Рабочая программа по риторике .7 класс
рабочая программа (7 класс) по теме

Тлепова Оксана Георгиевна

Рабочая программа по риторике. 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika_7_klass.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 г. Пугачёва

Саратовской области

СОГЛАСОВАНО

      Руководитель МО

 __________/__О.В.Курова

                          Ф.И.О.

Протокол № ___ от

«__»__________________2017г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР  МОУ «СОШ №2г.Пугачёва

_________/Л.В.Чурикова

 «__»________________2017г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ  № _______  от «__»_________________2017г.

       Директор

 МОУ «СОШ №2 г. Пугачёва»

_____________/О.А.Подольнова/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

учебного предмета

риторика

7 «А» класс

на 2017-2018 учебный год

Срок  реализации 1 год.

Составитель : Тлепова Оксана Георгиевна,

учитель русского языка и литературы

  первой  квалификационной категории.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от

 «____»______________2017 г.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Риторические умения, формируемые при создании собственного ситуативно уместного повествовательного текста.

1.На этапе изобретения содержания

-выбрать ситуативно уместную, интересную для адресата тему или предложенную тему сделать таковой;

- формулировать основную мысль по избранной теме, в соответствии с избранным типом речи, соотносить реальную и типизированную формулировки основной мысли;

- предъявлять основную мысль в сильных позициях текста;

- проверять спорность –неспорность основной мысли в соотнесении с коммуникативной целью;

- составлять логическую схему текста;

- обеспечить сохранность темы и основной мысли в тексте;

- уметь использовать топы, необходимые для повествовательного текста;

- соотносить структуру топов с логической схемой речи;

- определить «ситуативную» цель создаваемого текста;

- соотносить коммуникативную, «стилистическую» и ситуативную цели создаваемого повествовательного текста.

1.2. На этапе расположения материала

- выбрать необходимую, ситуативно уместную схему расположения создаваемого текста: соответствующую схеме начало-середина-конец или трёхчастную ( вступление, основная часть, заключение);

- продумать, насколько действенна для адресата выбранная схема;

- соотнести авторское отношение к развиваемой теме с композиционной схемой;

- соотнести композицию с выбранным видом речи (устной или письменной) и видом текста (монолог, диалог);

- продумать связи предложений в повествовании.

1.3. На этапе речевого оформления текста

- применить в тексте изученные риторические фигуры;

- применить в тексте изученные топы и слова с уместной стилистической окраской.

1.4. На этапе исполнения

- «прочитать» ситуацию общения, в которой предъявляется текст; соблюдать этикетные правила речевого общения;

- соблюдать этикетные правила речевого общения;

- применять правила невербального общения.

2. Риторические умения, формируемые при анализе чужого ситуативно уместного повествовательного текста.

2.1. При прочтении затекстовой ситуации (ситуации создания текста)

- понять настроение, состояние автора текста;

- «прочитать» предполагаемого адресата текста, соотнести себя с этим адресатом (понять свою ситуативную и «стилистические» цели);

- понять ситуативную и «стилистическую» цели автора текста.

2.2. При анализе логических структур повествовательного текста как результат авторского изобретения содержания этого текста

- проверить удержание темы, основной мысли;

- составить логическую схему речи, убедиться в её корректности;

- проверить структуру (схему) топов, соотнести её с логической схемой, оценить ситуативную уместность выбранной схемы топов с точки зрения отражения в ней авторской позиции;

- оценить соотношение ситуативной, коммуникативной и «стилистической» целей автора.

2.3. При анализе композиции повествовательного текста

- понять композиционную структуру текста;

- сопоставить композиционную структуру и схему топов;

- оценить, насколько слитно отражается в ней авторское отношение к теме (сопоставить композицию с системой целей автора);

- оценить композиционную структуру с точки зрения адресности текста;

2.4. При анализе речевого оформления повествовательного текста

- оценить уместность использованных риторических фигур с точки зрения действенности текста на адресата;

3. Риторические умения, необходимые при создании ситуативно уместного текста, смешанного по типу речи.

3.1. На этапе изобретения

- понять свою основную, коммуникативную цель в соотнесении с основной мыслью и сферой общения, в которой создаваемый текст будет уместным, адресным;

- выбрать ведущий для текста тип речи (повествование или описание) и корректно выстроить его логико-риторические структуры;

- выделить микротемы текста(с помощью плана);

- определить те типы речи, которые необходимы для разработки каждой микротемы.

3.2. На этапах расположения материала и речевого оформления текста

- использовать различные виды связей между предложениями: а)внутри каждого из абзацев; б) между абзацами;

- понять эмоциональный эффект от смены типа речи и характера связей между предложениями;

- соотнести композиционную схему текста со схемой чередования типов речи, использованных в абзацах, оценить ситуативную уместность и совместимость избранных схем.

2. Содержание учебного предмета.

Введение.

Предмет риторики. Исторические традиции риторики. (9 часов)

Риторика как наука об убеждении. Формы и методы речевого воздействия на аудиторию Природа ораторского искусства, его разновидности. Психологический контакт с аудиторией, реакция на её поведение. Риторика как искусство красноречия, её зарождение в Древней Греции, Риме. «Риторика» Аристотеля – первая работа в данной области знания. Римская риторика цицероновского времени

Общение (11 часов)

Речевая ситуация. Когда и где мы общаемся. Будем знакомы!

Виды общения. Вспоминаем изученное, узнаём новое. Личное – публичное. Просто личное общение.

Вежливое возражение. Как вежливо возразить.

Подружимся с голосом. Что мешает голосу «летать»? Учимся «лепить» свой голос.

Жесты вместе с мимикой. Помощники слова. Контакт начинается со взгляда.

Учимся отвечать. Определение – это… Мы строим определения. Правила.

От души посоветовать. Советы бывают разными.

Качества речи. Достоинства и недостатки речи. Что уместно? Соответствие ситуации. Соответствие стилю высказывания.

Я – редактор. Я читаю первый раз. Я читаю второй раз: медленно и делая пометки. Я читаю третий раз: медленно и редактируя текст.

Учимся читать учебную литературу. Всегда ли мы читаем одинаково? Приёмы осмысления учебного текста. Выписки (главное, существенное, значимое).

 

Речевые жанры (15 часов)

Изобретение. Всё в мире состоит из частей. Обратимся к примерам. Что в имени тебе моём?

Заголовок. Заголовки вокруг нас. Заголовок – сильная позиция. Заголовок-прогноз. Заголовок-ассоциация.

Необычные тексты. Фотография + слово =? Каким должно быть слово, если оно рядом с фотографией? Фотозарисовка. Оглянись на детство. История снимка.

Коллективный дневник. «Голубые альбомы». Учимся писать летопись класса.

Чужая речь в моём тексте. Что такое чужая речь? Для чего нужна цитата?

От отзыва к рецензии. Рецензия на сочинение товарища.

Деловой стиль. Заявление. Объяснительная записка.

Учимся спорить. Настоящий спор, его основные признаки. Разрешите представиться – тезис. Добро пожаловать в страну Аргументацию! Культура спора.

Газетная информация. Кто и о чём пишет в газете. Информационные газетные жанры. Хроника. Заметка.

Репортаж. Репортаж и репортёры. Всякое ли сообщение – репортаж? Когда «Я» – не последняя буква в алфавите. «Настоящее репортажа». Вы – репортёр!

Уроки житейской мудрости. Открою уста мои в притче. На притчу ума не напасёшься. На случай и притча прикидывается.

3.Календарно - тематическое планирование

№  урока

Дата проведения

Тема

Колич. часов

Характеристика деятельности учащихся

УУД.

Информ. оснащение

Примечание

План

Факт.

1

Модель речевой ситуации. Компоненты: Где?

Когда мы общаемся.

1

Определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения).
Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации.

УУД:

Позн.- умение самостоятельно делать выводы, строить высказывания.

Ком.- постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

Личн.- нравственно-эстетическое оценивание

2

Личное – публичное, их особенности.

1

3

 Что мешает голосу «лететь».Совершенствуем свой голос. Помощники слова: взгляд, улыбка.

1

Слушать  свой голос.
Составлять голосовой сценарий.
пользоваться  несловесными помощниками слова.

УУД:

Позн.- умение самостоятельно делать выводы, строить высказывания.

Ком.- постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

Личн.- нравственно-эстетическое оценивание

4

Типы информации: логическая и эмоциональная; фактуальная, концептуальная.

1

Овладевать различными типами информации.

УУД:

Позн.- умение самостоятельно делать выводы, строить высказывания.

5

Разновидности ответов. Определения, правила, описательная характеристика.

1

Знать и применять на практике разновидности ответов.

УУД:

Позн.- умение самостоятельно делать выводы, строить высказывания.

Ком.- постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

6

Коммуникативные качества речи.  Уместность.

1

Освоить качество речи и выразительность речи.

УУД:

Позн.- умение самостоятельно делать выводы, строить высказывания.

Ком.- постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

7

Изучающее чтение  (учебная литература).

1

Пользоваться изучающим чтением. Осваивать  способы данного чтения

УУД:

Позн.- умение самостоятельно делать выводы, строить высказывания.

Ком.- постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

8

Приёмы осмысления учебного текста

1

Пользоваться на практике приёмами осмысленного изучения учебного текста.

УУД:

Позн.- умение самостоятельно делать выводы, строить высказывания.

Ком.- постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

Личн.- нравственно-эстетическое оценивание

9

Выписки (главное, существенное, значимое)

1

10

Знакомство.

1

11

 Совет.

1

12

Вежливое возражение.

1

Осмысливать различия в оттенках

вежливости, в том, что такое

 истинная вежливость.

Овладеть этикетными средствами

 вежливости в таких ситуациях,

как просьба, отказ, комплимент, спор.

 Вести этикетный диалог.

УУД:

Позн.- умение самостоятельно делать выводы, строить высказывания.

Ком.- постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

Личн.- нравственно-эстетическое оценивание

13

Я- редактор.

1

Анализировать исходный текст для пересказа (устного и письменного, подробного и краткого).
Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.

Находить коммуникативные недочеты.
Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.
Исправлять тексты по условным обозначениям редактора.
Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты

УУД:

Регул.- корректирование и оценивание собеседника

Позн.- умение самостоятельно делать выводы, строить высказывания.

Ком.- постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

Личн.- нравственно-эстетическое оценивание

14

Этапы редактирования

1

15

Культура цитирования.

1

Применять на практике различные способы цитирования текста.

16

Чужая речь в моём тексте.

1

17

Рецензия на сочинение товарища.

1

Оценивать чужие и собственные  высказывания с  точки зрения языковых норм. Исправлять речевые недостатки, редактировать тексты.

УУД:

Позн.- умение самостоятельно делать выводы, строить высказывания.

Ком.- постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

Регул.- корректирование и оценивание собеседника

18

Личное письмо в газету, в журнал (публицистического стиля).

1

Выявлять особенности публицистического стиля. Соблюдать нормы построения  текста данного стиля. Оценивать чужие и собственные  высказывания с  точки зрения языковых норм. Исправлять речевые недостатки, редактировать тексты.

УУД:

Позн.- умение самостоятельно делать выводы, строить высказывания.

19

Особенности делового стиля.

1

Выявлять особенности делового стиля. Разграничивать написанные документы.

УУД

Позн.- умение самостоятельно делать выводы, строить высказывания

20

Заявление.

1

21

Объяснительная записка.

1

22

Разновидности ораторской речи: эпидейктическая,  совещательная, судебная.

1

Овладевать разновидностями ораторской речи.

УУД

Регул.- корректирование и оценивание собеседника

Позн.- умение самостоятельно делать выводы, строить высказывания.

Ком.- постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

23

Тезисы и аргументы.

1

Создавать и редактировать собственные тексты

УУД

Регул.- корректирование и оценивание собеседника

Позн.- умение самостоятельно делать выводы, строить высказывания..

24

Типы вопросов (уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные).

1

25

Культура спора.

1

Овладевать  способами  доказательств.
знать, как строится аргументативный текст.
Применять выражение согласия,
констатацию сказанного оппонентом.
Культуру выражения несогласия.

УУД

Регул.- корректирование и оценивание собеседника

Позн.- умение самостоятельно делать выводы, строить высказывания.

Ком.- постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

26

Кто и о чём пишет в газетах.

1

Работать с периодической печатью. Осваивать  нормы написания газетных заметок.

Оценивать чужие и собственные  высказывания с  точки зрения языковых норм. Исправлять речевые недостатки, редактировать тексты. Аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

Продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод

УУД

Регул.- корректирование и оценивание собеседника

Позн.- умение самостоятельно делать выводы, строить высказывания.

Ком.- постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

Личн.- нравственно-эстетическое оценивание

27

Информационные газетные жанры.

1

28

Хроника.

1

29

Заметки.

1

30

Репортаж и репортёры

1

31

«Настоящее репортажа»

1

32

Беседа и разговор.

1

33

Портретный очерк.

Его особенности.

1

34

Открою уста мои в притче. Уроки житейской мудрости.

1

Называть изученные признаки текста 

Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года 

Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей.

УУД:

Регул.- корректирование и оценивание собеседника

Позн.- умение самостоятельно делать выводы, строить высказывания.

Ком.- постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

Личн.- нравственно-эстетическое оценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по риторике.8 класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного  общего образования Ладыженской Т.А.Рассчитана на 34ч+1ч резерв. Включает пояснительную записку, планирование....

Рабочая программа по риторике 1 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 1 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 2 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 2 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 3 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 7 класс

Рабочая программа курса "Речь и культура общения 7 класс...

Рабочая программа по риторике 6 класс

Рабочая программа курса "Речь и культура общения" для 6 класса...

Рабочая программа по риторике. 5 класс

Данная программа составлена в соответствии с учебником под редакцией Т.А. Ладыженской...