Конспект урока по русскому языку в 5-м классе по теме: «Космическое путешествие в галактику «Глаголия»».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку в 5-м классе по теме: «Космическое путешествие в галактику «Глаголия»».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_urok_po_teme_glagol.docx | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 5-м классе по теме: «Космическое путешествие в галактику «Глаголия»».
Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала
Форма урока: дидактическая игра. Урок-путешествие.
Цели урока:
Обучающая – обобщение и систематизация знаний о глаголе как о части речи: повторение грамматических признаков глагола (вид, спряжение; время, род, число). Закрепление умения логически рассуждать на грамматическую тему.
Развивающая - наблюдение за выразительным использованием глаголов в предложениях и текстах; обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку, работа по сплочению детского коллектива.
Оборудование:
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор.
- программные средства: Microsoft Power Point; слайд-презентация;
- путеводители для каждого ученика.
Структура урока:
- разъяснение целей урока и правил игры;
- актуализация опорных знаний;
- выполнение специально подобранных заданий;
- подведение общих итогов.
- Организационный момент: приветствие, тема, цели урока.
- Ход урока
- Вступление
- Ребята, рано утром пришло загадочное послание, которое нужно расшифровать. (Слайд № 1)
- Перед вами какой-то непонятный набор букв, посмотрите внимательно, из каких букв состоит послание? (только из согласных)
- А каких не хватает? (гласных)
- Попробуйте составить слова подбирая гласные буквы?
(ПУТЕШЕСТВИЕ В ГАЛАКТИКУ Глаголия»)
- Вот именно так и будет называться сегодняшний наш урок!!! (видео сопровождение).
Чтение учителем стихотворения: (Слайд 2)
Вам скучно и грустно? Вы снова в миноре?
Позвольте мне вас пригласить на прогулку.
Не в город, залитый неоновым морем,
Не в залы музеев, пустынных и гулких.
Подальше от темных и пыльных подъездов,
Бензиновых радуг на мокром асфальте.
Я вас проведу по кварталам созвездий,
Вы грусть и тревогу забудьте, оставьте.
Я буду вам гидом, и в нашем буклете (показать листы)
Узором сплетется и правда, и небыль.
По узкой дорожке из лунного света
Мы ступим на бархат мерцающий неба.
(Слайд мерцающего неба)
- Недавно был апрель, Апрель – это месяц триумфа науки и всех людей, посвятивших себя космонавтике. Я уверена, что вам многое известно об этом событии, но сегодня хотелось бы рассмотреть его с позиций науки о языке – лингвистике. И это будет наше с вами лингвистическое путешествие.
- А как вы думаете, для людей, которые должны были совершить полет в космос, стояли какие-то задачи? (Да, они чувствовали очень большую ответственность, должны были исследовать и изучить незнакомое космическое пространство, планеты, звезды).
- Значит перед нами тоже должны стоять определенные задачи? Прочитайте еще раз тему: «Путешествие в галактику «Глаголия». Какие задачи будут стоять перед нами?
- Определение целей урока: (Слайд 3)
Давайте вместе попробуем определить цели сегодняшнего урока:
- Повторить и обобщить знания о глаголе.
- Систематизировать знания и уметь определять грамматические признаки глагола.
- Повторить морфологические признаки глагола и уметь их определять.
- Повторить орфограммы и уметь применять их на практике.
- Сегодня мы отправимся в настоящее путешествие в открытый космос. У каждого из вас на столе лежит индивидуальный путеводитель (Приложение 1) с уже обозначенными названиями планет, где вам необходимо будет выполнить определенные задания и упражнения. Ваша задача на протяжении всего урока заполнить этот путеводитель, определяя самое важное для каждой из указанных планет.
- Итак, тема сегодняшнего урока «Путешествие в галактику Глаголия». А кто из вас знает, что обозначает слово «галактика» (определение лежит у каждого на столе, вклеивают к себе в листы Приложение 2)
(работа со словарем 1 ученик. Слайд № 4)
3. Проблемная ситуация. Повторение ранее изученного материала.
- Но как нам полететь в космос не запустив наши ракеты? Предлагаю вам выполнить небольшое задание, так называемый «Цифровой диктант», который даст вам определенный набор цифр для запуска ракет. (Слайд 5)
Задание: Определите, верно ли каждое утверждение? Если вы считаете, что ДА, то ставьте цифру 1, если Нет – 0. Я утверждаю, что во всех словах не с глаголом пишется раздельно:
- Не пришел 5. Не пользовался
- Не участвовал 6. Не годовал ()
- Не доумевал () 7. Не предлагал
- Не попал 8. Не навидел ()
9. Не посетил
Код: 110110101 для полета
Вывод:
- Что помогло вам правильно узнать код? ( знание правила. не с глаголами пишутся раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются).
- Теперь мы с вами можем отправиться в путешествие, пожалуйста, выберите планету (на макете. Сделан макет Солнечной системы с разными планетами) и первая планета, которую мы посетим, называется «Проверяй-ка». (Слайд 6)
- Учтите, что на каждой планете вы должны будете выполнить определенные задания, если мы с ними не справимся, то не вернемся назад, на нашу Землю…
- Посмотрите, как прекрасна эта планета «Проверяй-ка»
- Как вы думаете, какое задание нужно будет выполнить? Что проверить?
4.Проверка домашнего задания.
- Вашим домашним заданием было упр. 712. (учебник под ред. Т.А. Ладыженской и др.) Поменяйтесь тетрадями, возьмите красные ручки и проверьте домашнюю работу. (Слайд №. 7)
А разборы (морфологический и синтаксический) выполнит …… (2 ученика у доски).
Задание к упражнению: Заполните таблицу примерами из данного ниже текста. Отдельно выпишите слова, в которых ь не пишется.
В существительных 3-го скл. | В глаголах | |
В неопределенной форме | Во 2-м л. Ед.ч. | |
Речь, ложь, помощь, вещь. | Сечь, помочь, не беречь, обжечься. | Не вырастишь, не сваришь, намочишься, обожжешься. |
- Какие слова не вошли в вашу таблицу: Плеч (сущ. не 3 скл), горяч (кр. прил.)
Выполнение морфологического и синтаксического разборов на доске:
Красна речь пословицей. ( Повеств., невоскл., простое, двусос., распр.) {= -}
I. Красна – краткое прил, т.к. отвечает на вопрос (какова?) Речь (какова?) красна
II. Н.ф. – красный, кр. прил., в ж.р., в ед.ч.,
III. Речь (какова?) красна.
Вывод:
- Трудно ли было выполнить задание?
- Какие правила помогли вам верно справиться с заданием? (правописание Ь знака) Когда пишем Ь, а когда нет? (ь знак пишется у сущ. 3 скл, у глаголов в неопределенной форме, у глаголов 2 лица ед.ч., ) – уметь определять части речи.
- В чем особенность синтаксического разбор? (в роли сказуемого выступает краткое прилагательное).
-В чем отличие морфологических признаков краткого прилагательного и полного? (У краткого прилагательного нет грамматической категории падежа)
5. Фронтальный опрос.
- Молодцы, справились с домашним заданием. Выберем следующую планету (ученик выбирает планету на макете).
- Ух ты, какая интересная планета, называется «Опросник». (Слайд 8)
- Как вы думаете, что здесь необходимо нам сделать? (ответить правильно на вопросы, которые касаются части речи «глагол»)
Задание: ответить на следующие вопросы «Да», «Нет». (Слайд 9)
- Глагол – это служебная часть речи? (нет)
- Глагол обозначает действие предмета? (да)
- Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида? (да)
- В настоящем и будущем времени можно определить род глагола? (нет)
- Глаголы «брить, стелить» относятся ко 2 спр.? (нет)
- Глаголы «гнать, держать, дышать, слышать» - это глаголы 2 спр. ? (да)
- Не с глаголами всегда пишется раздельно? (нет)
- У глаголов 2 лица, ед. ч., после Ш всегда пишется Ь? (да)
- В предложениях глагол является сказуемым? (да)
- Справились с этим заданием, неплохо.
- Совсем недавно, когда мы только начинали изучать признаки глаголы, мы с вами составляли кластер, давайте посмотрим, что в общем у нас получилось. (Слайд 10) (кратко характеризуем признаки, вклеиваем в путеводитель).
- Путешествие наше продолжается, теперь на какую планету мы полетим?
(1 ученик выбирает на макете планету)
6.Повторение пройденного материала.
- На нашем пути появляется следующая планета «Ох, уж эти времена» (Слайд 11). На этой планете вам необходимо выполнить вот какое задание.
Задание: Прочитать текст, который у вас на столах (раздаточный материал Приложение 3), найти глаголы и распределить их по столбцам. 1- глаголы настоящего вр., 2 – будущее время, 3 – прошедшее. (Слайд 12)
Кто может лететь в космос
Для полета в космос искали горячие сердца, быстрый ум, крепкие нервы. Отбор шел в продолжение нескольких недель. Вновь будут исключать немало ребят. Я остался в числе отобранных летчиков – кандидатов в космонавты.
Впервые в жизни я, младший офицер, с трепетом в душе надеюсь, что буду беседовать с главным маршалом авиации. И это произошло. Он встретил нас по-отцовски, как своих сыновей. Интересовался прохождением службы, семейными делами, расспрашивал о женах и детях и в заключение сказал: «Родина надеется на вас и доверяет».
Я с сожалением расстаюсь с полком, прощаюсь с товарищами и вместе с семьей отбываю к месту новой службы. Открывается новая, незабываемая, самая интересная страница в моей жизни, которую проживу достойно.
(По Ю. Гагарину).
(слайд 13)
(проверка 1 ученик – 1 столбик, выборочно проверяем написание глаголов)
- Что помогла вам определить время глаголов?
- Ребята, проанализируйте слова с точки зрения орфографии (некоторые слова устно)
- как образуются глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени? ( наст. вр. - от глаголов НСВ, буд. вр. – простая форма от СВ, сложная – от НСВ, прошед. – от основы инфинитива + суф. Л).
- А что вы знаете о последних событиях, которые происходят в космосе? (доклад ученика)
7. Физминутка (разминка для глаз) (Слайд 14 )
8. Встреча с инопланетянином. (Слайд 15)
- На какую планету сейчас отправимся? (Дети выбирают) Посмотрите, наши датчики никак не могут определить, что это за планета. Она какая-то необыкновенная и, думаю, интересная. («Угадай-ка»)
- Посмотрите, нас кто-то встречает. Да это же инопланетянин!
У него есть для вас задание, если вы его выполните, он нас отпустит домой, а если не, то останемся здесь до тех пор, пока не выполним задание, без единой ошибки. (Слайд 16)
1) Из предложения:
Первый совершает свой вояж
Изломанный судьбою экипаж, выпишите подлежащее.
2) Из предложения:
Космонавт готовился к своему первому полету в космос, выпишите сказуемое.
3) Из предлогов в, от, под, к выпишите тот, который состоит из 1 буквы, и обозначает глухой звук.
4) Из предложения:
Мы были на удивительной встрече с летчиками-космонавтами. Найдите дополнение в П.п., и поставьте его в Д.п. и запишите.
5)Из предложения
Это была первая пристыковка корабля со станцией. выпишите дополнение в Т.п.
- Посмотрите, что у вас получилось (предложение «Экипаж готовился к встрече со станцией»)
- Инопланетянин просит вас дать морфологическую характеристику глаголу. Готовился ( Готовился – глагол, НСВ, 2 спр., в прош. вр., в м.р, в ед. ч.)
Вывод:
- Какие члены предложения являются главными, а какие второстепенные?
- Какие постоянные и непостоянные морфологические признаки есть у глаголов?
9. Творческая пятиминутка. (Слайд 17)
- Молодцы, теперь мы полетим домой, через просторы и необъятные широты вселенной на нашу родную, необыкновенно красивую Землю. (видео, слайд 18 )
- Вы посмотрели видео, которое будет иметь связь с домашним задание. Ваша задача дома написать сочинение-миниатюру (7 -10 предложений) о космосе, о космическом пространстве, о красоте и особенной музыке космоса. В своих текстах подчеркните глаголы и определите у них вид, спр., время. (Слайд 19)
Итог:
- Ребят, давайте подытожим сегодняшнее, надеюсь, интересное путешествие.
- Достигли ли мы целей? (краткое объяснение)
- Рефлексия. (Слайд 20)
- У вас на столах лежат маленькие звездочки разного цвета, возьмите тот кружок, который, по вашему мнению, отражает ваше настроение и впечатления от сегодняшнего урока. В этом нам поможет характеристика цветов Макса Лютера (Приложение 4)
(красный, желтый, зеленый, синий, черный)
- красный цвет – радостное, восторженное настроение, передающее активность и уверенность;
- синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
- зелёный цвет – активность, но прослеживается усталость;
- жёлтый цвет – спокойный цвет, цвет пассивности ребёнка;
- чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание;
11. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Космическое путешествие на планету Глагол
Урок-презентация «Космическое путешествие на планету Глагол» (нестандартные приемы объяснения нового материала)Класс: 6Тема: ГлаголТип урока: вводный урокФорма урока: урок-презентацияПродолжительность...
Приложение 3. Космическое путешествие на планету Глагол
Приложение к уроку "Космическое путешествие на планету Глагол" включает кроссворды к игре "Спрятанное слово"...
Приложение 1. Космическое путешествие на планету Глагол
Приложение-презентация к уроку "Космическое путешествие на планету глагол"...
Приложение 2. Космическое путешествие на планету Глагол
Приложение содержит карту "звёздного неба" и путевой лист....
конспект урока в 3 классе по теме "Космическое путешествие"
Урок посвящен космонавту Алексею Леонову. Дети узнают что космонавт Леонов пишет картины....
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"
Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с...
Урок-игра по русскому языку в 7 классе по теме "Космическое путешествие на планету Причастие"
Данная работа - это разработка урока-игры по русскому языку в 7 классе по теме "Космическое путешествие на планету Причастие"....