Рабочая программа по родной литературе (русской) для 9 класса
рабочая программа (9 класс)
Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о литературных произведениях, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания текстов родной литературы, развитие образного, ассоциативного и логического мышления. Знакомство с произведениями словесного искусства нашей страны расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала России. Через литературу передаются от поколения к поколению нравственные и эстетические традиции родной (русской) культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_lit_9.docx | 34.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о литературных произведениях, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания текстов родной литературы, развитие образного, ассоциативного и логического мышления. Знакомство с произведениями словесного искусства нашей страны расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала России. Через литературу передаются от поколения к поколению нравственные и эстетические традиции родной (русской) культуры.
Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная (русская) литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству посредством воздействия на эстетические чувства обучающихся.
Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
Стратегическая цель изучения литературы – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов.
Главными целями изучения предмета «Родная литература (русская)» являются:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение произведений отечественной литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства русского слова, связи искусства с жизнью;
- поэтапное, последовательное формирование умений вдумчиво читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в произведении, и создание собственного текста;
- овладение важнейшими общеучебными умениями: формулировать цели деятельности, выдвигать гипотезу исседования, планировать свою деятельность, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.
Основными задачами изучения предмета «Родная литература (русская)» являются:
- воспитать духовно-развитую личность, способную к культурной самоидентификации, обладающую гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- воспитать любовь к родной (русской) литературе и культуре, формировать потребность в систематическом чтении книг, в том числе курских писателей;
- формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;
- осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления;
- овладевать умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по краеведению, теории и истории литературы, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями;
- развивать коммуникативно-эстетические способности через активизацию речи, исследовательскую и творческую рефлексии.
Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает типы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся 9-х классов, выделяя среди них государственную итоговую аттестацию выпускников.
В результате изучения получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная), ИКТ-компетентность обучающихся; будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии.
В ходе изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
Обучающиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения; овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением; будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении учебного предмета «Родная литература (русская)», являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
- воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, курского края, основ культурного наследия;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование потребности в систематическом чтении; установления поля читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение ИКТ-технологий;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной школе являются следующие:
- самостоятельное формирование действий целеполагания, постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение; ведущим способом решения является формирование способности к проектированию;
- самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
- соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; строить многоаспектный диалог;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнно-коммуникационных технологий: умение работать с разными источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать, использовать полученные данные в самостоятельной деятельности;
- понимание родной (русской) литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
Предметными результатами выпускников основной школы являются следующие:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.
Форма организации образовательного процесса – классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар.
- Выпускник научится:
- - осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- - определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
- - создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
- Выпускник получит возможность научиться:
- - выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Содержание |
1 | «Край родной, навек любимый…». Знакомство с содержательной основой курса "Родная (русская) литература". История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох. | Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы. |
2 | Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. «Житие Феодосия Печерского» | Путь от инока до игумена. Нравственные основы жизни святого. |
3 | Н. М. Карамзин «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления XVIII века | Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества |
4 | И. П. Богданович. Отрывки из повести «Душенька». | Своеобразие жанра. |
5 | Басни Сумарокова, Тредиаковского, Крылова | |
6 | Патриотическая лирика В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов». | Героическая песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия. |
7 | Шедевры любовной лирики А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации: М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», А.Алябьев «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский «Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица» и др. по выбору. | Место поэта в русской литературе и музыке |
8 | И.С.Тургенев. Повесть «Вешние воды». | История любви. Светлые воспоминания о чувстве. Характеры героев. |
9 | Интимная лирика Н.А. Некрасова, её своеобразие. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Ты всегда хороша несравненно…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прощание» и другие по выбору. | Анализ стихотворений |
10 | Ф.И.Тютчев . Поэт-философ. «Не то, что мните вы, природа…», «Лебедь», «Умом Россию не понять…». Денисьевский цикл. | Восприятие мира, душа и природа в стихотворениях. Романтика чувства в стихотворениях |
11 | А.П. Чехов «В рождественскую ночь». | Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини. |
12 | А.И. Куприн «Габринус». | Две героини, две судьбы. |
13 | Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. | |
14 | А. М. Горький «Макар Чудра». | Герои неоромантизма. |
15 | И.А.Бунин – певец русской природы. «Вечер», «Осень», «Полевые цветы», «Последний шмель» | Анализ стихотворений |
16 | Тема Родины в стихотворениях поэтов 19 в. | Анализ стихотворений |
17 | Поэты - "шестидесятники" | Духовная связь поколений, сохранение высоких нравственных идеалов |
18 | В.В.Высощкий. Сборник "Нерв" | Пел и говорил для нас |
19 | Распутин В.Г. "Женский разговор" | Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы |
20 | Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» | Многолетние раздумья автора о человеке, природе, о проблемах современного общества и о судьбе |
21 | Т.Н. Толстая «Соня» | Мотив времени. Тема нравственного выбора. Символические образы. |
22 | К.Д. Воробьёв «Гуси-лебеди». | Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа. |
23 | К.Д. Воробьев «Подснежник». | История подвига матери в рассказе |
24 | Ю. Буйда «Синдбад Мореход». | Внешняя, «образцово не задавшаяся жизнь героини», и жизнь внутренняя, скрытая от всех. |
25 | В. Астафьев «Шинель без хлястика». | Женщина и война |
26 | В. Крупин «А ты улыбайся!» | Тема добра и зла. Проблема детской жестокости, её причины, наша ответственность за нее |
27 | В. Солоухин «Под одной крышей». | «Житейский» сюжет рассказа. Трагедия взаимоотношений отца с дочерью. |
28 | А. Алексин «Ты меня слышишь?» | Неравнодушие юной девушки, душевная чуткость героини-телефонистки, умение услышать внутреннюю тревогу клиента |
29 | В. Токарева «Рождественский рассказ» | Взаимоотношения в семье. Радостное восприятие жизни. Случай, «убивший» душу героини |
30 | А. Платонов «Семен» | Голодное детство. Забота старшего брата о младших. Умение понимать и прощать близких. Способность взять на себя ответственность за семью в трудное время: |
31 | Ю. Буйда «Продавец добра». | Добро как материальные ценности, его всесилие в современном писателю мире. Истинный смысл слова «добро». |
32 | Ю. Куранов «Царевна» | Детская вера в сказку |
33 | Ю. Яковлев «Вратарь» | Романтика мальчишеского хоккейного мира. |
34 | Итоговый урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе (русской) 8 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по родной литературе (русской) 9 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по родной литературе (русской) 8 классы
Рабочая программа по родной (русской) литературе литературе для 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе и авторской программы по литературе ...
Рабочая программа по родной литературе (русской) 9а класс
Рабочая программа по родной литературе (русской) 9а класс...
Рабочая программа по родной литературе (русской) 9 класс
Рабочая программа по родной литературе (русской) к учебнику под редакцией Александровой О.М. , Аристовой М.А., Беляевой Н.В., Добротиной И.Н., Критаровой Ж.Н., Мухаметшиной Р.Ф....
Рабочая программа по родной литературе (русской) 5 класс
Рабочая программа по родной литературе (русской)...
Рабочая программа по родной литературе (русской) 7 класс
Рабочая программа по родной литературе (русской)...