Интегрированный урок русского языка и истории в 6 классе на тему «Историческое путешествие по стране Глаголии»
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Пахунова Наталия Геннадьевна

Методическая разработка интегрированного  урока русского языка и истории  в 6 классе на тему «Историческое путешествие по стране Глаголии».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка и истории

в 6 классе на тему «Историческое путешествие по стране Глаголии»

Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.

Учебные задачи, направленные на достижение:                                                                                                                                             личностных результатов обучения:

-формировать  умение ясно и грамотно проговаривать выполняемые действия;

-сравнивать результат действия с образцом и исправлять найденную ошибку;

-обсуждать под руководством учителя успешность/не успешность своих действий;

метапредметных результатов обучения:

-коммуникативные: развивать умение грамотно выразить свои мысли, отстаивать свою точку зрения  в процессе дискуссии, формировать способности работать в группе;

-регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

-познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, формировать умение обобщать и систематизировать материал;

предметных результатов обучения:

различать глагол среди других самостоятельных частей речи;

- различать действия глаголов;

- правильно употреблять глаголы в речи в соответствии с нормами русского литературного языка;

- обогащать свой словарный запас.

Задачи:
обучающие: закрепить и обобщить знания о значении, грамматических признаках, правописании, образовании и произношении глаголов; развивающие: совершенствовать умение анализировать языковой материал при разрешении учебных проблемных ситуаций; воспитательные: развивать коммуникативную культуру учащихся, воспитывать интерес к предмету.                                                                                                                                                                                                         Формы работы учащихся: в парах, индивидуальная, фронтальная
Педагогические технологии: проблемные, игровые (цель использования – повышают эффективности урока, создают ситуации успеха, развивают интерес к предмету), информационно-коммуникативные (цель использования – наглядность позволяет сформулировать тему урока, облегчает повторение объёмного теоретического материала, дает возможность проверить усвоенные учащимися знания, повышает мотивацию учащихся), технология дифференцированного обучения (цель – повышает мотивацию к обучению, дает возможность реализоваться всем учащимся), здоровьесберегающие технологии.                                                                                                                                                                        Оборудование: компьютер, экран, презентация, раздаточный материал

Ход урока

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой.                                                                                        - Здравствуйте, ребята, садитесь.  Сегодня у нас необычный урок, потому что вести его будут два учителя- русского языка и истории.

- Пусть наша совместная работа  будет успешной и порадует всех нас.

II. Объявление темы и задач урока. Постановка проблемы.

Слайд 2.

- А сейчас вы должны будете отгадать тему нашего урока  русского языка.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.                              (П.Чесноков)
      - О какой части речи идёт речь?

Слайд 3.

- Сегодня мы с вами повторим и обобщим сведения о   глаголе, для этого   отправимся в путешествие по удивительной стране. Называется она Глаголия.

 Нам предстоит пройти через всю страну, преодолевая на пути различные препятствия.

- По дороге мы будем вести наблюдения и записывать их в дневники, в роли которых сегодня будут выступать ваши тетради по русскому языку.

А насколько  путешествие будет успешным, нам будет показывать «Дерево знаний»
(Изображение дерева с ветками на магнитной доске).
Оно  пока без листьев и плодов. Если мы успешно будем преодолевать препятствия, то на нём будут появляться  листочки и яблоки.

Все готовы? Тогда в путь!

Слайд 4.

- А так  как у нас путешествие историческое, вы сейчас должны догадаться, о каком государстве пойдёт сегодня речь на уроке истории! А для этого вы должны отгадать загадки!

Загадки о князьях

I. Актуализация опорных знаний

Слайд 5,6.

Повторение изученного      Остановка Долина Теории 

1.Что обозначает глагол?
а) предмет

б) признак предмета

в) действие предмета

2. На какие вопросы глагол  отвечает ?
а) кто? что?

б) что делает? что сделал? что будет делать?

в) какой? какая? какое?

3. Каким членом предложения  является глагол?

а) главным членом

б) второстепенным членом

4. Выбери правильное утверждение:
«Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?»

а) по числам и родам

б) по числам и лицам

в) по числам, лицам и родам

5.  В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

а)  повелительном

б)  изъявительном

в)  условном

6. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос

а) что делать?

б) что сделать?

Слайд 7.

-Отгадайте  признак  глагола, который объединяет данные картинки

(ВОЗВРАТНОСТЬ)

Слайд 8.

Остановка Игровая    Разминка с мячом

Задание: определить, глагол переходный или непереходный

Смотреть телевизор                                    Говорить по телефону

Плыть в лодке                                             Слушать на уроке

Рисовать красками                                      Читать книгу

Любить маму                                                Поливать цветы

Идти по дороге                                              Мыть полы

Слайд 9,10.  Остановка этимологическая.
- Знаете ли вы, что…. 
По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов.                                                                                – Назовите самые часто употребляемые глаголы ( говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать,  делать).
                                                                                                                                                                  -А знаете ли вы,  откуда  появилось это странное слово – «глагол»?

Слово глагол   означало по-старославянски «слово», «речь»,  существовало и слово «глаголати» -  значит «говорить».                                    

Буква Г в первой славянской  азбуке называлась «глаголь». История

Слайд 11.

ЗАГАДКИ ОТ СОВЫ

Кто нам письменность создал,

Что Кириллицей назвал.

Греческую азбуку

Славянам передал.

(Кирилл и Мефодий)

Слайд 12. Викторина про Кирилла и Мефодия

Слайд 13. Работа с интерактивной доской

- Продолжаем  путешествие!  Перед нами непроходимый лес.

Три задания 

  1. Орфоэпическое задание

Глаголы нужно уметь правильно  употреблять в речи.

 Задание: поставить ударение.

Звонит, баловать, премировать, создала, положил, повторит,   поняла,  прибыл, нажил,

руководит. 

  1. Орфографическое задание .Вставить  пропущенные гласные в окончаниях глаголов.

Он   держ..тся , осы   жал..т, плотник руб..т,  они стро..т, кле..т, леч..т;  ветер  ве..т,  мы смотр..м, пиш..м;   папа бре..тся. 

  1. Грамматическое задание

Исправить  ошибки в образовании форм глаголов.

  1. Он всегда ложит локти на стол.
  2.  Серёжа хотит помочь нам в решении задачи.
  3.  Ехай быстрее, а мы тебя догоним.

Физкультминутка

Без сомненья, мы устали.
Встали! Сели! Снова встали!
Разогнулись, потянулись, 
Вправо-влево повернулись!
Головою повертели!
Сели! Встали! Снова сели! 

Слайд 14. Исторический камень

Слайд 15. О каких исторических событиях идет речь? 

1. Для вас – века, для нас – единый час.

Мы, как послушные холопы,

Держали щит меж двух враждебных рас

Монголов и Европы. (А. Блок)

2. По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклоняясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.        (К. Симонов)

3. Но в трепет гордой Византии

И в память всем векам

Прибил свой щит с гербом России

К Царьградским воротам.     (К.Рылеев)

4. Пускай у русских меньше сил,

Но страх Коловрат не знает,

Уже свой меч он затупил,

Он меч монгольский поднимает.   (Н.Кончаловская)

Слайд 16.

- Путешествие продолжается. Угадайте, к какой станции мы приближаемся.

Станция   ?

Завести велели мне

Новые привычки

Никогда девчонок НЕ

 дергать за косички!

Никогда с братишкой НЕ

 драться за обедом!

На уроках больше НЕ

 говорить с соседом!

 Я согласен даже НЕ

 рисовать на карте!

Я согласен даже НЕ

 танцевать на парте!

Но не делайте вы мне

Никаких упреков,

Если даже я и НЕ

 выучу уроков!

(беседа с учащимися о правописании НЕ с глаголами)

Станция НЕ

Пока мы ехали, устали немного. Давайте отдохнем.

 Игра «Рубим дрова», но рубить будем по – особенному. Вы занимаете исходную позицию (руки соединить вместе и  поднять над головой). И если только глагол, названный мной, пишется с НЕ раздельно, вы рубите дрова, а если слитно – вы этого не делаете.

НЕ уехал, Ненавидеть, НЕ мог, НЕ здоровается НЕ уходит, Невзлюбить, НЕ теряю, Недомогает, НЕ разговаривает, Негодует, НЕ пишет, НЕ говорит, НЕ болею .

 

Слайд 17. ЗАГАДКИ ОТ СОВЫ

 - В 882г. он, обагренный кровью невинных князей (Аскольда и Дира), вошел как победитель в город и сказал: “Да будет Киев матерью городов российских”. О ком идет речь в этом отрывке?

Сообщение о Вещем Олеге

Слайд 20.  Археологи  нашли свитки

Сказание о князе Олеге из «Повести временных лет»

И живяше Олегъ миръ имеа ко всем странамъ, княжа в Киеве. И приспе осень, и помяну Олегъ конь свой, иже бе поставил кормити и не вседати на нь. Бе бо въпрашал волъхвовъ и кудесникъ: "От чего ми есть умрети? " И рече ему кудесник один: "Княже! Конь, его же любиши и ездиши на нем, от того ти умрети»

Задание: перевести текст на современный русский язык и поставить глаголы в нужную форму.

Задание:  морфологический разбор глаголов по вариантам.

1 вариант – ЖИЛ – из 1 предложения.

2 вариант – ПРИШЛА – из 2 предложения.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Остановка Фразеологическая

Задание: вспомните фразеологизмы, в которых употребляются глаголы

БИТЬ БАКЛУШИ

ДОЙТИ ДО РУЧКИ

ТОЧИТЬ ЛЯСЫ

Сообщения о происхождении фразеологизмов


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Дерево знаний

-Ребята, вы сегодня хорошо и плодотворно поработали, а теперь оцените свою работу на уроке. 
Перед каждым учеником  - кружки разного цвета. Оценивая свою работу на уроке, выберите и покажите кружок зелёный, если вы хорошо потрудились на уроке, справились с большинством  заданий,  всё усвоили, жёлтый – если поняли почти всё, усвоили  частично, кое-что вызвало затруднения,  красный -  ничего не поняли, не запомнили, сделал не все, что могли..

VII. Домашнее задание

Составить исторический портрет князя на выбор по плану:

1.Время правления

2.Личные качества, характер

3.Внешний облик

4.Главные деяния, методы правления

5. Образ в истории

1.В составленном тексте найти глаголы.

2. Указать морфологические их признаки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"

Вводный урок (презентация) в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"....

Интегрированный урок русского языка в 5 классе по теме"Описание картины П.П.Кончаловского "Сирень в корзине".

Урок русского языка по развитию речи.Цели: 1) образовательные:а)знакомство с типом речи "описание"; б) знакомство с жанром натюрморта             2)развивающие: а) р...

План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

В данном конспекте дан материал по изученной теме "Спряжение глаголов", показаны разные формы работы...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов".

Данный урок  разработан для учащихся  6 класса. Урок смоделирован в рамках деятельностного подхода с учётом формирования универсальных учебных действий. На всех этапах урока предполагается в...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ -ТСЯ/ -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ» С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ

Урок направлен на формирование навыков правописания глаголов в третьем лице и в неопределенной форме. С целью повторения темы «Правописание глаголов» и успешного овладения новым правилом на уроке пров...

Урок русского языка для 5 класса на тему " Культура речи. Правильное употребление глаголов.

Урок соответствует ФГОС. В данной разработке предусмотрены: самостоятельная работа учащихся, работа в парах, проверка по эталону, индивидуальная оценка работы учащегося  на уроке....