Рабочая программа по лыжной подготовке для групп начальной подготовки
рабочая программа на тему
Данная программа может быть использована в работе тренерами-преподавателями спортивных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_lyzhnym_gonkam_dlya_gnp_1_goda.docx | 83.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа»
РАССМОТРЕНА на Педагогическом совете протокол от 01.09.2015 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНА Приказ директора МБОУ ДО ДЮСШ № 98-од от 08.09.2018 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ»
разработана на основании Федерального стандарта
спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки
(приказ Минспорта России от 14 марта 2013 г. N 111)
Срок реализации: 8 лет
Разработчики программы: зам. директора по УВР Фомичева И.В. методист Чайковская В.С. Рецензенты программы: |
директор МБОУ ДО ДЮСШ Королёв А.А
председатель экспертного совета ТОГБОУ ДО «Областная детско-юношеская спортивная школа» Куликов А.Б.
г.Уварово
2018 г
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная предпрофессиональная программа разработана в соответствии с п.4, 5 ст.12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; п.5 «Порядка, организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам», утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008; письма Министерства спорта Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № ЮН-04-10/4409; Особенностями организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта, утвержденными приказом Минспорта РФ от 27.12.2013 г. № 1125; Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физкультуры и спорта и срокам обучения по этим программам, утвержденными приказом Минспорта РФ от 12.09.2013 г. № 730.
Лыжные гонки представляют собой передвижение на скорость по местности на определенные дистанции различными способами. Все способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на следующие группы: строевые упражнения с лыжами и на лыжах, лыжные ходы, переходы с хода на ход, подъемы, спуски со склона, торможения, повороты на месте и в движении.
В классификации техники передвижения лыжника насчитывается более 50 способов, среди которых доминирующее положение как по количеству, так и по значимости занимают лыжные ходы, которые подразделяются на две подгруппы: классические и коньковые.
Как классические, так и коньковые способы передвижения на лыжах технически сложны. Чтобы достичь высоких результатов в гонках, спортсмены должны овладеть всеми способами передвижения на лыжах и уметь рационально чередовать их при изменении рельефа трассы.
В физическом воспитании лыжный спорт занимает одно из ведущих мест. Лыжи доступны для детей с самого раннего возраста. Ходьба на лыжах оказывает всестороннее влияние на организм детей. При передвижении по равнине и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков в работу вовлекаются все основные группы мышц ног, рук и туловища. Лыжный спорт благотворно воздействует на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему.
Систематические занятия лыжным спортом способствуют всестороннему физическому развитию школьников, особенно положительно влияя на развитие таких двигательных качеств, как выносливость, сила, ловкость.
В процессе занятий и соревнований по лыжному спорту воспитываются и морально-волевые качества: смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, способность к преодолению трудностей любого характера.
Длительная мышечная работа на чистом воздухе в условиях низких температур способствует закаливанию организма детей и подростков, значительно повышая его сопротивляемость к различным заболеваниям.
Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и характеризуется следующей направленностью:
- отбор одаренных детей;
- создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;
- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
- организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.
Цель - формирование физически и нравственно развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры и спорта для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
В МБОУ ДО ДЮСШ данная цель достигается в ходе образовательной деятельности, направленной на формирование устойчивых мотивов и потребностей учащихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни, развитие способностей детей в избранном виде спорта, отбор перспективных учащихся, достижения высоких результатов, позволяющих спортсменам войти в состав сборной команды области по выбранному виду спорта.
Актуальность программы - формирование спортивной мотивации помогает провести отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по лыжным гонкам. В ходе обучения и приобретения опыта достигается стабильность выступлений на официальных соревнованиях по лыжным гонкам, укрепляется здоровье спортсменов, стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на официальных соревнованиях.
Ключевые компетенции учащихся формируются через различные формы организации образовательной деятельности в спортивной школе: тренировочные занятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные праздники, самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Тренировочные занятия – это основная форма организации тренировочной деятельности учащихся в процессе освоения ими программы, которые подразделяются на три типа: занятия с образовательно-познавательной направленностью, занятия с образовательно-обучающей направленностью и занятия с образовательно-тренировочной направленностью.
Тренировочные занятия с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю.
Тренировочные занятия с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу. На этих же занятиях учащиеся осваивают учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, лыжных ходов, описание техники их выполнения).
Тренировочные занятия с образовательно-тренировочной направленностью. Этим занятиям в учебном плане отводится самое большое количество часов. Эти занятия используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовленности.
Тренировочные занятия с образовательно-тренировочной направленностью планируются:
- с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке;
- с системной цикловой динамикой повышений объема и интенсивности нагрузки;
- с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле.
Система многолетней спортивной подготовки лыжника-гонщика предполагает решение следующих задач:
- формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.
Организация занятий по дополнительной предпрофессиональной программе осуществляется по следующим этапам: начальной подготовки (ГНП), тренировочный этап (ТГ) – 1,2 год обучения (базовая подготовка) и 3-5 год обучения (спортивная специализация).
Структура системы многолетней подготовки
Этапы подготовки | Год обучения | Кол-во часов в неделю | Наполняемость (мин/макс) | Минимальный возраст зачисления | Объем учебной нагрузки | Требования по спортивной подготовке на конец учебного года |
Этап начальной подготовки | 1 | 6 | 10/25 | 9 лет | 312 | Выполнение требований контрольных испытаний промежуточной (итоговой) аттестации |
2-3 | 8 | 9/25 | 416 |
Продолжительность одного занятия не должна превышать:
на этапе начальной подготовки – 2 академических часов;
При проведении более одного тренировочного занятия в день суммарная продолжительность занятия не может составлять более 8 академических часов.
Комплектование учебных групп.
Прием в группы начальной подготовки 1 года обучения по дополнительной предпрофессиональной программе «Лыжные гонки» производится по письменному заявлению одного из родителей (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося или по письменному заявлению лица, достигшего 15-летнего возраста, при наличии справки от врача о состоянии здоровья лица, поступающего на обучение, с заключением о возможности заниматься избранным видом спорта.
Основанием для зачисления является успешное прохождение поступающим на обучение индивидуального отбора.
Формы организации образовательной деятельности: индивидуальная и групповая работа в рамках тренировочного занятия, выполнение домашних заданий по теоретической и физической подготовке, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, промежуточная и итоговая аттестация.
Виды и формы контроля: педагогический (промежуточная и итоговая аттестация в форме контрольно-переводных испытаний) и врачебный.
Педагогический контроль используется для оценки степени достижения цели и решения задач, определенных образовательной программой. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основываться на объективных критериях.
Контроль за уровнем общей и специальной физической подготовки проводится с помощью специальных контрольных нормативов (промежуточная и итоговая аттестация) по годам обучения, которые представлены тестами, позволяющими оценить уровень развития физических и технических качеств. Результаты контрольных испытаний фиксируются в протоколах сдачи промежуточной и итоговой аттестации.
Врачебный контроль предусматривает:
1) углубленное медицинское обследование педиатром (2 раза в год);
2) медицинское обследование перед соревнованиями;
3) врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий;
4) санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью;
5) контроль за выполнением учащимися рекомендаций врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.
Результаты врачебного контроля отмечаются в личных картах спортсмена.
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности воспитанников являются: овладение теоретическим знаниями и практическими умениями и навыками в соответствии с годом (этапом) подготовки, выполнение контрольных нормативов по общей физической и специальной подготовке.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план рассчитан на 52 недели: 46 недель занятий непосредственно в условиях ДЮСШ и 6 недель в спортивно-оздоровительном лагере и (или) по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха.
В соответствии с п.20 Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, к условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программа (далее - Требования), утвержденных приказом Минспорта РФ от 12.09.2013 г. № 730 в учебном плане данной программы отведено не менее 10% на самостоятельную работу учащихся с целью непрерывности освоения данной программы в каникулярный период, праздничные дни и на период отпуска тренера-преподавателя (п.45 Требований).
10% самостоятельной работы входят в общее количество часов каждой предметной области.
Учебный план распределения часов на учебный год
п/п | Предметные области | Этап начальной подготовки | |||
Год обучения | |||||
|
| 1-ый | 2-ой | 3-ий | |
I. | Теория и методика физической культуры и спорта | 30 | 40 | 40 | |
II. | Общая и специальная физическая подготовка | 109 | 138 | 138 | |
III. | Избранный вид спорта (лыжные гонки) | 141 | 188 | 188 | |
Технико-тактическая подготовка | 125 | 162 | 162 | ||
Участие в соревнованиях | 10 | 20 | 20 | ||
Восстановительные мероприятия | - | - | - | ||
Медицинское обследование | 4 | 4 | 4 | ||
Инструкторская и судейская практика | --- | --- | --- | ||
Промежуточная и итоговая аттестация в форме контрольных испытаний | 2 | 2 | 2 | ||
IV. | Другие виды спорта и подвижные игры. | 32 | 50 | 50 | |
Всего часов | 312 | 416 | 416 | ||
В том числе 10% самостоятельной работы | 31 | 42 | 42 |
Учебный план с разбивкой по предметным областям
для ГНП 1 года обучения
№ | Содержание предметных областей | Часы |
I. | Теория и методика физической культуры и спорта | 30 ч |
1.1. | - история развития лыжных гонок; | 2 |
1.2. | - основы тренировочного деятельности; | 2 |
1.3. | - необходимые сведения о строении и функциях организма человека | 3 |
1.4. | - гигиенические знания, умения и навыки; | 3 |
1.5. | - режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни; | 3 |
1.6. | - требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке; | 2 |
1.7. | - требования техники безопасности при занятиях лыжными гонками. | 2 |
1.8. | - теоретический материал по приобретению знаний в предметных областях. | 13 |
II. | Общая и специальная физическая подготовка: | 109 ч |
2.1 | -строевые команды и приёмы | 10 |
2.2 | -комплексы утренней зарядки | 10 |
2.3 | -упражнения для развития быстроты | 9 |
2.4 | -упражнения для развития гибкости | 9 |
2.5 | -упражнения для развития силовой выносливости | 9 |
2.6 | -упражнения для развития координации | 9 |
2.7 | - кроссовая подготовка, ходьба | 20 |
2.8 | -имитационные, прыжковые упражнения | 17 |
2.9 | -комплекс специальных упражнений на лыжах и л/роллерах для развития силовой выносливости ног и плечевого пояса | 16 |
III. | Избранный вид спорта (лыжные гонки): | 141 |
3.1. | Основы техники и тактики | 125 |
3.2. | Участие в соревнованиях | 10 |
3.3. | Медицинское обследование | 4 |
3.4. | Инструкторская и судейская практика | - |
3.5. | Промежуточная и итоговая аттестация в форме контрольных испытаний | 2 |
IV. | Другие виды спорта и подвижные игры. | 32 ч |
4.1 | -подвижные игры и эстафеты | 16 |
4.2 | - спортивные игры. | 16 |
ИТОГО (ч) 312 часа | ||
В том числе 10% самостоятельной работы: 31 час |
Соотношение объемов тренировочного процесса
ГНП 1 год обучения
№ | Предметная область | Объем в % | Кол-во уч. часов |
I. | Теория и методика физической культуры и спорта | 9 % | 30 ч. |
II. | Общая и специальная физическая подготовка | 35% | 109 ч. |
III. | Избранный вид спорта (лыжные гонки) | 45% | 141 ч. |
IV. | Другие виды спорта и подвижные игры. | 10% | 32 ч. |
Всего: | 312 ч. |
III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Теория методика физической культуры и спорта
Теоретическая подготовка является составной частью всей системы подготовки лыжника и осуществляется в ходе образовательной деятельности. Она проводится в виде специально организованных лекций, бесед и теоретических занятий. Кроме того, часть теоретических знаний может сообщаться лыжникам в ходе тренировочных занятий.
Необходимо также предусмотреть самостоятельное изучение специальной литературы по различным вопросам лыжного спорта и другим разделам теоретической подготовки. Содержание теоретической подготовки значительно меняется в зависимости от подготовленности общего кругозора и возраста.
Особое значение придается изучению теории избранного вида лыжного спорта. Необходимо, чтобы лыжники хорошо знали правила соревнований, умели вести дневник тренировки и проводить анализ занятий и тренировочной деятельности. Большое значение имеет изучение основ методики тренировки - планирование круглогодичной тренировки по циклам, этапам и периодам, перспективное планирование, а также методика развития физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости гибкости) применительно к избранному виду лыжного спорта. Кроме этого, лыжники изучают основы техники способов передвижения на лыжах с позиций биомеханики, что позволяет научно обоснованно подходить к анализу техники и к методике ее изучения и совершенствования. В юношеском возрасте из всего объема теории необходимо дать первые сведения по гигиене занятий и одежде лыжника, а также минимум знаний по технике, методике обучения и тренировке.
Из года в год увеличиваются объем и глубина теоретических сведений, сообщаемых юным лыжникам. В юношеском возрасте необходимо привить навыки самостоятельного ведения дневника тренировок, что очень важно в системе многолетней подготовки лыжника-гонщика.
Многолетние записи позволят провести качественный анализ всей подготовки и улучшить систему планирования и управления индивидуальной подготовкой спортсмена. Тренер должен научить подробно и систематически вести записи, включающие все субъективные и объективные данные: по переносимости нагрузок различного характера, самочувствию во время тренировок и при восстановлении, данные педагогического контроля (результаты тестов и контрольных упражнений) и врачебных осмотров, а также результаты всех соревнований. Тренер должен регулярно проверять заполнение дневника тренировки. Для получения теоретических знаний необходимо регулярно рекомендовать доступную для их уровня понимания популярную и методическую литературу. Контроль за этим можно осуществлять в виде собеседования, контрольных вопросов и обсуждения в группе.
Особое значение придается знакомству учащихся с основами законодательства в физической культуре и спорту, а именно: правилам соревнований по лыжным гонкам, общероссийским и международным антидопинговым правилам, основам законодательства в сфере влияния на результаты официальных спортивных соревнований, требования, нормам и условиям выполнения спортивных разрядов.
Занятия по теории и методике физической культуре и спорту позволяют вырабатывать у учащихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий и соревнований. Основными методами теоретической подготовки являются: беседы, демонстрация простейших наглядных пособий (плакатов, стендов), просмотр учебных кинофильмов и видеофильмов, изучение методической литературы по вопросам обучения и тренировки занимающихся, разбор и анализ техники лыжных ходов, методов обучения и тренировки, лекции по вопросам тренировки и обучения.
Теоретическая подготовка отражает общие понятия системы физического воспитания, перспективы развития физической культуры и спорта в стране и воспитания спортсмена. В процессе специальной теоретической подготовки спортсменов необходимо дать научные обоснования и анализ техники и тактики в избранном виде спорта; нужно ознакомить спортсменов с методикой обучения спортивной технике и путями совершенствования в ней; полно раскрыть систему спортивной тренировки и ее общие основы.
Вопросы гигиенического режима спортсмена (режим дня, питания, сна, зарядка, водные процедуры, закаливание, самомассаж и массаж) необходимы в программе теоретической подготовки. Кроме того, спортсмены должны быть ознакомлены с основами врачебного контроля и самоконтроля, а также травматизма и его профилактики в специализируемом виде спорта. Нет сомнения, что программа специального образования спортсменов гораздо обширнее, чем указано здесь. К проблеме специальной теоретической подготовки должно быть привлечено особое внимание спортивных организаций и тренеров. В теоретической подготовке спортсмена наибольшая роль принадлежит тренеру. Тренер постоянно следит за новинками спортивной литературы, знакомит с ними учеников. Но самое главное - желание самих спортсменов приобрести глубокие знания. В связи с этим очень важно пробудить у спортсменов интерес ко всем вопросам специальной теоретической подготовки.
Общая и специальная физическая подготовка
Физическая подготовка лыжника направлена на развитие основных двигательных качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости), необходимых в спортивной деятельности. В то же время физическая подготовка неразрывно связана с повышением общего уровня функциональной подготовки и укреплением здоровья лыжников. Физическая подготовка лыжника подразделяется на общую и специальную.
Целью общей физической подготовки (ОФП) является достижение высокой общей работоспособности, всестороннее развитие и улучшение здоровья лыжников. В процессе ОФП развиваются и совершенствуются основные физические качества. Для достижения высокого уровня развития физических качеств и решения других задач ОФП применяется широкий круг самых разнообразных физических упражнений: на развитие быстроты (все упражнения на развитие быстроты выполняются с максимальной скоростью (интенсивностью), количество повторений до начала ее снижения, а также в зависимости от возраста и подготовленности спортсменов), гибкости (все упражнения на развитие гибкости используются многократно, повторно с постепенным увеличением амплитуды, сериями по несколько повторений в каждой), координации, силовой и общей выносливости (все упражнения на развитие выносливости выполняются с умеренной интенсивностью и длительностью в зависимости от этапа, периода, возраста и подготовленности), строевых команд и приемов, комплексов утренней зарядки.
Уже на ранних ступенях тренированности очень важно правильно подбирать средства ОФП и методику их применения с тем, чтобы полностью использовать положительный перенос развиваемых физических качеств на основное упражнение - передвижение на лыжах. Это не следует понимать как полное сближение средств ОФП и СФП. Общая физическая подготовка служит базой для дальнейшего совершенствования физических качеств и функциональных возможностей.
Целью специальной физической подготовки (СФП) является развитие специальных двигательных качеств и навыков, повышение функциональных возможностей организма, укрепление органов и систем применительно к требованиям избранного вида лыжного спорта.
При построении круглогодичной тренировки, а также в процессе многолетней подготовки наблюдаются определенная последовательность и преемственность между различными видами упражнений, применение которых решает задачи специальной физической подготовки.
Объем упражнений на этот вид подготовки постепенно увеличивается, но важно от этапа к этапу закреплять и поддерживать на достигнутом уровне навыки, приобретенные при изучении предыдущих разделов подготовки. Средства одного вида подготовки должны быть органически связаны с последующим видом, при этом важно соблюдать преемственность в развитии и укреплении отдельных физических качеств, групп мышц и систем.
Развитие специальных двигательных качеств (СФП) достигается путём кроссовой подготовки, кросса с имитацией, ходьбы, выполнения прыжковых упражнений - многократные прыжки с места, на одной и двух ногах из различных исходных положений (из глубокого приседа на всей ступне или на носках) в различных направлениях (вверх, вперед, вверх по склону или по лестнице, впрыгивание на препятствие, через невысокие барьеры, в глубину с тумбы или обрыва и т.п.). Все прыжковые упражнения можно выполнять с отягощением. Очень важно при выполнении прыжков добиваться максимально высокой скорости отталкивания. Для развития скоростно-силовых качеств целесообразно некоторые прыжковые упражнения выполнять с максимальной скоростью на время, например прыжки на двух ногах на отрезке 10 или 20 м, то же, но с преодолением 5-ти барьеров высотой 80 см. Выполняются имитационные упражнения, имитация в подъем с палками и без палок, но выполняемую в высоком темпе, имитационные упражнения с отягощениями. В этом случае повторные упражнения должны чередоваться с имитацией обычной, без отягощений, комплексов специальных упражнений на лыжах и л/роллерах для развития силовой выносливости ног и плечевого пояса, выполнения упражнений на развитие специальной выносливости. Упражнения преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика.
В подготовке юных лыжников-гонщиков для развития физических качеств в основном применяются те же средства (упражнения), что и в подготовке взрослых лыжников. Основное различие заключается в объеме применения тех или иных упражнений. Например, у юных спортсменов применяется широкий круг общеразвивающих упражнений и меньше упражнений на развитие специальных качеств; постепенно (с возрастом и ростом уровня подготовленности) это соотношение меняется. Дозировка применяемых упражнений зависит от возраста, уровня развития тех или иных качеств общей подготовленности и этапа многолетней подготовки (задач).
Результатом освоения дополнительной предпрофессиональной программы в области ОФП и СФП является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
- освоение комплексов физических упражнений,
- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий лыжными гонками;
- укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию.
Избранный вид спорта
Технико-тактическая и психологическая подготовка
Техническая подготовка - это процесс целенаправленного обучения технике способов передвижения на лыжах и её совершенствования. Овладение современной техникой с учетом индивидуальных особенностей и физической подготовленности позволяет достигнуть высоких результатов в избранном виде спорта. Высокий уровень спортивных результатов требует постоянной и углубленной работы над совершенствованием техники в течение всего периода активных занятий лыжным спортом.
В планах подготовки лыжников от новичка до квалифицированного спортсмена должна быть предусмотрена непрерывность овладения техникой. Даже достижение наивысших результатов не означает, что достигнуто техническое совершенство. Лыжник должен и в этом случае продолжать улучшать технику различных элементов, движений, устранять отдельные неточности и ошибки. В плане многолетней технической подготовки, особенно в юношеском возрасте, необходимо учитывать, что отдельные элементы техники передвижения на лыжах не всегда доступны им в силу недостаточного уровня развития каких-либо качеств (равновесия, силы отдельных групп мышц). Однако при этом очень важно, чтобы не искажалась основа способа, с тем, чтобы при повышении уровня развития необходимых качеств можно было освоить и другие элементы без переучивания всего способа передвижения. Кроме того, в многолетней подготовке постоянно приходится приспосабливать технику к меняющимся условиям соревнований (более тщательной подготовке трасс, изменению их сложности, выпуску нового инвентаря), к улучшению физической подготовленности спортсменов-лыжников и т.п.
В ходе технической подготовки учащиеся получают, как теоретические, так и практические знания. Практические знания достигаются путем выполнения различных упражнений и большое внимание, на первых этапах обучения, уделяется развитию равновесия. Выполнение специальных подготовительных упражнений на равнинной местности помогает учащимся в дальнейшем правильно выбирать способы передвижения в зависимости от внешних условий и индивидуальных данных.
Тактическая подготовка - это искусство ведения соревнования с противником. В лыжном спорте в некоторых случаях спортсмен не ведет борьбу с конкретным противником, а ставит цель - достигнуть максимально высокого результата (при данном уровне тренированности). Победа в соревнованиях или достижение максимально высокого результата при прочих равных условиях во многом зависят от уровня тактического мастерства лыжника. Овладев тактикой ведения соревнования, спортсмен может лучше использовать свои технические возможности, физическую подготовленность, волевые качества, все свои знания и опыт для победы над противником или для достижения максимального результата. В лыжном спорте это особенно важно, так как соревнования проходят порой в необычайно переменных условиях скольжения и рельефа местности.
Изучение условий позволяет широко применять самые различные тактические варианты. При тактической подготовке необходимо изучить опыт сильнейших лыжников, что позволит овладеть широким кругом тактических вариантов и использовать их с учетом своих возможностей. Непосредственная тактическая подготовка к определенным соревнованиям требует ознакомления с условиями и местом их проведения. Сюда относятся изучение рельефа, состояние и возможное изменение лыжни в ходе соревнований с учетом стартового номера и предполагаемых изменений погоды. Все это изучается накануне старта при просмотре дистанций и позволяет разработать тактику на предстоящие соревнования с учетом конкретных условий, перспектив противника и своих возможностей. По окончании соревнований тщательно анализируют эффективность применяемой тактики и делают выводы на будущее.
Тактическое мастерство лыжника базируется на большом запасе знаний, умений и навыков, а также его физической, технической, морально-волевой подготовленности, что позволяет точно выполнить задуманный план, принять правильное решение для достижения победы или высокого результата.
В зависимости от подготовленности, индивидуальных особенностей, профиля трассы и внешних условий участники соревнований могут проходить дистанции с применением следующих тактических вариантов:
1. С относительно равномерной скоростью по всей дистанции.
2. С относительно равномерной скоростью на большей части дистанции и увеличением скорости в конце.
3. С относительно равномерной скоростью на большей части дистанции с замедлением в конце.
4. С быстрым началом, замедлением скорости на дистанции и ускорением в конце.
5. С быстрым прохождением первой половины дистанции и снижением скорости на второй.
6. С усилением на второй половине дистанции.
7. С постепенным убыванием скорости.
8. С увеличением скорости хода на отдельных участках дистанции (рывками).
Чтобы выбрать правильный тактический вариант, нужна тактическая подготовка.
В ходе обучения, роста уровня подготовленности учащихся изменяются и задачи тренировочной деятельности: от обучения техники передвижения на лыжах до совершенствования переходов, как в классических, так и в коньковых ходах.
Результатом освоения дополнительной предпрофессиональной программы в области избранного вида спорта (лыжные гонки) является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
- овладение основами техники и тактики в лыжных гонках,
- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях,
- повышение уровня функциональной подготовленности,
- освоение соответствующих уровню подготовленности, полу и возрасту тренировочных и спортивных нагрузок,
- выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по лыжным гонкам.
Психологическая подготовка
Специфика лыжных гонок, прежде всего, способствует формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности в постановке и реализации целей, принятии решений, воспитании воли.
Все используемые средства психологической подготовки подразделяются на две основные группы:
1) вербальные (словесные) - лекции, беседы, доклады, идеомоторная, аутогенная и психорегулирующая тренировка;
2) комплексные - всевозможные спортивные и психолого-педагогические упражнения.
Методы психологической подготовки делятся на сопряженные и специальные.
Сопряженные методы включают общие психолого-педагогические методы, методы моделирования и программирования соревновательной и тренировочной деятельности.
Специальными методами психологической подготовки являются: стимуляция деятельности в экстремальных условиях, методы психической регуляции, идеомоторных представлений, методы внушения и убеждения.
На этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации важнейшей задачей общей психологической подготовки является формирование спортивного интереса, перспективной цели, дисциплины, самооценки, образного мышления, непроизвольного внимания, психосенсорных процессов.
В спорте огромную роль играет мотивация спортсмена на достижение определенного результата на соревнованиях и в процессе подготовки. Мотивы человека определяют цель и содержание его деятельности, интенсивность его усилий для достижения цели, влияют на его поведение.
Основу мотивации человека к достижениям составляют привычные мотивы, сложившиеся в процессе его жизни. Поэтому развитие у спортсменов мотивов к высоким спортивным достижениям следует рассматривать как одну из важнейших сторон тренировочной работы, направленную на формирование спортивного характера.
Основной задачей психологической подготовки на этапах углубленной тренировки и спортивного совершенствования мастерства является формирование спортивной мотивации, уверенности в достижении цели, настойчивости, самостоятельности, эмоциональной устойчивости.
Цель, которую тренер ставит перед спортсменом, должна быть реальной, основанной на знании его возможностей и объективных предпосылок для достижения запланированного результата. Только при глубокой убежденности спортсмена в том, что у него есть все возможности достичь намеченной цели в заданный промежуток времени, при осознании ее важности у юного спортсмена возникает внутренняя готовность бороться за ее достижение. Тренер должен умело поддерживать стремление и внутреннюю готовность спортсмена к достижению поставленной цели. Этот процесс обязательно предусматривает регулярную информацию тренера о достижениях юного спортсмена, о том, что еще ему осталось сделать, чтобы выполнить намеченную программу.
Появление объективных трудностей, связанных с нарастанием утомления и сопутствующим ему тяжелым функциональным состоянием в процессе гонки, вызывает изменения в организме лыжника, выражающиеся в своеобразии психической деятельности, определенной динамике психических процессов, снижении интенсивности процессов сознания.
В тренировочной деятельности и в соревнованиях юному спортсмену приходится преодолевать трудности, которые, в отличие от объективных, обусловлены индивидуально-психологическими особенностями его личности. Они возникают в его сознании в виде соответствующих мыслей, чувств, переживаний и психологических состояний в связи с необходимостью действовать в определенных условиях, и не могут быть поняты в отрыве от них.
В зависимости от индивидуальных особенностей учащегося субъективные трудности в одних и тех же условиях проявляются по-разному: от малозаметных сомнений в своих силах и незначительных волнений до почти эффектных состояний, сопровождающихся ослаблением, а иногда и потерей сознательного контроля за своими действиями. Это оказывает самое неблагоприятное влияние на моторные функции организма.
Для воспитания способности преодолевать объективные трудности, связанные с утомлением и сопутствующим ему тяжелым функциональным состоянием, необходимо на тренировках моделировать эти состояния. Для этого нужно включать в тренировку отдельные дополнительные задания при ярко выраженной усталости. Проводить тренировки в любую погоду (оттепель, мороз, метель) на открытых для ветра участках трассы. Наиболее благоприятные возможности для практического овладения приемами, помогающими преодолевать развивающееся утомление усилиями воли, дает участие в соревнованиях.
Для воспитания смелости и самообладания, способности преодолевать различные формы страха и неуверенности необходимо повышать степень риска при прохождении сложных участков дистанции (крутых и закрытых спусков и др.) с различным качеством снежного покрова.
Готовность к преодолению неожиданных трудностей вырабатывается с помощью анализа возможных причин их возникновения. Иногда в процессе подготовки к соревнованиям следует специально создавать сложные ситуации, которые вынуждали бы юного спортсмена проявлять все волевые качества.
Если же трудности, встречающиеся на соревнованиях, невозможно смоделировать на тренировке (болевые ощущения, поломка инвентаря, потертости и др.), то спортсмен должен иметь о них четкое представление и знать, как действовать при их появлении.
Борьба с субъективными трудностями предполагает целенаправленные воздействия на укрепление у юных лыжников-гонщиков уверенности в своих силах, которая формируется на основе знания своих физических и функциональных возможностей, сильных и слабых сторон подготовленности. Для правильной оценки своих возможностей необходим систематический анализ результатов проделанной работы, спортивных достижений, условий, обеспечивающих достижение соответствующего успеха и причин, которые привели к неудаче.
Выполнение сложных тренировочных заданий и освоение трудных упражнений вызывает у спортсмена положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения, дает уверенность в своих силах. Поэтому важно, чтобы спортсмены, сомневающиеся в своих силах, заканчивали определенный этап тренировки с выраженными положительными показателями.
Участие в соревнованиях
Соревнования могут носить отборочный или контрольный характер, решать разнообразные технико-тактические задачи, задачи приобретения соревновательного опыта. Поэтому в системе спортивной подготовки выделяют: 1) контрольные соревнования; 2) подготовительные; 3) отборочные; 4) подводящие; 5)главные соревнования.
1.Контрольные соревнования - проводятся с целью контроля за уровнем подготовленности спортсмена.
2.Отборные соревнования. По результатам этих соревнований комплектуют команды, отбирают участников главных соревнований.
3.Основные соревнования. В них учащийся ориентируется на достижение максимально высоких результатов, полную мобилизацию и проявление физических, технических, тактических и психических возможностей. Целью участия в главных соревнованиях является достижение победы или завоевание возможно более высокого места.
Планируя соревнования, тренеры-преподаватели должны учитывать ряд положений:
• привлекать учащегося к участию в соревнованиях следует лишь в том случае, он по своим физическим, технико-тактическим и психическим возможностям способен к решению поставленных задач;
• соревнования должны подбираться таким образом, чтобы по направленности и степени трудности они строго соответствовали задачам и особенностям построения многолетней подготовки;
• необходимо так планировать соотношение соревновательной и тренировочной практики, чтобы наиболее эффективно осуществлялся процесс спортивной подготовки, и чтобы наиболее полно раскрывались возможности учащегося в отборочных и главных соревнованиях.
Восстановительные мероприятия
Восстановление спортивной работоспособности и нормального функционирования организма после тренировочных и соревновательных нагрузок - неотъемлемая составная часть системы подготовки, как высококвалифицированных, так и юных спортсменов. Выбор средств восстановления определяется возрастом, квалификацией, индивидуальными особенностями спортсменов, этапом подготовки, задачами тренировочной деятельности, характером и особенностями построения тренировочных нагрузок.
Основной путь оптимизации восстановительных процессов на этих этапах подготовки – рациональная тренировка и режим юных спортсменов, предусматривающие интервалы отдыха, достаточные для естественного протекания восстановительных процессов, полноценное питание.
Из дополнительных средств восстановления рекомендуется систематическое применение водных процедур гигиенического и закаливающего характера. Витаминизация с учетом сезонных изменений. Релаксационные и дыхательные упражнения.
В тренировочных группах 3-5-го года обучения применяется значительно более широкий арсенал восстановительных мероприятий. Помимо педагогических средств, широко используются медико-биологические и психологические средства.
Рациональное питание. Объем и направленность тренировочных и соревновательных нагрузок обусловливают потребности организма спортсмена в пищевых веществах и энергии. Работа лыжника-гонщика характеризуется продолжительными мышечными усилиями большой и умеренной мощности с преобладанием аэробного и смешанного (аэробно-анаэробного) характера энергообеспечения. Энергетическими субстратами служат углеводы, свободные жирные кислоты и кетоновые тела, причем с увеличением длительности нагрузки мобилизация жирных кислот возрастает. Поэтому рацион лыжника должен быть высококалорийным. В общем количестве потребляемых калорий доля белков должна составлять 14-15%, жиров - 25%, углеводов - 60-61%.
Подбор пищевых продуктов на отдельные приемы пищи зависит от того, когда она принимается (до или после физической нагрузки). При этом следует ориентироваться на время задержки пищевых продуктов в желудке.
Рациональное питание обеспечивается правильным распределением пищи в течение дня. Для лыжников-гонщиков при двухразовых тренировках рекомендуется следующее распределение калорийности суточного рациона:
первый завтрак - 5%
зарядка
второй завтрак - 25%
дневная тренировка
обед - 35%
полдник - 5%
вечерняя тренировка
ужин - 30%
Физические факторы. Применение физических факторов основано на их способности к неспецифической стимуляции функциональных систем организма. Наиболее доступны гидропроцедуры. Эффективность и направленность воздействия гидропроцедур зависит от температуры и химического состава воды.
Кратковременные холодные водные процедуры (ванны ниже 33 °С, души ниже 20 °С) возбуждают нервную систему, тонизируют мышцы, повышают тонус сосудов и применяются утром до тренировки или после дневного сна. Теплые ванны и души (37-38 °С) обладают седативным действием, повышают обмен веществ и применяются после тренировки. Теплые ванны различного химического состава продолжительностью 10-15 мин рекомендуется принимать через 30-60 мин после тренировочных занятий или же перед сном.
При объемных тренировках аэробной направленности рекомендуются хвойные (50- 60 г хвойно-солевого экстракта на 150 л воды) и морские (2-4 кг морской соли на 150 л воды) ванны. После скоростных нагрузок хорошее успокаивающее и восстановительное средство - эвкалиптовые ванны (50-100 мл спиртового экстракта эвкалиптовой настойки на 150 л воды).
В практике спортивной тренировки широкое распространение и авторитет получили суховоздушные бани - сауны. Пребывание в сауне (при температуре 70 °С и относительной влажности 10-15%) без предварительной физической нагрузки должно быть не более 30-35 мин, а с предварительной нагрузкой (тренировка или соревнование) -не более 20-25 мин. Пребывание в сауне более 10 мин при 90-100 °С нежелательно, так как может вызвать отрицательные сдвиги в функциональном состоянии нервно- мышечного аппарата. Оптимальное время разового пребывания в сауне может быть определено по частоте пульса, который не должен повышаться к концу захода на 150-160% по отношению к исходному. Каждый последующий заход должен быть короче предыдущего. После сауны спортсмену необходимо отдохнуть не менее 45-60 мин. Если требуется повысить или как можно быстрее восстановить пониженную работоспособность (например, перед повторной работой при двухразовых тренировках), целесообразно применять парную в сочетании с холодными водными процедурами (температура воды при этом не должна превышать + 12...+15°С).
Массаж. Спортивный массаж представляет собой чрезвычайно эффективное средство борьбы с утомлением, способствует повышению работоспособности. В зависимости от цели, времени между выступлениями, степени утомления, характера выполненной работы применяется та или иная конкретная методика восстановительного массажа.
Для снятия нервно-мышечного напряжения и отрицательных эмоций проводят общий массаж, используя в основном приемы поглаживания, легкие разминания, потряхивания. Приемы выполняются в медленном темпе. Массаж должен быть поверхностным. Массаж, производимый для улучшения кровообращения и окислительно-восстановительных процессов, должен быть продолжительным, отличаться глубиной воздействия, но безболезненным. Основной прием - разминание (до 80% времени). После легких нагрузок оптимальная продолжительность массажа составляет 5-10 мин, после средних - 10-15 мин, после тяжелых - 15-20 мин, после максимальных - 20-25 мин.
Фармакологические средства восстановления и витамины. Фармакологическое регулирование тренированности спортсменов проводится строго индивидуально, по конкретным показаниям и направлено на расширение «узких» мест метаболических циклов с использованием малотоксичных биологически активных соединений, являющихся нормальными метаболитами или катализаторами реакций биосинтеза. Под их действием быстрее восполняются пластические и энергетические ресурсы организма, активизируются ферменты, изменяются соотношения различных реакций метаболизма, достигается равновесие нервных процессов, ускоряется выведение продуктов катаболизма.
Основные принципы применения фармакологических средств восстановления:
- фармакологические препараты применяет только врач в соответствии с конкретными показаниями и состоянием спортсмена; тренерам категорически запрещается самостоятельно применять фармакологические препараты;
- необходима предварительная проверка индивидуальной переносимости препарата;
- продолжительное непрерывное применение препарата приводит к привыканию организма к данному лекарственному средству, что обусловливает необходимость увеличения его дозы для достижения желаемого эффекта, угнетает естественное течение восстановительных процессов, снижает тренирующий эффект нагрузки;
- при адекватном течении восстановительных процессов нецелесообразно путем введения каких-либо веществ вмешиваться в естественное течение обменных реакций организма;
- недопустимо использование фармакологических средств восстановления (кроме витаминов и препаратов, назначенных врачом для лечения) в пубертатный период развития организма юного спортсмена.
Психологические средства восстановления
Эти средства условно подразделяются на психолого-педагогические (оптимальный моральный климат в группе, положительные эмоции, комфортные условия быта, интересный, разнообразный отдых и др.) и психогигиенические (регуляция и саморегуляция психических состояний путем удлинения сна, внушенного сна-отдыха, психорегулирующая и аутогенная тренировки, цветовые и музыкальные воздействия, специальные приемы мышечной релаксации и др.).
Медицинское обследование
Осуществляется специалистами врачебно-физкультурного диспансера и педиатрами городской детской поликлиники. Углубленное медицинское обследование спортсмены проходят два раза в год, как правило, в конце подготовительного (осень) и соревновательного (весна) периодов.
Углубленное медицинское обследование включает: анамнез; врачебное освидетельствование для определения уровня физического развития и биологического созревания; электрокардиографическое исследование; клинический анализ крови и мочи; обследование у врачей-специалистов (хирурга, невропатолога, окулиста, отоларинголога, дерматолога, стоматолога).
В случае необходимости, по медицинским показаниям, организуется дополнительная консультация у других специалистов.
К занятиям лыжным спортом допускаются дети и подростки, отнесенные к основной медицинской группе.
Инструкторская и судейская практика
Работа по привитию инструкторских и судейских навыков проводится в форме бесед, практических занятий и самостоятельного обслуживания соревнований.
Обязанности и права участников соревнований. Общие обязанности судей. Обязанности главного судьи, заместителя главного судьи, главного секретаря и его заместителей, судей на старте, судей на финише, контролеров. Оформление места старта, финиша, зоны передачи эстафеты. Подготовка трассы лыжных гонок. Составление комплексов упражнений для подготовительной, основной и заключительной частей занятия, разминки перед соревнованиями. Составление планов-конспектов тренировочных занятий по физической и технической подготовке для групп начальной подготовки и тренировочных групп 1-2-го года обучения. Судейство соревнований по лыжным гонкам в спортивной школе, помощь в организации и проведении соревнований по лыжным гонкам в общеобразовательных школах района, города. Выполнение обязанностей судьи на старте и финише, начальника дистанции, контролера, секретаря.
Другие виды спорта и подвижные игры
Для подготовки лыжников-гонщиков в тренировочной деятельности используются навыки видов спорта, таких как: легкая атлетика, плавание, велосипед, спортивные, подвижные игры и эстафеты. Включая в подготовку эти виды спорта у лыжников развиваются: быстрота, ловкость, выносливость, скоростные качества, сила, упражнения из других видов спорта. В первую подгруппу включаются разнообразные упражнения без предметов и с предметами (набивные мячи, гантели, подсобные предметы - отягощения, ядра и др.). Сюда же включаются упражнения с сопротивлением партнеров и упругих предметов (амортизаторы резиновые, пружинные и т.п.). Наиболее широко общеразвивающие упражнения применяются в тренировке юных лыжников, а также новичков и лыжников низших разрядов.
Во вторую подгруппу входят упражнения из других видов спорта, (легкой атлетики, гребли, спортивных игр, плавания и др.). Эти упражнения применяются в основном в бесснежное время года для развития физических качеств, необходимых лыжнику. Упражнения подбираются так, чтобы наблюдался положительный перенос физических нагрузок, с применяемого вида на основной вид - лыжные гонки. Так, для развития выносливости применяется кроссовый бег по пересеченной местности; для развития силовой выносливости - длительная гребля; для развития ловкости, координации движений и быстроты - спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, футбол) и т.д.
Грамотно и планомерно подобранные тренером-преподавателем спортивные и подвижные игры, комплексы упражнений на развитие физических качеств присущих другим видам спорта позволяют учащимся точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательным для всех правилами, быстрее и лучше мыслить, анализировать складывающуюся обстановку, принимать самостоятельные решения, укреплять свое здоровье, вырабатывать навыки сохранения собственной физической формы и совершенствовать функциональные возможности организма.
Результатом освоения дополнительной предпрофессиональной программы в области других видов спорта и подвижных игр является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
- умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для всех в подвижных играх правилами,
- умение развивать профессионально необходимые в лыжных гонках физические качества средствами других видов спорта и подвижных игр,
- умение соблюдать требования т/б при самостоятельном выполнении упражнений,
- навыки сохранения собственной физической формы.
Требования техники безопасности при реализации программы «Дополнительная предпрофессиональная программа «Лыжные гонки»
1.Общие требования безопасности
К занятиям по лыжным гонкам допускаются дети, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. При проведении занятий необходимо соблюдать правила поведения, режим занятия и отдыха.
При проведении занятий возможно воздействие на учащихся следующих опасных факторов:
- обморожения при ветре более 1,5-2,0 м/с и при температуре воздуха ниже-20° С;
- травмы при ненадежном креплении лыж к обуви;
- потертости ног при неправильной подгонке лыжных ботинок;
- травмы при падении во время спуска с горы.
Тренер-преподаватель должен иметь при себе медицинскую аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств - для оказания первой помощи при травмах.
При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить тренеру-преподавателю, который сообщает об этом администрации учреждения.
При обнаружении неисправности лыжного инвентаря учащийся должен сообщить об этом тренеру-преподавателю.
В процессе занятий учащиеся должны соблюдать установленный порядок и правила личной гигиены.
2.Требования безопасности перед началом занятий
Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки и перчатки или варежки. При температуре воздуха ниже 10 гр. надеть плавки.
Проверить исправность лыжного инвентаря и подогнать крепление лыж к обуви. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру ноги.
Проверить подготовленность лыжни или трассы, отсутствие в месте проведения занятий опасностей, которые могут привести к травме.
3.Требования безопасности во время занятий
Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м, при спусках с горы - не менее 30 м.
При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки.
После спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками.
Следить друг за другом и немедленно сообщить тренеру-преподавателю, о первых же признаках обморожения.
4.Требования безопасности в аварийных ситуациях
При поломке или порче лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути, сообщить об этом тренеру-преподавателю и с его разрешения двигаться к месту расположения учреждения.
При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии сообщить об этом тренеру-преподавателю.
При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
5.Требования безопасности по окончании занятий
Проверить по списку наличие всех учащихся. Убрать в отведенное для хранения место спортивный инвентарь. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
Объёмы максимальных тренировочных нагрузок
Этапный норматив Этап и год подготовки | Количество часов в неделю | Количество тренировок в неделю | Общее количество часов в год | Общее количество тренировок в год |
Этап начальной подготовки 1 года обучения | 6 | 3 | 312 | 156 |
IV.СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Промежуточная аттестация для перевода на следующий этап (год) обучения осуществляется один раз в год. Срок проведения - апрель-май. Форма промежуточной аттестации — сдача контрольных нормативов. Учащиеся выполняют конкретно установленные для перевода на следующий этап (год) подготовки нормативы, утвержденные приказом ДЮСШ.
Освоение дополнительной общеобразовательной программы завершается обязательной итоговой аттестацией. Итоговая аттестация проводится по завершении тренировочного этапа.
В ДЮСШ устанавливаются следующие формы итоговой аттестации:
- Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка - сдача контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке (зачет/не зачет).
- Избранный вид спорта – спортивная квалификация учащегося. Спортивная квалификация учащегося определяется по требованиям по виду спорта Единой Всероссийской спортивной классификации.
Нормативы по ОФП и СФП
для зачисления в группы на этапе начальной подготовки
Развиваемое | Контрольные упражнения (тесты) | |
Юноши | Девушки | |
Быстрота | Бег 30 м | Бег 30 м |
Бег 60 м | - | |
Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места | Прыжок в длину с места |
Метание теннисного мяча с места | Метание теннисного мяча с |
Контрольные нормативы промежуточной и итоговой аттестации
по ОФП и СФП (юноши)
№ п/п | Упражнения | Возраст (лет) |
9 | ||
1. | Бег 100 м (сек.) | 16,0 16,3 16,5 16,8 17,0 |
2. | Бег 1000 м (мин.) | 4.05 4.07 4.10 4.12 4.15 |
3. | Прыжок в длину с места (см) | 175 170 160 165 155 |
4. | Подтягивание (раз) | 5 4 3 2 1 |
5. | Кросс 3 км (мин.) | - - - |
Контрольные нормативы промежуточной и итоговой аттестации
по ОФП и СФП (девушки)
№ п/п | Упражнения | Возраст (лет) |
9 | ||
1. | Бег 60 м (сек.) | 11,2 11,5 11,7 11,9 12,0 |
2. | Бег 800 м (мин.) | 3.50 3.53 3.55 3.58 4.00 |
3. | Прыжок в длину с места (см) | 160 158 155 153 150 |
4. | Отжимание (раз) | 20 17 15 12 10 |
5. | Кросс 2 км (мин.) | - - - |
Требования к результатам освоения программы
Результатом освоения Программы является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
1) В области теории и методики физической культуры и спорта:
- история развития избранного вида спорта;
- место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;
- основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями; предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и об ответственности за такое противоправное влияние);
- основы спортивной подготовки;
- необходимые сведения о строении и функциях организма человека;
- гигиенические знания, умения и навыки;
- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;
- основы спортивного питания;
- требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;
- требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта.
2) В области общей и специальной физической подготовки:
- освоение комплексов физических упражнений;
- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;
- укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию.
3) В области вида спорта «Лыжные гонки»:
- овладение основами техники и тактики в избранном виде спорта;
- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;
- повышение уровня функциональной подготовленности;
- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок;
- выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранному виду спорта.
4) В области других видов спорта и подвижных игр:
- умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для всех в подвижных играх правилами;
- умение развивать профессионально необходимые физические качества в избранном виде спорта средствами других видов спорта и подвижных игр;
- умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений;
- навыки сохранения собственной физической формы.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- положительная динамика показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся;
- в группах начальной подготовки: формирование устойчивого интереса к занятиям лыжными гонками, формирование широкого круга двигательных умений и навыков, освоение основ техники в лыжных гонках, всестороннее и гармоничное развитие физических качеств, укрепление здоровья спортсмена, отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по лыжным гонкам;
- в тренировочных группах: повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки, приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных соревнованиях по лыжным гонкам, формирование спортивной мотивации, укрепление здоровья учащихся.
Освоение Программы дает основание для перевода учащегося в дальнейшем на программу спортивной подготовки.
V. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
|
|
|
|
|
|
К.К. Копс «Упражнения и игры лыжника» Москва, «Физкультура и спорт», 1969; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аудиовизуальные средства
1. Видеозаписи с соревнований различного уровня
Интернет ресурсы:
- http://dusshuvarovo.68edu.ru/
- сайт Федерации лыжных гонок России (flgr.ru);
- сайт Управления по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области ("http://sport.tmbreg.ru/" )
- сайт Управления образования и науки Тамбовской области (obraz.tmbreg.ru )
- сайт отдела образования администрации г.Уварово (http://ooguvr.68edu.ru/)
- сайт о лыжном спорте (sport@morgin.ru).
- электронный журнал «Профилактика зависимостей» (http://www.centr-antipav.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по шахматам для групп начальной подготовки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМодифицированная программа по шахматам для групп начальной подготовки физкультурно-спортивной направленности составлена на основе программы факультативного курса “Шахматы – школе”...
Модифицированная образовательная программа "фитнес-аэробика для групп начальной подготовки"
Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и является основным государственным...
Рабочие программы по пауэрлифтингу для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп
Содержание и оформление программ...
Дополнительная образовательная программа по плаванию для групп начальной подготовки 1-3 годов обучения
Дополнительная образовательная программа по плаванию...
Открытый урок по лыжным гонкам для групп начальной подготовки первого года обучения Тема: «Совершенствование техники попеременного двушажного и одношажного ходов».
Цель урока: развитие скоростных качеств. Задачи урока: Образовательные: • Продолжить совершенствовать технику передвижения на лыжах попеременным двушажным ходом. • Закрепление двигательных умен...
Образовательная программа по футболу для групп начальной подготовки.
Образовательная программа по футболу для групп начальной подготовки....