэлиг, 2014.;
- Золотая книга о бурятах / В.Алагуева. - Улан-Удэ: НоваПринт, 2017. – 64 с.: ил.- (Серия «Детям о родной земле»; кн.-1);
- Серебряная книга о бурятах / В.Алагуева. - Улан-Удэ: НоваПринт, 2017. – 64
с.: ил.- (Серия «Детям о родной земле»; кн.-2);
- Бронзовая книга о бурятах/ В.Алагуева., П.Алугев - Улан-Удэ: НоваПринт,
2017. – 64 с.: ил.- (Серия «Детям о родной земле»; кн.-3);
месяц | тема | Цель | Количество | |
часов(по 1 | ||||
часу в неделю) | ||||
«Танилсалга» | введение в пграмму | 2 | ||
- | («Знакомство») | |||
Сентябрь | октябрь | |||
«Манайнааданууд» | познакомить детей с народными | 3 | ||
(«Наши игры») | играми бурят. | |||
Практическая деятельность. Лепка. Аппликация. | 2 | |||
Ноябрь | -декабрь | «Миниибэе» («Части | обогащение словаря за счет | 4 |
тела») | введения новых слов на бурятском | |||
языке | ||||
Практическая деятельность. Раскраска. | 3 | |||
- март | Государс | познакомить детей с цветами | 2 | |
твенная символика РБ | Государственного флага РБ на | |||
бурятском языке | ||||
-февраль | «Эдеэн» («Пища») | введение в словарь детей название | 2 | |
блюд бурятской кухни | ||||
«Сагаалган» («Белый | познакомить детей с традициями | 2 | ||
месяц») | бурят | |||
Январь | ||||
Практическая деятельность. Лепка. Раскраска. Рабочая | 4 | |||
тетрадь «У Байкала мы живем» | ||||
«Миниигэр» («Моя | научить детей проговаривать | 2 | ||
семья») | слова: аба, эжы, ахай, абгай и т.д. | |||
-май | ||||
«Гэрэй ба зэрлиг амитад" | Научить детей проговаривать: | 2 | ||
(дикие и домашние | хуса (баран),тахяа (курица), үнеэн | |||
Апрель | животные) | (корова),морин (лошадь), баабгай | ||
(медведь), шандаган (заяц), үнэгэн | ||||
(лиса). | ||||
Практическая деятельность. Рисование. Рабочая тетрадь | 4 | |||
«У Байкала мы живем» | ||||
Итого | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по предшкольной подготовке детей
Программа по предшкольной подготовке детей разработана с целью приведения в соответствие современным требованиям деятельность ОУ по предшкольному образованию; создания механизмов, обеспечи...
Рабочая программа кружка Обществознание (подготовка к ЕГЭ) 10-11 классы.
Пояснительная записка. Направленность программы: Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировани...
Рабочая программа факультатива «Тестовая подготовка по математике» для учащихся 8 класса.
Рабочая программа факультатива «Тестовая подготовка по математике» для учащихся 8 класса. Данный факультатив развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» 11 класс
Программа предназначена для подготовки учащихся 11 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Она содержит систематизацию и обобщение знаний уч...
Программа «Психологическое сопровождение детей с ЗПР в классах предшкольной подготовки»
Программа«Психологическое сопровождениедетей с ЗПР в классах предшкольной подготовки»...
Рабочая программа, "Основы военной подготовки", для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов.
Рабочая программа, "Основы военной подготовки" для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов, внеурочная деятельность....
Рабочая программа по лыжной подготовке для групп начальной подготовки
Данная программа может быть использована в работе тренерами-преподавателями спортивных школ....