2021 год Развитие способностей школьников через внеурочную предметную деятельность
статья
Автор делится опытом работы по развитию способностей школьников через приобщение их к внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sposobnostey_shkolnikov.docx | 29.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие способностей школьников
через внеурочную предметную деятельность
Федеральные государственные образовательные стандарты обозначили коммуникативный характер обучения русскому языку, который должен осуществляться на основе тесной взаимосвязи урочных и внеурочных занятий. Одно из требований современного образования - развитие способностей школьников, подготовка их ко взрослой жизни. И задача учителя - создать условия для развития и реализации способностей обучающихся.
При организации такого вида деятельности рекомендациями учителю могут служить мнения известных психологов 20 века Константина Константиновича Платонова и Бориса Михайловича Теплова о том, что "способности развиваются в деятельности". Эта концепция является актуальной, соответствующей системно-деятельностному подходу в образовании.
Для развития способностей обучающихся использую следующие организационные формы работы.
1) Олимпиадное и конкурсное движение
Предметные конкурсы и олимпиады позволяют заглянуть за страницы школьных учебников, осознать взаимосвязь языковых единиц в логике исторического развития, почувствовать вкус к исследовательской работе.
Для подготовки к олимпиадам по русскому языку и литературе разработаны программы внеурочной деятельности "Олимпиада, салют!". К участию в олимпиадах стараюсь привлекать как можно больше ребят, особенно на начальном этапе – в 5 классе. В таблице представлена информация о количестве участников академических олимпиад за последние 4 года.
Учебный год/класс | Количество участников | |
Русский язык | Литература | |
2017-2018, 5 класс | 23 | 21 |
2018-2019, 6 класс | 18 | 18 |
2019-2020,7 класс | 20 | 21 |
2020-2021, 8 класс | 20 | 24 |
Подготовка обучающихся к олимпиадам осуществляется на внеурочных занятиях "Олимпиада, салют!"
Считаю, что добиться хороших результатов можно только путём тренировок, поэтому при работе с детьми использую банки олимпиадных заданий предыдущих лет.
Последние три года я работаю с обучающимися средних класса, право выхода на муниципальный этап олимпиады ребята получают в соответствии с проходным баллом. Участвуют в этом уровне олимпиад только 2 года. Результаты на слайде.
Учебный год/класс | Количество участников | |
Русский язык | Литература | |
2019-2020 учебный год | ||
Участники | 4 | 10 |
Победители | К.Ангелина,7 класс | |
Призёры | 2 | 3 |
2020-2021 учебный год | ||
Участники | 10 | 4 |
Победители | 1 | |
Призёры | 5 | 2 |
Следующая форма работы по развитию способностей школьников - исследовательская деятельность
Работа над учебными проектами начинается ежегодно с первого месяца учёбы. Как правило, это 4-5 крупных проектов, с результатами реализации которых учащиеся вступают в конце года на различных образовательных событиях.
Темы проектов школьники выбирают сами из 10-15 тем предложенного мною списка. Затем начинается работа над индивидуальными и групповыми проектами. Это групповые и индивидуальные консультации, совместная работа по отбору материалов, помощь в подготовке результатов исследования.
Наиболее эффективной формой работы с детьми академической одарённости считаю индивидуальные занятия. Причём акцент при таком взаимодействии с обучающимся делаю на их самостоятельную работу с материалом.
За три прошедших года ребята успешно выступили на различных образовательных событиях с такими исследованиями:
"О сколько в нём открытий чудных!..", "Картины природа в произведениях классиков 19 века", "Собака - друг человека?", "Писать стихи легко!?.." и с проектами "Листает ветер летопись времён: нам нужно знать героев имена", "Братья наши меньшие нуждаются в защите", "Книжная радуга".
Работа над учебными проектами плавно перетекает в социально значимую деятельность.
За три прошедших года, что я работаю в МАОУ «Кожевниковская СОШ №2», мои обучающиеся успешно представили результаты своей работы на конкурсных событиях. Некоторые результаты представлены в таблице.
Год | Событие | ФИ учащегося | Тема работы |
ПОБЕДИТЕЛИ | |||
2020 | Всероссийский конкурс сочинений, Министерство просвещения РФ, муниципальный, региональный и федеральный этап. | О. Владислав, 7 класс | Всё в наших руках, или что такое счастье? |
2020 | Межрегиональный с международным участием конкурс чтецов, РЦРО | К.Даниил, 8 класс | В. Шерлинг «Дети Ивана Соколова» |
2019 | VII Межрегиональная Сибирская дистанционная предметная олимпиада школьников с ограниченными возможностями здоровья, ТПУ, Департамент общего образования Томской области | Ш. Полина, 6 класс | |
2019 | Муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений, Министерство просвещения РФ | К. Даниил, 6 класс | |
2018 | Ш.Полина, 5 класс | ||
2018 | Межрегиональный с международным участием фестиваль проектов, РЦРО | К. Ангелина, 6 класс | Учебный проект «Писать стихи легко?!..» |
Д. Арина, М.Варя, Б.Диана, У.Саша, К. Даниил, 6 класс. | Социальный проект «Книжная радуга» | ||
2018 | Муниципальный этап Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» | К. Даниил, 6 класс | |
2019 | Муниципальный конкурс чтецов «Строки, опалённые войной», Администрация Кожевниковского района | К. Даниил, 7 класс | |
2019 | Региональный этап конкурса чтецов "Родина любимая моя" (в рамках Макариевских чтений) | К.Ангелина, 7 класс | |
2019 | Открытый межрегиональный со всероссийским участием Литературный фестиваль «Россия необъятная моя!», РЦРО, РВЦИ Кожевниковская СОШ №2. | К. Ангелина, Ш.Полина, К.Даниил, М.Варвара, Л.Дарья, 6 класс | |
2018 | Межмуниципальный дистанционный конкурс видеороликов чтецов "Семейные традиции храня". РЦРО | М. Алина, 5 класс | |
К. Даниил, 5 класс | |||
2019 | Открытый региональный со всероссийским участием конкурс "Лучшее портфолио", РЦРО | Ш. Полина, 6 класс | |
2018 | К. Даниил, 5 класс | ||
ПРИЗЁРЫ | |||
2020 | Всероссийский конкурс сочинений, Министерство просвещения РФ, муниципальный этап. | К. Даниил, 8класс. | |
К. Яна, 8 класс. | Книга, которая учит жить. | ||
2020 | Муниципальный конкурс чтецов «Строки, опалённые войной», Администрация Кожевниковского района | Ш.Полина, 6 класс | Ю.Яковлев. «Девочки с Васильевского острова». |
2019 | Муниципальный конкурс чтецов «Строки, опалённые войной», Администрация Кожевниковского района | Ш. Полина, 7 класс | О. Киевская «Баллада о матери» |
2018 | Межрегиональный с международным участием фестиваль проектов, РЦРО | Ш. Полина, 6 класс | Учебный проект «Братья наши меньшие нуждаются в защите». |
2019 | Открытый дистанционный конкурс «Моя малая родина» для детей с ОВЗ | Ш. Полина, 6 класс | |
2019 | Областная историко-патриотическая конференция «Листает ветер летопись времён» | К. Даниил, Д.Арина, У.Александр, 6 класс | Социальный проект «Память о герое-земляке» |
2019 | Открытый межрегиональный со всероссийским участием Литературный фестиваль «Россия необъятная моя!», РЦРО, РВЦИ Кожевниковская СОШ №2. | С. Слава, Ш. Полина, Д. Арина, Б. Андрей, С. Анна, 6 класс | |
2018 | Региональная научно-практическая конференция "Мир науки глазами детей", ТОИПКРО, департамент образования Томской области | Ш.Полина, 5 класс | |
2019 | Открытый региональный со всероссийским участием конкурс "Лучшее портфолио", РЦРО | К.Ангелина, 7 класс | |
2018 | М. Варвара, 7 класс | ||
2018 | Межмуниципальный дистанционный конкурс видеороликов чтецов "Семейные традиции храня". РЦРО | Л. Дарья, 5 класс | |
Ш. Полина, 5 класс | |||
2019 | Межрегиональный с международным участием фестиваль проектов, РЦРО | В. Никита, С. Святослав, Л.Неля, 7 класс | |
2019 | Муниципальная практическая конференция. | М. Алина. К. Даниил, 6 класс | Учебный проект «О, сколько в нём открытий чудных!» |
2019 | Исследовательская конференция «Школа юного гражданина», РЦРО | В. Никита, С. Слава, Л. Неля, 7 класс. | Социальный проект «Листает память страницы истории». |
2019 | Региональный этап конкурса чтецов "Родина любимая моя" (в рамках Макариевских чтений) | М.Алина, 7 класс | |
2018 | Региональный этап Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика", Фонд «Живая классика». | К. Даниил, 5 класс. | |
2019 | Муниципальный этап Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика", Фонд «Живая классика». | К. Даниил, Ш.Полина,6 класс. | |
2020 | К. Даниил,8 класс | В. Шерлинг «Дети Ивана Соколова» | |
2019 | Районный молодёжный форум гражданских инициатив «Россия – это мы!», РЦРО | 2 команды: 7 «А» и 7 «Б» | Социальный проект «Листает память страницы истории». |
Есть среди моих учащихся творчески одарённые личности. Ни одно конкурсное событие, где представляется чтение наизусть, не обходится без К.Даниила, М.Алины, Ш.Полины. Для этих ребят совместно с преподавателями Школы искусств, при согласовании с родителями, были разработаны индивидуальные образовательные маршруты.
Важную роль в работе с такими детьми отвожу встречам с интересными людьми, в том числе с местными поэтами.
Так, большое впечатление на ребят произвели встречи с поэтами- земляками В.Ф. Применко и Гарагулей А.П. В своём отзыве ребята написали:
«Встреча наша, действительно, была творческой: мы слушали истории создания и стихи в исполнении автора, читали из сборников сами, понимая всю ответственность перед создателем. Встреча закончилась, впечатления остались. Особое чувство вызвали у нас стихи о Кожевникове. Читая эти строки, чувствуешь гордость за окружающую нас природу, за место, где родился и живёшь».
Встреча с Александром Прохоровичем стала началом сотрудничества одной из учениц, которая пишет стихи. Поэт стал для неё рецензентом при работе над проектом «Писать стихи легко!?..» Прислушавшись к его рекомендациям, Ангелина подкорректировала своё стихотворение о Кожевниково и стала победителем двух серьёзных образовательных событий, в том числе и Международного уровня.
Развитию способностей школьников способствует также социальный проект "Школьная газета "Переменка". Для его реализации разработаны авторские программы «Школа юного журналиста» и "Юный журналист", которые имеют целью дополнительное образование школьников.
Сегодняшний состав редколлегии работает со мной 4-й год. Среди них – корреспонденты, журналисты, дизайнеры, технические редакторы, наборщики, печатник, фотокорреспонденты. Кроме того, к изданию номера привлекаются внештатные корреспонденты – руководители СМИ классов-городов.
Наша газета состоит из десяти полос. Здесь ребята получают возможность проявлять свои способности в полном объёме. Эта работа помогает формировать у обучающихся универсальные учебные действия, на которые нацеливает нас ФГОС. Работая в издательстве школьной газеты, школьники совершенствуют коммуникативные навыки, на практике учатся писать сочинения разных жанров, осознанно готовятся к выбору профессии.
Кроме этого, юные корреспонденты обретают жизненный опыт, учатся этическим нормам общения со старшими, с деловыми людьми, посещают мастер-классы специалистов - наших социальных партнёров, проникаются чувством ответственности за самостоятельно выбранное дело, понимают, что общий успех нашего проекта зависит от дисциплинированности каждого в отдельности.
Наша газета выходит в печатном и электронном вариантах, размещается на общешкольном стенде «школьный медиацентр» и на сайте школы.
Работы моих учащихся размещены в соцсети nsportal на проекте для одарённых детей "Алые паруса".
Наблюдая за успехами своих ребят, испытываю чувство удовлетворения и радости. И моя задача - не дать погаснуть интересу к нашему национальному достоянию - русскому языку и литературе, дальше развивать способности своих учеников.
Понамарева Галина Николаевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках внеурочной предметной деятельности
Исследовательская деятельность учащихся под руководством учителя...
Постановка проблемы на уроках химии как средство развития способности обучающихся к познавательной деятельности.
Творческие способности школьников могут быть развиты в том случае, когда они активно участвуют в процессе усвоения новых знаний, в процессе поиска истины. Наибольшее значение ...
Программа «Выявление и развитие способностей к физкультурно-спортивной деятельности у обучающихся и их социализация на уроках физической культуры»
Программа "Выявление и развитие способностей к физкультурно - спортивной деятельности у обучающихся и их социализация на уроках физической культуры"...
2019 год Организация внеурочной предметной деятельности
Работа содержит опыт работы учителя русского языка и литературы по организации внеурочной предметной деятельности....
Формирование толерантной личности во внеурочной предметной деятельности
Методическая разработка недели толерантности...
Программа «Выявление и развитие способностей к физкультурно-спортивной деятельности обучающихся и их социализация на уроках физической культуры»
Программам по выявлению и развитию способностей к физкультурно-спортивной деятельности у обучающихся и их социализации предусматривает создание благоприятных условий для развития обучающихся, позволяе...
Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей: «Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельности».
Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей:«Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельн...