Рабочая программа по родной литературе (русской) 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по родной литературе (русской)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rodnoy_literature_5_klass.docx | 32.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ушмунская средняя общеобразовательная школа
Газимуро – Заводского района
Забайкальского края
Рабочая программа учебного предмета «Литература (родная)» 5 класс
Уровень: общеобразовательный
Разработала: учитель русского языка,
литературы и информатики Перфильева К.С.
2020 г.
- Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе (родной) 5 класса для основной общеобразовательной школы составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012 г. № 273;
- Примерной программы ООП ООО от 8 апреля 2015 г. № 1/15 одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
- Приказа Министерства образования науки от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений во ФГОС от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Письма Министерства образования науки Забайкальского края от 16 февраля 2016 года № 1052 «О практике применения вопросов, связанных с движением библиотечного фонда учебников в образовательных организациях;
- С учетом ООП МОУ Ушмунская СОШ;
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
2) формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные:
1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; древнерусской литературы, русских писателей 19-20 веков;
2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
4)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры;
5)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
6)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.
Учащиеся научатся:
• осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений;
Учащиеся получат возможность:
• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки.
Содержание учебного предмета «Родная литература»
Введение (1 час) Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства.
Устное народное творчество (2 часа). Русские народные сказки (о животных, социально-бытовые). «Журавль и цапля», «Солдатская шинель», «Лиса и дрозд» (по выбору) – народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Народная мораль в характере и поступках героев.
Литературные сказки (5 часов)
В.М. Гаршин «Лягушка - путешественница»
А. П. Гайдар «Горячий камень»
В. П. Катаев «Цветик-семицветик»
В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Мышонок Пик»
Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»
Из русской литературы XIX века (5 часов)
И.А. Крылов. Басни. «Квартет», «Ларчик» и др. (по выбору).
Ф.И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное, …».
Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о жизни писателя. Рассказы для детей. «Архиерей и разбойник», «Два брата и золото», «Шелковичный червь» и др. (по выбору)
Из русской литературы XX века (7 часов)
П.П. Бажов «Каменный цветок».
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. А.И. Куприн «Ю-ю».
Е. И. Носов «Белый гусь»
И. С. Шмелев «Яичко», «Полочка. Из воспоминаний моего приятеля», «Как я встречался с Чеховым. 1. За карасями» (по выбору) Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное)
Писатели – детям (6 часов)
Н. Н. Носов «Приключения Толи Клюквина», «Витя Малеев в школе и дома» (по выбору) В. Ю. Драгунский «Денискины рассказы»
Л. И. Лагин «Старик Хоттабыч» (фрагменты)
Л. Воронкова «Девочка из города»
А. Котовщикова «Три плюс два»
Современная детская литература (2часа)
В. Крапивин «Оруженосец Кашка», «Трое с площади Карронад»
Писатели и поэты Омского Прииртышья (6 ч.)
Т. Белозеров
Л. Мартынов
А. Кутилов
Т. Четверикова
О. Григорьева
Тематическое планирование по литературе (родной) 5 класса
№ урока | Тема урока | Количество часов |
1 | Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства | 1 |
2 | Русские народные сказки (о животных, социально-бытовые). Народная мораль в характере и поступках героев сказок) | 1 |
3 | РР «Журавль и цапля», «Солдатская шинель», «Лиса и дрозд» – народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых | 1 |
4 | РР «Журавль и цапля», «Солдатская шинель», «Лиса и дрозд» – народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых | 1 |
5 | В.М. Гаршин «Лягушка - путешественница». Хитроумие и недальновидность главной героини | 1 |
6 | А. П. Гайдар «Горячий камень». Философские размышления о смысле жизни | 1 |
7 | В. П. Катаев «Цветиксемицветик». Истинные и ложные ценности жизни | 1 |
8 | В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Мышонок Пик». Взаимопомощь, доброта, сострадание в мире людей и животных. | 1 |
9 | Л. Гераскина «В стране невыученных уроков». Образование как одна из важнейших ценностей жизни. | 1 |
10 | И.А. Крылов. Басни. «Квартет», Ларчик» и др. (по выбору). Обличение человеческих пороков в баснях | 1 |
11 | РР Ф.И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…», «Смотри, как роща зеленеет…», «Еще земли печален вид…». Поэтизация родной природы | 1 |
12 | РР Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу | 1 |
13 | Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о жизни писателя. Рассказы для детей | 1 |
14 | «Архиерей и разбойник», «Два брата и золото», «Шелковичный червь» и др. Социальнонравственные проблемы в рассказах. Контрольное тестирование | 1 |
15 | Теория литературы. Сказ как жанр литературы | 1 |
16 | П.П. Бажов «Каменный цветок». Красота человеческого труда, сила таланта и мастерства в сказе | 1 |
17 | А.И. Куприн «Ю-ю». Роль животного для становления личности человека | 1 |
18 | Е. И. Носов «Белый гусь». Самоотверженность и самопожертвование в мире животных | 1 |
19 | И. С. Шмелев «Яичко», «Полочка. Из воспоминаний моего приятеля», «Как я встречался с Чеховым. «За карасями». Остросоциальная проблематика рассказов | 1 |
20 | Теория литературы. Сказ и сказка (общее и различное). | 1 |
21 | РР Создание собственного сказа (сказки) на заданную тему | 1 |
22 | Н. Н. Носов «Приключения Толи Клюквина», «Огородники», «Тук-тук-тук», «Огурцы», «И я помогаю». Дружба, взаимовыручка, веселые 1приключения школьников в рассказах | 1 |
23 | «Витя Малеев в школе и дома». Становление личности в семье и в коллективе. | 1 |
24 | В. Ю. Драгунский «Денискины рассказы». Глубокий мир детства, становление личности маленького человека в рассказах | 1 |
25 | Л. И. Лагин «Старик Хоттабыч» (фрагменты). Волшебство и реальная жизнь в повести | 1 |
26 | Л. Воронкова «Девочка из города». Трагедия войны через призму детского восприятия | 1 |
27 | РР А. Котовщикова «Три плюс два». Важность общества для становления личности ребенка | 1 |
28 | В. Крапивин «Оруженосец Кашка». Важность дружбы в детском возрасте | 1 |
29 | В. Крапивин «Трое с площади Карронад». Мечта о прекрасном, морская романтика, дружба, вечные ценности в повести | 1 |
30 | Т. Белозеров. Любовь к родной природе и родному краю в | 1 |
31 | Л. Мартынов. Философская лирика. Глубина содержания, важность проблематики творчества | 1 |
32 | РР А. Кутилов. «Таежная лирика». Яркая образность, экологическая проблематика, призыв беречь все живое на Земле в творчестве поэта | 1 |
33 | Т. Четверикова. Любовь к родному городу, поэтизация малой Родины в лирике поэта | 1 |
34 | Годовая контрольная работа | 1 |
Список литературы. Учебная и методическая литература для учителя и ученика
Для учащихся:
- Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: в 2ч. – М.: Просвещение, 2019.
- Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2019.
- Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.
- Тексты художественных произведений.
Для учителя:
- Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2009.
- Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса
РП по родной литературе в 5 классе...
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса
Рабочая программа по родной литературе (русской) на 2019 - 2020 учебный год предназначена для учителей, работающих по УМК Коровиной В. Я....
Рабочая программа по родной литературе (русской) 8 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по родной литературе (русской) 9 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 6 класса
Цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания ми...
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...