Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.9 класс.
план-конспект урока (9 класс)
Конспект первого урока родного (русского) языка за курс 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 32.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Отражение в русском языке культуры и истории русского народа»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить обучающимся, что русский язык – хранилище сведений об истории, материальной и духовной культуре русского народа; начать знакомство с понятиями «кумулятивный», «аккумулятивный», «безэквивалентный», «когнитивный», «коммуникативный».
Предметные: знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах.
Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: осознание культурной и исторической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Образовательные ресурсы:
- https://vk.com/public61593816
- https://www.youtube.com/watch?v=yeWGVY9mu3c
- http://gramota.ru/slovari/dic/?word=язык&all=x
- https://yandex.ru/video/preview/?text=ютуб%20говоры%20северных%20и%20южных%20народов%20репортаж&path=wizard&parent-reqid=1625680462831027-11754730978671903126-balancer-knoss-search-yp-sas-2-BAL-3806&wiz_type=vital&filmId=5749658388032424654
- https://edu.skysmart.ru/homework/new/909
- https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2019/11/26/konspekt-uroka-rodnogo-yazyka-russkogo-v-9
- https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/06/03/russkiy-yazyk-v-risovannykh-kartinkakh
Оборудование урока: ПК с доступом в Интернет (для учеников + ПК учителя), проектор, экран, интерактивная доска.
ХОД УРОКА
Этап 1. Ценностно-эмоциональный
Учитель читает стихотворение
Она у каждого своя -
Земля, что Родиной зовется.
Кому-то - домик у ручья,
Кому-то - за деревней солнце.
Кому-то - мамино "привет"
Или рукопожатье друга.
А для кого-то - синий цвет
И все вокруг до дна, до звука…
А.Хватков
- «Она у каждого своя…» С чем у вас ассоциируется слово Родина? Составим кластер.
(на доске и в тетради)
- Русский поэт, литературный критик, переводчик, близкий друг А.С. Пушкина Пётр Андреевич Вяземский писал:
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной.
- Сейчас вы попытаетесь определить тему нашего урока, просмотрев еще одну подсказку.
https://www.youtube.com/watch?v=yeWGVY9mu3c
с 1.11мин.по 3.00
-Каким словосочетанием мы можем охарактеризовать это видео?(русская культура)
Тема урока, постановка целей.
- Язык и культура – эти явления тесно связаны друг с другом. Сегодня мы поговорим о том, как в русском языке отражается культура и история русского народа.
(Ученики записывают в тетрадь тему урока «Отражение в русском языке культуры и истории русского народа»)
- Давайте разберёмся с темой урока. Обратимся к словарю, пройдя по ссылке http://gramota.ru/slovari/dic/?word=язык&all=x
- Язык. Что это такое?
(3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей..)
- Культура- это..?
(1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни..)
- Как вы понимаете словосочетание «русская национальная культура»?
(Это совокупность духовных достижений русского народа.)
- Какие достижения мы относим к духовным?
(Нравственные и интеллектуальные)
Этап 2. Ценностно-познавательный
- Прочитайте высказывания известных представителей русской культуры. Какая тема объединяет эти высказывания? Назовите эту тему и устно обоснуйте свой ответ.(Работа с учебником. Упражнение 1.)
Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. Всё, что есть у народа в его быте и понятиях, и всё, что народ хочет сохранить в своей памяти, выражается и сохраняется языком. (Измаил Иванович Срезневский)
Слово – не случайная комбинация звуков, не условный знак для выражения мысли, а творческое дело народного духа, плод его поэтического творчества. Это – художественный образ, в котором запечатлелось наблюдение народа над самим собой и над окружающим миром. (Василий Осипович Ключевский)
- Проанализируйте каждое высказывание, выделите ключевые слова. Определите, в каких значениях используются слова и словосочетания язык, слово, народный дух.
Работа в группах(парах) над высказыванием В.О. Ключевского о слове.
- Как вы понимаете смысл высказывания В.О. Ключевского о слове?
- Какие наблюдения над окружающим миром и какие образы использовались русским народом при создании, например, слов «подснежник» или «ущелье»?
- Какие образы и признаки были положены в основу создания абстрактных существительных родина (1 вариант) и отечество (2 вариант)? При ответе используйте материалы рубрик «Из истории языка» и «Диалог культур».
- Язык – универсальное средство общения между людьми. Чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему выстраивать отношения с людьми.
- Давайте опять обратимся к стихотворению. Выделите в нем синонимы
Суета, суета, и опять суета.
То на бой, то на пир, то в далекие дали.
Вот бы знать наперед, что судьба моя – та,
О которой большие поэты мечтали.
Нет, не бронзой звенеть. Мне оно ни к чему.
Пусть об этом мечтают, пожалуй, другие.
Я хочу свою жизнь посвятить одному –
Петь и петь о стране, что зовется Россией.
Кто-то скажет: «Зачем? Разве ладно живем?»
Будто, правда, когда-то мы здорово жили.
Потому мы, поэты, Отчизну поем,
Что без Родины вряд ли б когда-нибудь были.
Не родился бы тот, чей Онегин сразил,
Как стрелой купидона, сердца поколений.
Да и я бы, пожалуй, на свете не жил
Без России и связанных с ней откровений.
Суета, суета… Мне бы только успеть
Из того, что хочу, ну хоть малую малость:
Даже если не в прок, не щадя себя петь,
Чтоб Россия была, чтоб Россия осталась.
Ноябрь 2017 г.
- Правильно, это слова «родина» и «отчизна».
- Какие образы и признаки были положены в основу создания абстрактных существительных родина и отчизна? При ответе используйте материалы рубрик «Из истории языка» и «Диалог культур».
- Какие функции языка нашли отображение в данном сюжете?
( общения, познавательная, передача информации)
- Познакомимся с теоретическим материалом на стр.6, введем в наш лексикон новые слова( коммуникативный,когнитивный,кумулятивный).
- Проанализируем схему упр.2
- Вернемся к просмотренному сюжету. Конечно же, вы не могли не заметить особенности говоров героини, она виртуозно владеет ими на практике. Иностранец, услышавший некоторые из звучавших слов, просто не сможет их понять. Оказывается, в русском языке есть слова, которые являются непереводимыми и могут заимствоваться другими народами вместе с самими предметами. Такие слова называют безэквивалентными. Познакомимся с материалом «Лингвистические заметки» на стр.6.
- Поработаем с упр.4 на стр.8. Но прежде повторим пройденный материал.
- Как называется раздел языкознания, изучающий словарный запас языка?
(Лексика).
- Продолжите. Слова, имеющие одно значение, называют…, несколько - ….
- Слова в словосочетаниях русский язык - язык пламени имеют …и …значения.
- Язык, речь – это….
- Разговорчивый – молчаливый -…
- Язык - подвижный мышечный орган в полости рта;
язык - исторически сложившаяся система звуковых, словарных и
грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе -…
- Восторг - авантюрист (фр.) -…
- Чело – кулак - ….
-Чем архаизмы отличаются от историзмов?
(На место архаизмов пришли синонимы, а историзмы вышли из речи.)
- Компьютер, принтер, сканер - …
- Расскажите, какие исторические факты отразились в значениях слов-историзмов.
- Объясните, почему найденные вами слова относятся к безэквивалентной лексике.
(Потому что в них отражена история только русского народа.)
- В литературе история русского народа нашла отражение в пословицах и поговорках.
Знакомство с материалом «Лингвистические заметки» на стр.9
Этап 3. Ценностно-рефлексивный
- Что из материала урока вам сегодня запомнилось?
- Что нового узнали?
- С чем можно сравнить культуру и историю русского народа? Подберите образ-символ.
Домашнее задание.
Выполнить упр.7, второе задание упр.6. Из упр. 5 выберите три пословицы, письменно объясните их значения(кратко) и приведите по одному-два примера из литературных произведений на их подтверждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".
Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...
Элективный курс по русскому языку "По страницам истории русского языка"
, Элективный курс «По страницам истории русского языка» предусмотрен для учащихся 10-11-х классов в рамках организации профильной подготовки учащихся. Данный курс рассчитан на...
Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс
Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс...
Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...
Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...