Рабочая программа по риторике .7 класс
рабочая программа (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 г. Пугачёва
Саратовской области
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО __________/__О.В.Курова Ф.И.О. Протокол № ___ от «__»__________________2017г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №2г.Пугачёва _________/Л.В.Чурикова «__»________________2017г. | УТВЕРЖДЕНО Приказ № _______ от «__»_________________2017г. Директор МОУ «СОШ №2 г. Пугачёва» _____________/О.А.Подольнова/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
учебного предмета
риторика
7 «А» класс
на 2017-2018 учебный год
Срок реализации 1 год.
Составитель : Тлепова Оксана Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от
«____»______________2017 г.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Риторические умения, формируемые при создании собственного ситуативно уместного повествовательного текста.
1.На этапе изобретения содержания
-выбрать ситуативно уместную, интересную для адресата тему или предложенную тему сделать таковой;
- формулировать основную мысль по избранной теме, в соответствии с избранным типом речи, соотносить реальную и типизированную формулировки основной мысли;
- предъявлять основную мысль в сильных позициях текста;
- проверять спорность –неспорность основной мысли в соотнесении с коммуникативной целью;
- составлять логическую схему текста;
- обеспечить сохранность темы и основной мысли в тексте;
- уметь использовать топы, необходимые для повествовательного текста;
- соотносить структуру топов с логической схемой речи;
- определить «ситуативную» цель создаваемого текста;
- соотносить коммуникативную, «стилистическую» и ситуативную цели создаваемого повествовательного текста.
1.2. На этапе расположения материала
- выбрать необходимую, ситуативно уместную схему расположения создаваемого текста: соответствующую схеме начало-середина-конец или трёхчастную ( вступление, основная часть, заключение);
- продумать, насколько действенна для адресата выбранная схема;
- соотнести авторское отношение к развиваемой теме с композиционной схемой;
- соотнести композицию с выбранным видом речи (устной или письменной) и видом текста (монолог, диалог);
- продумать связи предложений в повествовании.
1.3. На этапе речевого оформления текста
- применить в тексте изученные риторические фигуры;
- применить в тексте изученные топы и слова с уместной стилистической окраской.
1.4. На этапе исполнения
- «прочитать» ситуацию общения, в которой предъявляется текст; соблюдать этикетные правила речевого общения;
- соблюдать этикетные правила речевого общения;
- применять правила невербального общения.
2. Риторические умения, формируемые при анализе чужого ситуативно уместного повествовательного текста.
2.1. При прочтении затекстовой ситуации (ситуации создания текста)
- понять настроение, состояние автора текста;
- «прочитать» предполагаемого адресата текста, соотнести себя с этим адресатом (понять свою ситуативную и «стилистические» цели);
- понять ситуативную и «стилистическую» цели автора текста.
2.2. При анализе логических структур повествовательного текста как результат авторского изобретения содержания этого текста
- проверить удержание темы, основной мысли;
- составить логическую схему речи, убедиться в её корректности;
- проверить структуру (схему) топов, соотнести её с логической схемой, оценить ситуативную уместность выбранной схемы топов с точки зрения отражения в ней авторской позиции;
- оценить соотношение ситуативной, коммуникативной и «стилистической» целей автора.
2.3. При анализе композиции повествовательного текста
- понять композиционную структуру текста;
- сопоставить композиционную структуру и схему топов;
- оценить, насколько слитно отражается в ней авторское отношение к теме (сопоставить композицию с системой целей автора);
- оценить композиционную структуру с точки зрения адресности текста;
2.4. При анализе речевого оформления повествовательного текста
- оценить уместность использованных риторических фигур с точки зрения действенности текста на адресата;
3. Риторические умения, необходимые при создании ситуативно уместного текста, смешанного по типу речи.
3.1. На этапе изобретения
- понять свою основную, коммуникативную цель в соотнесении с основной мыслью и сферой общения, в которой создаваемый текст будет уместным, адресным;
- выбрать ведущий для текста тип речи (повествование или описание) и корректно выстроить его логико-риторические структуры;
- выделить микротемы текста(с помощью плана);
- определить те типы речи, которые необходимы для разработки каждой микротемы.
3.2. На этапах расположения материала и речевого оформления текста
- использовать различные виды связей между предложениями: а)внутри каждого из абзацев; б) между абзацами;
- понять эмоциональный эффект от смены типа речи и характера связей между предложениями;
- соотнести композиционную схему текста со схемой чередования типов речи, использованных в абзацах, оценить ситуативную уместность и совместимость избранных схем.
2. Содержание учебного предмета.
Введение.
Предмет риторики. Исторические традиции риторики. (9 часов)
Риторика как наука об убеждении. Формы и методы речевого воздействия на аудиторию Природа ораторского искусства, его разновидности. Психологический контакт с аудиторией, реакция на её поведение. Риторика как искусство красноречия, её зарождение в Древней Греции, Риме. «Риторика» Аристотеля – первая работа в данной области знания. Римская риторика цицероновского времени
Общение (11 часов)
Речевая ситуация. Когда и где мы общаемся. Будем знакомы!
Виды общения. Вспоминаем изученное, узнаём новое. Личное – публичное. Просто личное общение.
Вежливое возражение. Как вежливо возразить.
Подружимся с голосом. Что мешает голосу «летать»? Учимся «лепить» свой голос.
Жесты вместе с мимикой. Помощники слова. Контакт начинается со взгляда.
Учимся отвечать. Определение – это… Мы строим определения. Правила.
От души посоветовать. Советы бывают разными.
Качества речи. Достоинства и недостатки речи. Что уместно? Соответствие ситуации. Соответствие стилю высказывания.
Я – редактор. Я читаю первый раз. Я читаю второй раз: медленно и делая пометки. Я читаю третий раз: медленно и редактируя текст.
Учимся читать учебную литературу. Всегда ли мы читаем одинаково? Приёмы осмысления учебного текста. Выписки (главное, существенное, значимое).
Речевые жанры (15 часов)
Изобретение. Всё в мире состоит из частей. Обратимся к примерам. Что в имени тебе моём?
Заголовок. Заголовки вокруг нас. Заголовок – сильная позиция. Заголовок-прогноз. Заголовок-ассоциация.
Необычные тексты. Фотография + слово =? Каким должно быть слово, если оно рядом с фотографией? Фотозарисовка. Оглянись на детство. История снимка.
Коллективный дневник. «Голубые альбомы». Учимся писать летопись класса.
Чужая речь в моём тексте. Что такое чужая речь? Для чего нужна цитата?
От отзыва к рецензии. Рецензия на сочинение товарища.
Деловой стиль. Заявление. Объяснительная записка.
Учимся спорить. Настоящий спор, его основные признаки. Разрешите представиться – тезис. Добро пожаловать в страну Аргументацию! Культура спора.
Газетная информация. Кто и о чём пишет в газете. Информационные газетные жанры. Хроника. Заметка.
Репортаж. Репортаж и репортёры. Всякое ли сообщение – репортаж? Когда «Я» – не последняя буква в алфавите. «Настоящее репортажа». Вы – репортёр!
Уроки житейской мудрости. Открою уста мои в притче. На притчу ума не напасёшься. На случай и притча прикидывается.
3.Календарно - тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по риторике.8 класс.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования Ладыженской Т.А.Рассчитана на 34ч+1ч резерв. Включает пояснительную записку, планирование....
Рабочая программа по риторике 1 класс
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 1 класса ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике 2 класс
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 2 класса ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике 3 класс
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике 7 класс
Рабочая программа курса "Речь и культура общения 7 класс...
Рабочая программа по риторике 6 класс
Рабочая программа курса "Речь и культура общения" для 6 класса...
Рабочая программа по риторике. 5 класс
Данная программа составлена в соответствии с учебником под редакцией Т.А. Ладыженской...