Интегрированный урок русского языка и истории в 6 классе на тему «Историческое путешествие по стране Глаголии»
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и истории в 6 классе на тему «Историческое путешествие по стране Глаголии».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка и истории
в 6 классе на тему «Историческое путешествие по стране Глаголии»
Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.
Учебные задачи, направленные на достижение: личностных результатов обучения:
-формировать умение ясно и грамотно проговаривать выполняемые действия;
-сравнивать результат действия с образцом и исправлять найденную ошибку;
-обсуждать под руководством учителя успешность/не успешность своих действий;
метапредметных результатов обучения:
-коммуникативные: развивать умение грамотно выразить свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать способности работать в группе;
-регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;
-познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, формировать умение обобщать и систематизировать материал;
предметных результатов обучения:
- различать глагол среди других самостоятельных частей речи;
- различать действия глаголов;
- правильно употреблять глаголы в речи в соответствии с нормами русского литературного языка;
- обогащать свой словарный запас.
Задачи:
обучающие: закрепить и обобщить знания о значении, грамматических признаках, правописании, образовании и произношении глаголов; развивающие: совершенствовать умение анализировать языковой материал при разрешении учебных проблемных ситуаций; воспитательные: развивать коммуникативную культуру учащихся, воспитывать интерес к предмету. Формы работы учащихся: в парах, индивидуальная, фронтальная
Педагогические технологии: проблемные, игровые (цель использования – повышают эффективности урока, создают ситуации успеха, развивают интерес к предмету), информационно-коммуникативные (цель использования – наглядность позволяет сформулировать тему урока, облегчает повторение объёмного теоретического материала, дает возможность проверить усвоенные учащимися знания, повышает мотивацию учащихся), технология дифференцированного обучения (цель – повышает мотивацию к обучению, дает возможность реализоваться всем учащимся), здоровьесберегающие технологии. Оборудование: компьютер, экран, презентация, раздаточный материал
Ход урока
I. Оргмомент. Эмоциональный настрой. - Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас необычный урок, потому что вести его будут два учителя- русского языка и истории.
- Пусть наша совместная работа будет успешной и порадует всех нас.
II. Объявление темы и задач урока. Постановка проблемы.
Слайд 2.
- А сейчас вы должны будете отгадать тему нашего урока русского языка.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет. (П.Чесноков)
- О какой части речи идёт речь?
Слайд 3.
- Сегодня мы с вами повторим и обобщим сведения о глаголе, для этого отправимся в путешествие по удивительной стране. Называется она Глаголия.
Нам предстоит пройти через всю страну, преодолевая на пути различные препятствия.
- По дороге мы будем вести наблюдения и записывать их в дневники, в роли которых сегодня будут выступать ваши тетради по русскому языку.
А насколько путешествие будет успешным, нам будет показывать «Дерево знаний»
(Изображение дерева с ветками на магнитной доске).
Оно пока без листьев и плодов. Если мы успешно будем преодолевать препятствия, то на нём будут появляться листочки и яблоки.
Все готовы? Тогда в путь!
Слайд 4.
- А так как у нас путешествие историческое, вы сейчас должны догадаться, о каком государстве пойдёт сегодня речь на уроке истории! А для этого вы должны отгадать загадки!
Загадки о князьях
I. Актуализация опорных знаний
Слайд 5,6.
Повторение изученного Остановка Долина Теории
1.Что обозначает глагол?
а) предмет
б) признак предмета
в) действие предмета
2. На какие вопросы глагол отвечает ?
а) кто? что?
б) что делает? что сделал? что будет делать?
в) какой? какая? какое?
3. Каким членом предложения является глагол?
а) главным членом
б) второстепенным членом
4. Выбери правильное утверждение:
«Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?»
а) по числам и родам
б) по числам и лицам
в) по числам, лицам и родам
5. В каком наклонении глаголы изменяются по временам?
а) повелительном
б) изъявительном
в) условном
6. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос
а) что делать?
б) что сделать?
Слайд 7.
-Отгадайте признак глагола, который объединяет данные картинки
(ВОЗВРАТНОСТЬ)
Слайд 8.
Остановка Игровая Разминка с мячом
Задание: определить, глагол переходный или непереходный
Смотреть телевизор Говорить по телефону
Плыть в лодке Слушать на уроке
Рисовать красками Читать книгу
Любить маму Поливать цветы
Идти по дороге Мыть полы
Слайд 9,10. Остановка этимологическая.
- Знаете ли вы, что….
По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. – Назовите самые часто употребляемые глаголы ( говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, делать). -А знаете ли вы, откуда появилось это странное слово – «глагол»?
Слово глагол означало по-старославянски «слово», «речь», существовало и слово «глаголати» - значит «говорить».
Буква Г в первой славянской азбуке называлась «глаголь». История
Слайд 11.
ЗАГАДКИ ОТ СОВЫ
Кто нам письменность создал,
Что Кириллицей назвал.
Греческую азбуку
Славянам передал.
(Кирилл и Мефодий)
Слайд 12. Викторина про Кирилла и Мефодия
Слайд 13. Работа с интерактивной доской
- Продолжаем путешествие! Перед нами непроходимый лес.
Три задания
- Орфоэпическое задание
Глаголы нужно уметь правильно употреблять в речи.
Задание: поставить ударение.
Звонит, баловать, премировать, создала, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил,
руководит.
- Орфографическое задание .Вставить пропущенные гласные в окончаниях глаголов.
Он держ..тся , осы жал..т, плотник руб..т, они стро..т, кле..т, леч..т; ветер ве..т, мы смотр..м, пиш..м; папа бре..тся.
- Грамматическое задание
Исправить ошибки в образовании форм глаголов.
- Он всегда ложит локти на стол.
- Серёжа хотит помочь нам в решении задачи.
- Ехай быстрее, а мы тебя догоним.
Физкультминутка
Без сомненья, мы устали.
Встали! Сели! Снова встали!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертели!
Сели! Встали! Снова сели!
Слайд 14. Исторический камень
Слайд 15. О каких исторических событиях идет речь?
1. Для вас – века, для нас – единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы. (А. Блок)
2. По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклоняясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь. (К. Симонов)
3. Но в трепет гордой Византии
И в память всем векам
Прибил свой щит с гербом России
К Царьградским воротам. (К.Рылеев)
4. Пускай у русских меньше сил,
Но страх Коловрат не знает,
Уже свой меч он затупил,
Он меч монгольский поднимает. (Н.Кончаловская)
Слайд 16.
- Путешествие продолжается. Угадайте, к какой станции мы приближаемся.
Станция ?
Завести велели мне
Новые привычки
Никогда девчонок НЕ
дергать за косички!
Никогда с братишкой НЕ
драться за обедом!
На уроках больше НЕ
говорить с соседом!
Я согласен даже НЕ
рисовать на карте!
Я согласен даже НЕ
танцевать на парте!
Но не делайте вы мне
Никаких упреков,
Если даже я и НЕ
выучу уроков!
(беседа с учащимися о правописании НЕ с глаголами)
Станция НЕ
Пока мы ехали, устали немного. Давайте отдохнем.
Игра «Рубим дрова», но рубить будем по – особенному. Вы занимаете исходную позицию (руки соединить вместе и поднять над головой). И если только глагол, названный мной, пишется с НЕ раздельно, вы рубите дрова, а если слитно – вы этого не делаете.
НЕ уехал, Ненавидеть, НЕ мог, НЕ здоровается НЕ уходит, Невзлюбить, НЕ теряю, Недомогает, НЕ разговаривает, Негодует, НЕ пишет, НЕ говорит, НЕ болею .
Слайд 17. ЗАГАДКИ ОТ СОВЫ
- В 882г. он, обагренный кровью невинных князей (Аскольда и Дира), вошел как победитель в город и сказал: “Да будет Киев матерью городов российских”. О ком идет речь в этом отрывке?
Сообщение о Вещем Олеге
Слайд 20. Археологи нашли свитки
Сказание о князе Олеге из «Повести временных лет»
И живяше Олегъ миръ имеа ко всем странамъ, княжа в Киеве. И приспе осень, и помяну Олегъ конь свой, иже бе поставил кормити и не вседати на нь. Бе бо въпрашал волъхвовъ и кудесникъ: "От чего ми есть умрети? " И рече ему кудесник один: "Княже! Конь, его же любиши и ездиши на нем, от того ти умрети»
Задание: перевести текст на современный русский язык и поставить глаголы в нужную форму.
Задание: морфологический разбор глаголов по вариантам.
1 вариант – ЖИЛ – из 1 предложения.
2 вариант – ПРИШЛА – из 2 предложения.
ВЗАИМОПРОВЕРКА
Остановка Фразеологическая
Задание: вспомните фразеологизмы, в которых употребляются глаголы
БИТЬ БАКЛУШИ
ДОЙТИ ДО РУЧКИ
ТОЧИТЬ ЛЯСЫ
Сообщения о происхождении фразеологизмов
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Дерево знаний
-Ребята, вы сегодня хорошо и плодотворно поработали, а теперь оцените свою работу на уроке.
Перед каждым учеником - кружки разного цвета. Оценивая свою работу на уроке, выберите и покажите кружок зелёный, если вы хорошо потрудились на уроке, справились с большинством заданий, всё усвоили, жёлтый – если поняли почти всё, усвоили частично, кое-что вызвало затруднения, красный - ничего не поняли, не запомнили, сделал не все, что могли..
VII. Домашнее задание
Составить исторический портрет князя на выбор по плану:
1.Время правления
2.Личные качества, характер
3.Внешний облик
4.Главные деяния, методы правления
5. Образ в истории
1.В составленном тексте найти глаголы.
2. Указать морфологические их признаки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"
Вводный урок (презентация) в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"....

Интегрированный урок русского языка в 5 классе по теме"Описание картины П.П.Кончаловского "Сирень в корзине".
Урок русского языка по развитию речи.Цели: 1) образовательные:а)знакомство с типом речи "описание"; б) знакомство с жанром натюрморта 2)развивающие: а) р...
План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
В данном конспекте дан материал по изученной теме "Спряжение глаголов", показаны разные формы работы...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов".
Данный урок разработан для учащихся 6 класса. Урок смоделирован в рамках деятельностного подхода с учётом формирования универсальных учебных действий. На всех этапах урока предполагается в...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ -ТСЯ/ -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ» С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ
Урок направлен на формирование навыков правописания глаголов в третьем лице и в неопределенной форме. С целью повторения темы «Правописание глаголов» и успешного овладения новым правилом на уроке пров...
Урок русского языка для 5 класса на тему " Культура речи. Правильное употребление глаголов.
Урок соответствует ФГОС. В данной разработке предусмотрены: самостоятельная работа учащихся, работа в парах, проверка по эталону, индивидуальная оценка работы учащегося на уроке....