Рабочая программа по подной литературе (русской)
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Розгребельская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрена» на заседании МО учителей гуманитарно-эстетического цикла Протокол № 1 от 27 августа 2019 г. Руководитель МО __________ /Воскобойникова А.А./ | «Утверждаю» Директор школы ____________ /Сухорукова Н.Н./ Приказ № 46 от 29 августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родная литература (русская)»
для 5 класса
на 2019 – 2020 учебный год
Программу разработала
учитель русского языка и литературы
Андросова Мария Юрьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» разработана для обучения учащихся 5-6 классов в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015);
Приказом от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
- Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Роль книги в духовной жизни человека и общества. Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти.
Русский фольклор (2 часа)
Русские пословицы и поговорки.
Толкование русских пословиц. Вариативность пословиц и поговорок. Пословицы и пословично-поговорочные выражения в художественном тексте. Словари и сборники пословиц и поговорок.
Теория литературы: пословицы, поговорки; антитеза, антонимы, иносказание. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). Сказочный персонаж, типы сказочных персонажей. Образы животных.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи, сказывание сказки, сочинение собственной сказки.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, «Своя игра» по теме «Русский фольклор» или «Русские сказки».
Краеведение: народная сказка в Курской области.
Связь с другими искусствами: кинофильмы и мультипликационные фильмы по мотивам сказочных сюжетов.
Литературная сказка (1 час)
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», «О четырёх глухих»; Л.Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»; А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1-2 по выбору). Отличие литературной сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказке.
Теория литературы: литературная сказка, её отличие от фольклорной сказки.
Развитие речи: отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке, сочинение собственной сказки.
Древнерусская литература (1 час)
Из «Повести временных лет». Выбор веры. Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям. Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, твёрдость духа, религиозность.
Теория литературы: жанры древнерусской литературы (летописание, похвала, поучение).
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Русская басня (2 часа)
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен. Русская басня в XX веке.
М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Лишь только дневной шум замолк».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок».
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало» и другие по выбору. Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: чтение наизусть, чтение по ролям, инсценирование басни.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшую инсценировку басни.
Литература XIX века ( 5часов)
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и народу.
Теория литературы: дума как жанр литературы, монолог героя, лирическое начало, ораторский стиль (риторические вопросы, восклицания, обращения).
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: прослушивание фрагментов оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра. Философский смысл стихотворений. (1-2 по выбору).
Теория литературы: стихотворение в прозе как жанр литературы.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
Я.П. Полонский. «Утро». Особенности композиции. Рифма и ритмика стихотворения.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.
Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». История создания рассказа. Проблема совести в рассказе. Сюжет и композиция. Герои и образы. Художественное своеобразие.
Теория литературы: рассказ как жанр литературы, «святочный» рассказ.
Развитие речи: цитатная характеристика персонажей.
Краеведение: заочная экскурсия в дом-музей писателя в Орле (http://turgenevmus.ru/dom-muzej-n-s-leskova/).
Литература XX века (8 часов)
И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах.
Теория литературы: рассказ как жанр литературы.
Развитие речи: пересказ.
Ю.Я. Яковлев. (1-2 рассказа по выбору). Поиски правды героями Ю. Яковлева в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал».
Рассказ «Багульник». Что позволяет человеку «раскрыться», «распуститься», подобно багульнику?
Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о войне?
Теория литературы: композиция, рассказ, завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: выборочный пересказ, характеристика персонажей, письменный отзыв об эпизоде, сочинение-письмо с фронта.
А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Тема военного детства и сиротства в произведениях писателя.
Теория литературы: композиция, (завязка, кульминация, развязка).
Развитие речи: выразительное чтение, характеристика персонажа.
Связь с другими искусствами: просмотр эпизодов советского фильма «Ночевала тучка золотая…» – экранизации одноимённой повести Анатолия Приставкина (в 1989 г., Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М.Горького, режиссёр Суламбек Мамилов).
Современная литература (1 час)
Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо».
Теория литературы: рассказ как жанр литературы, композиция (завязка, кульминация, развязка).
Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа, цитатный план.
3. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родная литература (русская)»
5 класс (17 часов)
№ | Тема урока | К-во часов | Дата | ||
По плану | По факту | ||||
1. | Введение Роль книги в духовной жизни человека и общества. Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти | 1 | |||
2. | Русский фольклор Русские пословицы и поговорки, сказки | 1 | |||
3 | Р/Р Сочинение собственной сказки в стиле русских народных сказок | 1 | |||
4 | Литературная сказка В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке», «О четырёх глухих»; Л.Н. Толстой: «Работник Емельян и пустой барабан». Р/Р Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке | 1 | |||
5 | Древнерусская литература Из «Повести временных лет». Выбор веры. Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям | 1 | |||
6 | Русская басня В.К. Тредиаковский. «Ворон и Лиса», «Петух и жемчужина». М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк». А.П. Сумароков. «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок» | 1 | |||
7 | С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика | 1 | |||
8 | Литература XIX века К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и народу | 1 | |||
9 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Два богача». Особенности жанра. Философский смысл стихотворений | 1 | |||
10 | Я.П. Полонский. «Утро». Особенности композиции. Рифма и ритмика стихотворения | 1 | |||
11 | Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». История создания рассказа. Проблема совести в рассказе | 1 | |||
12 | Контрольная работа по теме «Литература XIX века» (тест, письменный ответ на проблемный вопрос) | 1 | |||
Литература XX века | 1 | ||||
13 | И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах. | 1 | |||
14 | Ю.Я. Яковлев. Поиски правды героями Ю. Яковлева в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал» Как сохранить память о войне? (Рассказ «Реликвия»). | 1 | |||
15 | А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Тема военного детства и сиротства в произведениях писателя | 1 | |||
16 | Современная литература Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо» | 1 | |||
17 | Контрольная работа по теме «Русская литература» (тест, письменный ответ на проблемный вопрос) | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Литература русского зарубежья"
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы Т.П.Матлиной "Литература русского зарубежья"....
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса
РП по родной литературе в 5 классе...
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса
Рабочая программа по родной литературе (русской) на 2019 - 2020 учебный год предназначена для учителей, работающих по УМК Коровиной В. Я....
Рабочая программа по родной литературе (русской) 8 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по родной литературе (русской) 9 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 6 класса
Цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания ми...
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...