Программа по предшкольной подготовке детей
проект по теме
Программа по предшкольной подготовке детей разработана с целью приведения в соответствие современным требованиям деятельность ОУ по предшкольному образованию; создания механизмов, обеспечивающих качественную предшкольную подготовку детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_predshkolnoy_podgotovke_detey.doc | 497.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по предшкольной подготовке детей
муниципального образовательного учреждения
«Общеобразовательная средняя школа №1 пгт. Излучинск»
Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
на 2006-2010 годы
Паспорт Программы
Наименование документа | Программа по предшкольной подготовке детей муниципального образовательного учреждения «Общеобразовательная средняя школа №1 пгт. Излучинск» Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2006-2010 годы |
Назначение Программы | Разработка программного содержания предшкольной подготовки детей и успешной адаптации в МОУ ОСШ № 1 пгт. Излучинск. |
Цели Программы | Приведение в соответствие с современными требованиями деятельность ОУ по предшкольному образованию. Создание механизмов, обеспечивающих качественную предшкольную подготовку детей. |
Задачи Программы | Обеспечение равных стартовых возможностей для получения общего образования:
Повышение качества образовательных услуг. Укрепление материальной базы. |
Разработчик и исполнитель Программы | МОУ ОСШ № пгт. Излучинск, Нижневартовского района |
Ожидаемые результаты | Реализация основных программных мероприятий позволит создать и обеспечить функционирование групп по предшкольной детей. |
Сроки реализации | 2006-2010 годы |
Источники финансирования | Финансирование осуществляется за счет средств ОУ. Ежегодный объем финансирования уточняется при составлении и уточнении бюджета на соответствующий финансовый год |
Система организации и контроля за исполнением Программы | Координатором реализации настоящей программы является МОУ ОСШ №1 пгт. Излучинск Нижневартовского района. Образовательное учреждение ежегодно представляет Учредителю информацию о реализации настоящей программы и осуществляет Публичный отчет результатов выполнения программы на муниципальном уровне |
Введение
Одной из наиболее актуальных проблем в нашей школе является предшкольная подготовка детей. На это указывает ряд следующих причин.
1. В Излучинске в настоящее время не решена проблема обеспечения местами детей в ДОУ. Состоят в очереди более 400 дошкольников. Сложившаяся ситуация требует нового подхода в решении проблемы предоставления услуг по дошкольному образованию.
2.Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным ежегодного медицинского осмотра школьников, проводимого в МОУ ОСШ №1 пгт. Излучинск, определяется уровень здоровья учащихся. Он показывает, что ежегодно возрастает количество «относительно» здоровых детей, при этом снижается количество здоровых детей и наблюдается рост школьников, состоящих на диспансерном учете.
За последние три года число здоровых дошкольников уменьшилось и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу. По официальным данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, в России 33% детей в возрасте от 0 до 18 лет нуждаются в психолого-медико-педагогической поддержке. Серьёзные трудности испытывает почти половина первоклассников в начале обучения. Это происходит оттого, что дети все чаще приходят в школу неготовыми.
3. Необходимо проведение диагностико-консультативной работы с дошкольниками, направленной на выявление уровня и особенностей развития детей с целью дальнейших рекомендаций родителям по поводу обучения ребенка, т.к. наша школа предоставляет выбор: обучение по традиционной программе, по развивающей программе «Школа 2100» или в классе компенсирующего обучения.
Для решения вышеперечисленных проблем школа организует два варианта предшкольной подготовки детей.
Первый вариант (с 2001г.): с 1 февраля по 31 мая, как и во многих школах Нижневартовского района, организована работа «Школы воскресного дня» для детей, посещающих ДОУ. Занятия проходят по субботам и воскресеньям с 10 до 12 часов. С 2006-2007 учебного года занятия проводят логопеды-дефектологи (вторая специальность у них - учителя начальных классов) с целью выявить проблемы учащихся на ранней стадии обучения.
Второй вариант (с 2005г.): третий год на базе нашей школы для детей 5,5-6 лет, не посещающих дошкольные учреждения, организована работа по подготовке детей к школе (согласно письму Минобразования России от 22 июля 1997г. № 990/14-15 «О подготовке детей к школе»), а именно: ежедневные (пять раз в неделю) занятия в течение всего учебного года, по два занятия в день, что составляет примерно 340 занятий, в режиме работы группы продленного дня.
Программа по предшкольной подготовке детей муниципального образовательного учреждения «Общеобразовательная средняя школа №1 пгт. Излучинск» Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2006-2010 годы была разработана в рамках реализации «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
Основные параметры деятельности ОУ по предшкольной подготовки в 2005-2006 годах свидетельствуют о положительной динамике большинства показателей ее функционирования и развития. Основой успеха реализации программы является показатель адаптации учащихся первых классов, ежегодная положительная динамика.
В ходе подготовительного периода Программы по предшкольной подготовке детей в 2005-2006 годах реализованы мероприятия в области укрепления материальной базы, обеспечения равных стартовых возможностей для получения общего образования при подготовки детей, не воспитывающихся в ДОУ, к школе; созданы благоприятные условия для всестороннего развития воспитанников и оказания помощи семье в их воспитании.
Программные мероприятия по реализации задач предшкольного образования в МОУ ОСШ №1 пгт. Излучинск на 2006-2010
Задачи | Мероприятия | Срок | Ответственные исполнители | Ожидаемый результат | Финансовые затраты* |
Создание на базе ОУ системы образования для неорганизованных детей 5,5-6 лет и детей, посещающих ДОУ. | 1.Переоборудование учебных кабинетов для осуществления предшкольной подготовки 5,5-6 летних детей. | Июль-август 2006г. Июль-август 2009 | Заместитель директора по АХЧ, завхоз | Выполнение косметического ремонта, оборудование 2 комнат: 1- учебная комната 1- игровая комната. |
20 тыс. руб |
2.Материально-техническое обеспечение: оборудование учебной и игровой комнат для воспитанников группы по подготовке детей к школе. | Август 2005г. ежегодно | Заместитель директора по АХЧ, завхоз | Обеспечение ростовой мебелью кабинетов для занятий с дошкольниками; наличие программ, учебно-методических материалов по предшкольному образованию; обеспечение игрушками, наглядным и дидактическим материалом. | 22,5 тыс. руб. Затраты согласно смете | |
3. Составление режима дня воспитанников, расписания учебных занятий. | Август –сентябрь ежегодно | Заместитель директора по УР | Режим дня, расписание учебных занятий | ||
4.Подготовка информационного письма в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека г. Нижневартовска с целью санитарно-эпидемиологического обследования помещения для обучения 5,5-6 летних детей, изучения расписания занятий, режима дня воспитанников. | Август 2006г. | Заместитель директора по УР | Информационное письмо | ||
5. Обследование помещений и изучение расписания занятий и режима дня воспитанников специалистами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека г. Нижневартовска | Сентябрь 2006г. | Руководитель ОУ | На основании обследования получить заключение о соответствии требованиям «Санитарно-гигиеническим правилам и нормам по организации детей 6-летнего возраста» | 6 тыс. руб. | |
6.Открытие группы по подготовке детей к школе для неорганизованных детей (круглогодичной) | 1 сентября с 2005г. ежегодно | Руководитель ОУ | 25 мест, заработная плата педагога | В среднем 18 тыс. руб. за месяц | |
5. Открытие групп по подготовке детей к школе для детей, посещающих ДОУ (кратковременной) | 1 февраля по 31 мая ежегодно | Руководитель ОУ | 50 мест, заработная плата педагогов | 2 х 2,2 тыс. руб.=4,4 тыс.руб. в месяц | |
Совершенствование нормативной базы МОУ ОСШ № 1 пгт. Излучинск по реализации программы предшкольной подготовки | 1.Внесение изменений в Устав МОУ ОСШ №1 пгт. Излучинск | С ноября 2005 г. | Юридический отдел управления образования | Приведение в соответствие нормативно-правовых документов ОУ по деятельности предшкольного образования | 600 руб. |
2. Получение лицензии на право осуществления деятельности по предшкольному образованию (во время аттестации ОУ) | С ноября 2008г. | Руководитель ОУ | Приведение нормативных документов в соответствие с требованиями | 3 тыс. руб. | |
3. Подготовка пакета нормативно-правовых документов. | Сентябрь 2005г. обновление ежегодно | Заместитель директора по УР | Приведение нормативных документов в соответствие с требованиями и для оптимизации учебно-воспитательного процесса | ||
4. Разработка положения о группе по подготовке детей к школе. | Сентябрь 2005г. | Заместитель директора по УР | Положение о группе по подготовке детей к школе | ||
5. Разработка должностных обязанностей воспитателя, работающего в группе по подготовке детей к школе. | Сентябрь 2005г. | Заместитель директора по УР | Должностная инструкция воспитателя группы по подготовке детей к школе | ||
6. Составление календарно-тематического планирования | Сентябрь ежегодно, Февраль ежегодно | Воспитатель группы по подготовке детей к школе | КТП по предметам | ||
Организация групп по подготовке детей к школе | 1. Работа с администрацией пгт. Излучинск, поликлиникой, ДОУ по выявлению детей 5,5-6 лет, не посещающих ДОУ. | Май-август ежегодно | Заместитель директора по УР, социальный педагог, психолог | Создание единого банка данных о неорганизованных детях | |
2. Создание условий для осуществления предшкольного образования: 2.1. Кадровое обеспечение (курсы повышения квалификации для педагогов). 2.2. Подготовка документов для реализации предшкольного образования (подготовка учебных планов, расписания (сетки) занятий, календарно-тематического (перспективного) планирования, журналов групп по подготовке детей к школе) | 2007-2008гг. Август-сентябрь ежегодно | Заместитель директор по МР Заместитель директора по УР | Повышение квалификации педагогов в вопросах предшкольной подготовки, создание необходимых условий воспитанникам | 8тыс.руб. | |
3.Работа с родителями неорганизованных детей. Информирование родителей об открытии групп круглогодичного пребывания детей (с 1 сентября по 31 мая) на базе ОУ. | Апрель – август ежегодно | Заместитель директора по УР, социальный педагог, психолог | Комплектование группы по подготовке детей к школе Объявление на ТНР (бегущая строка) | 5,5 тыс.руб. | |
4. Работа с родителями детей, посещающих ДОУ. Информирование родителей об открытии групп кратковременного пребывания детей (с 1 февраля по 31 мая) на базе ОУ. | Январь-февраль ежегодно | Заместитель директора по УР, социальный педагог, психолог | Комплектование групп по подготовке детей к школе | ||
5. Комплектование групп по подготовке детей к школе (круглогодичной и кратковременных) | Август ежегодно Январь ежегодно | Заместитель директора по УР | Открытие групп, охват 70-80 человек (из них 25 чел. – из неорганизованных детей, 50-55 чел. Из детей, посещающих ДОУ) | ||
6. Организация горячим питанием воспитанников группы по подготовке детей к школе (круглогодичной). | Сентябрь ежегодно | Валеолог | Воспитанники получают горячее питание: завтраки и обеды. | Завтрак бесплатно на 21 рубль в день (финансирование за счет субвенций ХМАО), обеды - на 41 рубль (30% финансируется за счет субвенций ХМАО и муниципального бюджета, 70% от этой суммы оплачивают родители) | |
7.Подготовка публикаций для средств массовой информации, на сайт ОУ по проблемам предшкольного образования | В течение учебного года | Заместитель директора по УР | Публикации в средствах массовой информации и на сайте ОУ | ||
7.Составить банк данных о программах, рекомендованных Министерством образования РФ для использования в образовательном процессе для подготовки детей 5-7 лет к обучению в начальной школе. | До декабря 2006 г | Заместитель директора по УР | банк данных о программах, рекомендованных Министерством образования РФ для подготовки детей 5-7 лет к обучению в начальной школе | ||
8. Разработать критерии оценки уровня готовности детей к дальнейшему обучению в начальной школе. | До сентября 2006г. | Заместитель директора по УР, психолог | Обеспечение качества предшкольной подготовки ребенка и преемственности в обучении | ||
11.Разработать план мероприятий по распространению педагогического опыта по вопросам предшкольной подготовки. Через:
| Март 2006 г | Заместитель директора по УР | План мероприятий по распространению педагогического опыта по вопросам предшкольной подготовки детей | ||
7. Участие на педагогических конференциях по преемственности деятельности учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования в решении проблем предшкольного образования | Апрель 2007 г. | Заместитель директора по УР | Рекомендации по реализации задач предшкольного образования, обмен опытом | ||
Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг | 1. Внедрение карт развития ребенка | Декабрь 2007г. | Психолог ОУ | Обеспечение единых подходов к оценке уровня готовности ребенка к школе | |
2. Проведение первичной диагностики уровня развития дошкольников | 1-2 недели занятий в группах | Психолог, логопед ОУ | Рекомендации для педагогов, родителей | ||
3. Проведение диагностики готовности детей к обучению в школе | Последняя неделя занятий в группах | Психолог, педагог ОУ | Определение уровня готовности к обучению в школе, рекомендации родителям по устранению пробелов |
* Смета расходов на 2006-2010гг. прилагается
Нормативно-правовые документы, используемы при организации
группы по подготовке детей к школе
- Закон об образовании № 159-ФЗ в ред. ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ.
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении от 19.03.2001г. № 196.
- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Окружная программа «Развитие образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2004-2007 годы».
- Программа развития сферы образования Нижневартовского района на период 2005-2007 год», принята Думой Нижневартовского района (решение №16 от 20.04.2005г.)
- Программа развития сферы образования Нижневартовского района Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры на 2008-2010 годы.
- Письмо Минобразования России от 22 июля 1997г. № 990/14-15 «О подготовке детей к школе».
- Инструктивно-методическое письмо Министерства просвещения СССР от 5 августа 1981 г. № 50-М «Об организации деятельности групп продленного дня подготовительных и 1-3 классов.
- Методические указания, утвержденные Министерством здравоохранения СССР, Министерства просвещения СССР, октябрь 1981г. «Организация учебных занятий и режима продленного дня в подготовительных классах общеобразовательной школы в условиях пятидневной учебной недели».
- Письмо Минобразования России от 15 марта 1979г. № 17-М « О работе школ и групп продленного дня».
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02, введенные в действие с 1 сентября 2003 г.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.1.1249-03, введенные в действие с 20 июня 2003 г.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: просвещение,2004г. под редакцией М.А. Васильевой.
- Устав МОУ ОСШ №1 пгт. Излучинск.
- Положение о группе по подготовке детей к школе.
- Должностные инструкции воспитателя группы.
Структура школы 1 ступени МОУ ОСШ №1 пгт. Излучинск
Режим дня группы по подготовке детей к школе
(круглогодичной)
Время | Мероприятия |
7.00-8.00 | Прием детей |
8.00-8.10 | Гимнастика |
8.10-8.30 | Спокойные игры, подготовка к завтраку |
8.40 | Завтрак |
9.00 -10.50 | Развивающие занятия |
11.00-11.45 | Прогулка (подвижные игры) |
11.45-12.00 | Подготовка к обеду |
12.00-12.30 | Обед |
12.30-13.50 | Творческий час, прогулка |
13.50-14.00 | Уход домой |
Диагностика группы по подготовке детей к школе
2010-2011 учебный год
Первичная диагностика Диагностика готовности к школьному обучению
Произвольность
Произвольное поведение - это поведение, которое «осуществляется» в соответствии с образцом и контролируется путем сопоставления с этим образцом. К концу дошкольного возраста поведение ребенка становится все более произвольным.
Мышление
Первичная диагностика Диагностика готовности к школьному обучению
К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.
«Память»
Первичная диагностика Диагностика готовности к школьному обучению
У дошкольников преобладает непроизвольный вид памяти, при котором отсутствует сознательно поставленная цель.
Задача педагогов во время предшкольной подготовки детей формировать элементы логической и иных видов памяти.
Внимание
Первичная диагностика Диагностика готовности к школьному обучению
У дошкольников основные свойства внимания развиты еще очень слабо. Для развития этого процесса педагог-психолог и воспитатель, работающий в предшкольной группе, используют специальные игры и упражнения.
Моторика
Первичная диагностика Диагностика готовности к школьному обучению
Моторные навыки у дошкольников еще очень несовершенны. Это связано с общим физическим развитием. Поэтому ребенку необходимы разнообразные физические упражнения, тренировка пальцев рук.
Работоспособность
Диагностика на начало года (отслеживается раз в год, зависит от темперамента ребенка)
Диагностика на начало года (отслеживается раз в год, зависит от темперамента ребенка)
Работоспособность – это возможность дошкольника выполнять целесообразную деятельность.
Типы работоспособности:
- выпуклый – наибольшая РС в первой половине и середине урока с постепенным и незначительным снижением к концу;
- ровный – максимальный уровень РС удерживается примерно одинаково в течение всего времени работы;
- нисходящий – наибольшая РС в начале урока с резким снижением к середине.
Мотивация
Первичная диагностика Диагностика готовности к школьному обучению
Положительная мотивация является предпосылкой для успешного воспитания и обучения дошкольников. За год предшкольной подготовки мы формируем устойчивый интерес (и это подтверждается результатами диагностики) к учению
Развитие речи
Первичная диагностика Диагностика готовности к школьному обучению
Сравнительный анализ уровня сформированности
готовности к школьному обучению в 2010-2011 учебном году
Контрольная группа:
дети, не посещавшие ДОУ и группы предшкольной подготовки – 44%
Экспериментальная группа:
группа по подготовке детей к школе 2010-2011 года – 73%
Благодаря проводимой работе по предшкольной подготовке повысилась познавательная активность и мотивация детей на продолжение образования, что способствовало стабилизации, а в ряде случаев росту успеваемости и качественного уровня знаний и умений учащихся. Основанием для такого вывода является следующие факты.
Снизился процент учащихся, оставленных на повторный год обучения:
2005-2006 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
16 | 6 | 3 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Современная школа находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей ребенка.
Коллектив МОУ ОСШ №1 пгт. Излучинск такую модель обучения для себя определил – это эффективные формы организации предшкольной подготовки, представленные в данной концепции, обеспечивающие максимальную готовность ребенка к школе.
Приложение №1
Приложение № 2
Модель выпускника группы по подготовке детей к школе
(группы предшкольной подготовки)
- Здоровье и физическое развитие.
1. Физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме.
2. Физически подготовлен к продолжению обучения:
— владеет своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту;
— хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения;
— подвижен, ловок;
— развита мелкая мускулатура рук: уверенно, владеет карандашом, ножницами, способен к сложной двигательной активности в различных видах продуктивной деятельности,
3. Сформирована привычка к здоровому образу жизни:
— сформированность основных гигиенических навыков, элементарных представлений о пользе занятий физической культурой;
— сформированность основ безопасного поведения в критических жизненных ситуациях.
- Развитие познавательной деятельности
1. Кругозор выпускника:
— сформированы развернутые и конкретные представления о мире;
— устанавливает доступные причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира.
2. Речь выпускника:
— устная речь выпускника содержательна, эмоциональна, выразительна;
— речь фонетически и грамматически правильная;
— использует речь как инструмент мышления (умеет связно и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание);
3. Познавательная активность, самостоятельность выпускника:
— ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;
— выпускник способен к самостоятельному решению творческих (умственных, художественных и др.) задач.
4. Сформированы интеллектуальные умения:
— определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове;
— сформированы операции анализа, классификации, обобщения, сравнения;
— способен сделать умозаключения и выводы на основе имеющихся знаний;
— сформированы элементы учебной деятельности.
5. Сформирована произвольность психических процессов внимания, памяти, мышления:
— ребенок способен сосредоточенно работать в течение 15 – 20 минут;
— способен строить свою деятельность в соответствии с инструкцией взрослого;
— способен самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат деятельности.
6. Сформированы основы художественных способностей (музыкальных, изобразительных, литературных, танцевальных, актерских):
— развиты художественное мышление, сенсорные способности;
— умеет создавать художественный образ в разных видах творческой деятельности.
III. Поведение и общение
1. Владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения с взрослыми и сверстниками:
— устанавливает дружеские отношения;
— готов к коллективным формам деятельности;
— умеет самостоятельно решать конфликты мирным путем.
2. Принимает и соблюдает социальные и этические нормы.
3. Сформированы практические умения уважительного отношения к природе, человеку, рукотворному миру, к самому себе.
4. Способен управлять своим поведением и способами общения.
5. Способен давать адекватную оценку своему поведению, деятельности.
IV. Мотивационная готовность к обучению в школе
1. Желает учиться в школе.
2. Имеет познавательный или социальный мотив учения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа " Азбука счета " ( Подготовка детей к школе )
Программа «Азбука счета» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высоког...
Комплексная программа "Семицветик" по предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования
Данная программа представляет комплексный подход в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе и включает семь подпрограмм:- "Мир вокруг нас" (ознакомление с окружающим);- "Путешествие в ст...
Программа «Психологическое сопровождение детей с ЗПР в классах предшкольной подготовки»
Программа«Психологическое сопровождениедетей с ЗПР в классах предшкольной подготовки»...
Дополнительная образовательная программа по допрофессиональной подготовке детей-инвалидов и подростков с ОВЗ "Основы WEB-дизайна"
Данная программа дает широкие возможности для применения ее на занятиях с детьми-инвалидами и подростками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разных возрастов и диагнозов и предполагает разны...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Главные аспекты психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки в рамках реализации ФГОС
Цель психолого-педагогогического сопровождения развития ребенка в условиях предшкольной подготовки - это оценка уровня готовности к школьному обучению....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка детей к школе» для дошкольников 6-7 лет на 2022-2023 учебный год
У малышей присутствует неосознанное стремление к познанию чего- либо нового, необычного. Сделать актуальной сферу обучения детей – значит создать такие условия, используя различные методы обучен...