Оргмомент | Приветствие. - Здравствуйте, дорогие ребята! - Добрый день, уважаемые гости!
Сообщение темы урока. - Я рада приветствовать всех на борту нашего космического корабля «7 В класс». Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие на одну из прекраснейших планет Морфологической Галактики. - Ребята! Отгадайте загадку и узнаете, о какой планете я говорю:
Вот свойство моё обязательное Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю.
- Правильно! Речь идёт об удивительной планете Причастие.
Формулирование целей урока. Сообщение формы урока. Проверка готовности к уроку. - Мы несколько уроков с вами изучали эту планету. Пришло время…для чего? - Верно. Для повторения. - Цель урока? - Итак, давайте забудем на время о земных делах и отправимся в открытый космос! Приземлиться смогут только те, кто знает об этой планете абсолютно все. - Если вы готовы к путешествию, покажите зеленый свет. - Как говорил Юрий Гагарин, поехали! - Откройте тетради, запишите дату и тему занятия. |
Правила игры | - Правила игры: работа в команде. - Тест на внимательность. |
Квалификационные испытания | Чтобы нас всем классом взяли в космическую экспедицию, мы должны пройти квалификационные испытания и доказать, что готовы участвовать в полете. Задание 1: рассказать о планете ПРИЧАСТИЕ, восстановив текст. ПЛАНЕТА ПРИЧАСТИЕ Причастие – это___________форма глагола, которая обозначает _________________________ и совмещает в себе признаки____________ (вид, время, возвратность) и признаки ____________ (род, число, падеж). Причастие отвечает на вопросы: какой? _________________________________________________________________что делающий? и ______________________.
Причастия образуются от ____________с помощью специальных суффиксов: НАСТ.ВР. ПРОШ.ВР. __________________________________________________________________________________________________________________________________
Причастия могут быть страдательными и _______________________.
Страдательные причастия имеют полную и ______________формы.
При причастиях часто находятся зависимые слова и образуют ___________, который может находиться как перед ______________словом, так и после него. Если причастный оборот стоит перед _________________, то он _____________запятой, если же он стоит после ________________слова, то он всегда выделяется запятыми.
Причастия в предложении обычно бывают__________, реже ____________.
|
Маршрут – повторение |
Устранение неполадок | - Мы успешно справились с заданием и можем смело отправляться в путь. Но! В компьютерной системе нашего космического корабля обнаружен вирус! Давайте его удалим. Задание 2: убрать «лишние» словосочетания.
Редкий лес, редеющий лес, краснеющий клён, красная рябина, жёлтая трава, пожелтевшие листья, горячий песок, горящий костёр. |
Подготовка двигателя | - Нужно подготовить к полёту наш двигатель. - Какие вы знаете две группы причастий? - Наш двигатель работает только с помощью действительных причастий. Задание 3: распределить причастия на 2 столбца: действительные и страдательные, записать в тетрадь. Будьте внимательны: среди причастий есть прилагательные! летящий самолёт совершающий посадку пилотируемый корабль звёздное небо запущенный спутник смелый лётчик светящиеся звёзды освещённая луна светлый путь открытый космос космическое пространство летающая тарелка выполненное задание далёкая планета |
На старт! | - Всё готово к старту. Будем взлетать! Задание 4: образовать причастия, записать в тетрадь. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени | Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени | летать видеть | исследовать выполнить |
|
Работа с текстом | - Итак, мы в открытом космосе, внизу Земля. Какой увидел Землю первый в мире космонавт Юрий Гагарин? Задание 5: капитанам познакомить команду с текстом. «Корабль вышел на орбиту – широкую космическую магистраль. Наступила невесомость. Сначала это чувство было необычным, но я вскоре привык к нему. «Земля» поинтересовалась, что я вижу внизу. И я рассказал, что наша планета выглядит примерно так же, как при полёте на реактивном самолёте на больших высотах. Отчётливо вырисовываются горные хребты, крупные реки, большие лесные массивы, пятна островов, береговая кромка морей. Корабль «Восток» облетевший земной шар благополучно опустился в заданном районе».
Найти и выписать предложение с причастным оборотом, выделить оборот. |
Физкульт минутка | Пока играет музыка, встать, пройтись по космическому кораблю и опросить одноклассников-пассажиров. Узнать: - как прошел день в школе - как настроение
Песня «И снится нам не рокот космодрома…» |
Метеоритный дождь + Космические черные дыры | - Внимание! Метеоритный дождь из Н и НН! - Чтобы не пострадать от него, правильно вставим пропущенные буквы в причастия. Команды, выберите того, кто сможет быстро и правильно вставить Н или НН в причастия. Задание 6: вставить Н или НН, объяснить. Встрече..ые препятствия, неполадка устране..а, ещё не исследова..ые планеты, произведё..ая посадка, программа выполне..а, запуще..ый на Луну, получе..ый с космоса, камеры установле..ы, кова..ый люк, организова..ая команда, нечая..ое открытие, заворожё.. красотой.
Задание 7: восстановить слова. Ст_иж_н_а_ ; в_во_н_в_н_о_ ; пр_ч_т_н_а_ ; вы_о_а_н_а_ ; сл_ж_н_ы_ ; п_д_бр_н_а_ . (Ответы: стриженная, взволнованное; прочитанная; выкопанная; сложенный; подобранная.) И_п_г_н_ы_ ; б_з_м_н_ы_ ; с_з_а_н_ы_ ; о_аб_ч_н_ы_ ; в_п_лн_н_а_ ; о_аз_н_ы_ . (Ответы: испуганный, безымянный, созданный, озабоченный, выполненная, оказанный.) |
Встреча с инопланетянами | - Внимание! Прямо по курсу инопланетяне! Они не отпустят нас, пока мы не докажем, что знаем правило «Не с причастиями». Задание 8: списать, раскрывая скобки. (Не) управляемый на расстоянии (не) освещённый путь (не) нарушаемая тишина (не) продуманный шаг (не) обозримая равнина |
| - Мы прибыли на планету Причастие. Нас встречает космический патруль. - Когда мы пишем НЕ с причастиями слитно, а когда раздельно?
|
Рефлексия | Я, _______________________ (фамилия, имя учащегося) 1. Среди других частей речи определяю причастие А) легко Б) с трудом В) не определяю 2. Отличаю действительные причастия от страдательных А) легко Б) с трудом В) не определяю 3. Могу просклонять причастие А) легко Б) с трудом В) не могу 4. Знаю суффиксы причастий и отличаю их друг от друга А) легко Б) с трудом В) не определяю 5. Могу найти причастный оборот в предложении А) легко Б) с трудом В) не могу 6. Могу рассказать правило «Н и НН в прилагательных и причастиях» А) легко Б) с трудом В) не могу 7. Могу рассказать правило «НЕ с причастиями» А) легко Б) с трудом В) не могу - Как настроение? |
Итоги | - Мы совершили длительное путешествие. Подведем итоги игры. |
Домашнее задание | Подготовиться к контрольному испытанию: контрольной работе по теме «Причастие». |