Космическое путешествие на планету Глагол
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок-презентация «Космическое путешествие на планету Глагол» (нестандартные приемы объяснения нового материала)
Класс: 6
Тема: Глагол
Тип урока: вводный урок
Форма урока: урок-презентация
Продолжительность: 1 урок, 45 минут
Технические требования: программа PowerPoint, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Метапредмет: знание.
Цели урока:
- Обучающие: дать понятие о глаголе как самостоятельной части речи, раскрыть его семантику, морфологические и синтаксические особенности, показать речевую функцию; подготовить к ЕГЭ;
- Развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся с помощью дополнительной информации;
- Воспитательные: формирование интереса и уважения к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmicheskoe_puteshestvie_na_planetu_glagol.docx | 29.02 КБ |
prilozhenie_2._kosmicheskoe_puteshestvie_na_planetu_glagol.docx | 485.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-презентация «Космическое путешествие на планету Глагол»
Класс: 6
Тема: Глагол
Тип урока: вводный урок
Форма урока: урок-презентация
Продолжительность: 1 урок, 45 минут
Технические требования: программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Метапредмет: знание.
Цели урока:
- Обучающие: дать понятие о глаголе как самостоятельной части речи, раскрыть его семантику, морфологические и синтаксические особенности, показать речевую функцию; подготовить к ЕГЭ;
- Развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся с помощью дополнительной информации;
- Воспитательные: формирование интереса и уважения к родному языку.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Работа по теме урока.
- Объявление темы и целей. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) С 1-2
Сегодня у нас необычный урок. Это урок – путешествие, космическое путешествие на одну необыкновенную планету.
Цель нашего путешествия познакомиться с морфологическими и синтаксическими признаками этой планеты, а еще подготовиться к ЕГЭ.
Ребята, представьте, что совсем недавно мы находились на планете Существительное, а теперь отправляемся дальше. Как у любого путешественника у нас будет карта звездного неба и путевой лист, в котором мы будем вести записи. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
- Актуализация знаний. С 3
На какую планету мы отправляемся? Узнаете вы это, показав себя знатоками русской орфографии.
Правильно выбранная вами буква будет соответствовать номеру буквы в названии планеты. Итак, (Идет отсчет: 3..2..1..) Пуск!
- верный дру (к, г)
- картинная га(л, лл)ерея
- прил(а, о)гать усилия
- цветочный лу(г, к)
- к(о,а)нуться лица
- ли(л, лл)ипут (ГЛАГОЛ)
Мы отправляемся на планету Глагол!
Это очень древняя планета, и, чтобы добраться до неё, мы должны преодолеть множество преград и сделать несколько остановок. По ходу нашего путешествия мы будем уточнять карту.
- Изучение нового материала. С 4
1-я учебная ситуация.
Первая преграда на нашем пути – это космическая станция – пост «Что обозначает? На что отзывается?». Мы должны выполнить задание, чтобы продвигаться дальше. Звездный патруль оставил нам странный текст:
Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю. Будит, сердится: "Опоздаешь!" Встаю, одеваюсь, умываюсь, проглатываю, хватаю, бегу, бегу:
Опаздываю. Звенит. Опоздал. Вхожу. Смотрят, записывают. Пробираюсь, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу - не знаю; знал - забыл. Получил, пошел, сел. Звенит! Бегут, толкаются. Купил, откусил, проглотил. Звенит! Бежим, рассаживаемся, достаем. Сосредоточиваемся, решаю, не могу решить, сижу, заглядываю. "Дай списать". Списываю, ошибаюсь. Не успел решить, не успел списать. Звенит. Подписываю, сдаю. Кончились! Бежим, кричим.
Прибежал, открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю. Достал, прочитал, начал писать. Бросаю писать. Бегу, кричу, забиваю. Упал, порвал. Идут, кончили работать, зовут. Вспоминаю- вспомнил: не написал, не выполнил. Смотрит, говорит, спрашивает, кричит. Молчу, соплю, не отвечаю. Ем, пью, моюсь, иду спать, натягиваю, засыпаю:
- Поставьте вопрос к этим словам?
- Что они обозначают? Отметьте это в своем путевом листе.
Вывод: Это глаголы. Обозначают они действие предмета.
2-я учебная ситуация.
- Мы прошли первое испытание, теперь можем отдохнуть и узнать немного из истории глагола.
По подсчетам ученых, глагол занимает второе место по частоте употребления в речи, причем в текстах разных стилей глаголам отводится неодинаковая роль. Самое большое количество глаголов используется в художественном стиле.
- Немного передохнули и в путь!
3-я учебная ситуация. Постоянные морфологические признаки. С 5
- Планета Глагол является самой главной планетой в звездной системе. И, чтобы добраться до нее, мы должны познакомиться с каждой планетой, входящей в эту систему. Эти планеты – морфологические признаки Глагола. Одни из них имеют постоянные признаки, а другие – непостоянные. Все планеты имеют свои спутники.
- Летим дальше. Некоторые жители планеты Глагол могут иметь неопределенную форму (инфинитив) и отвечать на вопрос Что делать? Что сделать? Они всегда как-то неопределенно отвечают и очень любят своих постоянных соседей с планет Вид, Спряжение, Возвратность. Только по инфинитивцам можно точно определить их ближайших соседей. Отметьте это в своем путеводном листе.
- У планеты Вид в свою очередь есть два спутника Совершенный и Несовершенный. На спутнике Совершенный всегда отвечают на вопрос Что сделать?, а на спутнике Несовершенный – Что делать?
Задание. (На доске) Подберите к данным глаголам глаголы другого вида:
- завершать -
- вспахивать -
- объединять -
- посещать -
- улыбаться -
- У планеты Спряжение тоже есть два спутника: I и II. На II спутнике все жители имеют окончания – ить и еще там часто поют такую песенку:
Как начнёшь ты меня гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки всё держать,
На меня начнёшь смотреть,
Будешь мною ты вертеть,
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть,
И тебя не буду видеть,
Лишь открыто ненавидеть.
- Выпишите слова, обозначающие действие. Запомните их. Это слова-исключения,
- относящиеся ко 2 спряжению.
- А вот жители I спутника имеют все остальные окончания.
- Отметьте это в своем путеводном листе.
- У планеты Возвратность два спутника: Возвратный и Невозвратный. На Возвратном все жители носят суффикс –ся-, а вот на Невозвратном такого суффикса нет.
- Итак, проверим наш путеводный лист. Мы узнали, что глагол имеет неопределенную форму – инфинитив. Глаголы в инфинитиве имеют постоянные признаки: вид, спряжение, возвратность. Вид бывает совершенный и несовершенный. Совершенный отвечает на вопрос что сделать, а несовершенный – что делать. Глаголы II спряжения имеют окончания –ить- и еще есть слова-исключения, а глаголы I спряжения имеют все остальные окончания. Возвратными называются глаголы с суффиксом –ся-, остальные называются невозвратными.
4-я учебная ситуация. Непостоянные морфологические признаки.
- Ребята, а теперь мы на пути к самым непостоянным планетам Глагола: Наклонению, Числу, Времени, Лицу и Роду. Каждая из них имеет свои спутники, с которыми вы уже знакомы.
(Все разбираем, записываем главное в путевые листы)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА С 6
- Если встретится глагол в неопределённой форме, нужно присесть и вытянуть руки вперёд.
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, кусать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго-долго не глотать
Наслаждаться, смаковать.
Мне не надо в рот смотреть.
Совесть надобно иметь!
Игра «Поспешишь – людей насмешишь» С 7
- Сгруппируйте глаголы по наклонениям. Выигрывает тот, кто сделал это безошибочно и быстро.
Скажете, скажите, сказал бы, выбросьте, выбросите, выбросили бы, попросил бы, попроси́те, попро́сите, поработал, поработал, поработал бы, поработай, ответьте, ответите, ответили бы.
Игра «Спрятанное слово» С 8
- Играем по группам! (Учащиеся разбиваются на 3 группы. У каждой группы лист с заданием.)
- Ребята, выпишите по горизонтали глаголы согласно толкованиям, и в выделенных вертикальных столбиках вы прочитаете названия времен этих глаголов.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
- Ребята, сделаем вывод и проверим свой путевой лист.
5-я учебная ситуация. Синтаксическая роль. С 9
- Посмотрите в окна нашего иллюминатора. Мимо пролетела комета Синтаксическая роль.
- Наши друзья инопланетяне предлагают нам определить синтаксическую роль глагола.
Задание. Запишите предложения, определите синтаксическую роль глаголов.
- Стану сказывать я сказки. (составное глагольное сказуемое)
- Учиться – всегда пригодиться. (подлежащее)
- Прошу вас подождать. (дополнение)
- Нетерпение доехать до города овладело мною. (определение)
- Ребята побежали прятаться. (обстоятельство)
- Каким членом предложения может быть глагол? (Вывод)
- Запишите это себе в путевой лист.
Задание. Выполните морфологический разбор глагола. С 10
Будущее принадлежит людям честного труда (М.Горький)
- Принадлежит – глагол, так как обозначает действие (что делает?).
- Н.ф. – принадлежать. Постоянные признаки: несовершенный вид, невозвратный, II спряжения; непостоянные признаки: в изъявительном наклонении, в единственном числе, в 3-м лице.
- Что делает? принадлежит (сказуемое).
Закрепление полученных знаний.
- Ребята, используя путеводный лист, расскажите все, что вы узнали о глаголе.
- Наше космическое путешествие подходит к концу. Нам осталось познакомиться с ЕГЭ и выполнить тестовое задание, которое поможет нам вернуться домой.
Станция ЕГЭ. С 11-13
- Что такое ЕГЭ? (Единый государственный экзамен.)
- Выполнить тест (3-4 задания).
- Прочтите предложения и выпишите возвратный глагол.
Запуск первого спутника и его полёт произвёл ошеломляющий мировой резонанс. Вся мировая пресса говорила об этом событии, а жители Земли с восторгом вглядывались в звёздное небо.
- Прочтите предложения и выпишите инфинитив.
Кометы – это небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и камней. Они вращаются вокруг солнца по своим орбитам. Любой комете со временем суждено исчезнуть.
- Прочтите предложения и выпишите глаголы несовершенного вида.
Солнце образовалось около 5 млрд. лет назад. И ещё столько же лет будет светить. Солнце вращается вокруг своей оси.
Домашнее задание: §82 (учить); упр. 50, 53. С 14
РЕФЛЕКСИЯ С 15
- Оцени себя, выбрав соответствующий знак. (Знак поставить себе в тетрадку)
- ! – мне всё понятно, я всё усвоил,
- ? – у меня есть вопросы,
- - - мне надо еще раз все повторить, нужна помощь учителя.
Предварительный просмотр:
ПУТЕВОЙ ЛИСТ Ф.И.______________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
- Общее значение
Что обозначает? | |
На что отзывается? |
- Инфинитив отвечает на вопросы _______________________________________________________________________________________________________
- Глагол совершенного вида отвечает на вопрос _______________________________________________________________
Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос ____________________________________________________________
- Спряжение
I спряжение | II спряжение |
- Возвратные глаголы имеют суффикс _____________ , а невозвратные ______________
- В предложении глагол может быть:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Урок русского языка «Космическое путешествие на планету Имя Существительное», 6 класс
Итоговый урок по теме "Имя существительное", цель которого повторение грамматических признаков имени существительного, развитие познавательных интересов к предмету, умений и навыков грамотного п...
«Космическое путешествие на планету Имя Существительное»
Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. И совершим мы это удивительное путешествие … в Галактику «Имя Существительное». ...
урок русского языка "Космическое путешествие на планету Писем"
Урок -путешествие, где дети знакомятся с эпистолярным жанром. (В рамках года Космонавтики)...
Приложение 3. Космическое путешествие на планету Глагол
Приложение к уроку "Космическое путешествие на планету Глагол" включает кроссворды к игре "Спрятанное слово"...
Приложение 1. Космическое путешествие на планету Глагол
Приложение-презентация к уроку "Космическое путешествие на планету глагол"...
Приложение 2. Космическое путешествие на планету Глагол
Приложение содержит карту "звёздного неба" и путевой лист....
Урок-игра "Космическое путешествие на планету Лингвистика"
Обобщающий урок по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"...