Рабочая программа по литературе.7 класс. УМК Т.Ф.Курдюмова.
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование к учебнику-хрестоматии Т.Ф.Курдюмовой.7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе .7 класс. | 278 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Котельниковская средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждено
Директор __________ Музыка Н.А.
Приказ № от
« сентября 2017 г.
Рабочая программа
по литературе
7 классы
базовый уровень
2015/16 учебный год
Составитель
Борисова Н.А.
г.о. Котельники
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и на основе авторской прогрммы "Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5—9 классы)"/ Под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.
Главнейшая цель школы — подготовить каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. «Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота, способствует самодостаточности подрастающего ученика.
Данная программа по литературе создана с учетом «Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения». Она ориентирована на базовый уровень подготовки школьников по литературе, однако ее насыщенность материалом предполагает возможность использования и при обращении к профильному уровню.
Общая характеристика учебного предмета Литература.
При обучении литературе используется учебное пособие:
Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2014г.
Литература как учебный предмет помогает учащимся освоить искусство слова — эстетически совершенный, эмоционально яркий и нравственно влиятельный способ общения с окружающей действительностью. Она вооружает их способностью ориентироваться в жизни и активно участвовать в ее свершениях.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:
- читают и изучают лучшие произведения родной и всемирной литературы. Эти произведения изучаются с учетом образной природы искусства слова, опираясь на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- последовательно (поэтапно) формируют умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению искусства слова;
- овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью;
- расширяют опыт коммуникации, совершенствуя собственную устную и письменную речь;
- формируют представление о литературе как виде искусства, знакомятся с литературным процессом и осознают его связь с процессом историческим;
- получают представление о месте литературного процесса в культуре страны и народа;
- совершенствуя читательское мастерство, целенаправленно развивают способности, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;
- овладевают общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулирование цели деятельности, ее планирования, осуществление библиографического поиска, умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.).
Реализация этих задач способствует формированию духовно развитой личности, активно включенной в современную жизнь, обладающей гуманистическим мировоззрением и освоившей опыт продуктивной коммуникации.
Большую роль при реализации программы играет использование принципа вариативности к которому обращаются и учитель и ученик. Именно поэтому программа насыщена большим количеством авторов и произведений и обозначен характер их изучения. В учебной практике начинающего читателя важна возможность выбора как автора и произведения, так и способа общения с ним. При обращении к одним авторам это будет краткое знакомство, к другим — постижение конкретных художественных произведений, при встрече с классиками родной литературы — относительно обстоятельное знакомство с историей жизни и творчества.
В процессе литературного образования важна система: четкая логика и последовательность этапов. Они отражены в содержании и структуре программы.
Формируя читателя, мы определяем круг его чтения, расширяем имена героев, которые окружают ученика и запоминаются на всю жизнь. Юный читатель знакомится с классикой и вместе с авторами решает проблемы, которые были важны во время их создания и сохранили свою важность до сегодняшнего дня.
Каждый этап литературного образования обогащает ученика как читателя — учит адекватно воспринимать и активно использовать искусство слова. Этому способствует и овладение техникой диалога, и различные формы обращения к художественному тексту: планирование своих ответов, пересказы, работа над сочинениями, рефератами, творческими заданиями и даже использование литературных игр.
Воспитательный эффект воздействия литературы тесно связан с эстетическим совершенством художественного слова, но он зависит и от возраста и подготовленности учеников, что последовательно учитывается в программе.
Именно поэтому важно определить этапы совершенствования литературного образования.
Как указано в стандартах второго поколения, «курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов», а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).
Каждый этап предполагает достижение конкретных результатов. Это предметные и межпредметные, а также личностные результаты, которые фиксируют знания, умения и навыки учеников.
Средние (5—8) классы. Ученики обращаются к новому предмету, который называется Литература. Литературное произведение в программе этих классов предстает и как самостоятельное произведение искусства и как звено в сложном процессе, поскольку структура курса каждого из средних классов обращена к литературному процессу в его движении от древности до наших дней.
Программа фиксирует границы и пропорции этапов литературного процесса. Наиболее полно в программе представлены те этапы развития литературы, которые живы в читательской практике сегодня. Именно по этой причине литература XX века занимает в нашей программе место, примерно равное тому, которое занимает в ней литература всех предшествующих веков. Это помогает показать роль литературы XX века в истории культуры и литературы и эффективней использовать силу ее воздействия на читателя. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.
Обозначим последовательность этапов.
В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика и драма предстают в многообразии жанров. Речь идет не только о богатстве жанров, но и о том, как они рождаются, видоизменяются, угасают. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова: как от древности до сегодняшнего дня создавались, утверждались и сменялись различные жанры эпоса, лирики и драмы.
Два момента определяют логику работы в этом классе: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова. Первую задачу решает анализ каждого конкретного произведения, вторую — специальные разделы, посвященные истории жанров: «Из истории басни», «Из истории баллады», «Из истории сонета» и др.
Так, история басни предстает в виде путешествия басни о Вороне и Лисице по литературам разных времен и народов. Ученики видят, как этот сюжет сохранялся, немного изменяясь, в баснях разных народов в течение многих веков. Они размышляют о причинах стойкости сюжета и его взаимосвязи с жанром басни. Учащимся на протяжении этого учебного года предстоит подумать и о том, когда и почему рождаются различные жанры, почему только некоторым из них уготована долгая жизнь.
Основные теоретические понятия, которые осваиваются в каждом классе, подчинены ведущей проблеме учебного года.
В 7 классе — роды (эпос, лирика и драма) и жанры. Их особенности, история возникновения, роль и судьба каждого из них.
На каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами.
Последовательное осуществление принципа вариативности дает учителю возможность творческого решения вопроса выбора. Оно предполагает как сокращение, так и расширение списка произведений, если подготовленность класса или какие-то иные обстоятельства подскажут учителю целесообразность такого решения. При этом возможен пропуск отдельных произведений или использование их для самостоятельного чтения.
В тематических подборках произведений, рассчитанных на чтение и обсуждение, не только возможен, но даже неизбежен свободный выбор. (Например, в разделах «Поэтический образ Родины», «Героическое прошлое России» и др.)
В течение учебного года каждый ученик 5—9 классов выучит не менее 12—15 произведений (стихотворений, фрагментов прозы) по собственному выбору или указанию учителя, овладевая при этом техникой их исполнения.
В конце программы в Приложении даются две таблицы («Примерное тематическое планирование в 5—9 классах» и «Основные слагаемые процесса литературного образования в 5—9 классах»), помогающие организовать педагогический процесс, методику работы учителя на всех этапах этого процесса и позволяющие целесообразно и своевременно использовать важнейшие сведения по теории литературы.
Место предмета в учебном плане
Учебный план предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования:
в 7 классе — 68 ч,
В календарно-тематическом планировании количество часов по темам распределено в соответствии с содержанием учебного материала
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета "Литература"
Изучение литературы создает базу для личностных результатов учебной деятельности ученика, которые обусловлены предметными и межпредметными результатами.
.
7 класс
Предметные результаты:
— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;
— знание изученных текстов;
— овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение доказательно определять жанр, композицию и сюжет произведения, характеризовать его героев и систему изобразительно-выразительных средств).
Метапредметные результаты:
— расширение круга приемов составления разных типов плана;
— использование различных типов пересказа;
— расширение круга приемов структурирования материала;
— умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;
— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.
Личностные результаты:
— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
— умение создавать творческие работы, максимально использующие различные жанры литературы.
Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.
Основное содержание
7 класс
Роды и жанры литературы (1ч.)
Богатство и разнообразие жанров
Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Род как исторически сложившаяся общность художественных произведений. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов.
Богатство и разнообразие жанров всех трех родов литературы. Постоянное обновление жанров: появление новых и угасание старых, обогащение и слияние жанров. Новое содержание и старые формы. Новое содержание и новые формы.
Т е о р и я. Роды и жанры литературы.
М е т о д и к а. Использование материалов, изученных в начальной школе и в 5—6 классах.
Античная литература (1ч.)
Гомер. «И л и а д а», «О д и с с е я» (фрагменты).
Героический эпос древности». «Илиада» — поэма о Троянской войне. Ахилл — герой поэмы. «Одиссея» — рассказ о странствиях и трудном пути домой Одиссея — одного из героев легендарной Троянской войны. Одиссей у Циклопа.
Т е о р и я. Героический эпос.
М е т о д и к а. Использование материалов, изученных на уроках истории.
Фольклор (2ч.)
Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры устного народного творчества.
Обстоятельства появления новых жанров. Современная жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора. Драматические произведения фольклора.
Т е о р и я. Жанры современного фольклора.
«Б а р и н». Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры — все присутствующие, которые именуются «фофанцы».
М е т о д и к а. Ученики в роли «фофанцев». Их непосредственное участие в импровизации сцен пьесы.
Литература эпохи Возрождения (3ч.)
Великие имена эпохи и герои их произведений.
У. Шекспир. «Р о м е о и Д ж у л ь е т т а». С о н е т ы.
«Ромео и Джульетта». Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе.
Сонеты (Сонет 130 — «Ее глаза на небо не похожи...» и др.).
Т е о р и я. Трагедия. Сонет.
Из истории сонета. Сонет как одна из популярных форм стиха в литературе разных стран на протяжении нескольких столетий: А. С. Пушкин. «С о н е т» («Суровый Дант не презирал сонета...»). И. Ф. Анненский. «П е р е б о й р и т м а»; К. Д. Бальмонт. «Х в а л а с о н е т у»; В. Я. Брюсов. «С о н е т к ф о р м е»; Н. С. Гумилев. «С о н е т»; Игорь Северянин. «Б у н и н» и др. (по выбору учителя).
М е т о д и к а. Обращаясь к истории сонета, учитель может использовать одно-два произведения. Остальные сонеты будут прочитаны теми, кто увлекается поэзией и хочет принять участие в конкурсе на лучшее исполнение сонета.
Литература XIX века (36ч.)
Популярные жанры литературы XIX в. Золотой век русской поэзии. Расцвет жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы XIX в.: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров.
Т е о р и я. Жанры эпоса, лирики, драмы.
Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская басня XVIII в. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.
Т е о р и я. Басня и притча.
М е т о д и к а. Возможен конкурс на лучшее исполнение и комментирование басни.
Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского в современной ему литературе. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.
В. А. Жуковский. «П е р ч а т к а», «С в е т л а н а». Баллады Жуковского. Трагические сюжеты. Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в переводах Жуковского и Лермонтова. Взыскательность нравственной позиции автора. Легкость стиля. «Светлана». Сюжет и народные поверья (фольклорная основа баллады). Романтический облик героини. Органическая связь героини с миром природы.
Т е о р и я. Баллада
М е т о д и к а. Сюжеты баллад обычно интересуют читателя. Можно использовать этот интерес, проведя на уроке обсуждение самостоятельно прочитанных баллад.
А. С. Пушкин. «Э л е г и я», «К п о р т р е т у Ж у к о в с к о г о», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Н а х о л м а х Г р у з и и л е ж и т н о ч н а я м г л а...», «Я в а с л ю б и л: л ю б о в ь е щ е б ы т ь м о ж е т...», «Т у ч а», «Д р у з ь я м», «19 о к т я б р я» (Роняет лес багряный свой убор...»), «М о я э п и т а ф и я»). Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина. Жанры лирики поэта: послание, элегия, стансы, эпиграмма и др. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта.
Жанры прозы А. С. Пушкина.
«П о в е с т и Б е л к и н а» («Барышня-крестьянка» и др.). Героиня повести — Лиза (Бетси). Автор и его решение вопросов композиции повести. Сюжет и герои. Рассказ или повесть?
«Д у б р о в с к и й». Незавершенный роман «Дубровский». Сюжетные особенности незавершенного произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романа. Владимир Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев.
Т е о р и я. Жанры лирики и эпоса.
Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.
М е т о д и к а. Сопоставление повести и романа.
М. Ю. Лермонтов. «С м е р т ь п о э т а», «Н е т, я н е Б а й р о н, я д р у г о й...», «Э л е г и я», «С т а н с ы», «П е с н я», «Р о м а н с», «Д у м а», «М о л и т в а» («В минуту жизни трудную...»), «э п и г р а м м ы и м а д р и г а л ы», «э п и т а ф и я». Различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллада, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора.
«М ц ы р и». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в поэме.
Т е о р и я. Рифма. «Словарь рифм» М. Ю. Лермонтова.
М е т о д и к а. Целесообразно познакомить учеников со словарем рифм Лермонтова, который находится в «Лермонтовской энциклопедии». Можно дать по этому словарю ряд индивидуальных заданий.
Н. В. Гоголь. «Р е в и з о р». История создания комедии. Отражение России XIX в. в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города N. Хлестаков. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).
Т е о р и я. Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом произведении. Структура драматического произведения и образ героя. Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа.
М е т о д и к а. Традиционно в ходе изучения «Ревизора» — исполнение пьесы или ее отдельных сцен. Возможно обращение к видеоряду (фрагменты кинофильмов), демонстрация наглядных материалов (иллюстрации, фотографии, эскизы декораций и костюмов героев). Все это помогает освоению специфики драматического произведения.
И. С. Тургенев. «С в и д а н и е», «С т и х о т в о р е н и я в п р о з е» («Русский язык», «Собака», «Дурак» и др.). Поэтический образ героини рассказа «Свидание». Роль пейзажа в создании облика и характера героев. Последние годы творчества и последние произведения Тургенева — «Стихотворения в прозе». Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений.
Т е о р и я. Стихотворение в прозе.
Н. А. Некрасов. «Ж е л е з н а я д о р о г а», «Р а з м ы ш л е н и я у п а р а д н о г о п о д ъ е з д а». Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в лирических и лироэпических произведениях. Сюжеты и композиция лироэпических произведений Некрасова и их герои. Позиция Автора. Стиль, отвечающий теме.
Т е о р и я. Стиль. Сюжет в лироэпических произведениях.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «П о в е с т ь о т о м, к а к о д и н м у ж и к д в у х г е н е р а л о в п р о к о р м и л», «П р е м у д р ы й п и с к а р ь», «Б о г а т ы р ь». Сатирические сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок. Особенности создания сатирического образа. Объяснение авторского названия «Повесть о том...» (почему сказка названа повестью). Жанровое определение произведения и его условность. Сюжет сказки-повести. Герои — два генерала и один мужик. Герой сказки «Богатырь». Нравственные проблемы в изображении героев сказок («Премудрый пискарь», «Карась — идеалист» и др.) и убедительность авторских суждений. Сатира и гротеск. Сатира «как гром негодования, гроза духа» (В. Г. Белинский).
Т е о р и я. Гротеск. Сатира — форма комического в лирике и прозе.
Н. С. Лесков. «Л е в ш а». Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова «...тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Пафос творческого труда в произведении. Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов. Сценическая история постановок сказа.
Т е о р и я. Сказ как жанр эпоса.
А. П. Чехов. «Х и р у р г и я», «Ж а л о б н а я к н и г а», «С м е р т ь ч и н о в н и к а». Юмористические рассказы Чехова. Стремительность развития сюжета «Хирургии». Забавный набор реплик, которые характеризуют авторов «Жалобной книги». Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. Сочувствие к забавным героям рассказов. Рассказ «Смерть чиновника» как социальная зарисовка. Разнообразие ситуаций и сюжетов. Герои рассказов и их судьбы.
Т е о р и я. Юмореска.
Описания на страницах художественных произведений
Портрет героя в произведениях различных жанров
Искусство портрета в творчестве писателей XIX в. Портрет в эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в лирическом произведении. Портрет в поэме. Портрет в искусстве слова и в других видах искусства.
Т е о р и я. Портрет.
Пейзаж в художественных произведениях различных жанров
Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и Автор. Пейзажная лирика. Пейзаж в большом эпическом произведении. Роль пейзажа в изученных произведениях: поэме «Мцыри», повести «Барышня-крестьянка» и других произведениях.
Т е о р и я. Пейзаж.
М е т о д и к а. Обращая особое внимание на героя и сюжет, учащиеся могут не заметить роли художественных описаний, которыми насыщено каждое произведение. Поэтому нужно обращаться к портрету и пейзажу в течение всего года, используя указания предшествующих разделов программы. Специфика жанра помогает уловить особенности описаний художественных текстов.
Литература XX века (25ч.)
Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике XX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова.
М е т о д и к а. Анализ различных жанров. Наблюдение за их богатством и разнообразием.
Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В. Я. Брюсов. «Х в а л а ч е л о в е к у», «Т р у д»; И. А. Бунин. «И з г н а н и е», «У п т и ц ы е с т ь г н е з д о...»; К. Д. Бальмонт. «Б о г с о з д а л м и р и з н и ч е г о...»; Игорь Северянин. «Н е з а в и д у й д р у г у...»; Р. Киплинг. «Е с л и...» (перевод С. Маршака), «З а п о в е д ь» (перевод М. Лозинского); А. Т. Твардовский. «К а к п о с л е м а р т о в с к и х м е т е л е й...», «И ю л ь — м а к у ш к а л е т а». Лирические раздумья поэта; Н. А. Заболоцкий. «Г р о з а и д е т»; Б. Ш. Окуджава. «А р б а т с к и й р о м а н с»; В. С. Высоцкий. «Я н е л ю б л ю...»; М. Карим. «Е в р о п а — А з и я» и др.
Т е о р и я. Тематика лирики. Новые жанры в искусстве.
М е т о д и к а. Возможна организация изучения поэтических произведений с учетом их тематики.
М. Горький. «П е с н я о Б у р е в е с т н и к е», «С т а р у х а И з е р г и л ь», «С т а р ы й Г о д». Максим Горький, его творчество и роль в судьбах русской культуры. «Песня о Буревестнике». Романтическая песня — призыв. Смысл жизни героя. Прием контраста в романтическом произведении. «Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений писателя. Сочетание реалистического повествования и легенд о Данко и Ларре. «Легенда о Данко» — утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль». Романтический сюжет и романтический образ Данко. Обилие и разнообразие произведений эпических жанров в творчестве писателя. Сказка «Старый Год» и ее герои. Элементы притчи в жанре сказки.
Т е о р и я. Разнообразие жанров в творчестве писателя.
В. В. Маяковский. «Н е о б ы ч а й н о е п р и к л ю ч е н и е, б ы в ш е е с В л а д и м и р о м М а я к о в с к и м л е т о м н а д а ч е», «Г и м н о б е д у». «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение. Проблема творчества. Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. Мир Маяковского — мир гипербол. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского.
Т е о р и я. Тонический стих Маяковского.
М. А. Булгаков. «Р е в и з о р с в ы ш и б а н и е м» (новая постановка). Гоголь — любимый писатель Булгакова. Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя. Участники юмористической сценки. «Ревизор с вышибанием» — сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки». Необычная связь эпиграфа с текстом.
Т е о р и я. Драматическая сценка.
М е т о д и к а. При знакомстве с произведением М. А. Булгакова ученики убеждаются, что каждый сюжет может быть использован в иной обстановке, не теряя своей сатирической окраски.
К. Г. Паустовский. «Р о ж д е н и е р а с с к а з а».
Лирическая проза Паустовского. Мир героев писателя и мир творчества. Попытка писателя воссоздать в художественном слове процесс творчества («Золотая роза»). «Рождение рассказа». Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъема, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса.
Т е о р и я. Замысел и его реализация в произведении искусства. Произведения эпоса: роман — повесть — рассказ.
Ф. А. Абрамов. «О ч е м п л а ч у т л о ш а д и». Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и ее диалог с рассказчиком-автором. Логика истории и развития связей природы и человека.
Т е о р и я. Сюжет и аллегорические герои.
А. В. Вампилов. «Н е с р а в н е н н ы й Н а к о н е ч н и к о в». Решение проблемы выбора призвания в водевиле. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьезные проблемы веселого жанра. Замысел незавершенного водевиля.
Т е о р и я. Водевиль.
Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. К. Г. Паустовский. «Р а д о с т ь т в о р ч е с т в а».
Т е о р и я. Эссе.
Великая Отечественная война в художественной литературе
Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема Великой Отечественной войны (повторение с привлечением ранее изученных произведений).
А. Н. Толстой. «Р у с с к и й х а р а к т е р». События и герои Великой Отечественной войны в рассказе. Тема патриотизма.
М. А. Шолохов. «О н и с р а ж а л и с ь з а Р о д и н у» (фрагменты). Сражения в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии. Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений.
Т е о р и я. Живой отклик искусства на события войны.
В. Г. Распутин. «У р о к и ф р а н ц у з с к о г о». Трудные военные годы в жизни страны. Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, ее умение помочь ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа.
Т е о р и я. Живой отклик искусства на исторические события.
Фантастика и ее жанры
Фантастика и ее жанры в современной литературе.
Р. Шекли. «З а п а х м ы с л и». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. Рассказ «Запах мысли». Герой — Лерой Кливи и обитатели планеты З — М — 22. Что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении.
Т е о р и я. Жанры научной фантастики.
Детективная литература и ее жанры
Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива.
А. Конан Дойл. «П л я ш у щ и е ч е л о в е ч к и». Конан Дойл и его герой Шерлок Холмс в оценке читателей XIX и XX вв. Особенность композиции новелл о Холмсе. Сюжет «Пляшущих человечков» и герои новеллы. Причины творческого долголетия главного героя новелл Дойла.
Т е о р и я. Новелла.
Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы. Пародия и ее роль в истории литературы. Пародия в литературе разных эпох (от древности до наших дней). Козьма Прутков и его «творчество». Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж.
Т е о р и я. Пародия. Фельетон. Шарж. Карикатура.
Итоги (2ч.)
Мир литературы и богатство его жанров. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.
М е т о д и к а. Обзор изученных в 5—7 классах произведений разных родов и жанров, показывающий многообразие жизни и богатство форм ее отражения в искусстве.
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
- 1.Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5—9 классы)
Авторы: 5—7 классы — Т. Ф. Курдюмова, 8—9 классы — Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, Е. Н. Колокольцев, Н. А. Демидова, О. Б. Марьина. М: Просвещение 2015
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 6 класс- М.: Вако, 2007
- Золотарева И.В, Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс - М.: Вако, 2005г.
- Золотарева И.В., Крылова Т.А. Поурочные разработки по литературе, 9 кл., - М.: Просвещение, 2009
- Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 7 класс. - М.: Вако,2006
Для учеников:
- Литература. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2014г.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
- Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Интернет-ресурсы:
Библиотеки:
Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.
Образовательный портал «Древнерусская литература».
Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.
Наукомания
- http://naukomania.ru/literatura (видео телеканала «Бибигон»)
Театр:
Сайт объединяет информацию о театрах России (ссылки), персональных страничках актеров, о премиях и фестивалях театрального искусства и т.д.
Музеи:
Государственный Бородинский военно-исторический музей.
Музей-заповедник «Московский Кремль».
Государственный Эрмитаж.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература».
7 класс
Предметные результаты:
— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;
— знание изученных текстов;
— овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение доказательно определять жанр, композицию и сюжет произведения, характеризовать его героев и систему изобразительно-выразительных средств).
Метапредметные результаты:
— расширение круга приемов составления разных типов плана;
— использование различных типов пересказа;
— расширение круга приемов структурирования материала;
— умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;
— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.
Личностные результаты:
— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
— умение создавать творческие работы, максимально использующие различные жанры литературы.
Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Формирование УУД | ||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||
Введение (1 час) | ||||||||
1 | Основные роды литературы: эпос, лирика, драма. Богатство и разнообразие их жанров | Урок «открытия» нового знания | Научиться определять основные роды литературы: эпос, лирику ,драму | Освоение личностного смысла учения, желания учиться. Формирование стартовой мотивации к обучению. | Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. | |||
Фольклор и его жанры (2 часа). | ||||||||
2 | Жанры фольклора. Художественные особенности сатирической драмы «Барин» | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять художественные особенности сатирической драмы | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и многообразии природы, народов, культур и религий | Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Регулятивные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения; овладение техникой инсценирования Познавательные: научиться определять жанрово – композиционные особенности произведений фольклора | |||
3 | Детский фольклор | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять жанрово- композиционные особенности фольклора | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать Регулятивные: выделять и формулировать познавательную цель Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. | |||
Античная литература (1 час ). | ||||||||
4 | Гомер «.Илиада» | Урок «открытия» нового знания | Научиться выделять мифологические черты в героической поэме | Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию | Коммуникативные: строить монологические высказывания, владеть умением диалогической речи Регулятивные: выполнять УД в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, анализировать текст в зависимости от поставленной цели, определять понятия. | |||
Литература эпохи Возрождения(3 часа) | ||||||||
5 | В. Шекспир «Ромео и Джульетта» | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться анализировать драматическое произведение | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми в совместной деятельности | Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Познавательные: научиться определять идейно-эмоциональное содержание драматического произведения | |||
6 | В. Шекспир «Ромео и Джульетта» | Урок рефлексии | Научиться анализировать драматическое произведение | Формирования навыков самоанализа и самоконтроля | Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу , планировать и регулировать свою деятельность Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. | |||
7 | Сонеты В.Шекспира. | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять жанрово-композиционные особенности сонета | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи. | Коммуникативные: сопоставляют вариантов переводов на русский язык, выступают перед аудиторией сверстников с сообщениями Регулятивные: уметь искать и выделять необходимую информацию Познавательные: научиться определять жанрово-композиционные особенности сонета | |||
Литература 19 века ( 36 ч. ) | ||||||||
8 | Обзор жанров классической литературы XIX века. История басни | Урок «открытия» нового знания | Научиться определять жанрово-композиционные особенности басни | Формирование навыков исследования текста с опорой на жанр, композицию и выразительные средства. | Коммуникативные : уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу , планировать и регулировать свою деятельность | |||
9 | И. А. Крылов -великий баснописец | Урок рефлексии | Научиться понимать и выразительно читать текст, выполнять устное рецензирование выразительного чтения | Формирование личностной позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации | Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. | |||
10 | Из истории баллады. Баллада В. А. Жуковского «Перчатка» | Урок «открытия» новогознания | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание баллады | Формирование навыков исследования текста с опорой на жанр, композицию и выразительные средства. | Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание и аргументировать свою позицию, координировать её с позициями партнёров при выработке решения в совместной деятельности Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст Познавательные: научиться определять жанрово-композиционные особенности баллад | |||
11 | Баллада В. А. Жуковского «Светлана» | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание баллады | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог | Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание и аргументировать свою позицию, координировать её с позициями партнёров при выработке решения в совместной деятельности Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст Познавательные: научиться определять жанрово-композиционные особенности баллад | |||
12 | А. С. Пушкин. Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве. Лирика | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст Познавательные: научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения | |||
13 | А.С.Пушкин .Стихотворение «!9 октября» | Урок рефлексии | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения | Формирования навыков самодиагностики по результатам исследовательской деятельности | Коммуникативные: уметь выразительно читать вслух и понимать прочитанное Регулятивные: формировать умение работать по плану (анализ стихотворения) Познавательные: научиться определять интонационно – сюжетный рисунок стихотворений | |||
14 | А.С.Пушкин. «Туча» , «Я помню чудное мгновенье…» . | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения | Формирования навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Познавательные: научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения | |||
15-16 | Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»: особенности жанра и композиции | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять жанровые и композиционные особенности повести | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа | |||
17 | Роман А. С. Пушкина «Дубровский». История создания романа, завязка. Дубровский –старший и Троекуров. | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять сюжетно-композиционные особенности романа | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | Коммуникативные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Познавательные: научиться определять особенности сюжета и композиции романа | |||
18 | Изображение русского барства. Отец и сын. | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться анализировать прозаический текст | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | Коммуникативные: строить монологические высказывания, владеть умением диалогической речи Регулятивные: выполнять УД в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст в зависимости от поставленной цели, определять понятия. | |||
19 | Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Композиция. | Научиться выявлять авторское отношение к героям произведения | Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию | Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу , планировать и регулировать свою деятельность Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. | ||||
20 | История любви Владимира и Маши. | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться выявлять авторское отношение к героям произведения | Формирования навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу , планировать и регулировать свою деятельность Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. | |||
21 | Судьба героев. Троекуров и Верейский. Маша и Владимир Дубровский. | Урок рефлексии | Научиться давать характеристику литературному герою | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Познавательные: строить сообщение исследовательского характера | |||
22 | Р.Р .Сочинение по роману «Дубровский» | Урок развивающего контроля | Научиться составлять и редактировать текст творческой работы | Формирование навыков исследовательской деятельности и приёмов самодиагностики | Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа | |||
23 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. Жанры лирики | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения | Формирование устойчивой мотивации к самосоверщенствованию | Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Регулятивные: формировать умение работать по плану (анализ стихотворения) Познавательные: научиться определять интонационно – сюжетный рисунок стихотворений | |||
24 | М. Ю. Лермонтов «Нет, я не Байрон...», новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия | Р.Р. Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворений | Формирования навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Регулятивные: формировать умение работать по плану (анализ стихотворения) Познавательные: научиться определять интонационно – сюжетный рисунок стихотворений | |||
25 | Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». История создания. Сюжет, герои. | Урок «открытия» нового знания | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание поэмы | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | Коммуникативные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Познавательные: научиться определять особенности сюжета и композиции поэмы | |||
26 | Основное идейное содержание поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять сюжетно-композиционные особенности поэмы | Формирование устойчивой мотивации к самосоверщенствованию | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать Регулятивные: применять метод информационного поиска Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. . | |||
27 | Сочинение по поэме «Мцыри» | Урок рефлексии | Научиться выявлять авторское отношение к герою поэмы | Формирование устойчивой мотивации к самосоверщенствованию | Коммуникативные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Познавательные: научиться определять духовные и нравственные качества героя, идейный замысел поэмы | |||
28 | Н. В. Гоголь «Ревизор». История создания комедии. Переполох в уездном городе. Анализ 1 действия. | Урок «открытия» нового знания | Научиться определять жанрово-композиционные особенности драматического произведения. | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | Коммуникативные: задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения Регулятивные: уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте Познавательные: научиться определять жанрово-композиционные особенности драматических произведений | |||
29 | Причины ошибки чиновников. Анализ 2 действия. | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться анализировать текст драматического произведения | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | Коммуникативные: задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения Регулятивные: уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте Познавательные: научиться определять жанрово-композиционные особенности драматических произведений | |||
30 | Особенности характера Хлестакова. Анализ 3 действия | Урок рефлексии | Научиться давать характеристику литературному герою | Формирование устойчивой мотивации к самосоверщенствованию | Коммуникативные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Познавательные: научиться определять духовные и нравственные качества героя, идейный замысел пьесы | |||
31 | Кульминация и развязка сценического действия Анализ 4 и 5 действий. | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять жанрово-композиционные особенности драматического произведения | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Регулятивные: выделять и формулировать познавательную цель Познавательные: научиться анализировать драматическое произведение | |||
32 | Уездный город ,его правители и обитатели. | Урок рефлексии | Научиться выявлять авторское отношение к герою поэмы | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Регулятивные: выделять и формулировать познавательную цель Познавательные: научиться анализировать драматическое произведение | |||
33 | Р.р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | Урок развивающего контроля | Научиться составлять и редактировать текст творческой работы | Формирование навыков исследовательской деятельности и приёмов самодиагностики | Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа | |||
34 | И.С.Тургенев « Стихотворения в прозе». | Урок «открытия» нового знания | Научиться определять жанровые особенности стихотворений в прозе | Формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи | Коммуникативные: читать различную литературу, понимать прочитанное, владеть навыками смыслового чтения Регулятивные: планировать учебную задачу (самостоятельно или в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) Познавательные: самостоятельная работа с литературоведческими терминами, , выразительное чтение, рецензирование | |||
35 | И. С. Тургенев «Стихотворение в прозе». Анализ произведений | Р.Р. Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять нравственный пафос и художественные особенности стихотворений в прозе | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста | |||
36 | Н. А. Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения «Размышления у парадного подъезда» | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения | Формирования навыков самоанализа и самоконтроля | Коммуникативные: работа в парах (составление тезисного плана для рассуждения) Регулятивные: составление письменного ответа на проблемный вопрос Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа | |||
37-38 | Творчество Н. С. Лескова. Сказ «Левша». Особенности жанра сказа | Урок «открытия» нового знания | Научиться определять жанрово-композиционные особенности сказа | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми | Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. | |||
39 | Характеристика героев сказа «Левша» | Урок рефлексии | Научиться давать характеристику литературным героям | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Коммуникативные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Познавательные: научиться определять духовные и нравственные качества героя, идейный замысел сказа | |||
40-41 | М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться выявлять авторское отношение к героям произведения | Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства | Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа | |||
М.Е. Салтыков- Щедрин .Сказка «Дикий помещик» | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться выявлять авторское отношение к герою сказки | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Коммуникативные: задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения Регулятивные: уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте Познавательные: научиться определять идейный замысел сатирической сказки | ||||
42 | М. Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять жанрово-композиционные особенности сатирического очерка | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Коммуникативные: читать различную литературу, понимать прочитанное, владеть навыками смыслового чтения. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Познавательные: самостоятельно собирать информацию, которая нужна для обучения, отбирать источники информации среди предложенных | |||
43 | А. П. Чехов. Ранние рассказы. «Жалобная книга», «Хирургия» | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять языковые и композиционные особенности рассказа | Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства | Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу , планировать и регулировать свою деятельность Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. | |||
Литература 20 века (25ч.) | ||||||||
44 | Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Творчество В. Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку» | Урок «открытия» нового знания. | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения | Формирования навыков самоанализа и самоконтроля | Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. | |||
45 | Лирика К.Д.Бальмонта | Р.Р .Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения | Формирования навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения. Регулятивные: применять метод информационного поиска. Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. | |||
46 | Лирика И.Северянина | Р.Р. Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. | |||
47 | Два перевода стихотворения Р. Киплинга «Если», «Заповедь» | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться проводить сопоставительный анализ стихотворений | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный рост | Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Познавательные: научиться определять идейно – эмоциональный пафос стихотворений , проводить сопоставительный анализ лирических произведений | |||
48 | Из истории сонета | Урок «открытия» нового знания | Научиться определять жанровые особенности сонета | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Коммуникативные : строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. | |||
49 | М. Горький «Старый год» | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять языковые и композиционные особенности рассказа | Формирования навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу , планировать и регулировать свою деятельность Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. | |||
50 | М. Горький «Старуха Изергиль» | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа | Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства | Коммуникативные: готовность и способность вести диалог с другими людьми в совместной деятельности Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Познавательные: научиться определять духовные и нравственные качества героя, идейный замысел рассказа | |||
51 | Сюжет и герои легенды о Данко в рассказе «Старуха Изергиль» М. Горького | Урок рефлексии | Научиться давать характеристику литературным героям рассказа | Формирования навыков самоанализа и самоконтроля | Коммуникативные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Познавательные: научиться определять духовные и нравственные качества героя, идейный замысел произведения | |||
52 | В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения | Формирования навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Регулятивные: уметь аргументировать свою точку зрения, самооценка Познавательные: научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения | |||
53 | Сатирические стихи В. В. Маяковского «Гимн обеду» | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения | Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию | Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Регулятивные: уметь аргументировать свою точку зрения, самооценка Познавательные: научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения | |||
54 | М. А. Булгаков «Ревизор с вышиванием» | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться анализировать драматическое произведение | Формирования навыков самоанализа и самоконтроля | Коммуникативные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Познавательные: научить определять идейный замысел драматического произведения | |||
55 | К. Г. Паустовский «Рождение рассказа» | Урок «открытия» нового знания | Научиться выявлять характерные особенности содержания рассказа | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Коммуникативные: рецензировать устно выразительное чтение одноклассников Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. | |||
56-57 | События и герои Великой Отечественной войны. М. А. Шолохов «Они сражались за Родину» | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения, отбирать источники информации среди предложенных | |||
58 | Лирика А.Т.Твардовского | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения | Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Познавательные: перерабатывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее удобную форму. | |||
59-60 | В. Г. Распутин «Уроки французского» | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа | Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Регулятивные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте Познавательные: научиться определять особенности сюжета и композиции произведения | |||
61 | Р.Р Сочинение по рассказу «Уроки французского» | Урок развивающего контроля | Научиться составлять и редактировать текст творческой работы | Формирование навыков исследовательской деятельности и приёмов самодиагностики | Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа | |||
62 | Из истории эссе | Урок «открытия» нового знания | Научиться определять особенности жанра эссе | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, формулировать свои затруднения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. | |||
63 | Ф. А. Абрамов «О чём плачут лошади» | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа | Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Познавательные: перерабатывать информацию для получения нового результата, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты | |||
64 | А. В. Вампилов «Несравненный Наконечников». Особенности жанра «водевиль» | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять художественные особенности жанра «водевиль» | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Коммуникативные: читать различную литературу, понимать прочитанное, владеть навыками смыслового чтения Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Познавательные: самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения, отбирать источники информации среди предложенных | |||
65-66 | Научно-фантастическая литература. Р. Шекли «Запах мысли» | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться определять художественные особенности научно-фантастического рассказа | Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию | Коммуникативные: понимать возможность различных точек зрения на вопрос, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное. Регулятивные: сохранение учебно-познавательной задачи до конца учебных действий, оценивание результата, решение поставленных задач Познавательные: добывать новые знания из различных источников различными способами | |||
67-68 | Детективная литература. А. Конан Дойл «Пляшущие человечки» | Урок общеметоди-ческой направленности | Научиться выявлять характерные особенности детективного рассказа | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: перерабатывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее удобную форм,. представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ | |||
69-70 | Подведём итоги. | Урок рефлексии | Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Формирование интереса к чтению | Коммуникативные: уметь читать и понимать прочитанное. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе к учебнику Т.Ф.Курдюмовой для 5 класса
Рабочая программа составлена на 4 часа в неделю, кроме того в нее включен региональный компонент (Литература Дона). Программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы, календарно-те...
Рабочая программа по литературе 6класс по Т.Ф.Курдюмовой
Рабочая программа с контрольно- измерительным материалом на весь учебный год 6 класс....
рабочая программа по литературе по программе Курдюмовой 5-9 классы
Данная рабочая программа содержит в себе пояснительную записку, Обязательный минимум содержания основных образовательных программ,содержание программы 5-6 класс, содержание программы 7-8 к...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по литературе (по учебнику Т.Ф.Курдюмовой)
Программа соответствует требованиям ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...