Рабочая программа по родной литературе (русской) для 6 класса
рабочая программа (6 класс)

Мединцева Любовь Викторовна

Цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_lit_rod.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

        Рабочая программа по родной литературе (русской) для 6 класса разработана на основе следующих документов:

        Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010г.;

        Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

        Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189);

        Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15);

        Письма Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

        Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».

        Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 №05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации».

        Приказа Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».

        Цель: заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, учить создавать текст, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.

        Задача: формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.

        Рабочая программа по родной русской литературе соотнесена с программами по литературе,  утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. В 6 классе изучают разновидности употребления языка,  формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски.

В 6 классе школьники не только учатся различать роды и жанры, как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой.

Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. На уроках осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

В результате изучения учебного предмета «Родной русский язык и родная русская литература» ученик должен:

знать/понимать

·  богатство лексики русского языка;

·  особенности употребления лексики русского языка;

·  эпические жанры народной словесности и особенности их языка;

·  особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;

уметь

·  определять лексическое значение слова;

·  определять виды лексических единиц;

·  различать жанры народной словесности;

·  различать эпические, лирические и драматические произведения;

аудирование и чтение

·  выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;

·  пересказывать прозу;

·  работать со словарями;

·  находить в текстах лексические единицы;

говорение и письмо

·  строить диалог;

·  создание собственных текстов различных типов речи;

·  создание собственных текстов различных жанров;

·  употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;

·  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·  осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;

·  творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества

Компетентность читателя предполагает:

– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

– готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

7-й класс – период развития читательской культуры учащихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы – произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе. Основные учебные цели:

1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения;

        2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.

        Личностные, метапредметные и предметные результаты

        Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократически хи традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

        Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Предметные результаты:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом

чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Содержание

Русский фольклор

1

Русские народные песни. Виды песен (хороводные, лирические, исторические, календарные и др.)

Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов национального характера

2

Былины "Святогор и Илья Муромец", "Рождение богатыря и др.)

Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству

Древнерусская литература

3

Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина

Памятник литературы в форме путевых записей

4

«Житие Александра Невского» 

Единство князя и народа. Своеобразие жанра. Черты воинской повести в произведении.

Литература XVIII века

5

Г.Р. Державин «Лебедь». 

История создания стихотворения. Торжественность слога. Размышления о судьбе творца.

Литература XIX века

6

К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». 

Героико-историческая тематика в творчестве поэта. Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего. Способы выражения чувств лирического героя.

7

Д.В. Давыдов. Стихотворение «Партизан».

Отечественная война 1812 года глазами её участника

8

Ф.Н. Глинка. Стихотворения "Луна", "Утро вечера мудренее", "Москва"

Философский смысл стихотворений. Особенности композиции. Отношение автора к российской столице.

9

Е.А. Баратынский. «Родина». 

История создания стихотворения. Состояние души лирического героя. Лексические и синтаксические особенности стихотворения.

10

А.С. Пушкин "Выстрел"

Нравственные проблемы повести

11

А.С. Пушкин "Бесы"

Мистическое и лирическое в стихотворении

12

М.Ю. Лермонтов "Ашик- Кериб"

 Художественное своеобразие. Отношение автора к главному герою.

13

Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». 

Историческая основа повести. Сюжет и композиция. Герои и образы

13

А.П. Чехов "Страшная ночь"

Шуточки писателя

14

Н.Д. Телешов "Белая цапля"

Нравственные проблемы в сказке

Литература XX века

15

А.Н. Толстой "Русалка

Художественные особенности сказки

16

В.В. Вересаев "Состязание"

Великая сила искусства в сказке

17

К.Г. Паустовский «Бакенщик», "Старик в станционном буфете"

Проблема уважения к родной земле в рассказе 

18

М.М. Зощенко. «Монтёр». 

Два конфликта в рассказе. Своеобразие темы «маленького человека» в творчестве М.М. Зощенко. Художественное своеобразие рассказа. Приёмы создания комического.

19

А.Грин  "Четырнадцать футов"

Изображение человека в рассказе

20

Н.А. Тэффи "Митенька",  "Переоценка ценностей"

Взрослые детские рассказы

21

В.К. Железников «Чудак из 6 «Б». 

Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки. Доброта и отзывчивость главного героя.

22

А.А. Лиханов «Последние холода». 

Драматизм событий. Автобиографичность и психологизм произведения. Проблема сохранения памяти о войне.

23

Н.А. Заболоцкий. Стихотворения

Связь внутреннего мира человека с окружающим миром

24

В.П. Астафьев  «Деревья растут для всех».

Единство человека и природы в рассказе 

25

А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение».  («Я прихожу к маме…»)

Значение поступка главного героя. Смысл финала рассказа. Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А.Г. Алексина 

26

Е.И. Носов "Алюминиевое солнце"

Доброта и жестокость людей в рассказеСмысл названия рассказа. Способы характеристики персонажа.

27

Василий Гроссман. «Собака». 

Историческая основа рассказа. Взаимоотношения человека и собаки.

28

И. Ильф, Е. Петров "Любители футбола"

Что такое фельетон?

29

Владислав Отрошенко «Двор прадеда Гриши». 

Образ повествователя. Юмор в повести.

30

Людмила Улицкая. «Счастливый случай», «Бумажная победа».

Нравственная красота человека в рассказе 

31

Борис Минаев «Гений дзюдо». Главы «Эра телевидения», «Брат» и другие по выбору.

Проблема взросления в романе 

32

Е. Басова  "Подросток Ашим"

33

Итоговый урок

34

Резерв

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе (русской) 8 классы

Рабочая программа по родной (русской) литературе литературе для 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе и авторской программы по литературе ...

Рабочая программа по родной литературе (русской) 9а класс

Рабочая программа по родной литературе (русской) 9а класс...

Рабочая программа по родной литературе (русской) 9 класс

Рабочая программа по родной литературе (русской) к учебнику под редакцией Александровой О.М. , Аристовой М.А.,  Беляевой Н.В., Добротиной И.Н.,  Критаровой Ж.Н.,  Мухаметшиной Р.Ф....

Рабочая программа по родной литературе (русской) 5 класс

Рабочая программа по родной литературе (русской)...

Рабочая программа по родной литературе (русской) 7 класс

Рабочая программа по родной литературе (русской)...