2019 год Организация внеурочной предметной деятельности
статья
Работа содержит опыт работы учителя русского языка и литературы по организации внеурочной предметной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Понамарёва Галина Николаевна
МОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №2» Томской области
Организация внеурочной деятельности обучающихся
Из опыта работы
Коммуникативный характер обучения русскому языку, как отмечал академик Николай Шанский, должен осуществляться на основе тесной взаимосвязи урочных и внеурочных занятий. Введение ФГОС заставило пересмотреть не только организацию урочной деятельности, но и внеурочную занятость школьников. В соответствии с ФГОС, организую внеурочную деятельность школьников общеинтеллектуального и социального направлений.
Избегая перегрузки ребят, стараюсь разнообразить формы и методы внеклассной работы: использую серию разработанных мною интеллектуальных игр, привлекаю к этому виду творчества и самих ребят. В предметные декады провожу мероприятия в соответствии с возрастом ребят: праздники русского языка, конкурсы стенных/электронных газет, инсценирование произведений на «театральных подмостках», Прогулки по Лингвистическому саду, вечера поэзии, заседания Литературной гостиной, посвящённые русскому языку и литературе.
Ответы на вопросы, связанные с культурой русской речи, речевого поведения, истории русского литературного языка ребята находят на внеурочных занятиях по лингвистике: «Юный филолог», «Весёлая грамматика», «Эрудит», «Занимательная лингвистика». Подготовка обучающихся к олимпиадам осуществляется на внеурочных занятиях "Олимпиада, салют!" Программа "Юный журналист" имеет целью дополнительное образование школьников.
Хорошие результаты даёт предметная исследовательская деятельность ребят. Работа над учебными проектами начинается ежегодно с первого месяца учёбы. Как правило, это 4-5 крупных проекта, с результатами реализации которых учащиеся вступают в конце года на научно-практических конференциях. Темы проектов школьники выбирают сами из 10-15 тем предложенного мною списка. Затем начинается индивидуальная работа с каждым учащимся. За два прошедших года ребята успешно выступили на различных образовательных событиях с такими исследования: "О сколько в нём открытий чудных!..", "Картины природа в произведениях классиков 19 века", "Собака - друг человека?", "Писать стихи легко!?.." и с проектами "Листает ветер летопись времён: нам нужно знать героев имена", "Братья наши меньшие нуждаются в защите", "Книжная радуга". Работа над учебными проектами плавно приобретает социальную значимость.
Формированию универсальных учебных действий способствует также общешкольный проект "Печатная газета "Переменка"", к которому уже более десятка лет приобщаю своих обучающихся. Наша газета состоит из десяти полос. Здесь ребята получают возможность проявлять свои творческие способности в полном объёме. Эта работа помогает формировать у обучающихся универсальные учебные действия, на которые нацеливает нас ФГОС. Работая в издательстве школьной газеты, школьники совершенствуют коммуникативные навыки, на практике учатся писать сочинения разных жанров, осознанно готовятся к выбору профессии. Кроме этого, юные корреспонденты обретают жизненный опыт, учатся этическим нормам общения со старшими, с деловыми людьми, с удовольствием посещают мастер-классы специалистов - наших социальных партнёров, проникаются чувством ответственности за самостоятельно выбранное дело, понимают, что общий успех нашего проекта зависит от порядочности, дисциплинированности каждого в отдельности.
Оправдывает ожидания высоких результатов обучения исследовательская лингвокраеведческая работа. «Только на почве любви к родному крепнет талант, развивается любовь к научным изысканиям и самая работоспособность». Эти слова А.А. Мусина- Пушкина определяют мотив моей деятельности по приобщению школьников к лингвокраеведческой исследовательской и проектной деятельности.
Лингвокраеведение начинаю развивать с пятого класса через систему кружковых занятий, через «прогулки за словами и пословицами»; через лингвокраеведческие 5-минутки: «Народные названия месяцев», «Так говорят мои знакомые», «Язык рекламы моего села» и т.п . на уроках русского языка и литературы. Особый интерес вызывают у учащихся местные географические термины и микротопонимы, которые обладают значительным информационным потенциалом. Работа с местными диалектами строится параллельно с толковыми словарями В.И. Даля и С.И. Ожегова. Как показывает практика, собирание краеведческого материала не только расширяет знания учащихся в области родного языка, но и развивает у них способность анализировать окружающие явления, замечать, чем одно отличается от другого, а также влияет на формирование высоких гражданских и нравственных начал личности.
Сегодня наш «могучий, свободный и правдивый» русский язык в большой опасности. Наша речь тонет в обилии штампов, канцелярских оборотов, криминальной лексики. Нередки случаи нарушения норм литературного языка в средствах массовой информации. К сожалению, массовым чтивом стали сегодня детективы, бульварные романы, где даются отнюдь не образцы культурной речи. Вместе с тем русская диалектная речь - эта жемчужная россыпь нашей национальной речи, незаслуженно утратила исконно присущие ей черты, и процесс безвозвратного ухода в прошлое слов, отражающих духовную и материальную культуру русского народа, продолжается. Чтобы передать потомкам наиболее полное представление о предках, их жизни, внушать молодому поколению бережное отношение ко всему тому, что уцелело от великой культуры, территориальная лексика должна изучаться во всем своем богатстве,
Необходимость знания местных особенностей языка также неоспорима, если учесть, что до 25% орфографических ошибок обучающихся обусловлено влиянием окружающего диалекта. В то же время надо отметить, что диалектной речи принадлежит ведущая роль в образовании большинства литературных языков мира, что русские диалекты на протяжении многих лет служат одним из основных источников пополнения словарного состава литературного языка. Это говорит о большом значении диалектной речи в истории национального языка.
Также в наше время нельзя не учитывать необходимость и важность решения проблемы экологии языка. Это не может идти мимо школы, так как именно юный ум наиболее восприимчив и, к сожалению, не готов противостоять негативным внешним воздействиям - тому же, к примеру, наполнившему Россию потоку иноязычной лексики или ненормированному языковому бескультурью поколения перестройки. Нельзя допустить, чтобы, по словам Валентина Распутина, «взращенная на академических гербицидах» заимствованная лексика вытеснила то, что вышло из исторических глубин нации – живое русское слово. Нельзя не видеть в народном языке памятник нематериальной культуры народа, вобравший в себя крупицы народной жизни.
Результатом исследовательской лингвокраеведческой работы одной из групп школьников стал большой красивый Праздник русской народной песни, где приняли участие классные коллективы школы, учителя, родители, самодеятельные коллективы Районного Дома культуры и Детской школы искусств.
Впечатления от этого мероприятия зафиксированы в отзывах зрителей: «…Увлечь массу школьников, родителей, работников музыкальной школы, отдела культуры мог только человек, который по-настоящему любит родную речь. Старшеклассники – это естественно – больше любят современные клипы, но надо было видеть, с какой радостью и вдохновением шла подготовка к празднику: подбор костюмов, бесконечные репетиции, встречи с людьми старшего поколения, чтобы записать песню, запомнить старинную мелодию, а потом воспроизвести её хором или в сольном исполнении. Стихи, музыка, песни, танцы! Вдохновению нет конца!.. Это был вечер – защита русской речи, устного народного творчества, вечер патриотизма. Присутствующие учителя тоже включились в действо, получился импровизированный концерт - большой хор исполнял народные песни. Это незабываемые минуты родства всех на основе любви к русской народной песне».
В развитии творческих способностей школьников важная роль отводится наглядным методам обучения. Следуя народной мудрости «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», изыскиваю возможности приобщения школьников к миру искусства, начиная с родного края. Организую поездки по литературным памятным местам, посещение выставок известных и местных художников с обязательным затем сочинением-рассуждением; коллективный просмотр спектаклей, видеофильмов с последующей рецензией на них, встречи с интересными людьми.
О нашей встрече с местной поэтессой В.Ф. Применко ведущая полосы «Золотые россыпи слов» школьной газеты написала: «Лингвистическая экспедиция, состоящая из 10-классников, побывала на творческой встрече. Немало стихов у Валентины Филипповны, и они о самом разном - об истории Томска и Сибири, о нашей роскошной природе, о трудной жизни сельчан, о деревенских ребятишках. Вместе с тем в них звучат горькие упрёки тем, кто ныне этой жизнью распоряжается. Сколько помнит себя Валентина Филипповна, всегда сочиняла. Когда была маленькой, мать, наблюдая, как девочка задумывается, как рассуждает, часто говорила: «Как же ты, дочка, жить будешь?» Повзрослев немного, писала подружкам любовные стихи «на заказ». Но любовь к животным пересилила - выучилась Валентина прозаической профессии ветврача. А стихи остались для души, для самовыражения.
Встреча наша, действительно, была творческой: мы слушали истории создания и стихи в исполнении автора, читали из сборников сами, понимая всю ответственность перед создателем. Встреча закончилась, впечатления остались. Хочется, чтобы как можно больше окружающих узнали о таком необычном человеке.
Особое чувство вызвали у нас стихи о Кожевникове. Если бы Валентина Филипповна не сказала раньше, что она родилась на Иртыше, нельзя было бы поверить, что воспетое ей наше село не её родина. Однако, слушая Валентину Филипповну, мы понимали, какую роль в её судьбе оно сыграло – оно стало прибежищем и для неё, и для её самых родных людей».
«Читая эти строки, - написал в своём отзыве один из 10-классников, - чувствуешь гордость за окружающую нас природу, за место, где родился и живёшь».
Как видим, увиденное и услышанное затронуло души ребят, а именно эту цель мы и преследовали! Такая работа расширяет кругозор участников образовательного процесса, развивает их культурологические коммуникационные компетенции, побуждает к творчеству.
Внеурочная деятельность в полной мере удовлетворяет потребности обучающихся в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; она помогает реализовать принцип сотрудничества ученика и учителя, сочетает коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, способствует росту личности ребёнка, позволяет фиксировать этот рост.
Наблюдая за успехами своих ребят, испытываю чувство удовлетворения и радости. Их уважительное отношение к преподаваемым мною предметам, постоянный поиск предметной деятельности дают мне право судить о том, что я на правильном пути. И моя задача - не дать погаснуть интересу к нашему национальному достоянию - русскому языку и литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Организация внеурочной исследовательской деятельности обучающихся 8-9-х классов как средство формирования регулятивных учебных действий"
Одна из приоритетных целей современного образования – развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои ус...
Организация внеурочной воспитательной деятельности обучающихся школы по формированию гражданских качеств личности в пенитенциарном ОУ
Формирование гражданских качеств личности в школе закрытого социума...
Методическое сопровождение и организация внеурочной исследовательской деятельности учащихся.
В выступлении на лингвистическом коллоквиуме в рамках "Ярмарки педагогических идей" (АППО, СПб, 2012г) сообщается об организации деятельности участников конкурса "Мое любимое слово на ино...
Организация внеурочной образовательной деятельности младших школьников
Организация внеурочной образовательной деятельности младших школьников...
Основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках внеурочной предметной деятельности
Исследовательская деятельность учащихся под руководством учителя...
Формирование толерантной личности во внеурочной предметной деятельности
Методическая разработка недели толерантности...
2021 год Развитие способностей школьников через внеурочную предметную деятельность
Автор делится опытом работы по развитию способностей школьников через приобщение их к внеурочной деятельности....