Основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках внеурочной предметной деятельности
методическая разработка по теме
Исследовательская деятельность учащихся под руководством учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_organizatsii_nauchnoy_deyatelnosti_uchashchihsya_2.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Парфененков Виталий Олегович,
кандидат исторических наук,
методист ГБОУ
лицея № 408 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках внеурочной предметной деятельности
Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам
Одной из важных составляющих изучения предметов в рамках среднего образования является исследовательская деятельность учащихся под руководством учителя. Ее следует относить к внеурочной деятельности, поскольку решение ее основных задач, о которых пойдет речь ниже, осуществляется не только на уроках истории, но и в послеурочный период при посещении учащимся научной консультации, библиотеки, архива и т. п.
Отметим, что исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательских, творческих задач под руководством учителя. Обычно выделяют следующие этапы исследовательской деятельности:
- Изучение теоретического материала в рамках курса истории, его локализация на конкретном историческом сюжете (процессе, персонаже, событии).
- Выделение проблемы в рассматриваемом материале, в связи с которой происходит постановка цели исследования, определяются его задачи.
- Формулирование рабочей гипотезы – отправной точки исследования, которая может корректироваться в процессе изучения исторического материала.
- Освоение методики исследования, в том числе – определение тех методов, посредством которых будет происходить решение поставленных задач, а значит и продвижение к поставленной цели.
- Обработка материала – включает в себя его классификацию, определение степени достоверности (если это возможно на уровне учебной исследовательской работы), степени его важности для результатов исследования.
- Обобщение, анализ, выводы как финал произведенной исследовательской работы, как ее результат, указывающий и на знание исторического материала, и на владение методикой исследования, на степень его самостоятельности, а иногда – не только личной, учебной, но и научной значимости.
- Представление исследовательской работы.
Не секрет, что такой вид учебной деятельности, как исследовательская, считается весьма сложным и ресурсозатратным как для учителя, так и для учащегося и его родителей. Все это, конечно же, влияет на отбор контингента учащихся для ее реализации. Факторами рекрутирования потенциальных исследователей в современной образовательной среде, по нашему мнению, являются наличие осознанного интереса у учащихся к исследовательской деятельности по предметам, наличие сформированных у учащегося на предыдущих этапах обучения навыков самообразования, без которых сложно говорить о самостоятельности юного исследователя, наличие творческих качеств личности учащегося, умение, и что более важно – желание работать в сотрудничестве; так же важны кругозор учащегося, поддержка семьи (и моральная, и помощь в получении необходимой литературы), практическая значимость работы (и научная, и личная – возможность занять место, получить диплом).
В условиях, когда определился круг участников исследовательской деятельности, даже если вызвался лишь один учащийся, на передний план выдвигается выбор темы исследования, субъектами которого, на наш взгляд, должны быть и учащийся, и его родители (особенно, если тема будет в той или иной степени затрагивать историю данной конкретной семьи), и учитель. К факторам выбора темы исследования следует отнести личный интерес учащегося, компетентность учителя в узкой исторической проблематике, актуальность темы, ее малоизученность, а так же наличие относительно широкого и что важно, доступного для учащегося круга источников и литературы.
Отметим, что тема исследования – это ракурс, в котором будет рассматриваться поставленная исследователем проблема. Как известно, выделяют две группы тем исследовательских работ учащихся – теоретические, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках, и эмпирические, направленные на проведение собственных наблюдений. Такое деление, несомненно, условное, поскольку возможно сочетание теоретического и эмпирического подходов в исследовательской работе.
Выбор темы важен и с точки зрения последующего подбора источников и литературы для проведения учебного исследования. Основными критериями подбора источников могут быть названы достоверность, отражение сути изучаемой проблемы, доступность, их опубликованность (в том числе - в сети), наличие необходимых материалов в семейных архивах. Критериями подбора литературы можно назвать и доступность, и охват исследуемого исторического периода, и отражение существующих в исторической науке точек зрения (историографическая составляющая исследования).
Следующим шагом и юного исследователя, и его научного руководителя является определение цели исследования – того конечного результата, которого хотелось бы достичь при завершении работы. Формулировку цели исследования, как правило начинают со слов «выявить…», «установить…», «обосновать…», «уточнить», «объяснить…», «доказать…». Далее исследователю необходимо определить задачи работы – выбрать пути и средства для достижения цели в соответствие с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи следует крайне внимательно, так как описание процесса их решения фактически является содержанием будущих разделов исследования. Отметим, что количество разделов в исследовательской работе обычно соответствует количеству поставленных в исследовании задач.
Обращают на себя внимание виды исследовательских задач:
- Практические задачи – служат для иллюстрации какого-либо события или явления.
- Собственно исследовательские задачи - в них исследуемый материал зависит от некоторых факторов.
- Научные задачи – их постановка неприменима в образовательном процессе, так как эти задачи решаются учеными.
С постановкой задач учебной исследовательской работы тесно связано определение методов исследования, так как метод является способом достижения исследовательской цели. Для учебных работ, как правило, выделяют следующие методы:
1. Теоретические – моделирование, абстрагирование, анализ и синтез.
2. Эмпирические – наблюдение, сравнение, эксперимент, тестирование, интервьюирование.
3. Математические – статистические, методы сетевого моделирования, программирование, визуализация.
Сообразно поставленной цели, определенным для ее достижения задачам и методам исследования все научно-исследовательские работы учащихся подразделяют на информационно-реферативные, экспериментально-творческие, натуралистические и описательные, исследовательско-творческие и проблемно-реферативные. Последние два вида в наибольшей степени соответствуют исследовательским работам учащихся средних общеобразовательных учреждений по истории, что напрямую просматривается в критериях отбора для участия в районных, городских, региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Важным этапом исследовательской работы является ее редактирование, осуществляемое учеником (в зависимости от его навыков на данном этапе исследования), учителем (основной объем), а при наличии определенной заинтересованности, особенно – если работа посвящена истории семьи, в редактировании могут принимать участие родители учащегося.
Заключительным этапом исследования является его презентация, которая может осуществляться в трех основных формах, связанных между собой:
- Устная – выступление учащегося по основной проблематике работы, ответы на вопросы.
- Письменная – в виде автореферата работы, ее тезисов.
- Электронная – презентация (слайд-щоу).
Требования к презентации исследовательской работы учащегося как правило предлагаются организаторами тех или иных конкурсных или научных мероприятий и могут существенно различаться.
Таким образом, весь пройденный учащимся путь от начала исследования до его представления является важным элементом развития и саморазвития личности, основанного на самообразовании, обучении, сотрудничестве, приобщении к истории и культуре своей большой и малой Родины и имеет своей конечной целью подготовку компетентного в вопросах исследовательской деятельности выпускника, подготовленного к обучению в ВУЗе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы по математике "
Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Я считаю, что...
статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"
статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по физике
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии
обобщение опыта по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии
из опыта работы учителя биологии высшей категории МБОУ СОШ с.Бай-Хаак Тандынского кожууна Республики Тыва Ховалыг Уран Минчитовны...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе
Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках работы школьного научного общества учащихся....
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
Познакомить учителей с теорией и практикой организации и проведения научно-исследовательской работы школьников....