Урок русского языка в 10 классе
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Урок русского языка в 10 классе по теме "Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_10_klasse.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 10 классе
Тема: «Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление»
Цели:
- – дать четкое представление о частицах как особой части речи, выполняющие различные функции в предложение;
- – закрепить знания учащихся о разрядах частиц;
- – показать роль частиц для создания образа, настроения в художественном тексте;
- – закрепить навыки слитного и раздельного написания частиц НЕ и НИ;
- – развитие устной и письменной речи учащихся;
- – воспитание активности на уроке, внимания и любви к близким и родным, чувства ответственности перед обществом, перед государством.
Тип урока: применение ЗУН.
Методы: словесные, практические, частично – поисковые, наглядные.
Вид урока: урок – практикум.
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация знаний
- Раздаются карточки слабым учащимся
- Ответы на вопросы:
- Назовите служебные части речи (союзы, предлоги, частицы)
- На какие группы делятся предлоги по происхождению (первообразные и производные) §56, стр. 279
- Какие выражают значения предлоги в сочетании с падежной формой?
- пространственные: в, с, за, на, по, под, над, возле, вокруг, мимо, около…
- временные: с, до, к, на, после, прежде, во время…
- объектные: о, про, по, насчет…
- целевые: к, с, за, для…
- причинные: из-за, по, из, вследствие, благодаря…
- сравнительные: с, наподобие…
- лишения, удаления: кроме, за исключением , в отличие от … § 57, стр. 283
- Что такое союзы? (служебные слова, выражающие синтаксические отношения между отдельными членами предложения, между частями сложного предложения и между отдельными предложениями)
- На какие группы делятся союзы по характеру выражаемых отношений (сочинительные и подчинительные)
- Какая роль у сочинительных союзов? (они связывают однородные предложения и части сложно-сочинительного предложения)
- Назовите разряды подчинительных союзов:
- временные: пока, едва, когда, покуда…
- условные: если, ежели, раз…
- изъяснительные: что, чтобы
- следствия: так что
- уступительные: хотя, несмотря на то, что, пусть …
- причинные: потому что, так как, ибо, благодаря тому что
- целевые: чтобы, для того чтобы, дабы
- сравнительные: как, будто, словно, точно
III. Новый материал.
- Запись темы;
- А что такое частицы? §60. (служебные слова, которые придают дополнительные смысловые, модальные (от слова «модальность» - категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания), эмоционально-экспрессивные оттенки значения словам, словосочетаниям и предложениям, а также употребляются для образования новых слов или иных форм самостоятельных слов)
- Работа (с.294)
Разряды частиц по значению
I. Частицы, выражающие смысловые оттенки значений
- указательные: вот, вон, оно, это
- уточняющие: ровно, точно, именно, как раз
- выделительно-ограничительные: только, лишь, единственно, исключительно
- усилительные: даже, же, уж, ведь, просто
II. Частицы, выражающие модальные значения:
- утвердительные: точно, да, как же
- отрицательные: не, ни, вовсе не
- вопросительные: разве, неужели, ли
- сравнительные: как, будто, как будто
- указывающие на чужую речь: мол, якобы, дескать
III. Частицы, выражающие эмоционально-экспрессивные значения, усиливают выразительность, эмоциональность высказывания: ишь, что за, куда там, то-то
- выполнение упражнения 317 на стр. 295
Задание: найти словообразующие и формообразующие частицы.
- Какие формы образуют формообразующие частицы?
№1. формообразующая частица «бы» образует условные наклонение глагола.
№2. «что-то» - словообразующая частица – «то» служит для образования неопределенного местоимения.
№3. «кое-кто» - словообразующая частица «кое» - служит для образования неопределенного местоимения.
№4. «кое-где» - словообразующая частица «кое» - служит для образования неопределенного местоимения.
№5. «пускай» - формообразующая частица служит для образования формы повелительного наклонения.
- Работа (по учебнику на стр. 295, показанной на интерактивной доске «Правописание НЕ и НИ»)
- Когда же пишется частица «НЕ» слитно? Приведите примеры.
1) если слово без «не» не употребляется: недоросль, негодовать, ненавидеть, невдомёк, неряха, нелепо, невыносимый, невзлюбить;
2) если можно пообобрать синоним без «не» («не» - приставка): недруг – враг, несерьезный – легкомысленный, немедленно – тотчас, невесел – грустен;
3) с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов:
некто, нечто, некоторый, некому, некогда;
4) с полными причастиями без пояснительных слов: нерешенная задача, некрашеные полы;
5) с глаголами, имеющими приставку недо: - недоедать, недовыполнить (значение «ниже» нормы);
6) с наречиями негде, некуда, нехотя.
- А когда частица «не» пишется раздельно?
1) с существительными, прилагательными и наречиями на –о, если противопоставление, или подразумевается;
2) с глаголами, краткими причастиями и деепричастиями: не читал, не думая, не подумав, вопрос не изучен;
3) с отрицательными местоимениями с предлогом, с другими разрядами местоимений: не с кем, не с чем, не от кого, не у кого;
4) с полными причастиями при наличии пояснительных слов: еще не вспаханное поле;
5)с краткими прилагательными и наречиями в роли сказуемого: не рад, не готов, не слышно, не видно;
6) в сочетаниях «далеко не», вовсе не, отнюдь не: никому не известные причины, ничуть не интересная книга, никогда не замерзающее озеро, далеко не легкое решение, отнюдь не весело.
6. Закреплению изученного - Готовимся к ЕГЭ, стр. 307-308
7) Выполнение упражнения 325-326 на стр. 303
- А выполнить упражнение вам поможет «Алгоритм различения частиц НЕ и НИ» на стр. 295, внесенный на интерактивную доску.
- А для этого устно разберем предложение №7. Увы, ни камни ожерелья, ни сарафан, ни перлов ряд, ни песни лести и веселья ее (Людмилы) души не веселят. № 12. Ни лесу, ни реки близко не было; ни глубокие овраги, заросшие кустарником, точно длинные, зеленые змеи, прорезали там и сям ровную степь. №13. Этот уголок (сада) вырезался как-то удобно, что никому и ни на что не был нужен, поэтому мы чувствовали себя полными его обладателями.
8) Самостоятельная работа – упр. 328, стр. 304
9) Индивидуальная работа по карточкам с разно уровневыми заданиями и текстам по изученной теме.
IV. Рефлексия.
- Что узнали нового на уроке?
- Какая таблица помогает в правописании частиц НЕ и НИ (Алгоритм различения частиц НЕ и НИ.
V. итог урока
Комментирование оценок
Опережающее задание
- составить таблицу по § 64 «Междометия и звукоподражательные слова» на стр. 309 для интерактивной доски
- подготовить с соответствующей интонацией устно упр. 332, 333 на стр. 311
Д/з §64, упр. 334.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....