Рабочие программы по родному (русскому) языку для 6, 7, 9 классов
рабочая программа (6, 7, 9 класс)

Бурлуцкая Наталья Георгиевна

Программа по предмету «Родной (русский) язык» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом Примерной программы основного общего образования по родному (русскому) языку и программы по русскому языку к УМК для 6, 7, 9 классов Т. А. Ладыженской, Л.А.Бархударова, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой.

       Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования  по  русскому  языку, заданных  соответствующим  федеральным  государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области  «Родной  язык»  имеет  свою  специфику,  обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl_rodnoy_yazyk_2019.docx588.96 КБ
Файл 7kl_rodnoy_yaz_2019.docx591.24 КБ
Файл 6_kl_rodnoy_yaz_2019.docx592.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

 утвержденной приказом по школе

от 30.08.2019 № 361

протокол педсовета №1 от 30.08.2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Родной (русский) язык»

9 класс

     

     Составитель: 

Бурлуцкая Наталья Георгиевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск

2019 год

Содержание

      Пояснительная записка.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Пояснительная записка

       Программа по предмету «Родной (русский) язык» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом Примерной программы основного общего образования по родному (русскому) языку и программы по русскому языку к УМК для 9 класса Т. А. Ладыженской, Л.А.Бархударова, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой.

       Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования  по  русскому  языку, заданных  соответствующим  федеральным  государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области  «Родной  язык»  имеет  свою  специфику,  обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

Образовательные:

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное  владение  русским  литературным  языком  в  разных  сферах  и  ситуациях  его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности  и  способности  к  речевому  взаимодействию  и  взаимопониманию,  потребности  к речевому самосовершенствованию;

углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта  исследовательской  работы  по  русскому  языку,  воспитание  самостоятельности  в приобретении знаний.

Коррекционные:

Коррекция  и  развитие  произвольного  внимания  через  организацию  самостоятельных  и практических работ. Коррекция и развитие мыслительных процессов (анализа, сравнения, классификации и обобщения) при разделении слов по родам, числам и грамматическим категориям.

Коррекция  и  развитие  словесно-логического  мышления в  процессе  составления  и выполнения речевых упражнений. Коррекция и развитие слухового восприятия на знакомом речевом материале по темам предмета. Расширение  речевого  запаса  (проведение  специальной  работы  по  развитию  речи), способствование  коррекции  самостоятельно  приобретённого  речевого  запаса  (уточнение  их лексического  и  грамматического  значения,  активизация  лексики  в  самостоятельных высказываниях).

Воспитательные задачи:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как

духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия

русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к

русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к

сохранению  и  развитию  родного  языка,  формирование  волонтёрской  позиции  в  отношении

популяризации  родного  языка;  воспитание  уважительного  отношения  к  культурам  и  языкам

народов России; овладение культурой межнационального общения.

      В реальном учебном процессе формирование компетенций происходит в тесной взаимосвязи. Стандарт ориентирует на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. При этом язык представлен в курсе во всем многообразии его функций, разновидностей, стилей.

Доминантой языкового образования является формирование коммуникативной культуры личности, так как от уровня владения языком зависит успех всего обучения, социальный статус и общественная активность человека.

Место учебного предмета в учебном плане

 Учебный план МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка в 9 классе в количестве 1 часа в неделю во втором полугодии, всего 18 часов в год.

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» в 9  классе

       Личностные результаты:

1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

       Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

        Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Предметные результаты изучения предмета "Родной язык":

Родной язык:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирование, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

2. Содержание учебного предмета

9 класс (18ч.)

1.Язык, речь, речевая деятельность

Язык как общественное явление. Речь. Речевая деятельность. Из истории русской письменности. Из истории русского алфавита.

2.Графика и орфография как принадлежность письменной речи

Принципы русской орфографии как основа ее усвоения.

3. Лексика. Происхождение лексики современного русского языка. Омонимы и их употребление. Работа со словарём омонимов.

Паронимы, их употребление. Словари паронимов.

Синонимы. Их употребление. Словари синонимов.

Антонимы. Их употребление.

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Устаревшая лексика и неологизмы.

4. Синтаксические изобразительные возможности языка  

Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка.  

Семантико-стилистические функции однородных членов предложения

РР Развитие речи. Сжатое изложение

Структурный параллелизм сложных предложений как средство выразительности. Парцелляция.

Анализ текста

5. Изобразительно-выразительные средства языка.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологизмы как средство выразительности речи.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологизмы как средство выразительности речи.

Эпитеты. Олицетворения. Метонимия. Синекдоха. Метафора. Сравнения.

Гипербола. Литота. Анализ текста. Сжатое изложение.

5.Стили и жанры письменной речи. Стили речи. Научный стиль. Речевые жанры научного стиля Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля

Художественный стиль. Язык художественной литературы. Жанры художественной речи.

Комплексный анализ текста. РР Сочинение на морально-этическую тему. Анализ работ.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

Дата

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности на уроке

план

факт

Речевая деятельность

1

14.01.20

Из истории русской письменности, русского алфавита

1

Анализ текстов о языке;  собственное высказывание на лингвистическую тему.

Орфография

2

21.01.20

Графика и орфография как принадлежность письменной речи

1

Наблюдения, беседа, работа с текстом

3

28.01.20

Принципы русской орфографии как основа ее усвоения

1

Комментированное письмо, объяснительный диктант, работа с перфокартой.

4

04.02.20

Контрольный диктант

1

Запись под диктовку, самостоятельная работа с текстом.

Лексика

5

11.02.20

Происхождение лексики современного русского языка. Омонимы и их употребление. Работа со словарём омонимов

1

Работа со словарём омонимов, составление сложного плана.

6

18.02.20

Паронимы, их употребление. Словари паронимов.

1

Беседа. Работа с учебником, работа с таблицей.

7

25.02.20

Синонимы. Антонимы  Их употребление. Словари.

1

Составление тезисов или плана лекции.

Выразительные средства языка

8

03.03.20

Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка.  

1

Работа с книгой, беседа, анализ наблюдений. Тренировочное тестирование.

9

10.03.20

Семантико-стилистические функции однородных членов предложения

1

Беседа, работа с учебником, анализ предложений.

10

17.03.20

Р.р. Развитие речи. Сжатое изложение

1

Письменный пересказ текста с использованием приёмов компрессии.

11

31.03.20

Структурный параллелизм сложных предложений как средство выразительности. Парцелляция.

1

Оценивание речевых высказываний с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам.

12

07.04.20

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

Анализ проблемных ситуаций. Тренировочное тестирование.

13

14.04.20

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологизмы как средство выразительности речи.

1

Беседа, анализ предложений.

14

21.04.20

Эпитеты. Олицетворения. Метонимия

1

Запись под диктовку, самостоятельная работа с текстом.

15

28.04.20

Синекдоха, Метафора. Сравнение. Гипербола. Литота

1

Работа с раздаточным материалом.

Стили и жанры письменной речи

16

05.05.20

Научный стиль. Речевые жанры научного стиля

1

Работа с учебником, беседа, анализ текстов.

17

12.05.20

Жанры публицистического стиля.

1

Анализ текстов. Анализ проблемных ситуаций.

18

19.05.20

Язык художественной литературы. Жанры художественной речи. РР Сочинение на морально-этическую тему.

1

Создание собственного текста. Систематизация знаний.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

 утвержденной приказом по школе

от 30.08.2019 № 361

протокол педсовета №1 от 30.08.2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Родной (русский) язык»

7 класс

     

     Составитель: 

Бурлуцкая Наталья Георгиевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск

2019 год

Содержание

      Пояснительная записка.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Пояснительная записка

       Программа по предмету «Родной (русский) язык» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом Примерной программы основного общего образования по родному (русскому) языку и программы по русскому языку к УМК для 7 класса Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой.

       Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования  по  русскому  языку, заданных  соответствующим  федеральным  государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области  «Родной  язык»  имеет  свою  специфику,  обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

Образовательные:

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное  владение  русским  литературным  языком  в  разных  сферах  и  ситуациях  его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности  и  способности  к  речевому  взаимодействию  и  взаимопониманию,  потребности  к речевому самосовершенствованию;

углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта  исследовательской  работы  по  русскому  языку,  воспитание  самостоятельности  в приобретении знаний.

Коррекционные:

Коррекция  и  развитие  произвольного  внимания  через  организацию  самостоятельных  и практических работ. Коррекция и развитие мыслительных процессов (анализа, сравнения, классификации и обобщения) при разделении слов по родам, числам и грамматическим категориям.

Коррекция  и  развитие  словесно-логического  мышления в  процессе  составления  и выполнения речевых упражнений. Коррекция и развитие слухового восприятия на знакомом речевом материале по темам предмета. Расширение  речевого  запаса  (проведение  специальной  работы  по  развитию  речи), способствование  коррекции  самостоятельно  приобретённого  речевого  запаса  (уточнение  их лексического  и  грамматического  значения,  активизация  лексики  в  самостоятельных высказываниях).

Воспитательные задачи:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как

духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия

русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к

русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к

сохранению  и  развитию  родного  языка,  формирование  волонтёрской  позиции  в  отношении

популяризации  родного  языка;  воспитание  уважительного  отношения  к  культурам  и  языкам

народов России; овладение культурой межнационального общения;

Компетенции языкового образования

Содержание образования

Содержание деятельности учащихся

Коммуникативная

Виды речевой деятельности

Основы культуры речи

Использование языка в различных сферах и ситуациях общения

Определение цели коммуникации

Оценивание речевой ситуации

Учёт намерений и способов коммуникации

Выбор адекватных стратегий коммуникации

Готовность к изменению собственного речевого поведения

Языковая

Нормы современного русского литературного языка

Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

Владение навыками грамотного употребления языковых единиц

Владение навыками правописания

Умение работать со словарями

Лингвистическая (языковедческая)

Общие сведения о языке

Язык как знаковая система и общественное явление

Развитие и функционирование языка.

Способы и приемы лингвистического анализа

Способность к анализу языковых единиц

Способность к оценке языковых явлений и фактов

Умение пользоваться языковой теорией (знаний об устройстве языка, базовыми понятиями лингвистики) для решения практических задач

Культуроведческая

Русский язык как форма выражения национальной культуры

Национально-культурная специфика русского языка

Взаимосвязь языка и культуры

Осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории

Освоение норм русского речевого этикета, межнационального общения

Понимание значения слов с национально-культурным компонентом

      В реальном учебном процессе формирование компетенций происходит в тесной взаимосвязи. Стандарт ориентирует на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. При этом язык представлен в курсе во всем многообразии его функций, разновидностей, стилей.

Доминантой языкового образования является формирование коммуникативной культуры личности, так как от уровня владения языком зависит успех всего обучения, социальный статус и общественная активность человека.

Место учебного предмета в учебном плане

 Учебный план МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка в 7 классе в количестве 1 часа в неделю во втором полугодии, всего 18 часов в год.

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» в 7  классе

       Личностные результаты:

1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

       Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

        Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Предметные результаты изучения предмета "Родной язык":

Родной язык:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

2. Содержание учебного предмета

7 класс (18ч.)

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.

Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).

Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Основные орфоэпические нормы. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать). Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.  Нормы образования причастий.

Речевой этикет.  Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная   интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре.

РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ

Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев.

Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков.

Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Притча.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

Дата

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности на уроке

план

факт

Язык и культура

1

14.01.20

Русский язык как развивающееся явление

1

Анализ текстов о языке;  собственное высказывание на лингвистическую тему.

2

21.01.20

Устаревшие слова как живые свидетели истории

1

Наблюдения, беседа, работа с текстом: устаревшая лексика в произведениях художественной литературы

3

28.01.20

Устаревшие слова как живые свидетели истории

1

Устаревшая лексика в произведениях художественной литературы

4

04.02.20

Лексические заимствования последних десятилетий

1

Наблюдения, беседа, работа с текстом, анализ рисунков.

Культура речи

5

11.02.20

Основные орфоэпические нормы.

1

Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Тренировочное тестирование.

6

18.02.20

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

1

Беседа. Работа с учебником, работа с таблицей.

7

25.02.20

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1

Составление тезисов или плана лекции.

8

03.03.20

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1

Работа с книгой, беседа, анализ наблюдений. Тренировочное тестирование.

9

10.03.20

Речевой этикет.  

1

Беседа, работа с учебником, анализ текстов.

Речь. Речевая деятельность. Текст

10

17.03.20

Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев.

1

Работа с таблицей, беседа, работа с текстом.

11

31.03.20

Заголовки текстов, их типы

1

Оценивание речевых высказываний с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам.

12

07.04.20

Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение

1

Анализ проблемных ситуаций.

13

14.04.20

Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение

1

Беседа. Выразительное чтение, анализ предложений.

14

21.04.20

Разговорная речь

1

Запись под диктовку, самостоятельная работа с текстом.

15

28.04.20

Публицистический стиль

1

Работа с раздаточным материалом.

16

05.05.20

Язык художественной литературы

1

Работа с учебником, беседа, анализ текстов.

17

12.05.20

Язык художественной литературы

1

Анализ текстов. Анализ проблемных ситуаций.

18

19.05.20

Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Притча. Систематизация знаний.

1

Создание собственного текста. Систематизация знаний.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

 утвержденной приказом по школе

от 30.08.2019 № 361

протокол педсовета №1 от 30.08.2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Родной (русский) язык»

6 класс

     

     Составитель: 

Бурлуцкая Наталья Георгиевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск

2019 год

Содержание

      Пояснительная записка.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Пояснительная записка

       Программа по предмету «Родной (русский) язык» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом Примерной программы основного общего образования по родному (русскому) языку и программы по русскому языку к УМК для 6 класса Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой.

       Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования  по  русскому  языку, заданных  соответствующим  федеральным  государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области  «Родной  язык»  имеет  свою  специфику,  обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

Образовательные:

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное  владение  русским  литературным  языком  в  разных  сферах  и  ситуациях  его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности  и  способности  к  речевому  взаимодействию  и  взаимопониманию,  потребности  к речевому самосовершенствованию;

углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта  исследовательской  работы  по  русскому  языку,  воспитание  самостоятельности  в приобретении знаний.

Коррекционные:

Коррекция  и  развитие  произвольного  внимания  через  организацию  самостоятельных  и практических работ. Коррекция и развитие мыслительных процессов (анализа, сравнения, классификации и обобщения) при разделении слов по родам, числам и грамматическим категориям.

Коррекция  и  развитие  словесно-логического  мышления в  процессе  составления  и выполнения речевых упражнений. Коррекция и развитие слухового восприятия на знакомом речевом материале по темам предмета. Расширение  речевого  запаса  (проведение  специальной  работы  по  развитию  речи), способствование  коррекции  самостоятельно  приобретённого  речевого  запаса  (уточнение  их лексического  и  грамматического  значения,  активизация  лексики  в  самостоятельных высказываниях).

Воспитательные задачи:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как

духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия

русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к

русскому языку, а через него –к родной культуре; воспитание ответственного отношения к

сохранению  и  развитию  родного  языка,  формирование  волонтёрской  позиции  в  отношении

популяризации  родного  языка;  воспитание  уважительного  отношения  к  культурам  и  языкам

народов России; овладение культурой межнационального общения;

Компетенции языкового образования

Содержание образования

Содержание деятельности учащихся

Коммуникативная

Виды речевой деятельности

Основы культуры речи

Использование языка в различных сферах и ситуациях общения

Определение цели коммуникации

Оценивание речевой ситуации

Учёт намерений и способов коммуникации

Выбор адекватных стратегий коммуникации

Готовность к изменению собственного речевого поведения

Языковая

Нормы современного русского литературного языка

Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

Владение навыками грамотного употребления языковых единиц

Владение навыками правописания

Умение работать со словарями

Лингвистическая (языковедческая)

Общие сведения о языке

Язык как знаковая система и общественное явление

Развитие и функционирование языка.

Способы и приемы лингвистического анализа

Способность к анализу языковых единиц

Способность к оценке языковых явлений и фактов

Умение пользоваться языковой теорией (знаний об устройстве языка, базовыми понятиями лингвистики) для решения практических задач

Культуроведческая

Русский язык как форма выражения национальной культуры

Национально-культурная специфика русского языка

Взаимосвязь языка и культуры

Осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории

Освоение норм русского речевого этикета, межнационального общения

Понимание значения слов с национально-культурным компонентом

      В реальном учебном процессе формирование компетенций происходит в тесной взаимосвязи. Стандарт ориентирует на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. При этом язык представлен в курсе во всем многообразии его функций, разновидностей, стилей.

Доминантой языкового образования является формирование коммуникативной культуры личности, так как от уровня владения языком зависит успех всего обучения, социальный статус и общественная активность человека.

Место учебного предмета в учебном плане

 Учебный план МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка в 6 классе в количестве 1 часа в неделю во втором полугодии, всего 18 часов в год.

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» в 6  классе

       Личностные результаты:

1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

       Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

        Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Предметные результаты изучения предмета "Родной язык":

Родной язык:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

2. Содержание учебного предмета

6 класс (18ч.)

Раздел 1. Язык и культура (5 ч)

Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).

Раздел 2. Культура речи (6 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления синонимов.

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления антонимов.

Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления лексических омонимов.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.

Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

Речевой этикет

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности        

Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Текст как единица языка и речи

Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

Итоговый урок

3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

Дата

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности на уроке

план

факт

Язык и культура

1

14.01.20

Краткая история русского родного языка

1

Анализ текстов о языке;  собственное высказывание на лингвистическую тему.

2

21.01.20

Диалекты

1

Наблюдения, беседа, работа с текстом: диалектная  лексика в произведениях художественной литературы

3

28.01.20

Лексические заимствования

1

Наблюдения, беседа, работа с текстом, анализ рисунков.

4

04.02.20

Неологизмы

1

Работа с учебником, беседа, анализ наблюдений.

5

11.02.20

Русская фразеология

1

Беседа. Работа с учебником, работа с таблицей.

Культура речи

6

18.02.20

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

1

Составление тезисов или плана лекции.

7

25.02.20

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

1

Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Тренировочное тестирование.

8

03.03.20

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы, омонимы, антонимы

1

Беседа, работа с учебником, анализ текстов.

9

10.03.20

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

1

Работа с таблицей, беседа, работа с текстом.

10

17.03.20

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

1

Оценивание речевых высказываний с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам, анализ предложений.

11

31.03.20

Речевой этикет

1

Анализ проблемных ситуаций.

Речь. Речевая деятельность. Текст

12

07.04.20

Текст. Эффективные приёмы чтения

1

Беседа. Выразительное чтение, анализ предложений.

13

14.04.20

Текст как единица языка и речи

1

Запись под диктовку, самостоятельная работа с текстом.

14

21.04.20

Функциональные разновидности языка

1

Работа с раздаточным материалом.

15

28.04.20

Учебно-научный и публицистический стили языка

1

Работа с учебником, беседа, анализ текстов.

16

05.05.20

Язык художественной литературы.

1

Анализ текстов. Анализ проблемных ситуаций.

17

12.05.20

Контрольное сочинение «Описание внешности человека»

1

Создание собственного текста.

18

19.05.20

Итоговый урок. Систематизация знаний

1

Беседа, анализ текстов. Систематизация знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе 10 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе 10 класс...

Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе 11 класс

Рабочая программа по родному (русскому) и литературе 11 класс...

Рабочая программа по родному русскому языку для 5-9 классов , 2019г.

Данная программа актуальна и будет полезна моим коллегам, учителям словесности....

Рабочая программа по родному русскому языку для 5-9 классов

Рабочая программа по родному русскому языку для 5-9 классов рассчитана на 17 часов в каждом классе в год. К Программе прилагается документ "Аннотация к рабочей программе по родному русскому языку...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 10-11 классов

Данная программа по родному (русскому )языку для учащихся 10-11 классов опирается на Примерную программу по учебному предмету "Родной язык (русский)" под общей редакцией  кандидата педа...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для учащихся 7 класса

Программа рассчитана на обучение родному (русскому) языку учащихся 7 класса...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для учащихся 8 класса

Программа рассчитана на обучение родному русскому языку учащихся 8 класса...