Многозначные слова и омонимы как средства выразительности речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Голайченко Ирина Алексеевна

Урок-повторение и обобщение знаний по теме "Многозначные слова и омонимы", рассмотрение этих понятий как средств выразительности речи. 5 класс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Многозначные слова и омонимы как средства выразительности речи

Урок – повторение и обобщение знаний

5 класс

К учебникам под редакцией Разумовской М.М., Леканта П.А.; Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др.

Цели и задачи:

-Повторить и систематизировать имеющиеся знания о полисемии и омонимии.

-На примере отрывков из художественных текстов выявить выразительные функции многозначных слов и омонимов.

-Формировать умения и навыки анализа чужого текста и построения собственного высказывания.

-Активизировать познавательную активность учащихся, используя современные информационные технологии; формировать умение высказывать собственные суждения, делать выводы; развивать логическое и образное мышление.

Оборудование: тетради, электронная доска.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Визуализация

1. Орг. момент

Здравствуйте! Сегодня мы с вами будем говорить о многозначных словах и омонимах. Эти понятия вам знакомы, но мы посмотрим на них под другим углом и выявим выразительные возможности.

Здравствуйте.

2.Обобще-ние знаний об изученных  понятиях

2.1 Многозначность слова

2.2. Омонимия

2.3. Выразительные возможности многозначных слов и омонимов

Итак, давайте вспомним и сформулируем, что такое «многозначность»

-Верно. И все эти значения отражены в словаре. В каком?

-Верно. Например, слово взять имеет до 50 значений, но при отсутствии контекста мы воспринимаем его только в значении «схватить». И это его основное значение. Можете ли вы дать определение понятию основное значение слова?

-также у слова  неосновные, вторичные значения. Давайте сформулируем определение этого понятия.

- Верно. Запишите, пожалуйста, определения в тетради.

-У многозначного слова может быть одно или несколько основных значений.

Также у многозначного слова есть третья категория значений, о которой мы говорили в связи с темой лексические средства создания художественного образа. Это переносное значение слова. Что это значит?

-У А.С.Пушкина  слово взять встречается, например, в таких контекстах:

Слайд 2.

- Определите, пожалуйста. В каких значениях употребляется выделенное слово.

- Скажите, каждое ли неосновное значение слова можно считать переносным?

Например, слово капля. Капля – 1. маленькая, округлая частица жидкости. Капли срывались с карниза и гулко стучали о подоконник. 2. Жидкое лекарство, дозируемое в каплях (первое знач.) После таких разговоров Марья Сергеевна всегда пила капли. 3. перен. Самое малое количество чего-либо. Ему бы хоть каплю благоразумия.

Закрепившиеся в языке переносные значения слов  утрачивают образность, и мы их воспринимаем как прямые: усики винограда, колено трубы, спинка стула.

Наличие различных значений у одного и того же слова объясняется особенностями употребления его в речи.  Например, слово дать  используется в различных стилях речи  в различных значениях: дать книгу, дать работу (стилистически- нейтрально, т.е. может быть употреблено в любом стиле речи);  - Мам, я полегоньку! Я те дам полегоньку, постреленок! (разговорный стиль).

Среди многозначных слов также выделяются, такие у которых развиваются противоположные, взаимоисключающие значения. Помните, мы говорили об этом при подготовке к интеллектуальному марафону, когда касались антонимов? Слово отходить.

Многозначностью, по утверждению лингвистов, обладают около 80% слов русского языка. Однозначные слова имеют либо узкоспециальное значение (бинокль, бинт) или же просто предельно конкретны по значению (имена собственные). Но постепенно даже однозначное слово может постепенно проявить свою способность к

многозначности.

Также в языке существует явление внешне очень похожее на многозначность. Это явление омонимии. Все вы знаете, что такое омонимы, дайте определение этому понятию.

-Верно. Следовательно, омонимия  (homos – одинаковый, onyma – имя) – совпадение в звучании и написании слов, различных по значению.

-В чем принципиальное отличие омонимов от многозначных слов?

- Прекрасно. А в каком словаре следует искать омонимы?

- Верно. Скажите, пожалуйста, что такое брак?

- Это многозначное слово или это омонимы?

-Верно. Брак в значении «супружество» образовано от глагола брати при помощи суффикса –к (брать замуж). Брак в значении «дефект в продукции» заимствовано из немецкого языка в XVII веке  (brack – недостаток, восходит к brechen – ломать).

- Верно, у многозначного слова значения взаимосвязаны друг с другом. Но бывают случаи, когда омонимия развивается из многозначности. Например, слово свет «восход солнца, рассвет» и свет «земля, мир, вселенная» изначально были значениями многозначного слова, но теперь связь между их значениями утеряна и они стали омонимами.

Теперь, когда мы систематизировали свои знания об омонимах и многозначных словах, давайте сформулируем, в чем же их выразительные функции.

Во-первых, мы уже говорили о тропах (метафора, оксюморон, метонимия и т.д.) и знаем, что переносное значение слова – яркое выразительно средство. Сейчас же я хочу поговорить с вами о выразительных возможностях слова в прямом значении.

Мы должны понимать, что если слово имеет несколько значений, то его выразительные возможности увеличиваются. Например, в тексте может повторяться многозначное слов в различных значениях: М.Цветаева « Поэт издалека заводит речь. Поэта далеко заводит речь».

Омонимы также часто вовлекаются в словесную игру. Поскольку омонимы никак не связаны в смысловом оношении, их столкновение в одном предложении, тексте, производит наиболее яркое впечатление: Миру нужен мир! Каков ни есть, а хочет есть.

Как средство языковой игры используются омонимические рифмы.

Что такое рифма?

Ты белых лебедей кормила,

Откинув тяжесть черных кос…

Я рядом плыл, сошлись кормила,

Закатный луч был странно кос.

Вдруг лебедей метнулась пара

Не знаю, чья была вина…

Закат замлел за дымкой пара,

Аллея, как поток вина. (В.Я.Брюсов)

На многозначных словах и омонимах строятся каламбуры: Требуется человек, хорошо владеющий языком для наклеивания марок.

В роли яркого выразительного средства также используется индивидуально - авторская омонимия, т.е. слова, образованные конкретным человеком от созвучного корня. Например, Петр Андреевич Вяземский написал, что остепенился, потому что зиму провел в степи.

- Многозначность – способность слова иметь одновременно несколько значений.

- В толковом.

-  Основное значение слова – это то значение, в котором слово чаще всего употребляется в языке

- Вторичное значение слова - это значение, зависящее от контекста и не часто употребляющееся в языке.

-Переносное значение слова  - образное значение, основанное на уподоблении одного явления другому.

- Нет, не каждое! Только образное. В данном примере только третье значение явление является переносным.

- Омонимы – слова одинаковые по написанию и звучанию, но с различным лексическим значением.

- У многозначных слов есть общая часть в значении, а омонимы – это совершенно разные слова.

- В толковом словаре и словаре омонимов.

- Супружество. Дефект в продукции.

- Это омонимы.

Слайд 1 многозначность

Слайд 1 – основное значение

Слайд 1 – вторичное значение

Слайд 1 – переносное значение

Слайд  2

А.С.П. слово взять

Записать

Записать

записать

3. Самост. работа учащихся

1. Давайте проявим с вами сообразительность и продемонстрируем чувство языка, и, как П.А.Вяземский переосмыслим всем нам знакомые слова:

Гусар, дерюга, доходяга,  весельчак, пригубить.

2. Распределите в две колонки данные слова.

3. Объясните, какие значения слов исторический, история использует Н.В. Гоголь для создания комического эффекта в поэме «Мертвые души».

«Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели».

Исторический – важный для истории, вошедший в историю; история – скандал, неприятность; происшествие.

4. Подведе-ние итогов. Домашнее задание

Оценки за урок.

Вашим домашним заданием будет подобрать 5 многозначных слов или омонимов и составить с ними предложения.

Спасибо з активную работу!

До свидания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многозначные слова и омонимы как средства выразительности речи 5 класс

Слайд 2

Многозначные слова Многозначность или полисемия ( poly - ‘ много ’ , sema - ‘ знак ’ ) - способность слова иметь одновременно несколько значений. Основное значение слова - то значение, в котором слово чаще всего употребляется в языке. Вторичное значение слова - это значение, в котором слово употребляется не часто. Вторичное значение зависит от контекста. Переносное значение - образное значение, основанное на уподоблении одного явления другому

Слайд 3

И каждый взял свой пистолет - В награду любого возьмешь ты коня - С собой возьмите дочь мою - … надписи, взятые из Корана - «Все возьму », сказал булат - -Швабрин! Очень рад! Гусары, возьмите его! - ‘ захватить рукой, принять в руку ’ . ‘ получить что-либо в свое пользование ’. ‘ отправляясь куда-либо, захватить с собой ’. ‘ заимствовать, извлечь из чего-нибудь ’. ‘ овладеть чем-либо, захватить что-либо ’. ‘ арестовать ’. -Хоть умного себе возьми секретаря - ‘ принять на службу, на работу ’. А.С.Пушкин

Слайд 4

Омонимы Омонимия ( homos – ‘ одинаковый ’ , onyma – ‘ имя ’ ) – совпадение в звучании и написании слов, различных по значению. Брак ( супружество) брати , при помощи суффикса –к ( брать замуж ). Брак (дефект в продукции) из немецкого языка, XVII век ( brack – ‘ недостаток ’ brechen – ‘ ломать ’ ).

Слайд 5

Омонимическая рифма Ты белых лебедей кормила , Откинув тяжесть черных кос… Я рядом плыл, сошлись кормила , Закатный луч был странно кос . Вдруг лебедей метнулась пара Не знаю, чья была вина … Закат замлел за дымкой пара , Аллея, как поток вина . В.Я.Брюсов

Слайд 6

Индивидуально-авторская омонимия Дерюга - Гусар - Доходяга - Весельчак - Пригубить - птичник, работник гусиной фермы. зубной врач. победитель в спортивной ходьбе. гребец. поцеловать. в царской и некоторых иностранных армиях: военнослужащий частей легкой кавалерии. Грубая ткань из толстой льняной пряжи. 2. Плохая, грубая ткань, одежда. обессилевший, изможденный человек. веселый человек. прикоснувшись губами, попробовать что-либо.

Слайд 7

Дайте определения словам и соответственно распределите их по двум колонкам. С одним из многозначных слов составьте предложения, используя его в различных значениях. Многозначные слова Омонимы лавка Лавка 1 - магазин . Лавка 2 – скамья . рукав Рукав - 1.Часть одежды, покрывающая руку до или до локтя. 2.Отделившийся от главного русла водяной поток . 3.Труба или кишка для отвода жидкостей, газов, сыпучих тел (спец.). Играть – 1. Резвясь, развлекаться. 2. Исполнять музыкальное произведение, роль. 3. перен. Обращаться с кем/чем-либо легкомысленно, как с игрушкой. 4. Проявляться обнаруживать себя к.-л. образом ( Солнце играет на поверхности воды ). вид Вид 1 - внешность, видимый облик. Вид 2 -грамматическая категория. дисциплина Дисциплина 1 – подчинение твёрдо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива. Дисциплина 2 – отрасль научных знаний. играть

Слайд 8

Объясните, какие значения слов исторический, история использует Н.В. Гоголь для создания комического эффекта в отрывке поэмы «Мертвые души». Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели.

Слайд 9

Определите, какое свойство слова является основой выразительности в данных предложениях. «Мне так не хотелось в землю с любимой моей земли...» (М.Цветаева). На следующий день после Ватерлоо Наполеон проснулся невыспавшимся и совершенно разбитым. Ничто так не отбивает охоту к охоте, как отсутствие дичи. «Просто голова кругом идет», – говорили люди вслед Колобку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства выразительности речи

Урок в 11 классе с использованием технологии РКМЧП. Урок подкреплён обучающим тестом, который можно использовать для самостоятельной подготовки к выполнению задания В 8 ЕГЭ по русскому языку....

Сравнение как средство выразительности речи в произведении М.Пришвина "Кладовая солнца"

Данный урок полностью соответствует школьной программе по литературе за 6 класс. По содержанию этот урок можно отнести: К уроку теории по литературе, на котором ребята знакомятся с таким понятием ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 класе "Сравнение как средство выразительности речи"

Предмет: русский язык, литература.Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».Цели урока: познакомить учащихся со ...

Работа над грамматическими омонимами, как средство развития речи учащихся.

Явление омонимии привлекает внимание исследователей не первое десятилетие. А.А.Реформатский отмечает, что впервые внимание этому явлению уделил Аристотель, который обозначил омонимы как «предмет, у ко...

Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)

Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...