Определение. Эпитет как средство выразительной речи.
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
8 класс.
Тема урока: «Определение.
Эпитет как средство выразительности речи»
1.Цели: обобщение сведений об определении; роль в предложении, как и для чего используются эпитеты.
2. Начало урока: Число, классная работа, тема.
(не ставим запятую, обратить на это внимание, т.к входит в состав имени сказуемого).
3. Цель сообщения. Играет далеко не второстепенную роль. Полный ответ: выступление, основная часть, заключение, по смыслу и логически
Добавьте, ещё какой должен быть ответ с речевой точке зрения.
Доска:
Наш язык-это важнейшая часть нашего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Учиться хорошей спокойной интеллигентной речи надо долго и внимательно. И хоть это трудно, это надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, нашего ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
Д.С.Лихачёв.
-Тема текста?
-Основная мысль? (1-е предложение текста.)
Стиль текста (аргументация) публицистический.
Почему текст публицистический? (обращение к людям и поднимается актуальная проблема).
Актуальная – которая интересует людей.
Тип речи – тезис, аргументы (рассуждение.)
Найти средства выразительности в последнем предложении.
-Чем насыщено это предложение? (однородные члены предложения, как средство выразительности, лексический повтор, для чего? 1-е и последнее предложение?)
Какая пунктуация объединяет эти предложения? (тире)
(Полный ответ, дефис, тире)
Наша дорога вьется двумя колеями (сколькими?)
Московский поезд прибыл без опоздания.
Терек бурлил в проснувшемся лесу.
Климат в Санкт-Петербурге сырой.
Бесконечны возможности познать себя.
Я не видел реки великолепнее Енисея.
-Обоснованная оценка ответа товарищу.
(ученица ответила, что нарушена логика, речь, выстроена логически.) Орфографическая ошибка.
-Какой речи мы должны учиться? Обращение к тексту. «Учиться хорошей спокойной интеллигентной речи…».
-Что значит хорошая речь?
(правильная, полная, богатая, уместная, грамотная, понятная, выразительная.)
-Выразительная речь. (дает определение учитель)
Эпитет - определение дает ученица.
-Для чего нужен эпитет?
-Как работает эпитет? ( работа учащихся у доски)
Сообщения учащихся. (подготовительная работа)
Об эпитете, дети записываю то, что посчитали главным.
-Что удалось отметить?
(Не все прил.– е эпитеты.)
Железная ложка – железное здоровье.
Серебряная ложка – серебряный ключ.
3 гр.
1.Общеязыковые эпитеты.
2.Нар. – поэт. Эпитеты.
3.Авт. эпитеты.
Цель употребления эпитетов: придать речи выразительность, выделить основную мысль. Своё отношение, эмоции, чувства автора.
На доске.
У неё такие бархатные глаза – именно бархатные… они так мягки, будто бы в тебя глядят.
М. Лермонтов.
-На какую деталь обращает внимание автор? (глаза)
-Выпишете опр.-е вместе с определяемыми словами? (бархатные глаза)
В его старых, водянистых глазах мелькнуло что-то – страх, подозрение.
В. Каверин
Докажите:
Это эпитеты «бархатные» - красивые глаза.
«Водянистые» - неприятные, отталкивающие.
Автор этими эпитетами выразил своё отношение к тому, что он описывает, говорит.
Тексты на столах. Работа начинается на уроке.
Как В.Солоухин выразил своё отношение к описываемому?
Тема? О чем говорится в тексте? (росное утро)
Д/з. Выписать эпитеты с определяемыми словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства выразительности речи
Урок в 11 классе с использованием технологии РКМЧП. Урок подкреплён обучающим тестом, который можно использовать для самостоятельной подготовки к выполнению задания В 8 ЕГЭ по русскому языку....
Сравнение как средство выразительности речи в произведении М.Пришвина "Кладовая солнца"
Данный урок полностью соответствует школьной программе по литературе за 6 класс. По содержанию этот урок можно отнести: К уроку теории по литературе, на котором ребята знакомятся с таким понятием ...
Методическая разработка урока русского языка в 9 класе "Сравнение как средство выразительности речи"
Предмет: русский язык, литература.Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».Цели урока: познакомить учащихся со ...
Синтаксические и лексические средства выразительности речи (в помощь выпускникам)
Таблицы по синтаксическим и лексическим средствам выразительности речи для учащихся 9-11 классов....
Практикум. Средства выразительной речи.
Практикум. Средства выразительной речи....
ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Средства выразительности речи.
Освоив способ моделирования урока, предлагаю ее учителям русского языка и литературы. Два урока, посвященные вхождению и закреплению знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русског...
Урок по теме Метафора как средство выразительности речи
Урок по теме Метафора как изобразительное средство...