Формирование толерантной личности во внеурочной предметной деятельности
методическая разработка
Методическая разработка недели толерантности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tolerantnoy_lichnosti_vo_vneurochnoy_predmetnoy_deyatelnosti.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №65 г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева»
(МАОУ «СОШ №65 г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева»)
_____________________________________________________________________________________________
670010, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. Гагарина, 26 «а»; тел./факс:8(3012) 49-82-16; 49-82-15;
e-mail: school65uu@yandex.ru; сайт: http://school65uu.ru; ИНН/КПП 0323015653/032601001;
ОГРН 1020300985968
«Формирование толерантной личности во внеурочной предметной деятельности»
(методическая разработка проведения декады толерантности в школе в рамках внеурочной предметной деятельности)
Сроки реализации: 14.11-25.11.2016 г
Возраст детей: 5-11 классы
Разработчики:
методическое объединение
учителей истории:
Уварова Н.Б.
Содномова В.Б.
Андреева О.С.
г.Улан-Удэ
2017 г.
Современная российская школа должна обеспечить не только интеллектуальное развитие, но и гражданское, духовное и культурное воспитание обучающихся. В сфере общего образования наиболее системно, последовательно и глубоко происходит духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Вот поэтому, ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в формировании толерантного отношения к согражданам, обществу, государству, отводится образованию.
В системе школьного образования становление толерантной личности охватывает весь учебно-воспитательный процесс и происходит как в рамках урочной, так и внеурочной предметной деятельности. Участие школьников во внеурочной предметной деятельности позволяет осуществить системный подход в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов.
Одной из форм внеурочной деятельности является проведение предметных недель. Одна из таких недель была приурочена к Международному дню толерантности, который с 1997 года по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН ежегодно отмечается 16 ноября.
Проведение предметной недели преследует как педагогические, так и практические цели:
- содействие становлению духовно-нравственных, толерантных черт личности учащихся;
- способствовать формированию и углублению знаний учащихся по истории становления толерантного отношения к личности, обществу, миру;
- активизация саморазвития и самообразования детей посредством вовлечения их в познавательную, учебно-исследовательскую деятельность;
- способствовать повышению эффективности духовно-нравственной воспитания школьников и вовлечению их во внеурочную предметную деятельность.
Данное мероприятие направлено на решение следующих задач:
1. Учебно-познавательных:
- формирование предметных теоретических знаний и практических умений.
- привитие навыков исследовательской работы.
2. Социальных:
- способствовать формированию мировоззрения учащихся в соответствии с общественными ценностями;
- способствовать социализации, самореализации и адаптации учащихся к общественной жизни.
3. Общекультурных:
- способствовать воспитанию личностных качеств учащихся – гражданских, нравственных, интеллектуальных, эстетических;
-формировать представления о необходимости соблюдения общечеловеческих нравственных норм и законов;
- содействие в понимании связи подрастающего поколения с окружающим миром
4. Коммуникативных: формирование навыков толерантного общения, контактности; развитие самостоятельности, творческой активности и инициативности учащихся.
5. Информационных: развивать умения самостоятельно работать с информационными источниками, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
,,,,,,,,,,,,,,
Основные направления недели толерантности
Классы | Цели | Форма реализации | Формирование УУД | Планируемые результаты |
5-7 | 1. Дать представление учащимся о понятии «толерантность». 2. Помочь сформировать учащимся основные представления о толерантности на основе поведения сказочных героев. 3. Выявить уровень сформированности толерантных черт младших подростков. | Проведение мониторинга «Толерантная личность» Классный час «Беседа о толерантности».
| Личностные УУД. Осознание своей идентичности как гражданина страны, общества. Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека Формирование метапредметных результатов состоит: В самоорганизации внеурочной деятельности: умении определять цель, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, коррекцию и самооценку. Работать с учебной и внешкольной информацией (осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет-источников). Выполнять универсальные логические действия (анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки рассуждений, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); В умении строить монологическую речь, участвовать в обсуждении, формулировать вопрос, выступать с сообщениями, презентациями. В способности решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, рассказ, эссе, проект, презентация, реферат и др.). В способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим. В умении продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать | Ученики научатся: Познавательные действия: - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; самостоятельно и с помощью учителей постановке и формулирование проблемы; составлять сообщения, презентации и умение их защищать Универсальные логические действия: умение самостоятельно анализировать, синтезировать, обобщать используемые источники; самостоятельно решать задачи творческо-поискового характера. Регулятивные действия: организовывать свою деятельность: самостоятельно и с помощью учителя определять цель, задачи работы, выбирать последовательность действий; составление плана и последовательности деятельности; осуществлять коррекцию своей деятельности. Коммуникативные действия: владеть устной и письменной речью; слушать и вести диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; участвовать в коллективном обсуждении проблем, эффективно сотрудничать со сверстниками; учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности. Ученики получат возможность научиться: ставить проблему, аргументировать ее актуальность; организовывать исследовательскую деятельность; основам саморегуляции в познавательной деятельности, направленной на достижение поставленных целей; адекватно оценивать свои возможности, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей; брать на себя инициативу в организации совместного действия; следовать морально-этическим и толерантным принципам общения и сотрудничества |
8-9 | 1. Познакомить учащихся с историей возникновения и основными принципами толерантности, чертами толерантной и интолерантной личности. 2. Определить ценностные категории духовно-нравственного воспитания толерантной личности 3. Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. | Проведение мониторинга «Основы межличностных отношений». Классный час «Толерантная личность». Ролевая игра «Способы разрешения конфликтных ситуаций» | ||
10-11 | 1.Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности. 2. Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. 3. Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности. 4.Способствовать пониманию роли толерантного взаимоотношения в жизни человека и общества и необходимости соблюдения уважительного отношения к людям иной культуры, религии, национальности, статуса и физического здоровья. | Проведение социологического опроса старшеклассниками среди учащихся школы и мониторинга «Уровень сформированности толерантных черт личности учащихся школы» «Этническая толерантность как основа стабильности современного общества» |
Список литературы.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
- Конституция РФ (12 декабря 1993 г.).
- Федеральная целевая программа «Формирования установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе», принята постановлением Правительства РФ от 25.08.2001 г №629.
- Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 2008.
- Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 2138-2
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1992.
- Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. История: научно-методическая газета, 2002, №4.- М. «Первое сентября». 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Формирование толерантной личности в условиях полиэтнической школы"
Материалы августовской конференции педагогических работников. Курумкан, август, 2010г....
Формирование толерантной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению через воспитательную систему класса
Я работаю в школе более семнадцати лет учителем немецкого языка и почти всё время являюсь классным руководителем. Каждый год с волнением переступаю порог класса и вместе с детьми погружаюс...
Формирование толерантной личности школьника на уроках истории.
Материал по самообразованию учителя истории....
«Обучение народно-сценическому танцу в детском хореографическом коллективе как средство формирования толерантной личности».
данный проект способствует развитию интереса и понимания учащимися танцевальных особенностей и обычаев различных народов при изучении их на уроках народно-сценического танца....
Инновационная деятельность учителя. Формирование толерантной личности школьника.
Воспитание толерантности - очень кропотливый процесс, требующий от воспитателя систематической вдумчивой работы с учетом специфики возраста учащихся, особенностей социума и условий семейного вос...
Выступление на педсовете «Формирование толерантной личности на основе совместной деятельности участников образовательных отношений»
Одной из наиболее частых причин обращений воспитателей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в с...