Рабочая программа элективного курса "Литература русского зарубежья"
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Бобина Любовь Юрьевна

Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы Т.П.Матлиной "Литература русского зарубежья". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_literatura_russkogo_zarubezhya.docx40.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

Рассмотрено

Руководитель ШМО

________/________________/

ФИО

Протокол №____        

от «___»__________20___г.

Согласовано

Зам. директора по УР

_________/________________/

ФИО

«___» ___________20___г.

Утверждаю                             Директор школы

    _________/Ф.М. Лузянина/

Приказ №______

от «___» __________20___г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«Литература русского зарубежья»

уровень среднего общего образования

____________1 год________________

(срок реализации)

 

Составлена на основе авторской программы  Т.П.Матлиной «Литература русского зарубежья». - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011 г.      

Программа составлена  Бобиной Л.Ю.

г. Ухта

2013 год

Пояснительная записка.

     Рабочая программа элективного курса по литературе для 11 класса составлена на основе авторской  программы Т. П. Матлиной «Литература  русского зарубежья»( М.: ООО «Русское слово-учебник», 2011 г.)

    Согласно учебному плану школы на изучение элективного курса по литературе   в 11 классе отводится 1 час в неделю, т.о. рабочая программа составлена на 34 часа.    

    Цель курса - способствовать становлению духовного мира учащихся, сформировать представление о литературе русского зарубежья как о национальном, историческом, эстетическом явлении, отражающем общие тенденции историко-литературного процесса и имеющем специфические особенности; научить анализировать произведения литературы, понимать их нравственную и эстетическую значимость; развивать художественный вкус учащихся.

   Гуманистический пафос, идеи патриотизма и самоценности личности, величайший трагизм и вера в силу человеческого духа, отличающие произведения литературы русского зарубежья, определяют высокий воспитательный потенциал курса.

      В основе курса - хронологический принцип: важнейшие периоды в истории русского зарубежья.  Курс  включает как обзорные, так и монографические темы. Обзорные темы дают представление об эпохе, отличительных чертах литературного процесса, главных темах и мотивах произведений данного этапа. Монографические темы предполагают текстуальное изучение одного произведения (или одной-двух глав романа при обзорном знакомстве со всеми произведениями), ярко характеризующего  художественный мир писателя или эмигрантский период его творчества в сопоставлении с дореволюционным  и позволяющего постичь своеобразие литературы русского зарубежья в целом. Знакомство с творчеством писателя может быть продолжено на семинарских занятиях, при этом возрастает роль самостоятельной работы учащихся.

       Курс предоставляет возможность использовать все многообразие методических приемов с учетом достаточно развитой рефлексии школьников раннего юношеского возраста, их стремления и самореализации. Изучение курса будет способствовать становлению личности учащихся, развитию их творческого потенциала, профессиональному самоопределению, формированию у них навыков самостоятельной деятельности по приобретению и использованию знаний.

    В основе преподавания курса лежат личностный, деятельный, коммуникативный, проблемный принципы и принцип историзма. Реализации этих принципов способствует освоение учащимися различных типов деятельности. Изучение курса осуществляется при помощи методов поискового и исследовательского характера (небольшое исследование по проблеме, анализ документов и т.п.), при репродуктивной деятельности возрастает доля самостоятельной работы учащихся (составить план или тезисы по изученной теме, подготовить сообщение по предложенному материалу, кратко пересказать произведение и т.п.), в процессе выполнения учащимися заданий развивается и их способность к рефлексии (например, при интерпретации произведений).

  За время изучения курса каждый ученик имеет возможность выполнить различные типы заданий: от  краткого пересказа до самостоятельного литературоведческого исследования. Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подход позволит всем учащимся проявить себя в течение  года. Уровень знаний учащихся проверяется с помощью устного опроса, проверочных работ.

Тематическое планирование

наименование  раздела, темы

Колич-во

часов

Практическая часть

пр. раб.

р.р.

34

4

15

1

Введение. Задачи и основные понятия курса

1

-

-

2.

Литература первого этапа русской эмиграции(1917 -1945)

19

1

9

2.1

Литература первого этапа русской эмиграции(общая характеристика)

1

-

-

2.2

Поэзия первого этапа русской эмиграции

1

-

1

2.3

И.А.Бунин

3

-

1

2.4

А.И.Куприн

1

-

-

2.5

М.А.Осоргин

2

-

1

2.6

Н.А.Тэффи

2

-

1

2.7

И.С.Шмелёв

2

-

1

2.8

М.И.Цветаева

1

-

1

2.9

Литература «незамеченного поколения»

2

-

1

2.10

В.В.Набоков

3

-

1

2.11

Гайто Газданов

1

1

1

3

Вторая мировая война и литература русского зарубежья

5

1

3

3.1

Вторая мировая война и литература русского зарубежья

2

-

-

3.2

Тема  Второй мировой войны в поэзии русского зарубежья

1

-

1

3.3

Е.Ю. Кузьмина-Караваева

1

-

1

3.4

М.А.Алданов

1

-

1

4

Литература второго этапа русской эмиграции(1945-1960)

4

1

1

4.1

Литература второго этапа русской эмиграции (общая характеристика)

1

-

-

4.2

И.Е.Сабурова

1

-

-

4.3

Иван Елагин

1

-

1

4.4

Проза второго этапа  русской эмиграции

1

1

-

5

Литература третьего этапа русской эмиграции(1960-1990)

4

1

2

5.1

Литература третьего этапа русской эмиграции(общая характеристика)

1

-

1

5.2

И.А.Бродский

1

-

1

5.3

Проза писателей «третьей волны» эмиграции

2

1

-

6

Современная литературная ситуация

1

-

-

Содержание учебного материала

   Введение. Задачи и основные понятия курса

Задачи и основные понятия курса: «русское зарубежье», «литература русской эмиграции». Русское зарубежье как историческое и духовное явление. Внутренняя и внешняя эмиграция. Периодизация русского зарубежья. Проблема единства русской литературы ХХ века.

Литература первого этапа русской эмиграции(1917 -1945)

Литература первого этапа русской эмиграции(общая характеристика)

  Октябрьская революция 1917 года, установление советской власти в России, духовная жизнь страны. Социальный состав русской эмиграции. Массовая высылка из страны в 1922 году деятелей науки и культуры. М.Горький в эмиграции. «Железный занавес» 1930 г.  Места рассеяния русской эмиграции. Формирование русского зарубежья. Характеристика духовной жизни русской эмиграции. Развитие литературы первого этапа русского зарубежья(1920-1925 годы, главный центр – Берлин). Основные черты: «баррикадное мышление», антисоветская направленность. Период расцвета литературы русского зарубежья(1925-1940 годы, литературный центр – Париж). Основные черты: глубокий философский и художественный анализ дореволюционной и революционной жизни России. Признание литературы русского зарубежья(присуждение в 1933 году Нобелевской премии И.А.Бунину)

Поэзия первого этапа русской эмиграции

Основные мотивы лирики. Стихотворения Г.Адамовича, Г.Иванова, А.Перфильева, В.Ходасевича, Ю.Терапиано.

И.А.Бунин

Жизнь в эмиграции. Общая характеристика творчества этого периода. «Окаянные дни». Монолог о революции. Попытка понять причины революционных потрясений, выражение авторской позиции в книге. Жанровое своеобразие произведения.

  Дневник как литературный жанр, углубление понятия «художественное время», «художественное пространство»

А.И.Куприн

«Юнкера»(обзор романа с изучением одной из глав) Эмигрантский период в жизни Куприна. Возвращение в Советский Союз. Общая характеристика зарубежного творчества. «Юнкера». Автобиографичность произведения. Идеализация старой России. Образ Первопрестольной. Своеобразие характера главного героя – Александрова. Тема любви в романе. Углубление представления о художественной автобиографии.

М.А.Осоргин

  Жизненный путь писателя. Участие в революционном движении в период первой русской революции. Казанская ссылка. Высылка из России. Зарубежный этап творчества. Издательская деятельность. « Сивцев Вражек». Судьбы и искания русской интеллигенции в революционную эпоху. Осмысление событий с гуманистических позиций. Пантеистические воззрения автора: идея нераздельности всего существующего на земле.

Образ Дома. Углубление представлений о литературной композиции.

Н.А.Тэффи(Н.А.Лохвицкая)

Своеобразие личности и мировосприятия писательницы. Жизнь и творчество за рубежом. Юмор в произведениях писательницы. «Дачный сезон». Отражение в рассказе мироощущения русского эмигранта. Сочетание драматического и комического. Приёмы создания комического эффекта. Своеобразие композиции произведения.

И.С.Шмелёв

Судьба писателя. Отражение эмигрантского периода в творчестве Шмелёва. «Солнце мёртвых». Автобиографическая основа романа. Своеобразие воспроизведения в книге реальных исторических событий. «Солнце мёртвых» как  роман-эпопея. Особенности сюжета и композиции романа. Роль полифонии и композиции в понимании авторской мысли. Мучительные размышления героя о судьбах мироздания.

М.И.Цветаева

 Трагическая судьба поэта. Романтическое двоемирие в лирике Цветаевой. Основные темы творчества эмигрантского периода: потеря Родины, осмысление сущности поэтического творчества, назначения поэта. Своеобразие поэтики.

Литература «незамеченного поколения»

 Младшее поколение эмигрантов первой волны. Осознание своей невостребованности , обречённости на творческие неудачи, отсутствие связи с русской культурой и одновременно чуждость иностранной культуре. Появление наиболее  сильных личностей(В.Набоков, Г.Газданов, Н. Берберова)

   Отражение мироощущения «незамеченного поколения» в литературе И. Кнорринг, Б.Поплавского, Р.Блох и др.

В.В.Набоков

«Защита Лужина». Личность и творческий путь писателя. Понятие « феномен Набокова». Место Набокова в литературе русского зарубежья. «Защита Лужина» Своеобразие художественного мира писателя. Тема таланта в произведении. Образ России в романе. Отражение Набоковым в романе трагедии собственной жизни. Шахматный мир романа.

Гайто Газданов(Г.И.Газданов)

 Личность и судьба писателя. «Гавайские гитары» Художественное воспроизведение в рассказе внутреннего мира героя, эпохи и её проблем. Реальность и ирреальность. Внешняя случайность и внутренняя связь эпизодов.

Вторая мировая война и литература русского зарубежья

Литература второго этапа русской эмиграции (общая характеристика)

Русская эмиграция в период  Второй мировой войны. Две позиции русского зарубежья в отношении к фашизму и войне: компромисс и выступление против фашизма. Участие русских эмигрантов в движении Сопротивления. Отражение в произведениях настроения большинства представителей русской эмиграции во время Второй мировой войны.

Тема  Второй мировой войны в поэзии русского зарубежья

Ощущение надвигающейся трагедии в поэзии русской эмиграции. Мотивы смерти, страха, тема свободы и несвободы, Утверждение силы человеческой личности. Переосмысление понятия «герой».(Стихотворения В.Смоленского, А.Штейгера, Д.Кнута, А.Гингера, Н.Оцупа и др.)

Е.Ю. Кузьмина-Караваева(мать Мария)

Судьба поэтессы. Переписка с Блоком. Революционные искания молодости. Эмиграция. Обращение в православие и постриг. Гибель в концлагере Равенсбрюк.

Основные мотивы лирики. Поэма «Духов день». Мистерии «Солдаты» и «Семь чаш». Расширение темы фашизма до общечеловеческого конфликта между порабощением и свободой.

М.А.Алданов(М.А.Ландау)

 Жизненный и творческий  путь писателя. Политический рассказ как отклик на события современности.

 «Фельдмаршал». Германия начала 1940-ых гг. в рассказе. Художественное исследование психологии фашизма. Идея наполеонизма. Способы выражения авторской позиции.

Литература второго этапа русской эмиграции(1945-1960)

Литература второго этапа русской эмиграции(общая характеристика)

 Подъём зарубежного «советского патриотизма» по окончании Второй мировой войны, возвращение отдельным русским эмигрантам советского гражданства. 1950-е годы – время потерь литературы русского зарубежья. «Повторные эмигранты» - русские эмигранты, переселяющиеся по мере наступления Советской Армии. «Ди-пи»(«перемещённые лица»)- основа второй волны русской эмиграции.

И.Е.Сабурова(И.Е.Кутитонская)

Личность и судьба писательницы. Неповторимость художественного мира. Новеллы-сказки. Тема мечты, невозможности её достижения в реальном мире. Сочетание романтических и реалистических стихий в произведениях.
Иван Елагин(И.В.Матвеев)

Судьба поэта. Отражение в лирике Елагина трагедии поколения. Приговор сталинизму. Образ отца. Горечь ностальгии. Проблема противостояния человека и эпохи.

Проза второго этапа  русской эмиграции

Б.Н.Ширяев. « Неугасимая лампада». Своеобразие романа: серия рассказов и очерков.

В.Нароков (Н.В.Марченко) «Мнимые величины» Картины русской провинции в период разгула сталинских репрессий 1930-ых гг.

Литература третьего этапа русской эмиграции(1960-1990)

Литература третьего этапа русской эмиграции(общая характеристика)

Смена хрущёвской  «оттепели» эпохой застоя и  «холодная  война» - предпосылки и условия возникновения  третьей волны русской эмиграции. Диссидентское движение. Своеобразие мышления эмигрантов 1970-1980-ых гг. Основные черты литературы этого периода: сочетание свободного проявления политических взглядов с традициями соцреализма. Разобщение писателей-эмигрантов «третьей волны»

И.А.Бродский

Драматизм судьбы поэта. Основные мотивы творчества: трагизм и бессмысленность бытия, одиночество и растерянность человека перед лицом мира; поэзия как символ гармонии, источник и хранительница нравственных ценностей; образ поэта.

Проза писателей «третьей волны» эмиграции

В.Аксёнов, Г.Владимов, В.Войнович, С. Довлатов, Саша Соколов, А.Солженицын.

Внимание к исторической теме. Исследование социально-психологических и нравственных проблем современной жизни. Литература – «предупреждение».

Современная литературная ситуация

Писатель в условиях открытого общества. Вопрос о целесообразности выделения из современной русской литературы литературы зарубежья. Вклад русской зарубежной литературы в развитие русской и мировой культуры. Итоги и уроки.

Перечень проверочных  работ

тема

колич.

часов

1 год обучения – 11 класс(34 часа)

1

Проверочная работа по теме «Литература первого этапа русской эмиграции»

1

2

Проверочная работа  по теме «Вторая мировая война и литература русского зарубежья»

1

3

Проверочная работа по теме «Литература второго этапа русской эмиграции»

1

4

Проверочная работа по теме «Проза писателей «третьей волны» эмиграции»

1

Требования к уровню подготовки учащихся

   После изучения элективного  курса «Литература русского зарубежья» учащиеся должны:

-иметь представление о литературе русского зарубежья как явлении мирового значения, одном из этапов историко -  литературного процесса;

-видеть в литературе отражение общественной жизни, духовного опыта человека;

-оперировать основными понятиями курса;

-уметь увидеть в литературном произведении развитие традиций русской классической литературы и новаторские черты, оценить влияние западноевропейской культуры;

-сопоставлять различные произведения (как одного периода, так и разновременные, как одной идеологической, эстетической ориентации, так и разных) на идейном и эстетическом уровне;

-понять мировоззренческую и творческую эволюцию писателя на основе сопоставления его произведений доэмигрантского и эмигрантского периодов;

-анализировать отрывок или главу из произведения, видеть их роль авторской концепции;

-уметь анализировать и интерпретировать произведение, оценивать его художественные достоинства, грамотно выражать свое восприятие и понимание литературного текста, писать рецензию;

-уметь составлять план, тезисы, подготовить сообщение, построить выступление;

-уметь пользоваться дополнительной литературой, справочниками;

-владеть навыками работы с историческими и литературными документами;

-обладать навыками исследовательской работы: постановки задач, выдвижения гипотезы, планирования деятельности, литературоведческого анализа, формулировки и обоснования выводов;

-уметь самостоятельно провести небольшое литературоведческое исследование

Критерии и нормы оценки знаний и умений  учащихся

1.Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

       Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Примечание

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

4. Оценка   проверочных   работ

Оценка “5” ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

      2.  допустил не более одного недочета.

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

      2.  или не более двух недочетов.

Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2” ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Список литературы для учителя и учащихся, УМК.

  1. Литература русского зарубежья: методическое пособие и программа элективного курса/ Т.П.Матлина, И.А.Камлетдинова, М.А.Рябова.-М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011
  2. Литература  русского зарубежья(1920-1990): учебное пособие. М., 2006
  3. Литература.11 класс: учебник для ОУ в 2 ч./под ред. В.П.Журавлёва
  4. Русская литература ХХ века. Очерки. Портреты. Эссе: кн. для учащихся 11 кл.: в 2 ч./ под ред. Ф.Ф.Кузнецова. М., 1991 г.
  5. Русская литература ХХ века.: поурочные разработки. Методические разработки для учителя/под ред. В.В.Агонесова. М, 2000
  6. Учебник  «Русская литература ХХ века. 11 класс» в 2ч. / под ред. Ю.И. Лыссого. – 4-е изд. – М.: Мнемозина.
  7. Современное русское зарубежье. М., 2003
  8. Литературная энциклопедия русского зарубежья(1918-1940).М.,1997
  9. Русское зарубежье: золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века., М., 1997
  10. Словарь поэтов русского зарубежья/под ред. В.Крейда, СПб, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...

Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография  и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю....

Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса...

Рабочая программа элективного курса "Русское правописание:пунктуация" в 11 классе

Рабочая программа предназначена  для проведения учебного курса «Русское правописание: пунктуация» в 11 классе. Программа составлена на основе авторской программы С.И. Львова &laq...

Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.

Программа  элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.

Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010.  Общее количество часов — 34, в неделю ...

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для 5 класса.

Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для обучающихся 5-9 классов создана на основе авторской Программы  «Русская словесность. От слова к словесности»  для обучающих...