Методическое сопровождение и организация внеурочной исследовательской деятельности учащихся.
статья по теме
В выступлении на лингвистическом коллоквиуме в рамках "Ярмарки педагогических идей" (АППО, СПб, 2012г) сообщается об организации деятельности участников конкурса "Мое любимое слово на иностранном языке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_issled_deyat.docx | 697.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление Левченко Л.А., учителя английского языка
ГБОУ гимназия № 406 Пушкинского района.
Лингвистический коллоквиум. Ярмарка педагогических идей 26.04.12
Методическое сопровождение и организация внеурочной исследовательской деятельности учащихся.
Несомненно, язык есть совершеннейшее из средств, которыми мы пользуемся для выявления нашего внутреннего мира, но вместе с тем – «язык и создатель этого мира, поскольку он помогает нашему сознанию конкретизировать наши впечатления от окружающего мира» (Н.С. Державин). Кроме того, язык есть переход от бессознательности к сознанию, поскольку «только посредством слова совершается переход образа предмета в человеческую форму мысли – в понятие о предмете (А.А. Потебня).
Одним из следствий глобализации, стирания границ стало взаимопроникновение языков друг в друга с множеством заимствований. При этом, английский язык остается универсальным средством межличностного и межкультурного общения практически в любой точке нашей планеты, «глобальной деревни». Бесспорно, без владения этим языком не может быть и речи о самореализации и социальной адаптации.
Изучение языков оказывает огромное влияние на формирование личности. Задача учителя - не только научить ребенка общаться, развивая целый ряд языковых и коммуникативных компетенций, формируя и расширяя общеучебные и специальные навыки, используя такие приемы, как языковая догадка, умение пользоваться справочниками, словарями, интернетом. В процессе обучения необходимо формировать такую систему личностных отношений, которая развивает способность к самоанализу, положительное эмоционально-целостное отношения к миру, такому многообразному, полному противоречий…
Значимость формирования лингвистического мышления учащихся, которое является условием их интеллектуального развития, очевидна. Это понятие включает в себя несколько следующих необходимых элементов:
- наличие определенного запаса лингвистических знаний, включающих знание парадигмы и умение соотносить единицы парадигмы с системой в целом, а также знания о наличии синтагматических отношений между единицами языка и умение вычленять такие отношения, и представленных, как известно, системой лингвистических понятий и языковых фактов, а также овладение элементами метаязыка;
- наличие знаний об иерархии языковых и метаязыковых единиц и умение определять место языковых единиц в иерархической системе языка;
- наличие знаний о способах интеллектуальной деятельности;
-уровень сформированности системы общепредметных мыслительных умений, предполагающих осуществление мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, абстрагирования, классификации и др.;
-сформированность комплекса лингвистических умений (учебно-языковых, речевых и правописных); умений осуществлять логико-лингвистические операции; умений выделять соотношение «форма-значение», умений соотносить лексическое и грамматическое значение слова, а также явления внеязыковой реальности с явлениями языковой реальности;
- наличие положительной мотивации и осознанного отношения к процессу изучения явлений языка.
Конкурс «Мое любимое слово на иностранном языке» нацелен на привлечение старших школьников к творческой самостоятельной деятельности школьников, направленной на решение лингвистических исследовательских задач, в процессе которой происходит развитие личности учащегося, открытие им субъективно нового научного знания.
Структура исследовательской компетентности представлена следующими компонентами: мотивационным, когнитивным, процессуальным, рефлексивным.
Мотивационный компонент отражает мотивационно-ценностные и эмоционально-волевые отношения, потребности старшеклассников заниматься учебно-исследовательской деятельностью:
потребность в овладении информацией (знаниями) и способами ее получения;
потребность в реализации творческих способностей;
потребность в общении со сверстниками, педагогами, научными сотрудниками;
потребность в достижении успеха и повышении статуса личности;
потребность в саморазвитии, самосовершенствовании и самостоятельности.
Компетентность любого вида также предполагает наличие у человека определенных знаний в той предметной области, которой он занимается.
Содержание когнитивного компонента исследовательской компетентности представляет собой систему знаний, необходимых для выполнения самостоятельного учебного исследования:
знания об исследуемом объекте действительности;
знания учащихся о научном познании, его функциях и способах осуществления учебного исследования;
знания учащихся о возможных способах поиска, обработки и использования информации;
знания учащихся о возможных способах творческого разрешения проблемы исследования.
Осуществление самостоятельного учебного исследования предполагает также владение учеником системой исследовательских умений, составляющих содержание процессуального компонента:
умения работать с информацией (поиск и сбор нужной информации, ее оценка по степени важности для исследования; применение и оперирование найденной информацией);
логические умения (умения, с помощью которых учащиеся способны применять известные методы научного познания (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, аналогия, классификация, дедукция, индукция, обобщение, абстрагирование, моделирование, конкретизация, метод выдвижения гипотез и др.));
умения творчески решать проблемы исследования (нестандартный подход к решению проблемы исследования; умение находить несколько решений проблемы и выбирать наиболее оптимальное);
умения правильно оформлять результаты проведенного исследования (правильно формулировать методологический аппарат исследовательской работы, структурировать собранный материал в параграфы и главы, формулировать выводы и результаты исследования).
Четвертый компонент - рефлексивный отражает:
осознание учащимися себя как субъекта исследовательской деятельности;
осознание учащимися цели, задач и предполагаемых результатов исследовательской работы;
оценку готовности к выполнению учебного исследования;
осознание учащимися ответственности за проделанную исследовательскую работу.
В качестве показателей уровня развития исследовательской компетентности были взяты ее структурные компоненты и их характеристика:
- потребность в овладении информацией (знаниями) и способами ее получения; потребность в реализации творческих способностей, активизации познавательной деятельности, в саморазвитии, самосовершенствовании и самостоятельности; потребность в общении со сверстниками, педагогами, научными сотрудниками; потребность в достижении успеха и повышении статуса личности;
- знания учащихся об исследуемом объекте действительности; знания учащихся о научном познании, его функциях и способах осуществления учебного исследования; знания учащихся о возможных способах поиска, обработки и использования информации; знания учащихся о возможных способах творческого разрешения проблемы исследования,
- умения работать с информацией; логические умения; умения творчески решать проблемы исследования; умения правильно оформлять результаты проведенного исследования;
- осознание учащимися себя как субъекта исследовательской деятельности; осознание учащимися целей, задач и предполагаемых результатов исследовательской работы; оценка готовности к ее выполнению; осознание учащимися ответственности за проделанную исследовательскую работу.
Выполнение лингвистического исследования способствует развитию филологических умений учащихся на базе родного и иностранного языков через обогащение и осмысление словарного запаса (синонимы, антонимы, фразеологию, афористику; расширение представлений о слове как речевой единице в его коммуникативном окружении),
повышению мотивации к изучению иностранного языка;
развитию навыков самостоятельной творческой работы.
Содержательная часть конкурса предполагает СЛОВАРНУЮ ЭКСПЕДИЦИЮ: исследование слов в рамках данного ассоциативно-смыслового языкового поля.
Алгоритма исследовательской работы можно представить следующим образом:
Этапы работы | Цели и задачи | Содержание работы |
1.Предварительный | Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика. | |
Формирование общих представлений об исследовательской работе. Знакомство с лингвистическими методами исследования. | Беседа, выполнение упражнений, моделирующих исследование. | |
Систематизация, расширение и углубление знаний о языке. | Задания на систематизацию теоретических знаний о языке. | |
Развитие языковой рефлексии | Задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный подбор языкового материала, ведение записной книжки или дневника исследователя | |
2. Выбор темы исследования | Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования | Обсуждение возможных тем исследования (по выбору ученика) |
3. Изучение источников | Приобретение практических навыков работы со справочной и научной литературой, с источниками в Интернете | Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ |
4. Формулирование темы, определение целей, задач, методов | Формирование исследовательских навыков (формулирование темы, постановка целей и задач исследования, определения методов в зависимости от объектов исследования). | Консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования |
5. Сбор материала | Обучение сбору языкового материала или постановке лингвистического эксперимента. | Сбор языкового материала: изучить тезаурус; определить происхождение слова; поиск и выписывание фразеологии (идиоматических выражений); поиск ассоциативного визуального ряда в Интернете (рекламы, содержащие данное слово); выписать и выучить фразовые глаголы; поиск крылатых выражений и цитат известных людей. |
6. Обработка полученного материала | Обучение статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм и т.п. | Систематизация и обобщение результатов работы |
7. Формулирование выводов | Выработка умения формулировать выводы (актуальность исследования). | |
8. Создание текста УИР | Практическое овладение научным стилем речи. | Написание текста исследовательской работы |
Обучения редактированию научного текста | Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана | |
9. Представление результатов работы | Овладение навыками устного публичного выступления. | Представление работы |
10. Оценка работы | Рефлексия на продукт и результат УИР | Анализ проделанной работы |
В ходе исследовательской деятельности мы работали над формированием следующих умений:
работа с первоисточниками;
умение наблюдать явления, факты;
объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие, задавать вопросы;
формулировать цели и задачи, решать задачи;
давать определения понятиям и классифицировать;
обобщать материал и представлять его в виде текста.
В ходе выполнения исследовательской работы можно выделить три уровня самостоятельности:
операционный;
тактический;
стратегический
Тот, кто действует на операционном уровне, выполняет отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы. Тактический уровень требует умения ориентироваться в изменяющейся обстановке, рационально выстраивать действия в их последовательности и планировать их, пользоваться справочной и другой необходимой литературой, распределять роли в коллективной работе. Тот, кто находится на самом высоком уровне – стратегическом, - умеет самостоятельно определять место и цели собственной деятельности, обладает творческой активностью, умением анализировать процесс и результат деятельности. Иными словами, «операционный уровень самостоятельности – это человек – исполнитель; тактический – деятель; стратегический – творец». (А.Н. Новиков)
Мы: Бородкина Варвара и Матина Мария (10В класс), Галушко Марина и Подберезкий Даниил (8Г класс) и я, стремились к достижению высокого уровня самостоятельности и творческой активности. Однако этот идеал трудно достижим, особенно на первых этапах.
Таким образом, в процессе самостоятельного поиска, осмысления, систематизации, консультаций, были предложены несколько работ, одна из которых заслужила ваше внимание.
Хочется надеяться, что этот конкурс будет продолжать существовать и в нашем городе, и в стране, побуждая к открытиям, творчеству и вовлекая все новых и новых детей к самостоятельному поиску, и наконец, к осознанию каким богатством является язык и сколько тайн, связанных с историей человечества, в нем сокрыто.
Из работы ученицы 10 «В» класса Бородкиной Варвары «My favourite word “break”
Из работы ученицы 10 «В» класса Матиной Марии «My favourite word “look.”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сертификат "Организация проектной исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время"
Выступление на педагогических чтениях...
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
Данная статья раскрывает метод исследовательских проектов,который решает задачи новой школы, является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самос...
Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна и для нас. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (уч...
Основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках внеурочной предметной деятельности
Исследовательская деятельность учащихся под руководством учителя...
Организация проектной, исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
Описание практического применения, организации технологии проектной, исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время...
Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...
Методические рекомендации для учителей физики «Организации внеурочной исследовательской деятельности по направлению «Основы нанотехнологий»»
Vетодические рекомендации предназначены для организации внеурочной деятельности по теме «Основы нанотехнологий» учителям физики. Пособие содержит программу внеурочной деятельности &l...