Рабочие программы по родному (русскому) языку для 6, 7, 9 классов
рабочая программа (6, 7, 9 класс)
Программа по предмету «Родной (русский) язык» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом Примерной программы основного общего образования по родному (русскому) языку и программы по русскому языку к УМК для 6, 7, 9 классов Т. А. Ладыженской, Л.А.Бархударова, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык» имеет свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl_rodnoy_yazyk_2019.docx | 588.96 КБ |
7kl_rodnoy_yaz_2019.docx | 591.24 КБ |
6_kl_rodnoy_yaz_2019.docx | 592.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
утвержденной приказом по школе
от 30.08.2019 № 361
протокол педсовета №1 от 30.08.2019
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Родной (русский) язык»
9 класс
Составитель:
Бурлуцкая Наталья Георгиевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск
2019 год
Содержание
Пояснительная записка.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Пояснительная записка
Программа по предмету «Родной (русский) язык» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом Примерной программы основного общего образования по родному (русскому) языку и программы по русскому языку к УМК для 9 класса Т. А. Ладыженской, Л.А.Бархударова, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык» имеет свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
Образовательные:
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Коррекционные:
Коррекция и развитие произвольного внимания через организацию самостоятельных и практических работ. Коррекция и развитие мыслительных процессов (анализа, сравнения, классификации и обобщения) при разделении слов по родам, числам и грамматическим категориям.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления в процессе составления и выполнения речевых упражнений. Коррекция и развитие слухового восприятия на знакомом речевом материале по темам предмета. Расширение речевого запаса (проведение специальной работы по развитию речи), способствование коррекции самостоятельно приобретённого речевого запаса (уточнение их лексического и грамматического значения, активизация лексики в самостоятельных высказываниях).
Воспитательные задачи:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к
сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении
популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения.
В реальном учебном процессе формирование компетенций происходит в тесной взаимосвязи. Стандарт ориентирует на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. При этом язык представлен в курсе во всем многообразии его функций, разновидностей, стилей.
Доминантой языкового образования является формирование коммуникативной культуры личности, так как от уровня владения языком зависит успех всего обучения, социальный статус и общественная активность человека.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка в 9 классе в количестве 1 часа в неделю во втором полугодии, всего 18 часов в год.
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» в 9 классе
Личностные результаты:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты изучения предмета "Родной язык":
Родной язык:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирование, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
2. Содержание учебного предмета
9 класс (18ч.)
1.Язык, речь, речевая деятельность
Язык как общественное явление. Речь. Речевая деятельность. Из истории русской письменности. Из истории русского алфавита.
2.Графика и орфография как принадлежность письменной речи
Принципы русской орфографии как основа ее усвоения.
3. Лексика. Происхождение лексики современного русского языка. Омонимы и их употребление. Работа со словарём омонимов.
Паронимы, их употребление. Словари паронимов.
Синонимы. Их употребление. Словари синонимов.
Антонимы. Их употребление.
Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
Устаревшая лексика и неологизмы.
4. Синтаксические изобразительные возможности языка
Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка.
Семантико-стилистические функции однородных членов предложения
РР Развитие речи. Сжатое изложение
Структурный параллелизм сложных предложений как средство выразительности. Парцелляция.
Анализ текста
5. Изобразительно-выразительные средства языка.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологизмы как средство выразительности речи.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологизмы как средство выразительности речи.
Эпитеты. Олицетворения. Метонимия. Синекдоха. Метафора. Сравнения.
Гипербола. Литота. Анализ текста. Сжатое изложение.
5.Стили и жанры письменной речи. Стили речи. Научный стиль. Речевые жанры научного стиля Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля
Художественный стиль. Язык художественной литературы. Жанры художественной речи.
Комплексный анализ текста. РР Сочинение на морально-этическую тему. Анализ работ.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности на уроке | |
план | факт | ||||
Речевая деятельность | |||||
1 | 14.01.20 | Из истории русской письменности, русского алфавита | 1 | Анализ текстов о языке; собственное высказывание на лингвистическую тему. | |
Орфография | |||||
2 | 21.01.20 | Графика и орфография как принадлежность письменной речи | 1 | Наблюдения, беседа, работа с текстом | |
3 | 28.01.20 | Принципы русской орфографии как основа ее усвоения | 1 | Комментированное письмо, объяснительный диктант, работа с перфокартой. | |
4 | 04.02.20 | Контрольный диктант | 1 | Запись под диктовку, самостоятельная работа с текстом. | |
Лексика | |||||
5 | 11.02.20 | Происхождение лексики современного русского языка. Омонимы и их употребление. Работа со словарём омонимов | 1 | Работа со словарём омонимов, составление сложного плана. | |
6 | 18.02.20 | Паронимы, их употребление. Словари паронимов. | 1 | Беседа. Работа с учебником, работа с таблицей. | |
7 | 25.02.20 | Синонимы. Антонимы Их употребление. Словари. | 1 | Составление тезисов или плана лекции. | |
Выразительные средства языка | |||||
8 | 03.03.20 | Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка. | 1 | Работа с книгой, беседа, анализ наблюдений. Тренировочное тестирование. | |
9 | 10.03.20 | Семантико-стилистические функции однородных членов предложения | 1 | Беседа, работа с учебником, анализ предложений. | |
10 | 17.03.20 | Р.р. Развитие речи. Сжатое изложение | 1 | Письменный пересказ текста с использованием приёмов компрессии. | |
11 | 31.03.20 | Структурный параллелизм сложных предложений как средство выразительности. Парцелляция. | 1 | Оценивание речевых высказываний с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. | |
12 | 07.04.20 | Изобразительно-выразительные средства языка. | 1 | Анализ проблемных ситуаций. Тренировочное тестирование. | |
13 | 14.04.20 | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологизмы как средство выразительности речи. | 1 | Беседа, анализ предложений. | |
14 | 21.04.20 | Эпитеты. Олицетворения. Метонимия | 1 | Запись под диктовку, самостоятельная работа с текстом. | |
15 | 28.04.20 | Синекдоха, Метафора. Сравнение. Гипербола. Литота | 1 | Работа с раздаточным материалом. | |
Стили и жанры письменной речи | |||||
16 | 05.05.20 | Научный стиль. Речевые жанры научного стиля | 1 | Работа с учебником, беседа, анализ текстов. | |
17 | 12.05.20 | Жанры публицистического стиля. | 1 | Анализ текстов. Анализ проблемных ситуаций. | |
18 | 19.05.20 | Язык художественной литературы. Жанры художественной речи. РР Сочинение на морально-этическую тему. | 1 | Создание собственного текста. Систематизация знаний. |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
утвержденной приказом по школе
от 30.08.2019 № 361
протокол педсовета №1 от 30.08.2019
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Родной (русский) язык»
7 класс
Составитель:
Бурлуцкая Наталья Георгиевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск
2019 год
Содержание
Пояснительная записка.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Пояснительная записка
Программа по предмету «Родной (русский) язык» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом Примерной программы основного общего образования по родному (русскому) языку и программы по русскому языку к УМК для 7 класса Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык» имеет свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
Образовательные:
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Коррекционные:
Коррекция и развитие произвольного внимания через организацию самостоятельных и практических работ. Коррекция и развитие мыслительных процессов (анализа, сравнения, классификации и обобщения) при разделении слов по родам, числам и грамматическим категориям.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления в процессе составления и выполнения речевых упражнений. Коррекция и развитие слухового восприятия на знакомом речевом материале по темам предмета. Расширение речевого запаса (проведение специальной работы по развитию речи), способствование коррекции самостоятельно приобретённого речевого запаса (уточнение их лексического и грамматического значения, активизация лексики в самостоятельных высказываниях).
Воспитательные задачи:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к
сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении
популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
Компетенции языкового образования | Содержание образования | Содержание деятельности учащихся |
Коммуникативная | Виды речевой деятельности Основы культуры речи Использование языка в различных сферах и ситуациях общения | Определение цели коммуникации Оценивание речевой ситуации Учёт намерений и способов коммуникации Выбор адекватных стратегий коммуникации Готовность к изменению собственного речевого поведения |
Языковая | Нормы современного русского литературного языка Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся | Владение навыками грамотного употребления языковых единиц Владение навыками правописания Умение работать со словарями |
Лингвистическая (языковедческая) | Общие сведения о языке Язык как знаковая система и общественное явление Развитие и функционирование языка. Способы и приемы лингвистического анализа | Способность к анализу языковых единиц Способность к оценке языковых явлений и фактов Умение пользоваться языковой теорией (знаний об устройстве языка, базовыми понятиями лингвистики) для решения практических задач |
Культуроведческая | Русский язык как форма выражения национальной культуры Национально-культурная специфика русского языка Взаимосвязь языка и культуры | Осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории Освоение норм русского речевого этикета, межнационального общения Понимание значения слов с национально-культурным компонентом |
В реальном учебном процессе формирование компетенций происходит в тесной взаимосвязи. Стандарт ориентирует на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. При этом язык представлен в курсе во всем многообразии его функций, разновидностей, стилей.
Доминантой языкового образования является формирование коммуникативной культуры личности, так как от уровня владения языком зависит успех всего обучения, социальный статус и общественная активность человека.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка в 7 классе в количестве 1 часа в неделю во втором полугодии, всего 18 часов в год.
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» в 7 классе
Личностные результаты:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты изучения предмета "Родной язык":
Родной язык:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
2. Содержание учебного предмета
7 класс (18ч.)
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Основные орфоэпические нормы. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать). Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий. Нормы образования причастий.
Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре.
РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев.
Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков.
Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Притча.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности на уроке | |
план | факт | ||||
Язык и культура | |||||
1 | 14.01.20 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | Анализ текстов о языке; собственное высказывание на лингвистическую тему. | |
2 | 21.01.20 | Устаревшие слова как живые свидетели истории | 1 | Наблюдения, беседа, работа с текстом: устаревшая лексика в произведениях художественной литературы | |
3 | 28.01.20 | Устаревшие слова как живые свидетели истории | 1 | Устаревшая лексика в произведениях художественной литературы | |
4 | 04.02.20 | Лексические заимствования последних десятилетий | 1 | Наблюдения, беседа, работа с текстом, анализ рисунков. | |
Культура речи | |||||
5 | 11.02.20 | Основные орфоэпические нормы. | 1 | Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Тренировочное тестирование. | |
6 | 18.02.20 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 1 | Беседа. Работа с учебником, работа с таблицей. | |
7 | 25.02.20 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 1 | Составление тезисов или плана лекции. | |
8 | 03.03.20 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 1 | Работа с книгой, беседа, анализ наблюдений. Тренировочное тестирование. | |
9 | 10.03.20 | Речевой этикет. | 1 | Беседа, работа с учебником, анализ текстов. | |
Речь. Речевая деятельность. Текст | |||||
10 | 17.03.20 | Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. | 1 | Работа с таблицей, беседа, работа с текстом. | |
11 | 31.03.20 | Заголовки текстов, их типы | 1 | Оценивание речевых высказываний с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. | |
12 | 07.04.20 | Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение | 1 | Анализ проблемных ситуаций. | |
13 | 14.04.20 | Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение | 1 | Беседа. Выразительное чтение, анализ предложений. | |
14 | 21.04.20 | Разговорная речь | 1 | Запись под диктовку, самостоятельная работа с текстом. | |
15 | 28.04.20 | Публицистический стиль | 1 | Работа с раздаточным материалом. | |
16 | 05.05.20 | Язык художественной литературы | 1 | Работа с учебником, беседа, анализ текстов. | |
17 | 12.05.20 | Язык художественной литературы | 1 | Анализ текстов. Анализ проблемных ситуаций. | |
18 | 19.05.20 | Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Притча. Систематизация знаний. | 1 | Создание собственного текста. Систематизация знаний. |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
утвержденной приказом по школе
от 30.08.2019 № 361
протокол педсовета №1 от 30.08.2019
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Родной (русский) язык»
6 класс
Составитель:
Бурлуцкая Наталья Георгиевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск
2019 год
Содержание
Пояснительная записка.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Пояснительная записка
Программа по предмету «Родной (русский) язык» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом Примерной программы основного общего образования по родному (русскому) языку и программы по русскому языку к УМК для 6 класса Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык» имеет свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
Образовательные:
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Коррекционные:
Коррекция и развитие произвольного внимания через организацию самостоятельных и практических работ. Коррекция и развитие мыслительных процессов (анализа, сравнения, классификации и обобщения) при разделении слов по родам, числам и грамматическим категориям.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления в процессе составления и выполнения речевых упражнений. Коррекция и развитие слухового восприятия на знакомом речевом материале по темам предмета. Расширение речевого запаса (проведение специальной работы по развитию речи), способствование коррекции самостоятельно приобретённого речевого запаса (уточнение их лексического и грамматического значения, активизация лексики в самостоятельных высказываниях).
Воспитательные задачи:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него –к родной культуре; воспитание ответственного отношения к
сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении
популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
Компетенции языкового образования | Содержание образования | Содержание деятельности учащихся |
Коммуникативная | Виды речевой деятельности Основы культуры речи Использование языка в различных сферах и ситуациях общения | Определение цели коммуникации Оценивание речевой ситуации Учёт намерений и способов коммуникации Выбор адекватных стратегий коммуникации Готовность к изменению собственного речевого поведения |
Языковая | Нормы современного русского литературного языка Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся | Владение навыками грамотного употребления языковых единиц Владение навыками правописания Умение работать со словарями |
Лингвистическая (языковедческая) | Общие сведения о языке Язык как знаковая система и общественное явление Развитие и функционирование языка. Способы и приемы лингвистического анализа | Способность к анализу языковых единиц Способность к оценке языковых явлений и фактов Умение пользоваться языковой теорией (знаний об устройстве языка, базовыми понятиями лингвистики) для решения практических задач |
Культуроведческая | Русский язык как форма выражения национальной культуры Национально-культурная специфика русского языка Взаимосвязь языка и культуры | Осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории Освоение норм русского речевого этикета, межнационального общения Понимание значения слов с национально-культурным компонентом |
В реальном учебном процессе формирование компетенций происходит в тесной взаимосвязи. Стандарт ориентирует на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. При этом язык представлен в курсе во всем многообразии его функций, разновидностей, стилей.
Доминантой языкового образования является формирование коммуникативной культуры личности, так как от уровня владения языком зависит успех всего обучения, социальный статус и общественная активность человека.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка в 6 классе в количестве 1 часа в неделю во втором полугодии, всего 18 часов в год.
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» в 6 классе
Личностные результаты:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты изучения предмета "Родной язык":
Родной язык:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
2. Содержание учебного предмета
6 класс (18ч.)
Раздел 1. Язык и культура (5 ч)
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).
Раздел 2. Культура речи (6 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Речевой этикет
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст как единица языка и речи
Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
Итоговый урок
3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности на уроке | |
план | факт | ||||
Язык и культура | |||||
1 | 14.01.20 | Краткая история русского родного языка | 1 | Анализ текстов о языке; собственное высказывание на лингвистическую тему. | |
2 | 21.01.20 | Диалекты | 1 | Наблюдения, беседа, работа с текстом: диалектная лексика в произведениях художественной литературы | |
3 | 28.01.20 | Лексические заимствования | 1 | Наблюдения, беседа, работа с текстом, анализ рисунков. | |
4 | 04.02.20 | Неологизмы | 1 | Работа с учебником, беседа, анализ наблюдений. | |
5 | 11.02.20 | Русская фразеология | 1 | Беседа. Работа с учебником, работа с таблицей. | |
Культура речи | |||||
6 | 18.02.20 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка | 1 | Составление тезисов или плана лекции. | |
7 | 25.02.20 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка | 1 | Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Тренировочное тестирование. | |
8 | 03.03.20 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы, омонимы, антонимы | 1 | Беседа, работа с учебником, анализ текстов. | |
9 | 10.03.20 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка | 1 | Работа с таблицей, беседа, работа с текстом. | |
10 | 17.03.20 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка | 1 | Оценивание речевых высказываний с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам, анализ предложений. | |
11 | 31.03.20 | Речевой этикет | 1 | Анализ проблемных ситуаций. | |
Речь. Речевая деятельность. Текст | |||||
12 | 07.04.20 | Текст. Эффективные приёмы чтения | 1 | Беседа. Выразительное чтение, анализ предложений. | |
13 | 14.04.20 | Текст как единица языка и речи | 1 | Запись под диктовку, самостоятельная работа с текстом. | |
14 | 21.04.20 | Функциональные разновидности языка | 1 | Работа с раздаточным материалом. | |
15 | 28.04.20 | Учебно-научный и публицистический стили языка | 1 | Работа с учебником, беседа, анализ текстов. | |
16 | 05.05.20 | Язык художественной литературы. | 1 | Анализ текстов. Анализ проблемных ситуаций. | |
17 | 12.05.20 | Контрольное сочинение «Описание внешности человека» | 1 | Создание собственного текста. | |
18 | 19.05.20 | Итоговый урок. Систематизация знаний | 1 | Беседа, анализ текстов. Систематизация знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе 10 класс
Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе 10 класс...
Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе 11 класс
Рабочая программа по родному (русскому) и литературе 11 класс...
Рабочая программа по родному русскому языку для 5-9 классов , 2019г.
Данная программа актуальна и будет полезна моим коллегам, учителям словесности....
Рабочая программа по родному русскому языку для 5-9 классов
Рабочая программа по родному русскому языку для 5-9 классов рассчитана на 17 часов в каждом классе в год. К Программе прилагается документ "Аннотация к рабочей программе по родному русскому языку...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 10-11 классов
Данная программа по родному (русскому )языку для учащихся 10-11 классов опирается на Примерную программу по учебному предмету "Родной язык (русский)" под общей редакцией кандидата педа...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для учащихся 7 класса
Программа рассчитана на обучение родному (русскому) языку учащихся 7 класса...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для учащихся 8 класса
Программа рассчитана на обучение родному русскому языку учащихся 8 класса...