Интегрированный урок по русскому языку и чтению "Красота родной природы"
план-конспект урока (6 класс)

Обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._attestatsiya.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Интегрированный урок по русскому языку и чтению «Красота родной природы»

Цель: повторить, обобщить, закрепить знания уч-ся о глаголе, учить находить глаголы в тексте, выполнять морфологический разбор, показать красоту природы в произведениях искусства, совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать речь, обогащать словарный запас,  воспитывать интерес к литературному чтению, изобразительному искусству, музыке, эстетические чувства, любовь к природе, бережное к ней отношение.

Оборудование: компьютер (ноутбук) и телевизор для показа презентации,  карточки для индивидуальной работы.

Используемые технологии: личностно - ориентированная, технология, технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающая технология, компьютерная (информационная) технология.

1. Орг. момент.

Психологический настрой на урок.

Я в школе на уроке

Сейчас я начну учиться

Я радуюсь этому.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я буду стараться

И у меня всё получится.

 

2 Повторение теоретических знаний о глаголе.

-Какую часть речи мы изучаем?

-Тестирование по теме «Глагол»

Слайд№1

1)Глагол обозначает:

а ) предмет

б)  действие

в)  признак

Слайд№2

2)Найдите грамматические категории, которые относятся к глаголу:

а)лицо

б)падеж

в)время

г) число

Слайд№3

3)Глаголы в предложении являются:

а)подлежащим

б)сказуемым

в) второстепенным членом предложения

Слайд№4

4)Прочитав слова, найдите глаголы

а) Река

б) блестеть

в) желтый

г) зеленеть

3 Сообщение темы урока. Цели и задачи урока.

Сегодня на уроке мы повторим и закрепим наши знания о глаголе,  будем учиться находить глаголы в тексте, определять грамматические категории глагола, правильно писать личные окончания глаголов. Все задания, которые мы будем выполнять, всё, о чём будем говорить, можно объединить одной темой «Красота родной природы».

Тема урока: «Красота родной природы»

Слайд№5

Учитель:

Природа – удивительна и прекрасна. Человек, который любит природу,  становится  частью природы, и она открывает ему свои тайны, свою душу. Об этом очень ярко сказал  великий русский поэт Ф. И. Тютчев.

Не то, что мните вы природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                                         Ф. И. Тютчев.

Эти слова поэта будут эпиграфом к уроку.

5 Тренировочные упражнения.

2) Творческая работа (карточки).

Задание: вставить в предложения наиболее красивые  и выразительные глаголы.

Красива природа России. В каждом времени года есть своя прелесть.

Зимой мороз (сковывает, покрывает) реки льдом. Деревья (наряжаются, одеваются) в сверкающие одежды.

Но вот весна (стучит, заглядывает) в окна. ( Плачут, тают) сосульки. Река (ломает, ревёт) ледяные оковы.

Летом (шумят, шелестят) листвой леса. Лениво (плывут, бегут) стайки облаков.

 И вот уже (шелестят, шуршат) под ногами осенние листья.

3.Работа в тетради.

Красива природа России. В каждом времени года есть своя прелесть.

          Зимой мороз сковывает реки льдом. Деревья наряжаются в сверкающие одежды.

Но вот весна заглядывает в окна. Плачут сосульки. Река ломает  ледяные оковы.

         Летом шумят листвой леса. Лениво плывут стайки облаков.

 И вот уже шуршат под ногами осенние листья.

Записать  текст в тетради.

1 группа –.весь текст

2 группа – о зиме

Прочитайте ещё раз текст. О чём этот текст?

- Родная природа!  Cколько в ней красоты! В Японии есть уроки «любование природой», которые часто проводятся  в лесу или у реки. Как жаль, что подобных уроков нет в наших школах.

А ведь у каждой травинки, у каждого деревца есть свои тайны, они также как люди умеют разговаривать.

Красоту природы можно увидеть в одном дуновении ветерка, в капельке дождя, в холодной белоснежной снежинке.

5. Выразительное чтение учащимися стихотворений о природе.

Н. Рыленков.

Всё в тающей дымке:

Холмы и перелески

Здесь краски не ярки

Здесь звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озёра

И всё ускользает от беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Здесь мало услышать

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг  отразили

Бездонные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Ф. И. Тютчев.

Какие чудные картины

Мир открывает нам порой!

В травинках – лучик золотой,

Серебряная паутина.

А сколько дивной красоты

В хрустальной капельке росы,

В дождинке, по стеклу скользящей,

И в лёгкой дымке над рекой…

Мир- удивительный такой!

К нему присматривайся чаще!

6. Просмотр слайдов о природе (с музыкальным сопровождением)

7. Беседа о русских поэтах – певцах природы.

Учитель.

. Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти разнообразные знакомые и дорогие картины.
Стройные берёзки, цветущий луг или золотые хлебные поля.  Торжественная, сверкающая красота зимы и мягкая прелесть весенних дней. Трудно найти человека, равнодушного к родной природе. Невозможно представить себе и безразличие к ней со стороны искусства: о природе поется в песнях, ей посвящены стихи, музыка, картины.
Многие поэты воспевали красоту родной природы.

На уроках чтения мы читали, учили стихотворения русских поэтов о природе.

Давайте вспомним великих поэтов, которые в своих произведениях описывали природу.

 -  А. С. Пушкин

- Ф. И. Тютчев

- И. Бунин

- А. Фет

А. Плещеев

С. Есенин.

А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, Фет, С. А. Есенин и многие другие  – певцы родной природы.

8 Чтение стихотворений русских поэтов о красоте природы.

1).А. С. Пушкин «…Вот север тучи нагоняя»

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы

С. Есенин

Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Современные поэты.

Ирина Куль. Первый снег.

Первый снег на землю лег
Робко и несмело..
На полянах,  вдоль дорог
Сразу посветлело..
Этот белый сарафан 
Так к лицу природе!
Кружевной на нем карман
По последней моде,
Серебристая кайма 
У него по краю.
Хоть носи его сама-
Красота какая!

 Т.Халявкина. Пришла зима.

Земля накрылась белым одеялом.
И  стало все вокруг белым, бело.
Синички появились ведь  недаром,
Они предвестники зимы, ушло тепло.

Морозец похозяйничал на славу.
Земля гудит, как колокол в набат. 
И ветер тут нашел себе забаву,
Играть снежинками, кидая их назад.

Природа вся почти уже уснула.
Зверушки поменяли свой наряд.
И водоемы льдом все затянуло,
На солнышке  сосульки  так блестят

Учитель:

:- Какие замечательные стихи! В каждом – картина о природе!-Каждый человек любит свою родину, родную природу, но лишь великим поэтам дано так ясно, просто  и талантливо рассказать о дорогих сердцу местах.

- Мы сейчас с вами тоже нарисуем  картинку. Для этого нужно выполнить следующее задание.

7 Работа с деформированным текстом. Составление предложения о природе из слов вразбивку.

Перелетает, на, красногрудых, стайка, с, дерево, снегирей, дерева

7 Морфологический разбор глагола.

-Записать предложение в тетрадь.

-Найдите в предложении глаголы.

- Как изменяются глаголы?

- Определить время, лицо, число.

-Какую словесную картинку вы можете нарисовать.

9. Беседа о произведениях русских художниках - пейзажистах.

- Красоту природы воспевали в своих картинах художники. На уроках чтения мы также обращаемся к таким произведениям.

- Как называют картина, на которой   изображена природа? (пейзаж)

- Как называют художников, рисующих пейзажи? (художники – пейзажисты)

10.Просмотр слайдов «Репродукции картин русских художников.

А. Саврасов «Март», «Грачи прилетели»

 Исаак Левитан так отзывался о картине "Грачи прилетели": "Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, - и только... Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу".

 

И. Левитан «Весна. Большая вода»,  «Золотая осень»,  «Речка – Истра»

«Весна — большая вода» — одна из многочисленных картин Исаака Левитана, посвящённых весеннему пробуждению природы. На картине изображён момент половодья. Вода тиха и неподвижна, в ней, как в большом зеркале, отражаются обнажённые ветви деревьев и высокое небо с лёгкими облаками. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием.

В. Поленов «Ранний снег»,  «Золотая осень», «Осень в Абрамцеве»,

И. Шишкин. «Рожь», «Золотая осень», «Корабельная роща»,   «Берёзовая роща»,«Утро в сосновом бору».

Родная природа во всей своей красе  смотрит на нас с полотен Ивана Ивановича Шишкина. Художника привлекали деревья, трава, цветы. Он не любил рисовать фигуры людей и животных. Медвежат на картине «Утро в сосновом лесу» написал по просьбе Шишкина художник К. А. Савицкий.

Шишкин всю свою жизнь отдал искусству. Знаменитая картина «Корабельная роща» создана в последние дни его жизни. Несмотря на болезнь, художник сохранял исключительное мастерство.

11 Повторение правил правописания глаголов.

12. Самостоятельная работа (карточки).

      Берёзой можно любоват…ся в любое время года. Осенью  береза одевает…ся в з…л…той наряд. З…мой она сверкает серебром. Походиш… по лесу, послушаеш… т…шину, подышиш… чист… воздухом – станет тебе спокойно и легко.

13.Прослушивание пьесы из альбома П. И. Чайковского «Времена года»

. 14 Итог урока. Оценки.

-  Сегодня на уроке мы вспомнили прекрасные произведения талантливых людей, воспевавших красоту природы.

- Эти поэты, художники, композиторы жили в разное время, но всех их объединяет любовь к Родине, родной природе, способность особенно сильно чувствовать, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда  обычного человека. Их произведения показывают нам красоту родного края, учат понимать язык природы, открывают тайны природы. Но открывается они, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому внимательному.

Чтение стихотворения Р Рождественского «Земля – наш дом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка. 2 класс.

Интегрированный урок  по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ. Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного п...

Интегрированный урок биология + английский язык «Взаимоотношения человека и природы»

Естественно-научное направление: интгрированный урок биологии и английского языка.Класс 10"В" - химико-биологический профиль. Программа среднего (полного) образования по биологии (профиьный урове...

Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...

Презентация к уроку русского языка "Сочинение "Береги родную природу"

Данная презентация предназначена для проведения урока по развитию речи, где развиваются навыки написания сочинения-рассуждения....

Интегрированный урок по русскому языку: Причастие в русском и английском языках

интегрированный урок в 8 классе по теме "Причастие в русском и английском языках". Целью урока явилось сопоставление общности и различичий в парадигме двух языков. Задачи: повторить образова...