Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Омонимы. Антонимы.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Омонимы. Антонимы»
Цели:
- Познакомить с однозначными и многозначными словами, синонимами, омонимами, антонимами.
- Развивать умение самостоятельно добывать знания, логическое мышление.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма.
Оборудование: словари синонимов, антонимов, омонимов; компьютерная презентация; цветные карточки с заданиями; карточки с вопросами.
Ход урока.
Слайд 1
1. Орг. момент.
- Здравствуйте! Я вижу, что все готовы к уроку. Выберите фигуру того цвета, который соответствует вашему настроению. Встаньте, у кого хорошее настроение. Я рада, что таких большинство. Надеюсь, что к концу урока вас станет больше.
Слайд 2
2. Проверка д\з. Слайд 3
Отгадать словарное слово по его лексическому значению:
Платформа – помост, площадка на ж\д станциях для посадки, погрузки.
Негодовать – испытывать, проявлять чувство возмущения, крайнего недовольства.
Паркет – настил на полу из дощечек, уложенных так, что они образуют какой-н. узор.
Отовсюду – из разных мест, со всех сторон.
Ненавидеть – питать чувство сильной вражды и отвращения.
Необыкновенный – редко встречающийся, необычный.
Пианино – муз. клавишный инструмент, вид фортепиано.
- Какое слово получилось?
- Что такое лексика? (Раздел русского языка, изучающий словарный состав языка)
3. Актуализация знаний. Подготовка к усвоению.
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное…
(Слово!)
Тема урока – на доске.
Однозначные и многозначные слова.
Омонимы. Синонимы. Антонимы.
- Сегодня мы продолжим изучать тему «Лексика» и познакомимся с новыми и интересными словами. А помогут нам в этом ваши имеющиеся знания, опыт работы в группах и умение грамотно и доступно излагать материал, потому что именно вы сегодня станете учителями и будете объяснять всем новую тему.
- У нас работают 5 групп. Каждая группа выполняет задание по индивидуальному плану. После того, как группа подготовиться, один из ее участников заполняет таблицу на доске. Мы все вместе продолжим заполнять конспект по теме «Лексика», а по одному представителю от группы будут нам помогать. Ответы ваши должны быть полными и понятными.
Слайд 4
- Объяснение нового материала.
Заполнение конспекта:
Слова | Однозначные | Многозначные | Омонимы | Синонимы | Антонимы |
характеристика | Лексическое значение - одно | Лексических значений - несколько | Ч.р. – одинак. Звучание - одинаков. Написание – одинак. Лекс. знач. – совершенно разное | Ч.р. – одинак. Звучание - разное Написание – разное Лекс. знач. – одинак., отличаются его оттенками | Ч.р. – одинак. Звучание – разное Написание – разное Лекс. знач. – противоположное |
примеры | Айсберг | Кнопка | Бор (сосновый лес, стальное сверло) | Бежать - мчаться | Белый - черный |
По очереди один участник группы вслух объясняет. Класс записывает.
- Итак, я рассказываю, как вас поняла, вы мне помогайте.
- Группа слов по лексическому значению включает в себя ОМОНИМЫ (такие слова, которые относятся к …), СИНОНИМЫ …, АНТОНИМЫ… .
- По количеству лексических значений все слова делятся на однозначные…(класс – одно значение) и многозначные.
- У многозначных слов в отличие от омонимов есть какое-л. сходство. Н-р, КНОПКА.
5. Проверка понимания.
Слайды 5 - 11
Синонимы и антонимы широко используются в речи, и вам при написании изложения и сочинения на ГИА и ЕГЭ такие слова очень будут нужны, поэтому уже сейчас вы должны пополнять словарный запас. Для этого существуют словари омонимов, синонимов, антонимов.
Показ словарей.
Слайд 12
- Физминутка.
- Физминутка на повторение темы «Фонетика». Показывайте за мной части тела в соответствии с текстом.
Вот со звуком [л] слова:
Лоб, затылок, голова,
Кулаки, ладошки, локти,
Звука [л] нет в слове «ногти».
Глазки, тело и лопатки,
Звука [л] нет в слове «пятки».
- Закрепление.
Слайд 13
-Докажите, что вы правы.
7. Применение знаний. Устная работа.
А)
-А теперь, ребята, отгадайте загадку.
Слайд 14
- Как называются такие слова? (Многозначные)
- Если это слово многозначное, то в чем схожи разные его лексические значения? (по функции – предназначено для письма)
- Составьте устно предложение 1 вариант со словом перо гусиное,
а 2 вариант со словом перо авторучки.
Б)
- Слово бокс - омоним. У него есть три лексических значения. Придумайте со словом бокс устно словосочетания и объясните каждое лексическое значение.
В)
- А теперь придумайте к данным словам сначала синоним, потом антоним.
Слайд 15
Хворый – больной – здоровый
Смеяться – хохотать – плакать
Мощь – сила – слабость
Большой – огромный – маленький
Слайд 16
8. Обобщение.
- Обобщим полученные сегодня знания. Выбираем вопросы. Отвечаем. Если кто-то затрудняется, помогаем ему.
Какие слова называются однозначными?
Какие слова называются многозначными?
Что такое омонимы?
Что такое синонимы?
Что такое антонимы?
Чем отличаются многозначные слова от омонимов?
9. Контроль. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
- У вас на партах разноцветные карточки с заданиями. Подпишите их с обратной стороны. Каждый выбирает карточку, выполняет задание, дает проверить соседу по группе справа. Нормы оценок – на столах.
- Я перепроверю ваши работы. В понедельник задам по одному дополнительному вопросу по сегодняшней теме и поставлю оценки.
10. Д\з. (По выбору учащихся)
Учить конспект. Составить синквейны. Придумать сказку.
11. Итог.
- Вы хорошо сегодня работали. Мне понравились правильные, грамотные полные ответы … Они получают «5».
12. Рефлексия.
- Встаньте, у кого желтые или красные фигурки. Если настроение поменялось, поменяйте карточку.
- Понравился урок? Я рада. Всего доброго. Урок окончен.
Группа № 1
- Какие слова называются однозначными? (Ответ на стр.154)
- Приведите примеры однозначных слов. (Упр.338 и стр.175)
- Где можно узнать, сколько значений имеет слово? (Стр.154)
Группа № 2
- Какие слова называются многозначными? (Ответ на стр.154)
- Приведите примеры многозначных слов. (Стр.154)
- Где можно узнать, сколько значений имеет слово? (Стр.154)
- Лексические значения многозначных слов имеют что-то общее или нет? Пример. (Стр.154)
Омонимы – это слова, которые …
Часть речи | Звучание | Написание | Лексическое значение | Пример |
Группа № 4
Синонимы – это слова, которые …
Часть речи | Звучание | Написание | Лексическое значение | Пример |
Группа № 5
Антонимы – это слова, которые …
Часть речи | Звучание | Написание | Лексическое значение | Пример |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)
Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...
Однозначные и многозначные слова.Прямое и переносное значение слова.
Самостоятельная работа....
Многозначные слова и омонимы как средства выразительности речи
Урок-повторение и обобщение знаний по теме "Многозначные слова и омонимы", рассмотрение этих понятий как средств выразительности речи. 5 класс....
«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»
14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....
Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"
Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...
Практическая работа по теме "Синонимы, омонимы, антонимы"
Практическая работа по теме "Синонимы, омонимы, антонимы"...
Разработка урока "Синонимы, омонимы, антонимы и паронимы. Их употребление"
Синонимы, омонимы, антонимы и паронимы. Их употребление....