Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе 10 класс
рабочая программа (10 класс) на тему

Матвеева Галина Александровна

Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_10_kl.docx43.21 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения предмета «Родной (русский) язык и литература»

По окончании 10 класса учащиеся должны:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Общие сведения о языке-8ч.

Роль языка в жизни общества

 «Язык каждого народа создан самим народом» (К.Д.Ушинский)

История развития русского языка

Периоды в развитии истории русского языка

Периоды в развитии истории русского языка

Место в назначении русского языка в современном мире

Стилистические функции устаревших форм слов

2.Фонетика. Орфоэпия. Орфография-5ч.

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

Принципы русской орфографии

Принципы русской орфографии

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.

Лексика и фразеология-8ч.

Повторение по теме «Лексика»

Сферы употребления русской лексики

Исконно русская и заимствованная лексика

Русская фразеология

Исконно русская и заимствованная лексика

Русская фразеология

Словари русского языка

Морфемика и словообразование-3ч.

Повторение. Морфемика и словообразование

Способы словообразования

Выразительные словообразовательные средства

Морфология и орфография-12ч.

Обобщающее повторение морфологии. Части речи.

Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий

Правописание не и ни с разными частями речи

Правописание наречий

Мягкий знак на конце слов после шипящих

Правописание глаголов

Правописание причастий

Синтаксис и пунктуация-9ч.

Типы и виды словосочетаний

Простое предложение

Осложненное предложение

Сложное предложение

Прямая и косвенная речь

Средства художественной изобразительности-10ч.

Эпитет.

Сравнение и способы его выражения.

Параллелизм.

Олицетворение.

Аллегория. Символ

Текст.  Стили речи-13ч.

Текст. Способы и средства связи между частями текст

Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение

Стили речи


Учебно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Кол-во контрольных  работ

Общие сведения о языке.

8

2

Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

5

1

Лексика и фразеология.

8

3

Морфемика и словообразование.

3

Морфология и орфография.

12

3

Синтаксис и пунктуация.

9

3

Средства художественной изобразительности.

10

3

Текст.  Стили речи.

13

3

Итого

68

18

Календарно-тематическое планирование

  • по  родному (русскому) языку и литературе
  • Класс 10
  • Количество часов
  • Всего 68 часа, в неделю-2
  • Плановых контрольных работ-18

Настоящая рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень); и «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2014.


Тема урока

План. дата урока

Факт. дата урока

Общие сведения о языке (8часов)

Роль языка в жизни общества

6.09

«Язык каждого народа создан самим народом» (К.Д.Ушинский)

8.09

История развития русского языка

13.09

Периоды в развитии истории русского языка

15.09

Место в назначении русского языка в современном мире

20.09

Стилистические функции устаревших форм слов

22.09

РР. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста

27.09

РР. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста

29.09

Фонетика. Орфоэпия. Орфография (5 часов)

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии

4.10

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

6.10

Принципы русской орфографии

18.10

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.

20.10

Контрольное тематическое тестирование по теме «Фонетика, Орфоэпия. Орфография»

25.10.

Лексика и фразеология (8 часов)

Повторение по теме «Лексика»

27.10

Сферы употребления русской лексики

1.11

Исконно русская и заимствованная лексика

3.11

 Русская фразеология

8.11

Словари русского языка

10.11

 Контрольное тематическое тестирование по теме «Лексика и фразеология»

15.11

 РР. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста

17.11

РР. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста

29.11

Морфемика и словообразование (3 часа)

Повторение. Морфемика и словообразование

1.12

Способы словообразования

6.12

Выразительные словообразовательные средства

8.12

Морфология и орфография (12 часов)

Обобщающее повторение морфологии. Части речи.

13.12

Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий

15.12

Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи

20.12

Правописание не и ни с разными частями речи

22.12

Различение частиц не и ни

27.12

Правописание наречий

29.12

Мягкий знак на конце слов после шипящих

10.01

Правописание глаголов

12.01

Правописание причастий

17.01

Контрольное тестирование по теме «Морфология и орфография»

19.01

РР. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста

24.01

РР. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста

26.01

Синтаксис и пунктуация (9 часов)

Принципы русской пунктуации

31.01

Типы и виды словосочетаний

2.02

Простое предложение

7.02

Осложненное предложение

9.02

Сложное предложение

14.02

Прямая и косвенная речь

16.02

Контрольное тестирование по теме «Синтаксис и пунктуация»

21.02

РР. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста

28.02

РР. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста

2.03

Средства художественной изобразительности (10 часов)

Эпитет. М. Ю. Лермонтов «Тучка». Работа с текстом произведения

7.03

Сравнение и способы его выражения. М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова», Н.А. Некрасов «Мороз красный нос». Анализ художественных произведений

9.03

 Параллелизм. Развернутое сравнение. М. Ю. Лермонтов «Поэт», А. С. Пушкин «Телега жизни»

14.03

Олицетворение. С.А. Есенин лирика. Работа с поэтическими текстами

16.03

50.

Аллегория. Символ. Ф. Кривин «Сила убеждения», Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

21.03

    51.

Гипербола, фантастика, гротеск. Работа с текстами

23.03

52.

Творческий практикум. Анализ текста

28.03

53.

Контрольное тестирование по теме «Средства художественной изобразительности»

30.03

54.

РР. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста

4.04

55.

РР. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста

6.04

56.

Текст.  Стили речи (13 часов)

Текст. Способы и средства связи между частями текста

13.04

     57.

Типы речи. Повествование

18.04

     58.

Описание

20.04

     59.

Рассуждение

25.04

     60.

Стили речи

27.04

     61.

Научный стиль

2.05

     62.

Научный стиль и его лексические особенности

4.05

     63.

Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности

11.05

     64.

Практикум

16.05

     65.

РР. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста

18.05

     66.

РР. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста

23.05

     67.

Контрольное тестирование" Текст. Функциональные стили речи"

25.05

     68.

 Итоговый урок

30.05

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному (русскому) языку в 7 классе

В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 7 классе....

Рабочая программа по родному(русскому) языку и литературе для 6 класса общеобразовательной школы

Данная учебная программа составлена на основе учебников : Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5 - 7 кл. общеобразоват. учреждений / Науч. ред. В.В.Бабайцева.; Альб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному (русскому) языку для 11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо родному (русскому) языкудля  11  класса...

Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе 11 класс

Рабочая программа по родному (русскому) и литературе 11 класс...

Рабочая программа по родному русскому языку для 8 класса

Рабочая программа по родному русскому языку разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образ...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 9 класса

Данная программа является примерной и включает в себя пояснительную записку, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование и приложение (итоговую контрольную работу)....

Рабочие программы по родному русскому языку и литературе

Рабочие программы по родному русскому языку и литературе...