Средства выразительности речи
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Урок в 11 классе с использованием технологии РКМЧП. Урок подкреплён обучающим тестом, который можно использовать для самостоятельной подготовки к выполнению задания В 8 ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zadanie_v_8.zip786.12 КБ

Предварительный просмотр:

АНАФОРА (греч. αναφορα — возвращение, единоначатие, скреп) — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф).
       А. может быть звуковой:
       

«В речном тумане виснет ниже
       Вечерний красный парус дня».
       

лексической:
       

«Наше оружие — наши песни,
       Наше золото — звенящие голоса».
       

и видом ее — синтаксической:
       

«Только в мире и есть, что тенистый
       Дремлющих кленов шатер,
       Только в мире и есть, что лучистый
       Детски задумчивый взор».
       

чисто ритмической:
       

«Обворожает царицу
       Необозримой Руси».
               

А. может располагаться в начале полустиший («Город пышный, город бедный»), строк («Она не страшилась возмездия, Она не боялась утрат»), строф, проводиться через все стихотворение в тех или иных комбинациях (Лермонтов, «Когда волнуется»; Фет, «Это утро, радость эта» и т. д.). Особенно ярко А. построения выступают на примере амебейной композиции. А. называют также стихотворение, все слова к-рого начинаются одним и тем же звуком, напр.:
       

«Лучистый лен любовно лепит
       Лазурь ласкающих лесов,
       Люблю лукавых лилий лепет,
       Летящий ладан лепестков» и т. д.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.

ана́фора

(греч. anaphora – вынесение; русский термин – единоначатие), стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции.

Это – круто налившийся свист,

Это – щёлканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьёв поединок.

(Б. Л. Пастернак, «Определение поэзии»)


Анафора, как и
многосоюзие, с которым она иногда смыкается, имеет не только интонационную, но и смысловую функцию: либо воплощает образные антитезы, либо порождает у читателя образ многосторонней, но цельной реальности.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

Анафора

АНАФОРА — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Анафора может иметь место как в ряде следующих один за другим стихов (строф, полустиший), так и стихов, разделенных более или менее значительными промежутками. Анафора, как и вообще всякого рода повторения отдельных слов или выражений, независимо от местоположения их, придает часто стиху остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении. Так, в строфе Блока:

Опять с вековой тоскою

Пригнулись к земле ковыли,

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали.

анафорическое «опять» в первом и третьем стихе строфы оттеняет «вековечность» русской тоски и несмолкаемость голоса, который зовет куда-то поэта. Другим примером анафоры могут быть: 1) анафорическое «сумрак» в полустишиях тютчевского стиха:

«Сумрак тихий, сумрак сонный»,

где повторением слова «сумрак» поддерживается определенное мелодическое воздействие стиха или 2) анафорическое «край» или приближающиеся к полной словесной анафоре «эти» и «эта» в знаменитой строфе Тютчева:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

Расположением в этой строфе анафор в начале каждой пары стихов Тютчев, конечно, подчеркивает, что именно «эти селенья» и «эта природа», родной ему край — Россия. См. Евфония.

Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/244/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнение как средство выразительности речи в произведении М.Пришвина "Кладовая солнца"

Данный урок полностью соответствует школьной программе по литературе за 6 класс. По содержанию этот урок можно отнести: К уроку теории по литературе, на котором ребята знакомятся с таким понятием ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 класе "Сравнение как средство выразительности речи"

Предмет: русский язык, литература.Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».Цели урока: познакомить учащихся со ...

Синтаксические и лексические средства выразительности речи (в помощь выпускникам)

Таблицы по синтаксическим и лексическим средствам выразительности речи для учащихся 9-11 классов....

Практикум. Средства выразительной речи.

Практикум. Средства выразительной речи....

ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Средства выразительности речи.

Освоив  способ моделирования урока, предлагаю ее учителям русского языка и литературы. Два урока, посвященные вхождению и закреплению знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русског...

Урок по теме Метафора как средство выразительности речи

Урок по теме Метафора как изобразительное средство...