интегрированный урок по литературе в 6 классе «Родная природа в произведениях русских поэтов, писателей, художников».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Интегрированный урок даёт понять ученикам, что всё в мире едино.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_6_klasse.docx | 22.07 КБ |
rodnaya_priroda_v_proizvedeniyah_russkih_poetov_pisateley.pptx | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема интегрированного урока литературы в 6 классе «Родная природа в произведениях русских поэтов, писателей, художников».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, композиторов, художников; помочь понять настроения, чувства поэтов, композиторов, художников; определить способы создания образов; воспитывать чувство прекрасного к природе; воспитать любовь к родному краю и бережное отношение к природе родного края.
Оборудования: презентация, карточки, текст стихотворения Евгения Абрамовича Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист!.."
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас и очень хочу начать работу с вами. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
- Актуализация темы. Мотивация.
Наша природа- это наша Родина. Наша земля-это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой родной природы.
Художники, поэты, композиторы в своих произведениях передавали не только неповторимую прелесть родного края, но и своё отношение к ней.
-Ребята, какая тема нашего урока? (слайд 1)
-Что мы должны узнать на уроке? (каким образом художники, поэты, композиторы в своих произведениях отражали восхищение природой).
III. Изучение нового материала.
Посмотрите внимательно на репродукцию картины русского художника Архипа Ивановича Куинджи и вставьте пропущенные слова в приведённый ниже текст.(слад 2)
На картине художника А.И.Куинджи изображена ранняя…(весна). Вся…(природа) просыпается после зимних…(холодов). Небо стало…(синим). Золотое солнце светит…(ярче). Белоствольные берёзки вытянули свои …(ветви) к солнцу и просят…(тепла). Речка постепенно освобождается от…(ледяных оков). Автор использовал…(светлые, нежные) краски, чтобы передать состояние окружающей среды.
Это полотно проникнуто чувством…, потому что наступила…
-Как бы вы назвали эту картину?
-Картина А.И.Куинджи называется «Ранняя весна».
-Значит с помощью чего художник передал весенний пейзаж? (с помощью кисти)
-Давайте послушаем музыкальное произведение великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. (ребята слушают произведение)(слайд 3)
-Понравилась вам музыка?
-Какие чувства она вызвала у вас? (чувства радости, нежности)
- Как вы думаете, какое время года описано в произведении? (весна)
-Какой вы представили весну, слушая музыку?
Работа в парах.
-Пение какой птицы вы услышали? (На партах разложены листочки с названием птиц. Ребята должны выбрать правильный вариант.)
1) воробей
2) жаворонок
3) ласточка
-Ещё ранней весной, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на припеке образовались первые тёмные проталины, прилетают и начинают петь наши весенние ранние гости - жаворонки.
-Какие звуки весенней природы вы услышали ещё?
-При помощи чего музыка передаёт описание природы? (при помощи звуков)
-Композиторы при помощи звуков, художники при помощи кисти создают прекрасную картину природы.
-Скажите, а как ещё можно передать красоту природы? (словом)
-Конечно же, словом.
Словом можно выразить всё: и звуки, и краски, и чувства, и даже мысли автора.
Но главное- уметь читать, видеть, слышать, понимать поэзию.
IV. Подготовка к восприятию стихотворения.
-Ребята, для того, чтобы передать красоту природы поэты используют в своих стихотворениях изобразительно-выразительные средства языка.
-Какие вы знаете средства выразительности? (эпитет, метафору, олицетворение,сравнение)
-Давайте вспомним определение средств выразительности.
Работа в парах.
На партах находятся листочки с таблицами. К словам в левой колонке подберите определение, приведённое в правой колонке.(слад 4)
Эпитет | перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. |
Сравнение | употребление слова в переносном значении на основании сходства предметов или явлений |
Олицетворение | образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, имеющий общий признак |
Метафора | образное определение, которое даёт художественную характеристику предмету или явлению. |
-Проверка.
1)Подберите 5 эпитетов, которые вы можете использовать при описании репродукции картины Куинджи «Ранняя весна». А в этом вам поможет музыкальное сопровождение.
2)Теперь поберите 5 олицетворений к словам: (слад 5)
небеса
река
солнце
берёзы
Слова для справок: журчит, сияет, шелестят, смотрят
-Проверка. (слайд 6)
3) Поберите сравнения к следующим выражениям: (слайд 7)
Ручеёк звонкий, как…
Небо синее, словно…
Тает снег, точно…
Слова для справок: песня жаворонка, сахар в воде, море
Проверка. (слайд 8)
- Подберите метафоры из правой колонки к словам из левой колонки. (слайд 9)
небо | молодая девица |
свет | белоствольная красавица |
берёза | потоки солнца |
весна | голубое полотно |
Проверка (слайд 10)
V. Физкультминутка.
А теперь, ребята, встаньте!
Поднимите руки вверх и плавным движением рук создайте ветер,
Разведите руки в стороны и плавным движением рук создайте волны,
А теперь присядьте, закройте глаза и представьте, что вы прогуливаетесь по ароматному цветущему лугу.
Ребята, откройте глаза, и продолжаем урок дальше.
VI. Знакомство со стихотворением поэта Евгения Абрамовича Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист!..".
-А теперь послушайте стихотворение русского поэта Евгения Абрамовича Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист!..". (аудиозапись) (слайд 11)
-О чём это стихотворение?
-Как бы вы назвали это стихотворение?
-Стихотворение называется "Весна, весна! Как воздух чист!..".
-Каким настроением передано это стихотворение? (радостным, торжественным)
-Почему всё радуется, ликует? (Наступила весна, все пробуждается от зимнего сна)
-Какие чувства у вас возникли при чтении этого стихотворения? (во всём чувствуется движение)
-Какая часть речи помогает создать движение природы? (глаголы)
-Назовите эти глаголы.
-Какие предложения по интонации помогают создать радостное настроение? (восклицательные)
-Как вы понимаете фразы: (слайд 12)
Обратите внимание на первую строфу: лексическое значение слова «лазурный»-синий
«очи»-глаза
«своей лазурию живой слепит мне очи он…»
-своей синевой ослепляют глаза
на третью строфу: что означает слово «хребет»- возвышенность (слайд 13)
«на торжествующим хребте…» (речка радуется, потому что она освобождается от ледяных оков)
«ветхий лист»-старый (слайд 14)
-Работа в парах.
-Найдите изобразительно-выразительные средства, с помощью которых создаётся картина весны. (слайд 15)
Изобразительно-выразительное средство | Примеры |
Эпитет | |
Олицетворение | |
Метафора |
«летают облака»
«взревев, река несёт..»
«шумят ручьи»
«лист шумит»
«на крыльях ветерка»
«река несёт…на хребте»
«лазурию живой слепит очи»
«лазурь живая»
«вышина яркая»
«торжествующий хребет реки»
«гимн заздравный»
-Ребята, обратите внимание на последнюю строфу.
-Как вы думаете с чем сравнивается душа поэта? (с ручьём, с птичкой) (слайд 16)
-Почему автор сравнивает себя с ручьём, с птичкой? (Душа поэта находится в единстве с природой. Автор тоже радуется приходу весны)
-Что означает слово гимн? (торжественная песня, посвящённая чему-то) (слайд 17)
-Кто поёт гимн?
-Весь окружающий мир ликует, торжествует. Наступила весна- время перемен и обновлений.
VII. Итог. Рефлексия.
- Молодцы, ребята! Я надеюсь, что сегодняшний урок позволил понять, насколько родная природа удивительна, сказочна. Ведь не зря поэты, композиторы, художники пишут о ней с восхищением и гордостью. Их стихотворения помогают нам понять, что природа – неотъемлемая часть жизни человека. А если представить, что вы вышли завтра на улицу и не увидели березку, не услышали жаворонка, ручеек…Что вы почувствуете? (Пустоту, одиночество).
- Что же мы должны сделать для того, чтобы сохранить природу для себя, для потомков? (Не засорять, не ломать деревья…)
-Закончите предложение.(слайд 18)
На уроке я узнал(а)…
Урок для меня показался…
Моё настроение…, потому что…
VIII. Оценивание.
IX. Домашнее задание. Выучить стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист!..", нарисовать иллюстрацию к стихотворению. (слайд 19)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Архип Иванович Куинджи
Подберите олицетворения к словам: небеса река солнце берёзы Слова для справок: журчит, сияет, шелестят, смотрят
Подберите сравнения к следующим выражениям: Ручеёк звонкий, как… Небо синее, словно… Тает снег, точно… Слова для справок : песня жаворонка, сахар в воде, море
Метафоры небо голубое полотно свет потоки солнца берёза белоствольная красавица весна молодая девица - Подберите метафоры из правой колонки к словам из левой колонки.
Лазурный - Очи- «Своей лазурию живой слепит мне очи он» синий глаза
Хр ебет- «Река несёт на торжествующем хребте поднятый ею лёд » ВЕТХИЙ ЛИСТ- старый,дряхлый возвышенность
Сравнение Душа поэта
Закончите предложение На уроке я узнал(а)… Урок для меня показался…, потому что… Моё настроение…, потому что…
Домашнее задание. Нарисовать иллюстрации к стихотворению Е.А.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное чтение. Картины родной природы в произведениях русских поэтов
Конспект, презентация урока внеклассного чтения 5 класс коррекционной школы VIII вида...
Урок литературы в 6 классе Родная природа в произведениях русских поэтов
Очень интересный материал!...
Дистанционное обучение. литература 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"
Материал, содержащийся в презентации, предназначен для самостоятельной работы учащихся 6 класса Г в условиях карантина...
Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века» 5класс
Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века...
«Осень в произведениях русских поэтов, писателей, художников и композиторов»
В методической разработке я постарался донести до учеников красоту русской осени в произведениях русских писателей,художников и поэтов....
Открытый урок по литературе в 5 классе "Родная природа в произведениях русских поэтов XIX века"
Урок дан в рамках обучающего семинара "Духовно- нравственное воспитание школьников в урочной деятельности" для студентов 3 курса направления подготовки "Педагогическое образование"...
презентация к уроку литературы 8 кл "Родная природа в произведениях русских поэтов"
ЭОР к уроку литературы в 8 классе "Родная природа в произведениях русских поэтов"...