Рабочая программа по литературе к учебнику Т.Ф.Курдюмовой для 5 класса
рабочая программа (литература, 5 класс) по теме

Рабочая программа составлена на 4 часа в неделю, кроме того в нее включен региональный компонент (Литература Дона). Программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл литература 5 класс63.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования для 5-7 классов, составитель Т.Ф.Курдюмова.

     Изучение курса реализуется через УМК: учебник-хрестоматия «Литература. 5 класс» Т.Ф.Курдюмова; работа ведется по авторской программе Т.Ф.Курдюмовой, соответствующей концентрической структуре современной школы. Планирование уроков литературы в 5 классе полностью охватывает все материалы, представленные в учебнике-хрестоматии. Программа направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе.

   В программе раскрывается жанровая структура литературных произведений, приводятся сведения об истории развития некоторых жанров.

   Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.    

    Задачи, которые решаются на уроках литературы в 5 классе:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствованию собственной устной и письменной речи.

        Структура курса каждого из средних классов – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

        В 5 классе ученики начинают постигать принципы построения курса литературы. Происходит первое практическое знакомство с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров. Поскольку учеников более всего интересует событие, сюжет, то в 5 классе особое внимание уделяется сюжету.

     Цепочка базовых понятий: сюжет – герой – жанр – автор – предстает в 5 классе в их взаимных связях.

     Кроме того, на уроках литературы в 5 классе реализуется региональный компонент основного общего образования по литературе, целью которого является обогащение духовного мира учащихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова Дона и о Доне и на основе творческой деятельности формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры, к лучшим чертам менталитета жителей донского края, развитие читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений Дона и о Доне.

    Примерная программа основного общего образования для 5-7 классов рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю.

     Моя рабочая программа рассчитана на 137 часов, 4 часа в неделю, потому что класс, в котором я работаю, обучается по специальной коррекционной программе VII вида и имеет определенные трудности при изучении художественных произведений. Кроме того, 19 часов отведено на изучение произведений регионального компонента, которые изучаются на протяжении всего учебного года.

      Распределение часов рабочей программы по разделам:

№ п/п

Раздел программы

Кол-во часов

Способы отслеживания результатов обучения

1

Введение

2

Мифы

Тест №1 – 16.09.11г

3

Фольклор

17ч

Тест №2 – 15.10.11г

4

Литература XIX века

40ч

Тест №3 – 16.01.12г

5

 Литература XX века

53ч

Сочинение №1 – 20, 21.04.12г

Тест №4 – 27.04.12г

6

Путешествия и приключения

18ч

Тест №5 – 26.05.12г

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (4ч)

 Литература – искусство слова. Художественные приемы. Донской фольклор: казачьи песни, загадки, былички.

Мифы (5ч)

Мифы народов мира. Календарные мифы. Древнегреческие мифы.

Фольклор (17ч)

Донские былины: «Илья Муромец выезжает в поле».

«Три поездки Ильи Муромца». 

Сказка как популярный жанр народного творчества. «Царевна-лягушка». 

Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь». «Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода».

Донской фольклор: сказки «Танюшка и мачеха», «Глупец и жеребец».  Художественные особенности донских сказок.

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки и анекдоты. Песни и частушки.

 Народная драма. «Озорник Петрушка». 

 Литература XIX века (40ч)

Русские поэты о Доне: А.С.Пушкин, К.Ф.Рылеев, М.Ю.Лермонтов.

И.А.Крылов:  Басня как вид литературного произведения. И.А.Крылов «Свинья под Дубом». Злободневность морали басни «Осел и Мужик». Роль афоризма в басне. А.С.Пушкин: Поэма «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина. Пролог к поэме «У лукоморья…». «Руслан и Людмила». Родная природа в лирике А.С.Пушкина. «Няне». Поэтические картинки зимы в лирике А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер».

М.Ю.Лермонтов: Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», «Листок». Отношение поэта к окружающему миру. Воспоминание о детстве в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Парус», «Листок». Особенности организации текста стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Защитники Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Изображение Кремля в поэме М.Ю.Лермонтова «Сашка».

Русские поэты о Доне: А.В.Кольцов, И.С.Никитин, Н.П.Огарев.

Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. Сюжет и герой повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота». Нечистая сила в рассказе Н.В.Гоголя о пропавшей грамоте . Цикл повестей Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

И.С.Тургенев: Рассказ И.С.Тургенева «Муму». Сюжет и герой рассказа. Контрастное изображение героев в рассказе «Муму» И.С.Тургенева. Богатырский облик и нравственная чистота Герасима в рассказе И.С.Тургенева «Муму». Герасим и Муму. Нравственное превосходство Герасима над барыней в рассказе И.С.Тургенева «Муму».

Внеклассное чтение. Художественный мир волшебной сказки «Василиса Прекрасная».

Поэтический образ Родины. И.С.Никитин, А.К.Толстой, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Проза донских писателей: А.С.Серафимович «Маленький шахтер». Сюжет и герои рассказа. Образ главного героя в рассказе «Маленький шахтер» А.С.Серафимовича.

А.С.Серафимович: Мир детства в изображении А.С.Серафимовича.

М.А.Булгаков: «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир» Л.Н.Толстого). Знакомство с героем. Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Первый бой Пети Ростова и гибель. Особенности драматического произведения «Петя Ростов» М.А.Булгакова.

Изображение событий 1812 года в эпическом и драматическом произведениях.

М.А.Шолохов: Гражданская война в изображении М.А.Шолохова в рассказе «Жеребенок».

Литература XX века (53ч)

Связь веков в поэзии И.А.Бунина, А.А.Ахматовой, В.А.Рождественского.

Образ А.С.Пушкина в поэзии И.А.Бунина, А.А.Ахматовой, В.А.Рождественского.

Х.К.Андерсен: Сюжет и герои сказки.Х.К.Андерсена «Снежная королева». Образ Снежной королевы в сказке.  Неравная борьба добра и зла в сказке. Роль дружбы и верности в сказке. «В чертогах Снежной королевы» . Анализ эпизода. Внеклассное чтение. Мнимые и истинные ценности в сказке Х.К.Андерсена «Соловей».

П.В.Лебеденко:  «Сказки Тихого Дона» П.В.Лебеденко. Сюжет и герои сказки. Основная мысль «Сказки о казаке Макаре Бесслезном».

А.П.Платонов: Сюжет и герои сказки А.П.Платонова «Волшебное кольцо». Тема любви и измены в сказке А.П.Платонова. Особенности языка сказки «Волшебное кольцо».

Д.Родари: Смысл названия сказки «Сказки по телефону» Д.Родари. Приметы фольклорных произведений в «Сказках по телефону».

В.В.Набоков: Главная героиня сказки «Аня в стране чудес» в изображении В.В.Набокова. Роль парадокса в сказке В.В.Набокова. Особенности перевода сказки Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес».

Д.Толкиен:  Знакомство со сказочными героями Д.Толкиена. «Огонь» и «полымя» в жизни героев сказки «Хоббит, или Туда и обратно».

П.Г.Аматуни: Сюжет и герои сказки П.Г.Аматуни «Королевство Восемью Восемь». Фантастическое и реальное в сказке П.Г.Аматуни.

И.С.Шмелев: Тема русской природы в рассказе И.С.Шмелева. Как «соломенная шляпа» превратился в «простягу» в рассказе «Как я встречался с Чеховым».

Е.Замятин: Манера повествования Е.Замятина в рассказе «Огненное «А».

А.И.Куприн:  Особенности построения очерка А.И.Куприна «Мой полет». Мужество и сила воли Заикина в очерке А.И.Куприна.

Калейдоскоп зарисовок живых картин природы в лирике А.Блока, И.Бунина, К.Бальмонта, С.Есенина.

Восприятие, истолкование, оценка стихов поэтов 20 века. Поэтический образ Родины в лирической прозе М.Пришвина.

 Поэтический образ Родины в лирике Н.А.Заболоцкого, Д.Б.Кедрина, Н.М.Рубцова.

 Поэты 20 века о Родине и родной природе.

Мир братьев наших меньших в лирике С.А.Есенина, В.В.Маяковского.Анализ поэтических произведений С.А.Есенина, В.В.Маяковского.

 Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Любовь к родине в лирике поэтов 20 века.

В.А.Закруткин:  Идейный замысел рассказа В.А.Закруткина «Подсолнух». Сюжет и герои рассказа «Подсолнух». Художественные приемы в создании образов рассказа В.А.Закруткина.

В.П.Астафьев:  Автобиографичность рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Охотничий азарт героя и его последствия в рассказе «Васюткино озеро». Васютка и его путешествие по тайге. Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева. Радость спасения героя в рассказе. Смысл названия рассказа «Васюткино озеро».

Т.Янссон: Роль фантазии в сказке Т.Янссона «Последний в мире дракон». Цена настоящей дружбы в сказке Т.Янссона.

Путешествия и приключения (18ч)

Д.Дефо: Удивительные приключения морехода Робинзона Крузо в произведении  Д.Дефо. Образ главного героя, его мужество, стойкость, оптимизм. «Робинзон Крузо». Герой на острове. Устройство жизни.

Э.Распе: «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольфа Эриха Распе. Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории в произведении Р.Распе.

М.Твен: Автобиографическая повесть М.Твена «Приключения Тома Сойера» и его герои. Том и Гек. Дружба мальчиков и их приключения в повести М.Твена. Над кем и над чем посмеивается автор «Приключений Тома Сойера».

А.Линдгрен: Детективный сюжет повести А.Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста». Калле и его друзья в повести А.Линдгрен. Утверждение положительного идеала в повести.

Сюжет и композиция художественного произведения.

Н.С.Гумилев: Новая жизнь знакомых героев в стихотворении Н.С.Гумилева «Орел Синдбада». Синдбад XX века в сказке польского классика Б.Лесьмяна.

Образы знакомых сказок в произведениях XX века.

Тестовый контроль №5 по теме «Путешествия и приключения».

М.Цветаева «Книги в красном переплете».

Урок-игра «По дорогам героев любимых произведений».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ.

4 часа в неделю                                                                                                                                                                                       137 часов в год                                                                                                                                                                                                                        

Тема урока

Кол-во часов

Сроки

Цель, тип, форма урока

Основные способы деятельности на уроке учителя и учеников

Формы контроля

Примечание (теория литературы, литература для чтения)

ВВЕДЕНИЕ (4ч)

1

Литература – искусство слова.

1

02.09.11г

Познакомить с задачами курса. Дать понятие художественной литературы как искусства слова

Лекция с элементами беседы.

Искусство. Виды искусств.

2

Художественные приемы.

1

03.09.11г

Познакомить с основными художественными приемами. Усвоение и закрепление нового. Урок-беседа.

Беседа, задавание вопросов, устные выступления.

Троп, эпитет, сравнение, метафора.

3-4

Донской фольклор: казачьи песни, загадки, былички.

2

05.09.11г

07.09.11г

Познакомить с историей создания малых жанров донского фольклора.

Чтение и изучение текстов, работа с изобразительными средствами языка.

Троп, эпитет, сравнение, метафора

МИФЫ (5ч)

5-6

Мифы народов мира. Календарные мифы.

2

09.09.11г

10.09.11г

Познакомить с понятием миф и мифологический герой, воспитывать интерес к русской и мировой культуре, развивать общие умения коммуникации.

Эвристическая беседа, групповая и парная работа.

Художественный пересказ и выразительное чтение мифа.

Миф, мифологический герой.

7-8

Древнегреческие мифы.

2

12.09.11г

14.09.11г

Продолжить знакомство с мифами. Развивать общие умения коммуникации. Комбинированный урок.

Эвристическая беседа, групповая и парная работа.

Художественный пересказ и выразительное чтение мифов.

Миф, мифологический герой. Виды мифов.

9

Тестовый контроль №1 по теме «Мифы».

1

16.09.11г

Проверить знания учащихся по темам.

Самостоятельная работа.

Тест №1

ФОЛЬКЛОР (17ч)

10-11

Донские былины: «Илья Муромец выезжает в поле». Былины.

2

17.09.11г

19.09.11г

Дать понятие фольклора, былины. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Развивать общие умения коммуникации. Урок-беседа.

Лекция с элементами беседы.

Фольклор,  жанры фольклора.

12

Былина как жанр фольклора. Герои былины «Три поездки Ильи Муромца».

1

21.09.11г

Анализ содержания былины; развитие речи – пересказ фрагмента.

Групповая, самостоятельная работа, словесное рисование.

Художественный пересказ и выразительное чтение былины.

Сюжет, композиция, герои. Гипербола.

13

Сказка как популярный жанр народного творчества. «Царевна-лягушка».

1

23.09.11г

Расширить понятие о фольклоре, совершенствовать навыки анализа художественного текста. Урок-беседа с элементами театрализации.

Работа с учебником. Групповая работа. Словарная работа.

Художественный пересказ и выразительное чтение сказки.

Художественные особенности волшебной сказки. Постоянный эпитет, сравнение и отрицательное сравнение.

14

Художественное совершенство сказки «Царевна-лягушка».

1

24.09.11г

15

Тема добра и зла в сказке «Царевна-лягушка».

1

26.09.11г

16

Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь».

1

28.09.11г

Познакомить учащихся с арабскими сказками, их своеобразным национальным колоритом и типичными для волшебных сказок чертами.

Работа с учебником, пересказ, работа по вопросам.

Художественный пересказ и выразительное чтение сказки. Характеристика героя.

Композиция сказки,  художественные особенности. Виды сказок. Путешествие как жанр.

17

«Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода».

1

30.09.11г

18

Причина путешествий и приключений Синдбада.

1

01.10.11г

19

Донской фольклор: сказки «Танюшка и мачеха», «Глупец и жеребец».

1

03.10.11г

Развитие понятия о сказке как жанре художественной литературы, о её композиции, героях.

Работа с текстами, отзыв о прочитанном.

Выразительное чтение, художественный пересказ.

Композиция сказки, особенности как жанра.

20

Художественные особенности донских сказок.

1

05.10.11г

21

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.

1

07.10.11г

Познакомить с понятием малые жанры фольклора. Раскрыть сходство и различие жанровых форм фольклора. Развитие творческих способностей учащихся.

Работа с учебником, чтение и обсуждение пословиц, загадок, анекдотов. Работа с толковыми словарями. Определение понятий.

Чтение по ролям, индивидуальное сообщение ученика, конкурс на лучшего рассказчика.

Пословица, поговорка, анекдот, загадка, песни, частушки., афоризм. Лаконизм малых жанров.

22

Загадки и анекдоты.

1

08.10.11г

23

Песни и частушки.

1

10.10.11г

24

Народная драма. «Озорник Петрушка».

1

12.10.11г

Познакомить с особенностями драматических произведений, с текстом народной драмы.

Работа с учебником, обсуждение характеров действующих лиц.

Чтение по ролям, инсценирование пьесы в лицах.

Пьеса, драма. Театр. Сцена.

25

Пьеса «Озорник Петрушка» - исполнение в лицах.

1

14.10.11г

26

Тестовый контроль №2 по теме «Фольклор».

1

15.10.11г

Проверить знания учащихся по теме.

Самостоятельная работа.

Тест №2

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (40ч)

27-28

Русские поэты о Доне: А.С.Пушкин, К.Ф.Рылеев, М.Ю.Лермонтов.

2

17.10.11г

19.10.11г

Познакомить с творчеством русских поэтов, писавших о Доне.

Партитура выразительного чтения.

Чтение и комментирование стихов.

Лирический герой.

29

Басня как вид литературного произведения. И.А.Крылов «Свинья под Дубом».

1

21.10.11г

Знакомство с биографией И.Крылова, жанровыми признаками басни. Развитие умения понимать иносказательный подтекст басен.

Работа с учебником, анализ содержания по вопросам.

Чтение басен по ролям, заучивание наизусть.

Басня, мораль басни, афоризм, аллегория, олицетворение.

30

Злободневность морали басни «Осел и Мужик». Роль афоризма в басне.

1

22.10.11г

31

Поэма «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина. Пролог к поэме «У лукоморья…».

1

24.10.11г

Знакомство с биографией поэта. Ввести в мир пушкинской сказки, развивать речь и воображение. Знакомство с жанром поэмы.

Работа с учебником, анализ поэмы по вопросам, комментированное чтение.

Художественный пересказ эпизода, иллюстрирование эпизода.

Поэма, характеристика сказочного героя. Классика, классическое произведение.

32

«Руслан и Людмила». Песнь 1. Знакомство с героями.

1

26.10.11г

Друзья   и помощники, соперники и враги. Поединок добра и зла в поэме.

Работа с учебником, со словарем. Ответы на вопросы. Беседа.

Выразительное чтение.

Поэма, пролог. Размеры стиха.

33

«Руслан и Людмила». Песнь 2. Руслан и его соперники. Рассказ старца.

1

28.10.11г

Рассмотреть злодейства Черномора. Борьба Руслана за спасение Людмилы. Развитие монологической и диалогической речи.

Работа с толковым словарем, анализ содержания песни второй.

Выразительное чтение песни второй. Ответы на вопросы.

Поединок, сюжет поэмы.

34

«Руслан и Людмила». Песнь 3. Добрые и злые силы в поэме. Победа добра над злом.

1

29.10.11г

Победа добра над злом. Развитие навыка выразительного чтения, художественного пересказа.

Работа с учебником, беседа по вопросам.

Выразительное чтение песни третьей, финал поэмы.

Финал поэмы.

35

Родная природа в лирике А.С.Пушкина. «Няне».

1

09.11.11г

Показать своеобразие пейзажной лирики Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа.

Выразительное чтение, частичный анализ стихов.

Чтение наизусть.

Стихи и проза, ритм, рифма, стопа.

36

Поэтические картинки зимы в лирике А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер».

1

11.11.11г

37

Поэтические картинки зимы в лирике А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер».

1

12.11.11г

38

Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», «Листок». Отношение поэта к окружающему миру.

1

14.11.11г

Познакомить учащихся с биографией поэта. Дать представление о своеобразии лирики Лермонтова.

Работа с учебником, беседа по вопросам, чтение и анализ стихов.

Чтение наизусть.

Лирический герой, рифма.

39

Воспоминание о детстве в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Парус», «Листок».

1

16.11.11г

40

Русские поэты о Доне: А.В.Кольцов, И.С.Никитин, Н.П.Огарев.

1

18.11.11г

Познакомить с творчеством русских поэтов, писавших о Доне.

Партитура выразительного чтения.

Чтение и комментирование стихов.

Лирический герой.

41

Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе.

1

19.11.11г

Знакомство с биографией писателя, своеобразием его первого сборника. Знакомство с героями повести, особенностями организации описания и повествования, сочетанием реального и фантастического.

Словарная работа, вопросы и задания по тексту. Беседа.

Составление плана к эпизоду, сжатый пересказ.

Повесть, реальное и фантастическое в повести.

42

Сюжет и герой повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота».

1

21.11.11г

Ответы на вопросы, разные виды пересказа.

Язык повести. Добрый юмор.

43

Нечистая сила в рассказе Н.В.Гоголя о пропавшей грамоте .

1

23.11.11г

Подробный пересказ повести.

 Поверье, быличка.

44

Цикл повестей Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

25.11.11г

Знакомство с забавными историями, близким к народным сказкам, поверьям, быличкам.

Работа в группах.

Язык повестей. Добрый юмор.

45

Рассказ И.С.Тургенева «Муму». Сюжет и герой рассказа.

1

26.11.11г

Знакомство с биографией писателя. Показать своеобразие Тургенева-повествователя. Развивать навыки анализа текста и умение делать характеристику героев. Непримиримое отношение писателя к деспотизму. Сила человеческой доброты. Человеческая гордость, независимость. Несокрушимая отвага, отчаянная и радостная решимость человека.

Работа с учебником, работа по вопросам, эвристическая беседа. Работа с понятиями: дворовые люди – дворня, челядь, люди, прислуга.

Чтение и пересказ, ответы на вопросы, пересказ эпизода, сопоставительная хар-ка героев. Рассказ о жизни Герасима. Пересказ о взаимоотношениях Герасима и Татьяны.

Повесть, эпизод, фрагмент повести.

46

Контрастное изображение героев в рассказе «Муму» И.С.Тургенева.

1

28.11.11г

Роль пейзажа в сюжете рассказа.

47

Богатырский облик и нравственная чистота Герасима в рассказе И.С.Тургенева «Муму».

1

30.11.11г

Портретная характеристика героя.

48

Герасим и Муму. Нравственное превосходство Герасима над барыней в рассказе И.С.Тургенева «Муму».

1

02.12.11г

Внешний облик и поступки героя. Богатырь – немой.

49

Внеклассное чтение. Художественный мир волшебной сказки «Василиса Прекрасная».

1

03.12.11г

Расширить кругозор чтения учащихся. Совершенствовать речеведческие навыки учащихся.

Комментированное чтение, работа в парах.

Устные ответы на вопросы, художественный пересказ.

50-52

Поэтический образ Родины. И.С.Никитин, А.К.Толстой, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

3

05.12.11г

07.12.11г

09.12.11г

Показать мастерство русских поэтов 19 века в создании образа Родины, продолжить работу по формированию навыка анализа стихотворения. Воспитывать интерес и уважение к Родине.

Работа с учебником, чтение, работа по вопросам.

Выразительное чтение стихов, анализ.

Эпитет, сравнение, олицетворение, стихотворные размеры.

53

Особенности организации текста стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

1

10.12.11г

Познакомить с жанром исторической баллады, с композицией и особенностями повествования. Воспитание уважения к великому прошлому России.

Работа с содержанием стихотворения, словарная работа

Выразительное чтение, анализ сцены Бородинского боя. Наизусть.

Композиция, средства художественной выразительности.

54

Защитники Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

1

12.12.11г

Портретная характеристика. Монолог. Диалог. Строфа.

55

Изображение Кремля в поэме М.Ю.Лермонтова «Сашка».

1

14.12.11г

Развивать навык анализа стихотворения. Учить находить в тексте средства художественной выразительности.

Работа с содержанием, образ Кремля в поэме.

Выразительное чтение, работа со средствами художественной выразительности в поэме.

56

Проза донских писателей: А.С.Серафимович «Маленький шахтер». Сюжет и герои рассказа.

1

16.12.11г

Жизнь и творчество А. Серафимовича.  Углубление понятия о прозе. Изучение рассказа.

Анализ текста, беседа, вступительное слово учителя.

Партитура выразительного чтения. Элементы анализа.

Сюжет рассказа, его элементы: завязка, кульминация, развязка.

57

Образ главного героя в рассказе «Маленький шахтер» А.С.Серафимовича.

1

17.12.11г

58

Мир детства в изображении А.С.Серафимовича.

1

19.12.11г

59

«Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир» Л.Н.Толстого). Знакомство с героем.

1

21.12.11г

Совершенствовать навык анализа художественного произведения, эпизода.  Развивать понимание взаимосвязи событий и героев.

Анализ эпизодов. Беседа по вопросам, словарная работа.

Выразительное чтение эпизода, пересказ. Устный рассказ по составленному плану.

Роман-эпопея, эпизод как элемент развития сюжета, фрагмент.

60

Петя Ростов в партизанском отряде.

1

23.12.11г

61

Петя в разведке.

1

24.12.11г

62

Первый бой Пети Ростова и гибель.

1

26.12.11г

63

Особенности драматического произведения «Петя Ростов» М.А.Булгакова.

1

28.12.11г

Показать воплощение героической темы в драматическом произведении, связь литературы 19 и 20 веков.

Работа с текстом инсценировки, характеристика героя.

Инсценировка отрывка, чтение по ролям.

Монолог, диалог, реплики, ремарки.

64

Изображение событий 1812 года в эпическом и драматическом произведениях.

1

30.12.11г

65

Гражданская война в изображении М.А.Шолохова в рассказе «Жеребенок».

1

14.01.12г

Жизнь и творчество М.Шолохова. Углубление понятия о прозе. Изучение рассказа.

Анализ текста, беседа, вступительное слово учителя.

Партитура выразительного чтения. Элементы анализа.

66

Тестовый контроль №3 по теме «Литература XIX века».

1

16.01.12г

Проверить знания учащихся по теме.

Самостоятельная работа.

Тест №3.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (53ч)

67

Связь веков в поэзии И.А.Бунина, А.А.Ахматовой, В.А.Рождественского.

1

18.01.12г

Познакомить с лирикой Бунина, Ахматовой, Рождественского. Проследить, как отображена связь веков в их стихах. Обучение выразительному чтению и анализу.

Работа с учебником. Средства художественной выразительности.

Чтение и обсуждение стихов.

Размер стихотворения, звукопись. Двусложные размеры стиха.

68

Образ А.С.Пушкина в поэзии И.А.Бунина, А.А.Ахматовой, В.А.Рождественского.

1

20.01.12г

69

Сюжет и герои сказки.Х.К.Андерсена «Снежная королева».

1

21.01.12г

Краткое знакомство с биографией сказочника. Совершенствовать навык анализа художественного произведения. Продолжить знакомство с волшебными сказками и их особенностями.

Чтение и обсуждение, словесное рисование, пересказ эпизода, характеристика героев сказки.

Краткий и подробный пересказ эпизода по плану.

Сказка, виды сказок. Композиция и сюжет большого произведения.

70

Образ Снежной королевы в сказке.

1

23.01.12г

71

Неравная борьба добра и зла в сказке.

1

25.01.12г

72

Роль дружбы и верности в сказке.

1

27.01.12г

73

 «В чертогах Снежной королевы» . Анализ эпизода.

1

28.01.12г

74

Внеклассное чтение. Мнимые и истинные ценности в сказке Х.К.Андерсена «Соловей».

1

30.01.12г

Расширить кругозор чтения учащихся. Совершенствовать речеведческие навыки учащихся

Комментированное чтение, работа в парах

Устные ответы на вопросы, художественный пересказ.

Сказка, виды сказок.

75

По дорогам сказок Х.К.Андерсена. Урок-зачет.

1

01.02.12г

Проверить знания учащихся по данной теме. Развивать творческие способности учащихся.

Работа в группах.

Викторина по сказкам.

76

«Сказки Тихого Дона» П.В.Лебеденко. Сюжет и герои сказки.

1

03.02.12г

Познакомить учащихся с жизненным и творческим путём П.В.Лебеденко. Развитие понятия о сказке как жанре художественной литературы, о её композиции.

Лекция учителя. Составление плана ответа.

Пересказ, выразительное чтение.

Сказка, виды сказок

77

Основная мысль «Сказки о казаке Макаре Бесслезном».

1

04.02.12г

78

Сюжет и герои сказки А.П.Платонова «Волшебное кольцо».

1

06.02.12г

Развитие навыков аналитического чтения; обучение приемам сопоставления. Развитие навыков слушания художественного текста.

Составление плана, сопоставление сюжетов, самостоятельная работа в парах.

Выразительное чтение, пересказ эпизода. Сообщение учащихся об авторе.

Фольклорная и литературная сказка.

79

Тема любви и измены в сказке А.П.Платонова.

1

08.02.12г

80

Особенности языка сказки «Волшебное кольцо».

1

10.02.12г

81

Смысл названия сказки «Сказки по телефону» Д.Родари.

1

11.02.12г

Краткое знакомство с биографией писателя, своеобразием его сказок. Совершенствование навыка художественного пересказа.

Работа с учебником, беседа по вопросам, групповая работа.

Выразительное чтение художественного текста. Создание собственной сказки.

Лаконизм.

82

Приметы фольклорных произведений в «Сказках по телефону».

1

13.02.12г

83

Главная героиня сказки «Аня в стране чудес» в изображении В.В.Набокова.

1

15.02.12г

Краткое знакомство с биографией писателя. Аналитическое чтение глав. Наблюдение над стилистическими особенностями повествования В.Набокова.

Работа с учебником, беседа по вопросам. Аналитическое чтение. Работа в группах.

Аналитическое чтение, пересказ. Сопоставление оригинала и перевода.

Парадокс.

84

Роль парадокса в сказке В.В.Набокова.

1

17.02.12г

85

Особенности перевода сказки Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес».

1

18.02.12г

86

Знакомство со сказочными героями Д.Толкиена.

1

20.02.12г

Познакомиться с содержанием сказочной повести Толкиена. Обучение характеристике главного героя. Совершенствование навыка художественного пересказа.

Работа по учебнику, групповая работа, индивидуальная работа, словарная работа.

Выразительное чтение, художественный пересказ.

Сказочная повесть, главный герой и его характеристика. Фэнтези.

87

«Огонь» и «полымя» в жизни героев сказки «Хоббит, или Туда и обратно».

1

22.02.12г

88

Сюжет и герои сказки П.Г.Аматуни «Королевство Восемью Восемь».

1

24.02.12г

Познакомить учащихся с жизненным и творческим путём П.Г.Аматуни. Развитие понятия о сказке как жанре художественной литературы, о её композиции.

Лекция учителя. Составление плана ответа.

Пересказ, выразительное чтение

Сказка, виды сказок. Фантастика.

89

Фантастическое и реальное в сказке П.Г.Аматуни.

1

25.02.12г

90

Тема русской природы в рассказе И.С.Шмелева.

1

27.02.12г

Краткое знакомство с биографией И.С.Шмелева. анализ образа Чехова в рассказе. Развитие навыков анализа стиля писателя. Совершенствовать навык анализа художественного произведения.

Групповая работа, работа по вопросам.

Художественный пересказ, ответы на вопросы, характеристика героя

Характеристика главного героя.

91

Как «соломенная шляпа» превратился в «простягу» в рассказе «Как я встречался с Чеховым».

1

29.02.12г

92

Манера повествования Е.Замятина в рассказе «Огненное «А».

1

02.03.12г

Краткое знакомство с творчеством Е.Замятина. Развитие навыков комментированного чтения. Обучение работе в творческих группах. Совершенствовать навык художественного пересказа.

Эвристическая беседа, групповая работа, работа с текстом.

Комментированное чтение текста, художественный пересказ эпизодов.

Рассказ. Юмор.

93

Особенности построения очерка А.И.Куприна «Мой полет».

1

03.03.12г

Начальное знакомство с жанром очерка. Обучение аналитическому пересказу. Обучение определять характеры главных героев, давать им характеристику.

Беседа по содержанию текста, работа с понятиями «жанр» и «очерк».

Выразительное чтение текста, аналитический пересказ.

Жанр, очерк.

94

Мужество и сила воли Заикина в очерке А.И.Куприна.

1

05.03.12г

95

Калейдоскоп зарисовок живых картин природы в лирике А.Блока, И.Бунина, К.Бальмонта, С.Есенина.

1

07.03.12г

Воспитывать любовь к Родине через поэзию. Обучение сопоставлению на уроках литературы. Развивать творческие способности учащихся.

Работа со стихами, беседа.

Выразительное чтение, анализ стихов. Чтение наизусть. Составление калейдоскопа мгновенных зарисовок живых картин природы.

Метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.

96

Восприятие, истолкование, оценка стихов поэтов 20 века.

1

09.03.12г

97

Урок-концерт. Читаем стихи поэтов начала 20 века.

1

10.03.12г

98

Поэтический образ Родины в лирической прозе М.Пришвина.

1

12.03.12г

Совершенствовать навык художественного пересказа.

Работа с текстом, беседа по содержанию.

Выразительное чтение, художественный пересказ.

Выразительные средства языка. Лирическая проза.

99

Поэтический образ Родины в лирике Н.А.Заболоцкого, Д.Б.Кедрина, Н.М.Рубцова.

1

14.03.12г

Воспитывать любовь к Родине через поэзию. Обучение сопоставлению на уроках литературы.

Работа со стихами, беседа по содержанию.

Выразительное чтение, анализ стихов, работа со средствами выразительности.

Метафора, сравнение, эпитет.

100

Поэты 20 века о Родине и родной природе.

1

16.03.12г

101

Мир братьев наших меньших в лирике С.А.Есенина, В.В.Маяковского.

1

17.03.12г

Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим через поэзию. Развивать навык выразительного чтения стихов. Обучение сопоставительному анализу стихов.

Работа с текстами, беседа по вопросам, сопоставительный анализ стихов.

Выразительное чтение, анализ.

Метафора, эпитет, сравнение.

102

Анализ поэтических произведений С.А.Есенина, В.В.Маяковского.

1

19.03.12г

103

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1

21.03.12г

Развитие патриотического чувства. Знакомство с разнообразными песнями, созданными на стихи известных поэтов.

Работа с текстами, беседа, прослушивание аудиозаписей о войне.

Выразительное чтение, сопоставительный анализ.

Средства художественной выразительности.

104

Любовь к родине в лирике поэтов 20 века.

1

23.03.12г

105

Урок-концерт. Читаем стихи А.Фатьянова, А.Твардовского , А.Ахматовой.

1

02.04.12г

106

Идейный замысел рассказа В.А.Закруткина «Подсолнух».

1

04.04.12г

Знакомство с творчеством В.А.Закруткина. Углубление понятия о прозе. Выразительные средства языка (эпитет, метафора, сравнение). Развитие навыков аналитического чтения.

Анализ текста, беседа, вступительное слово учителя.

Выразительное чтение, пересказ, конспект.

Композиция рассказа, характеристика героя

107

Сюжет и герои рассказа «Подсолнух».

1

06.04.12г

108

Художественные приемы в создании образов рассказа В.А.Закруткина.

1

07.04.12г

109

Автобиографичность рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

1

09.04.12г

Краткое знакомство с биографией писателя. Развитие навыков самостоятельной работы с текстом. Развитие навыков выборочного чтения, краткого пересказа.

Работа с текстом, составление композиционного плана, беседа по вопросам.

Устные сообщения о писателе. Выразительное чтение, художественный пересказ, выборочное чтение, краткий пересказ.

Композиция рассказа. Автобиографический рассказ. Робинзонада маленького героя.

110

Охотничий азарт героя и его последствия в рассказе «Васюткино озеро».

1

11.04.12г

111

Васютка и его путешествие по тайге.

1

13.04.12г

112

Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева.

1

14.04.12г

113

Радость спасения героя в рассказе.

1

16.04.12г

114

Смысл названия рассказа «Васюткино озеро».

1

18.04.12г

115-116

Р.р. Обучающее сочинение «Как Васютка выжил в тайге».

2

20.04.12г

21.04.12г

Обучение работе с планом, развитие навыков написания сочинений.

Работа с планом сочинения, самостоятельная работа учащихся.

Сочинение №1

117

Роль фантазии в сказке Т.Янссона «Последний в мире дракон».

1

23.04.12г

Развитие навыков аналитического и углубленного чтения, работа с понятием «подтекст».

Лекция, работа с понятием «подтекст», беседа по вопросам.

Выразительное чтение, художественный пересказ.

Подтекст. Литературная сказка и иллюстрация.

118

Цена настоящей дружбы в сказке Т.Янссона.

1

25.04.12г

119

Тестовый контроль №4 по теме «Литература XX века».

1

27.04.12г

Проверить знания учащихся по теме.

Самостоятельная работа.

Тест №4

ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ (18ч)

120

Удивительные приключения морехода Робинзона Крузо в произведении  Д.Дефо.

1

28.04.12г

Краткое знакомство с биографией писателя. Развитие навыков самостоятельной работы с учебником. Знакомство с темой путешествия в литературе. Развитие речи и аналитических способностей учащихся.

Работа со статьей учебника, работа с текстом, беседа по вопросам, конкурс пересказов.

Выразительное чтение, аналитический пересказ, ответы на вопросы.

Робинзонада. Приключенческая литература.

121

Образ главного героя, его мужество, стойкость, оптимизм.

1

30.04.12г

122

«Робинзон Крузо». Герой на острове. Устройство жизни.

1

02.05.12г

123

 «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольфа Эриха Распе.

1

04.05.12г

Знакомство с историей создания книги, развитие фантазии и творческих способностей учащихся. Совершенствовать навык художественного пересказа.

Работа с учебником, с текстом, беседа по вопросам, просмотр мультфильма о герое.

Выразительное чтение, художественный пересказ.

Ирония. Гротеск. Литота.

124

Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории в произведении Р.Распе.

1

05.05.12г

125

Автобиографическая повесть М.Твена «Приключения Тома Сойера» и его герои.

1

07.05.12г

Краткое знакомство с биографией писателя. Развитие интереса и любви к литературе, обучение навыкам групповой работы. Закрепление полученных знаний.

Вступительное слово учителя, беседа, работа с текстом, викторина по произведению

Выразительное чтение, художественный пересказ, ответы на вопросы викторины.

Повесть. Прототип.

126

Том и Гек. Дружба мальчиков и их приключения в повести М.Твена.

1

11.05.12г

127

Над кем и над чем посмеивается автор «Приключений Тома Сойера».

1

12.05.12г

128

Детективный сюжет повести А.Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».

1

14.05.12г

Знакомство с жизнью и творчеством А.Линдгрен. Обмен читательскими впечатлениями. Развитие аналитических навыков и навыков выразительного чтения.

Слово учителя, беседа по вопросам, обучение подробному пересказу, творческая работа в группах.

Выразительное чтение, художественный пересказ, обмен читательскими впечатлениями.

Детективный сюжет. Трилогия.

129

Калле и его друзья в повести А.Линдгрен.

1

16.05.12г

130

Утверждение положительного идеала в повести.

1

18.05.12г

131

Сюжет и композиция художественного произведения.

1

19.05.12г

Дать понятие композиции и сюжета произведения. Обучение самостоятельной работе с учебником.

Работа с учебником, беседа по вопросам.

Самостоятельная работа с учебником.

Композиция, сюжет произведения.

132

Новая жизнь знакомых героев в стихотворении Н.С.Гумилева «Орел Синдбада».

1

21.05.12г

Краткое знакомство с творчеством Н.Гумилева. Развитие навыков углубленного чтения и анализа стиха.

Работа с текстом учебника, беседа по вопросам, обмен мнениями о прочитанном, характеристика героя стихотворения.

Выразительное чтение, анализ.

Сравнение, эпитет, метафора.

133

Синдбад XX века в сказке польского классика Б.Лесьмяна.

1

23.05.12г

134

Образы знакомых сказок в произведениях XX века.

1

25.05.12г

Расширение круга чтения учащихся, развитие навыков художественного пересказа.

Работа с текстом учебника, беседа по вопросам.

Выразительное чтение, художественный пересказ.

135

Тестовый контроль №5 по теме «Путешествия и приключения».

1

26.05.12г

Контроль усвоения темы.

Самостоятельная работа учащихся.

Тест №5

136

М.Цветаева «Книги в красном переплете».

1

28.05.12г

Выявление уровня читательского восприятия, обучение анализу стихотворения, развитие навыков ведения дискуссии

Слово учителя, работа с текстом, дискуссия.

Выразительное чтение стихотворения, анализ содержания.

137

Урок-игра «По дорогам героев любимых произведений».

1

30.05.12г

 Вспомнить героев полюбившихся произведений. Развивать творческие способности учащихся.

Всего часов 137 часов

Тестов – 5      внеклассное чтение – 2     сочинение – 1      литература Дона - 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ К учебнику А.Г.Кутузова 10 класс

    Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом  ...

Рабочая программа по литературе к учебнику Б.А. Ланина, 8 класс

Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе  авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 8 класс»: учебник для учащихся об...

Рабочая программа по литературе к учебнику Б.А. Ланина, 9 класс

Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе  авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 9 класс»: учебник для учащихся об...

Рабочая программа по литературе к учебнику Г.В.Москвина 5 класс ФГОС

Рабочая программа разработана на основеv  Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,v  Программа для общеобразовательных учреждений. Литер...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...

Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 6 класс

Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...

Рабочая программа по литературе (по учебнику Т.Ф.Курдюмовой)

Программа соответствует требованиям ФГОС...