Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"
методическая разработка по литературе (5 класс)

Фёдорова Людмила Александровна

Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока литературы и музыки для 5 класса

Тема

 Родная  природа  в литературе и искусстве.

Цель

1) Раскрыть  многогранность  художественно-образного  воплощения  темы               родной  природы  различными  видами  искусства:  поэзией,  музыкой    и
 живописью.
2) Развивать   слуховое   и  эмоционально – образное  мышление  в   процессе    
    восприятия  произведений  искусства.
3) Воспитывать  любовь  и  бережное отношение к родной природе, к Родине.

Планируемый результат

Предметные умения

Знать содержание  произведения, уметь определять жанр произведения и искусства,   анализировать эпизоды, проводить сравнительный анализ

Основные понятия

Пейзаж, тропы...

Межпредметные связи

 Литература, изобразительное искусство, музыка

Ресурсы:

Выставка  книг  русских  поэтов:     А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, П.А.Вяземского, А.Н. Майкова, А.К.Толстого, И.З.Сурикова,С.Д.Дрожжина, А.Н.Плещеева, А.В.Кольцова;  презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint,  интерактивная  доска, выставка  репродукций  картин российских художников.

Тип урока

Интегрированный

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная

Технологии

 Здоровьесберегающая, информационные, развивающего обучения , проблемного обучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг. Момент . Цель. Включение в деятельность

Сегодня у нас, ребята,  очередная встреча с искусством- миром чувств и  раздумий, откровений и открытий.  Урок у нас необычный.,  потому что  вести  его будут сразу два учителя. Вместе со мной  урок искусства будет проводить   и ваш учитель музыки Зинаида Алексеевна.

(Ученик читает под музыкальное сопровождение «к Элизе» стихи Ф.И. Тютчева ).                                  Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит...

Включение в учебный процесс

II. Мотивация к учебной деятельности.

Цель-определение содержательных рамок урока

Все посмотрите на экран и скажите: о чём мы сегодня будем говорить на уроке и что мы должны узнать?

Да, действительно, ребята сегодня мы будем говорить о  родной природе  в произведениях  поэтов, художников и  композиторов.(открыть 2 слайд с темой урока)  как  литература и искусство тесно связаны между собой,  что у них общего.

Именно на  эти  вопросы мы постараемся ответить в течение урока. На нашем уроке  присутствуют три рабочие группы: «Литераторы», «Музыканты», «Художники». Каждая группа  в течение урока будет исследовать мир чувств и эмоций  в своём направлении.

Предполагают,  о чем пойдет речь на уроке 

(Мы будем говорить   о  стихах,   о музыке, о картинах , о природе и как они связаны между собой 1 слайд )

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;

  1. Актуализация  и углубление изученного

Цель – пополнение словарного запаса

Учитель литературы:
–  
Русская   природа  прекрасна   в  любое  время  года,   поэтому  всегда  была источником вдохновения, источником  живительной силы, одаренной  русской души. У каждого вида искусства свой язык, свои средства выражения красоты родной  природы,   жизни   человека,    связанные  с  календарными изменениями в природе. Мы с вами уже  знаем, как рифмованное слово может передавать эмоциональное состояние человека, его настроение.

Учитель музыки:

-- Также и  музыка передаёт эмоции человека и рисует картины природы. Но не словом, а  чем?А что что же мы понимаем под сочетанием «природа в музыке»? А ещё и  природные звуки можно изобразить на ф-но?

Давайте послушаем музыку природы, имитацию  подражение  звукам природы. (кукушка, дождик, петушок, море волны).                  

                    Птичьи трели – это музыка,

                    И капели – это музыка.

                    Есть особенная музыка

                    В тихом шелесте ветвей.

                    И у ветра, и у солнышка,

                    И у тучки, и  у дождика,

                    И у маленького зернышка

                    Тоже музыка своя.

                    Я желаю вам увидеть музыку…

                   Я желаю вам услышать музыку…

 ответы детей:

-звуками, мелодией

  • (это музыкальный пейзаж который мы можем воспроизвести в своём воображении)
  • ( ответы детей: это журчанье ручья, шум моря, дождь, пение птиц и т.д.).

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

IV. Работа по прослушанному тексту , романсу и репродукцией картины.

Цель – развивать монологическую речь, творческие способности детей.

 Учитель литературы:

А теперь внимательно послушаем стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Весенние воды» в исполнении Баратовой Анны. (3 слайд)

Учитель музыки Музыка весны… как удивительно передается красота поры обновления жизни в искусстве! Весенними днями природа радует нас своим пробуждением. Стихотворение Тютчева вдохновило С.В. Рахманинова, русского композитора, написать романс. Предлагаю прослушать его и проникнуться радостным, ликующим настроением.

Задание для групп:  Каждая группа должна исследовать мир чувств и эмоций  в своём направлении   и подумать как слово, звуки и краски выражают настроение    в   произведении.

Один из учеников читает стихотворение Ф.И Тютчева «Весенние Воды» (3 слайд)

Прослушивание романса.

Личностные результаты:

1. формирование активной жизненной позиции.

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

V. Творческая работа по тексту, романсу, картине

Цель – развивать воображение, умение обосновывать свой выбор

 «Литераторы»  должны сделать полный анализ стихотворения  «Весенние воды»

«Музыканты»  должны ответить на вопрос: Какое настроение передаёт музыка? Определить эмоциональное состояние весенней природы в произведении.

«Художникам»   было задано опережающее домашнее задание: нарисовать картину на тему «Весенние воды». Сейчас данная группа должна с приготовленными рисунками выпустить  стенгазету под названием  «весенний коллаж» 

Физкультминутка (4 слайд)

Весна — рисуем солнце руками

Лето — прыгаем

Осень — машем руками

Зима — бег на месте

Учитель литературы:

 Ф. И. Тютчев написал стихотворение «Весенние воды» в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна в Европе почти не отличается от российской.

А теперь послушаем наших экспертов.

Ответ  «литераторов»: (полный анализ стихотворения)

Учитель музыки: В истории русской музыки  немало гениальных одаренных личностей. Среди них  великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Его называли «певцом родной природы». Всего Сергеем Васильевичем написано  80 романсов. Почти все романсы о природе посвящены двум временам года – весне и лету. Группа литераторов замечательно охарактеризовала стихотворение. Что же вы, как музыканты добавите  к этому описанию?

-Что вы увидели, слушая этот романс?

Музыкальный язык:

-Кто исполнял романс?

-Где, в мелодии или в сопровождении, ощущается сила и энергия весенней воды?

-Какую роль отводит композитор фортепианному сопровождению?

Если сопровождение заменить простыми аккордами, что исчезнет?

Таким образом,  мы увидели полное художественное соответствие музыкального и поэтического образов, то есть слова и музыка дружат.

А можно ли назвать эту музыку живописной? Её можно нарисовать?

Учитель музыки: А теперь настало время посмотреть на талант и искусство наших экспертов третьей группы: ? Насколько их рисунки и картины художников соответствуют музыке и стихам?

-какие цвета красок преобладают в ваших рисунках?

- какое настроение передано в ваших рисунках?

- Какая картина из представленных здесь(на доску)более  всего  подходит  к  стихотворению Тютчева и музыке Рахманинова?

Теперь внимательно рассмотрите репродукцию картины художника Станислава Жуковского «Весенний ручей». Что вы видите здесь? Какое настроение в картине? (Ответы детей) Учитель (из ответов учащихся делает обобщение): В центре картины мы видим большой весенний ручей, образовавшийся из огромного количества маленьких ручейков. Радостные солнечные блики на воде. Кое-где еще лежит последний снег. Ярко синее небо, ощущение воздуха, свежести. Оживает природа, шумит вода. Радостное, приподнятое настроение.

-Картина   И.С.Остроухова  «Ранняя  весна» Она светлая, радостная. В  ней чувствуется  ожидание счастья, ожившая надежда на то, что мечты сбываются. Музыка лёгкая, радостная, соответствующая весеннему настроению безотчётной радости.

-Назовите имена художников - пейзажистов.

На доске закрепляется коллаж

Пока группы работают, слушаем музыку (запись)...

Ответ «литераторов»: 

стихотворения является описание ранней весны, когда «еще в полях белеет снег», поры пробуждения природы от зимнего сна.

стихотворение состоит из двух частей.

Первая часть стихотворения посвящена описанию еще не проснувшейся земли (). Вторая часть стихотворения посвящена ожиданию майских дней, ведь настоящая весна приходит именно в .3. Стихотворение состоит из трех строф-четверостиший, написанных   двусложным размером стиха четырехстопным  рифма- перекрёстная.4. Ф.И.Тютчева в своём  стихотворении использует  разнообразную эпитеты:  (). Метафоры: (),олицетворения:(), Лексический повтор: (весна идет, весна идет)„S„p„{„w„u „Ѓ„Ђ„Џ„„ „p„{„„„y„r„~„Ђ „y„ѓ„Ѓ„Ђ„|„Ћ„x„…„u„„ „x„r„…„{„Ђ„Ѓ„y„ѓ„Ћ:Аллитерация  глухих звуков (ш, с) помогает «услышать» бегущие потоки воды, а аллитерация звонких звуков (б, бл, гл) подчеркивает стремительность наступления весны.

Ответы «Музыкантов»

Образ-Романс создаёт картину пробуждения природы, образ безудержного движения, играют лучи солнца, бегут бурные  весенние потоки  воды,  бегут бурные ручьи, призывно и победно сообщают о приходе весны,  это не только музыкальный  пейзаж - это целая поэма возвышенных чувств.

-Эмоции – радостные, бурные, энергичные, ликующие, восторженные

Мелодия-  восходящие фразы , решительные скачки , призывные обороты.

Сопровождение-  фортепиано позволяет создать ощущение движения бурлящей воды, охватывающей огромное пространство, ломающего все преграды на своём пути, мощное, насыщенное, много звуков, фортепиано изображает голос бурного весеннего потока.

  • Темп - быстрый

Лад – мажорный, т. к. там много солнца, света тепла.

Динамика –яркая громкая

Краски –густые, сочные.

Кульминация – на слова «Весна идет!», «Она нас выслала вперёд!».

  • Всё это подчеркивает стремительность наступления весны.

(голубой-ручьи, небо, жёлтый-солнце, зелёный-молодая трава, белый- остатки снега, коричневый- проталины)

(радостное, приподнятое, восторженное настроение)

(И.И.Левитан, И.И.Шишкин, Б.М.Кустодиев, И.С.Остроухов, Г.Г. Мясоедов.)

Коммуникативные УУД:

1.Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1.делать выводы, обобщения;

2.осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

VI. Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание

Учитель литературы:  Ну а теперь, ребята, давайте ответим на вопрос: как  литература, музыка и живопись  тесно связаны между собой,  что у них общего.

 Вывод:

 Мы с вами послушали музыку, рассмотрели «Весенний коллаж», прослушали полный анализ стихотворения и убедились, что композиторы при помощи (чего?) звуков,  художники при помощи (чего?) красок, поэты при помощи (чего?) изобразительных средств создают образ природы. Рефлексия: 

В заключение урока предлагаем вам оценить, как вы чувствовали себя на уроке. У вас на партах смайлики-магниты. Выберите тот,  что соответствует вашему состоянию души.

 Таким образом,  литература и искусство учат нас видеть, слышать, понимать и восхищаться красотой природы.   И поэтому именно у них нужно учиться умению видеть и ценить красоту природы  в любое  время года. Родная природа исцеляет  людей своей мягкостью, добротой, красотой. Она делает людей поэтами, философами, мечтателями,художниками, музыкантами,  заставляет людей стать лучше, чище.

 

Дети выходят к доске и прикрепляют магниты на нотный стан.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VII. Домашнее задание.

Домашнее задание
Учитель литературы:
Предлагаю вам задание по выбору:
1. Написать сочинение на тему «Уроки доброты». В нём вы должны будете  в свободной форме описать свои впечатления  от  увиденного, услышанного на уроке.
2. Подобрать  самостоятельно  стихи  о  родной  природе  и  подготовить их выразительное чтение наизусть или по тексту.
Учитель музыки:
Нарисовать  пейзаж, иллюстрацию к музыкальной пьесе «Подснежник».
Сделать это лучше всего акварельными красками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа в литературе, живописи, музыке". Урок внеклассного чтения в 5 классе.

Цели:Øобучение выразительному чтению;ØУчить слушать и понимать музыку;ØУчить видеть картины природы;Øблагодаря образному слову писателя,  учить чувствовать и понимать прекрасное.Оформление: на ка...

«Родная природа в литературе, живописи, музыке. Весна».

Интегрированный    урок  «Родная   природа   в  литературе, живописи, музыке. Весна».5-6 классы.      (2 часа)....

Интегрированный урок развития речи в 7 классе (русский язык - литература - ИЗО) «ПОЭТ ПУШКИН И ЖИВОПИСЕЦ БРЮЛЛОВ»

Интегрированный урок развития речи в 7 классе (русский язык - литература - ИЗО) «ПОЭТ ПУШКИН И ЖИВОПИСЕЦ БРЮЛЛОВ»- полностью разработанный и подготовленный для проведения. Урок сопровождает красочная ...

Интегрированный урок (МХК, история, музыка, французский язык, литература) Литературный салон.

Интегрированный урок (МХК, история, музыка, французский язык, литература) Литературный салон....

Интегрированный урок в 6-м классе (география, русский язык, литература, краеведение) "Ветер, ветерок, ветрище"

Данный урок представляет интерес для учителей географии и литературы....

Интегрированный урок ИЗО и музыки «ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗИМЫ В ИСКУССТВЕ»

Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе коррекционной школы 8 вида по теме: «ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗИМЫ В ИСКУССТВЕ»...