Рабочая программа по литературе к учебнику Т.Ф.Курдюмовой для 5 класса
рабочая программа (литература, 5 класс) по теме
Рабочая программа составлена на 4 часа в неделю, кроме того в нее включен региональный компонент (Литература Дона). Программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
литература 5 класс | 63.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования для 5-7 классов, составитель Т.Ф.Курдюмова.
Изучение курса реализуется через УМК: учебник-хрестоматия «Литература. 5 класс» Т.Ф.Курдюмова; работа ведется по авторской программе Т.Ф.Курдюмовой, соответствующей концентрической структуре современной школы. Планирование уроков литературы в 5 классе полностью охватывает все материалы, представленные в учебнике-хрестоматии. Программа направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе.
В программе раскрывается жанровая структура литературных произведений, приводятся сведения об истории развития некоторых жанров.
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Задачи, которые решаются на уроках литературы в 5 классе:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствованию собственной устной и письменной речи.
Структура курса каждого из средних классов – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.
В 5 классе ученики начинают постигать принципы построения курса литературы. Происходит первое практическое знакомство с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров. Поскольку учеников более всего интересует событие, сюжет, то в 5 классе особое внимание уделяется сюжету.
Цепочка базовых понятий: сюжет – герой – жанр – автор – предстает в 5 классе в их взаимных связях.
Кроме того, на уроках литературы в 5 классе реализуется региональный компонент основного общего образования по литературе, целью которого является обогащение духовного мира учащихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова Дона и о Доне и на основе творческой деятельности формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры, к лучшим чертам менталитета жителей донского края, развитие читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений Дона и о Доне.
Примерная программа основного общего образования для 5-7 классов рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю.
Моя рабочая программа рассчитана на 137 часов, 4 часа в неделю, потому что класс, в котором я работаю, обучается по специальной коррекционной программе VII вида и имеет определенные трудности при изучении художественных произведений. Кроме того, 19 часов отведено на изучение произведений регионального компонента, которые изучаются на протяжении всего учебного года.
Распределение часов рабочей программы по разделам:
№ п/п | Раздел программы | Кол-во часов | Способы отслеживания результатов обучения |
1 | Введение | 4ч | |
2 | Мифы | 5ч | Тест №1 – 16.09.11г |
3 | Фольклор | 17ч | Тест №2 – 15.10.11г |
4 | Литература XIX века | 40ч | Тест №3 – 16.01.12г |
5 | Литература XX века | 53ч | Сочинение №1 – 20, 21.04.12г Тест №4 – 27.04.12г |
6 | Путешествия и приключения | 18ч | Тест №5 – 26.05.12г |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (4ч)
Литература – искусство слова. Художественные приемы. Донской фольклор: казачьи песни, загадки, былички.
Мифы (5ч)
Мифы народов мира. Календарные мифы. Древнегреческие мифы.
Фольклор (17ч)
Донские былины: «Илья Муромец выезжает в поле».
«Три поездки Ильи Муромца».
Сказка как популярный жанр народного творчества. «Царевна-лягушка».
Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь». «Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода».
Донской фольклор: сказки «Танюшка и мачеха», «Глупец и жеребец». Художественные особенности донских сказок.
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки и анекдоты. Песни и частушки.
Народная драма. «Озорник Петрушка».
Литература XIX века (40ч)
Русские поэты о Доне: А.С.Пушкин, К.Ф.Рылеев, М.Ю.Лермонтов.
И.А.Крылов: Басня как вид литературного произведения. И.А.Крылов «Свинья под Дубом». Злободневность морали басни «Осел и Мужик». Роль афоризма в басне. А.С.Пушкин: Поэма «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина. Пролог к поэме «У лукоморья…». «Руслан и Людмила». Родная природа в лирике А.С.Пушкина. «Няне». Поэтические картинки зимы в лирике А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер».
М.Ю.Лермонтов: Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», «Листок». Отношение поэта к окружающему миру. Воспоминание о детстве в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Парус», «Листок». Особенности организации текста стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Защитники Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Изображение Кремля в поэме М.Ю.Лермонтова «Сашка».
Русские поэты о Доне: А.В.Кольцов, И.С.Никитин, Н.П.Огарев.
Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. Сюжет и герой повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота». Нечистая сила в рассказе Н.В.Гоголя о пропавшей грамоте . Цикл повестей Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
И.С.Тургенев: Рассказ И.С.Тургенева «Муму». Сюжет и герой рассказа. Контрастное изображение героев в рассказе «Муму» И.С.Тургенева. Богатырский облик и нравственная чистота Герасима в рассказе И.С.Тургенева «Муму». Герасим и Муму. Нравственное превосходство Герасима над барыней в рассказе И.С.Тургенева «Муму».
Внеклассное чтение. Художественный мир волшебной сказки «Василиса Прекрасная».
Поэтический образ Родины. И.С.Никитин, А.К.Толстой, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
Проза донских писателей: А.С.Серафимович «Маленький шахтер». Сюжет и герои рассказа. Образ главного героя в рассказе «Маленький шахтер» А.С.Серафимовича.
А.С.Серафимович: Мир детства в изображении А.С.Серафимовича.
М.А.Булгаков: «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир» Л.Н.Толстого). Знакомство с героем. Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Первый бой Пети Ростова и гибель. Особенности драматического произведения «Петя Ростов» М.А.Булгакова.
Изображение событий 1812 года в эпическом и драматическом произведениях.
М.А.Шолохов: Гражданская война в изображении М.А.Шолохова в рассказе «Жеребенок».
Литература XX века (53ч)
Связь веков в поэзии И.А.Бунина, А.А.Ахматовой, В.А.Рождественского.
Образ А.С.Пушкина в поэзии И.А.Бунина, А.А.Ахматовой, В.А.Рождественского.
Х.К.Андерсен: Сюжет и герои сказки.Х.К.Андерсена «Снежная королева». Образ Снежной королевы в сказке. Неравная борьба добра и зла в сказке. Роль дружбы и верности в сказке. «В чертогах Снежной королевы» . Анализ эпизода. Внеклассное чтение. Мнимые и истинные ценности в сказке Х.К.Андерсена «Соловей».
П.В.Лебеденко: «Сказки Тихого Дона» П.В.Лебеденко. Сюжет и герои сказки. Основная мысль «Сказки о казаке Макаре Бесслезном».
А.П.Платонов: Сюжет и герои сказки А.П.Платонова «Волшебное кольцо». Тема любви и измены в сказке А.П.Платонова. Особенности языка сказки «Волшебное кольцо».
Д.Родари: Смысл названия сказки «Сказки по телефону» Д.Родари. Приметы фольклорных произведений в «Сказках по телефону».
В.В.Набоков: Главная героиня сказки «Аня в стране чудес» в изображении В.В.Набокова. Роль парадокса в сказке В.В.Набокова. Особенности перевода сказки Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес».
Д.Толкиен: Знакомство со сказочными героями Д.Толкиена. «Огонь» и «полымя» в жизни героев сказки «Хоббит, или Туда и обратно».
П.Г.Аматуни: Сюжет и герои сказки П.Г.Аматуни «Королевство Восемью Восемь». Фантастическое и реальное в сказке П.Г.Аматуни.
И.С.Шмелев: Тема русской природы в рассказе И.С.Шмелева. Как «соломенная шляпа» превратился в «простягу» в рассказе «Как я встречался с Чеховым».
Е.Замятин: Манера повествования Е.Замятина в рассказе «Огненное «А».
А.И.Куприн: Особенности построения очерка А.И.Куприна «Мой полет». Мужество и сила воли Заикина в очерке А.И.Куприна.
Калейдоскоп зарисовок живых картин природы в лирике А.Блока, И.Бунина, К.Бальмонта, С.Есенина.
Восприятие, истолкование, оценка стихов поэтов 20 века. Поэтический образ Родины в лирической прозе М.Пришвина.
Поэтический образ Родины в лирике Н.А.Заболоцкого, Д.Б.Кедрина, Н.М.Рубцова.
Поэты 20 века о Родине и родной природе.
Мир братьев наших меньших в лирике С.А.Есенина, В.В.Маяковского.Анализ поэтических произведений С.А.Есенина, В.В.Маяковского.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
Любовь к родине в лирике поэтов 20 века.
В.А.Закруткин: Идейный замысел рассказа В.А.Закруткина «Подсолнух». Сюжет и герои рассказа «Подсолнух». Художественные приемы в создании образов рассказа В.А.Закруткина.
В.П.Астафьев: Автобиографичность рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Охотничий азарт героя и его последствия в рассказе «Васюткино озеро». Васютка и его путешествие по тайге. Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева. Радость спасения героя в рассказе. Смысл названия рассказа «Васюткино озеро».
Т.Янссон: Роль фантазии в сказке Т.Янссона «Последний в мире дракон». Цена настоящей дружбы в сказке Т.Янссона.
Путешествия и приключения (18ч)
Д.Дефо: Удивительные приключения морехода Робинзона Крузо в произведении Д.Дефо. Образ главного героя, его мужество, стойкость, оптимизм. «Робинзон Крузо». Герой на острове. Устройство жизни.
Э.Распе: «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольфа Эриха Распе. Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории в произведении Р.Распе.
М.Твен: Автобиографическая повесть М.Твена «Приключения Тома Сойера» и его герои. Том и Гек. Дружба мальчиков и их приключения в повести М.Твена. Над кем и над чем посмеивается автор «Приключений Тома Сойера».
А.Линдгрен: Детективный сюжет повести А.Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста». Калле и его друзья в повести А.Линдгрен. Утверждение положительного идеала в повести.
Сюжет и композиция художественного произведения.
Н.С.Гумилев: Новая жизнь знакомых героев в стихотворении Н.С.Гумилева «Орел Синдбада». Синдбад XX века в сказке польского классика Б.Лесьмяна.
Образы знакомых сказок в произведениях XX века.
Тестовый контроль №5 по теме «Путешествия и приключения».
М.Цветаева «Книги в красном переплете».
Урок-игра «По дорогам героев любимых произведений».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ.
4 часа в неделю 137 часов в год
№ | Тема урока | Кол-во часов | Сроки | Цель, тип, форма урока | Основные способы деятельности на уроке учителя и учеников | Формы контроля | Примечание (теория литературы, литература для чтения) |
ВВЕДЕНИЕ (4ч) | |||||||
1 | Литература – искусство слова. | 1 | 02.09.11г | Познакомить с задачами курса. Дать понятие художественной литературы как искусства слова | Лекция с элементами беседы. | Искусство. Виды искусств. | |
2 | Художественные приемы. | 1 | 03.09.11г | Познакомить с основными художественными приемами. Усвоение и закрепление нового. Урок-беседа. | Беседа, задавание вопросов, устные выступления. | Троп, эпитет, сравнение, метафора. | |
3-4 | Донской фольклор: казачьи песни, загадки, былички. | 2 | 05.09.11г 07.09.11г | Познакомить с историей создания малых жанров донского фольклора. | Чтение и изучение текстов, работа с изобразительными средствами языка. | Троп, эпитет, сравнение, метафора | |
МИФЫ (5ч) | |||||||
5-6 | Мифы народов мира. Календарные мифы. | 2 | 09.09.11г 10.09.11г | Познакомить с понятием миф и мифологический герой, воспитывать интерес к русской и мировой культуре, развивать общие умения коммуникации. | Эвристическая беседа, групповая и парная работа. | Художественный пересказ и выразительное чтение мифа. | Миф, мифологический герой. |
7-8 | Древнегреческие мифы. | 2 | 12.09.11г 14.09.11г | Продолжить знакомство с мифами. Развивать общие умения коммуникации. Комбинированный урок. | Эвристическая беседа, групповая и парная работа. | Художественный пересказ и выразительное чтение мифов. | Миф, мифологический герой. Виды мифов. |
9 | Тестовый контроль №1 по теме «Мифы». | 1 | 16.09.11г | Проверить знания учащихся по темам. | Самостоятельная работа. | Тест №1 | |
ФОЛЬКЛОР (17ч) | |||||||
10-11 | Донские былины: «Илья Муромец выезжает в поле». Былины. | 2 | 17.09.11г 19.09.11г | Дать понятие фольклора, былины. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Развивать общие умения коммуникации. Урок-беседа. | Лекция с элементами беседы. | Фольклор, жанры фольклора. | |
12 | Былина как жанр фольклора. Герои былины «Три поездки Ильи Муромца». | 1 | 21.09.11г | Анализ содержания былины; развитие речи – пересказ фрагмента. | Групповая, самостоятельная работа, словесное рисование. | Художественный пересказ и выразительное чтение былины. | Сюжет, композиция, герои. Гипербола. |
13 | Сказка как популярный жанр народного творчества. «Царевна-лягушка». | 1 | 23.09.11г | Расширить понятие о фольклоре, совершенствовать навыки анализа художественного текста. Урок-беседа с элементами театрализации. | Работа с учебником. Групповая работа. Словарная работа. | Художественный пересказ и выразительное чтение сказки. | Художественные особенности волшебной сказки. Постоянный эпитет, сравнение и отрицательное сравнение. |
14 | Художественное совершенство сказки «Царевна-лягушка». | 1 | 24.09.11г | ||||
15 | Тема добра и зла в сказке «Царевна-лягушка». | 1 | 26.09.11г | ||||
16 | Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь». | 1 | 28.09.11г | Познакомить учащихся с арабскими сказками, их своеобразным национальным колоритом и типичными для волшебных сказок чертами. | Работа с учебником, пересказ, работа по вопросам. | Художественный пересказ и выразительное чтение сказки. Характеристика героя. | Композиция сказки, художественные особенности. Виды сказок. Путешествие как жанр. |
17 | «Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода». | 1 | 30.09.11г | ||||
18 | Причина путешествий и приключений Синдбада. | 1 | 01.10.11г | ||||
19 | Донской фольклор: сказки «Танюшка и мачеха», «Глупец и жеребец». | 1 | 03.10.11г | Развитие понятия о сказке как жанре художественной литературы, о её композиции, героях. | Работа с текстами, отзыв о прочитанном. | Выразительное чтение, художественный пересказ. | Композиция сказки, особенности как жанра. |
20 | Художественные особенности донских сказок. | 1 | 05.10.11г | ||||
21 | Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. | 1 | 07.10.11г | Познакомить с понятием малые жанры фольклора. Раскрыть сходство и различие жанровых форм фольклора. Развитие творческих способностей учащихся. | Работа с учебником, чтение и обсуждение пословиц, загадок, анекдотов. Работа с толковыми словарями. Определение понятий. | Чтение по ролям, индивидуальное сообщение ученика, конкурс на лучшего рассказчика. | Пословица, поговорка, анекдот, загадка, песни, частушки., афоризм. Лаконизм малых жанров. |
22 | Загадки и анекдоты. | 1 | 08.10.11г | ||||
23 | Песни и частушки. | 1 | 10.10.11г | ||||
24 | Народная драма. «Озорник Петрушка». | 1 | 12.10.11г | Познакомить с особенностями драматических произведений, с текстом народной драмы. | Работа с учебником, обсуждение характеров действующих лиц. | Чтение по ролям, инсценирование пьесы в лицах. | Пьеса, драма. Театр. Сцена. |
25 | Пьеса «Озорник Петрушка» - исполнение в лицах. | 1 | 14.10.11г | ||||
26 | Тестовый контроль №2 по теме «Фольклор». | 1 | 15.10.11г | Проверить знания учащихся по теме. | Самостоятельная работа. | Тест №2 | |
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (40ч) | |||||||
27-28 | Русские поэты о Доне: А.С.Пушкин, К.Ф.Рылеев, М.Ю.Лермонтов. | 2 | 17.10.11г 19.10.11г | Познакомить с творчеством русских поэтов, писавших о Доне. | Партитура выразительного чтения. | Чтение и комментирование стихов. | Лирический герой. |
29 | Басня как вид литературного произведения. И.А.Крылов «Свинья под Дубом». | 1 | 21.10.11г | Знакомство с биографией И.Крылова, жанровыми признаками басни. Развитие умения понимать иносказательный подтекст басен. | Работа с учебником, анализ содержания по вопросам. | Чтение басен по ролям, заучивание наизусть. | Басня, мораль басни, афоризм, аллегория, олицетворение. |
30 | Злободневность морали басни «Осел и Мужик». Роль афоризма в басне. | 1 | 22.10.11г | ||||
31 | Поэма «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина. Пролог к поэме «У лукоморья…». | 1 | 24.10.11г | Знакомство с биографией поэта. Ввести в мир пушкинской сказки, развивать речь и воображение. Знакомство с жанром поэмы. | Работа с учебником, анализ поэмы по вопросам, комментированное чтение. | Художественный пересказ эпизода, иллюстрирование эпизода. | Поэма, характеристика сказочного героя. Классика, классическое произведение. |
32 | «Руслан и Людмила». Песнь 1. Знакомство с героями. | 1 | 26.10.11г | Друзья и помощники, соперники и враги. Поединок добра и зла в поэме. | Работа с учебником, со словарем. Ответы на вопросы. Беседа. | Выразительное чтение. | Поэма, пролог. Размеры стиха. |
33 | «Руслан и Людмила». Песнь 2. Руслан и его соперники. Рассказ старца. | 1 | 28.10.11г | Рассмотреть злодейства Черномора. Борьба Руслана за спасение Людмилы. Развитие монологической и диалогической речи. | Работа с толковым словарем, анализ содержания песни второй. | Выразительное чтение песни второй. Ответы на вопросы. | Поединок, сюжет поэмы. |
34 | «Руслан и Людмила». Песнь 3. Добрые и злые силы в поэме. Победа добра над злом. | 1 | 29.10.11г | Победа добра над злом. Развитие навыка выразительного чтения, художественного пересказа. | Работа с учебником, беседа по вопросам. | Выразительное чтение песни третьей, финал поэмы. | Финал поэмы. |
35 | Родная природа в лирике А.С.Пушкина. «Няне». | 1 | 09.11.11г | Показать своеобразие пейзажной лирики Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа. | Выразительное чтение, частичный анализ стихов. | Чтение наизусть. | Стихи и проза, ритм, рифма, стопа. |
36 | Поэтические картинки зимы в лирике А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер». | 1 | 11.11.11г | ||||
37 | Поэтические картинки зимы в лирике А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер». | 1 | 12.11.11г | ||||
38 | Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», «Листок». Отношение поэта к окружающему миру. | 1 | 14.11.11г | Познакомить учащихся с биографией поэта. Дать представление о своеобразии лирики Лермонтова. | Работа с учебником, беседа по вопросам, чтение и анализ стихов. | Чтение наизусть. | Лирический герой, рифма. |
39 | Воспоминание о детстве в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Парус», «Листок». | 1 | 16.11.11г | ||||
40 | Русские поэты о Доне: А.В.Кольцов, И.С.Никитин, Н.П.Огарев. | 1 | 18.11.11г | Познакомить с творчеством русских поэтов, писавших о Доне. | Партитура выразительного чтения. | Чтение и комментирование стихов. | Лирический герой. |
41 | Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. | 1 | 19.11.11г | Знакомство с биографией писателя, своеобразием его первого сборника. Знакомство с героями повести, особенностями организации описания и повествования, сочетанием реального и фантастического. | Словарная работа, вопросы и задания по тексту. Беседа. | Составление плана к эпизоду, сжатый пересказ. | Повесть, реальное и фантастическое в повести. |
42 | Сюжет и герой повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота». | 1 | 21.11.11г | Ответы на вопросы, разные виды пересказа. | Язык повести. Добрый юмор. | ||
43 | Нечистая сила в рассказе Н.В.Гоголя о пропавшей грамоте . | 1 | 23.11.11г | Подробный пересказ повести. | Поверье, быличка. | ||
44 | Цикл повестей Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | 25.11.11г | Знакомство с забавными историями, близким к народным сказкам, поверьям, быличкам. | Работа в группах. | Язык повестей. Добрый юмор. | |
45 | Рассказ И.С.Тургенева «Муму». Сюжет и герой рассказа. | 1 | 26.11.11г | Знакомство с биографией писателя. Показать своеобразие Тургенева-повествователя. Развивать навыки анализа текста и умение делать характеристику героев. Непримиримое отношение писателя к деспотизму. Сила человеческой доброты. Человеческая гордость, независимость. Несокрушимая отвага, отчаянная и радостная решимость человека. | Работа с учебником, работа по вопросам, эвристическая беседа. Работа с понятиями: дворовые люди – дворня, челядь, люди, прислуга. | Чтение и пересказ, ответы на вопросы, пересказ эпизода, сопоставительная хар-ка героев. Рассказ о жизни Герасима. Пересказ о взаимоотношениях Герасима и Татьяны. | Повесть, эпизод, фрагмент повести. |
46 | Контрастное изображение героев в рассказе «Муму» И.С.Тургенева. | 1 | 28.11.11г | Роль пейзажа в сюжете рассказа. | |||
47 | Богатырский облик и нравственная чистота Герасима в рассказе И.С.Тургенева «Муму». | 1 | 30.11.11г | Портретная характеристика героя. | |||
48 | Герасим и Муму. Нравственное превосходство Герасима над барыней в рассказе И.С.Тургенева «Муму». | 1 | 02.12.11г | Внешний облик и поступки героя. Богатырь – немой. | |||
49 | Внеклассное чтение. Художественный мир волшебной сказки «Василиса Прекрасная». | 1 | 03.12.11г | Расширить кругозор чтения учащихся. Совершенствовать речеведческие навыки учащихся. | Комментированное чтение, работа в парах. | Устные ответы на вопросы, художественный пересказ. | |
50-52 | Поэтический образ Родины. И.С.Никитин, А.К.Толстой, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. | 3 | 05.12.11г 07.12.11г 09.12.11г | Показать мастерство русских поэтов 19 века в создании образа Родины, продолжить работу по формированию навыка анализа стихотворения. Воспитывать интерес и уважение к Родине. | Работа с учебником, чтение, работа по вопросам. | Выразительное чтение стихов, анализ. | Эпитет, сравнение, олицетворение, стихотворные размеры. |
53 | Особенности организации текста стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». | 1 | 10.12.11г | Познакомить с жанром исторической баллады, с композицией и особенностями повествования. Воспитание уважения к великому прошлому России. | Работа с содержанием стихотворения, словарная работа | Выразительное чтение, анализ сцены Бородинского боя. Наизусть. | Композиция, средства художественной выразительности. |
54 | Защитники Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». | 1 | 12.12.11г | Портретная характеристика. Монолог. Диалог. Строфа. | |||
55 | Изображение Кремля в поэме М.Ю.Лермонтова «Сашка». | 1 | 14.12.11г | Развивать навык анализа стихотворения. Учить находить в тексте средства художественной выразительности. | Работа с содержанием, образ Кремля в поэме. | Выразительное чтение, работа со средствами художественной выразительности в поэме. | |
56 | Проза донских писателей: А.С.Серафимович «Маленький шахтер». Сюжет и герои рассказа. | 1 | 16.12.11г | Жизнь и творчество А. Серафимовича. Углубление понятия о прозе. Изучение рассказа. | Анализ текста, беседа, вступительное слово учителя. | Партитура выразительного чтения. Элементы анализа. | Сюжет рассказа, его элементы: завязка, кульминация, развязка. |
57 | Образ главного героя в рассказе «Маленький шахтер» А.С.Серафимовича. | 1 | 17.12.11г | ||||
58 | Мир детства в изображении А.С.Серафимовича. | 1 | 19.12.11г | ||||
59 | «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир» Л.Н.Толстого). Знакомство с героем. | 1 | 21.12.11г | Совершенствовать навык анализа художественного произведения, эпизода. Развивать понимание взаимосвязи событий и героев. | Анализ эпизодов. Беседа по вопросам, словарная работа. | Выразительное чтение эпизода, пересказ. Устный рассказ по составленному плану. | Роман-эпопея, эпизод как элемент развития сюжета, фрагмент. |
60 | Петя Ростов в партизанском отряде. | 1 | 23.12.11г | ||||
61 | Петя в разведке. | 1 | 24.12.11г | ||||
62 | Первый бой Пети Ростова и гибель. | 1 | 26.12.11г | ||||
63 | Особенности драматического произведения «Петя Ростов» М.А.Булгакова. | 1 | 28.12.11г | Показать воплощение героической темы в драматическом произведении, связь литературы 19 и 20 веков. | Работа с текстом инсценировки, характеристика героя. | Инсценировка отрывка, чтение по ролям. | Монолог, диалог, реплики, ремарки. |
64 | Изображение событий 1812 года в эпическом и драматическом произведениях. | 1 | 30.12.11г | ||||
65 | Гражданская война в изображении М.А.Шолохова в рассказе «Жеребенок». | 1 | 14.01.12г | Жизнь и творчество М.Шолохова. Углубление понятия о прозе. Изучение рассказа. | Анализ текста, беседа, вступительное слово учителя. | Партитура выразительного чтения. Элементы анализа. | |
66 | Тестовый контроль №3 по теме «Литература XIX века». | 1 | 16.01.12г | Проверить знания учащихся по теме. | Самостоятельная работа. | Тест №3. | |
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (53ч) | |||||||
67 | Связь веков в поэзии И.А.Бунина, А.А.Ахматовой, В.А.Рождественского. | 1 | 18.01.12г | Познакомить с лирикой Бунина, Ахматовой, Рождественского. Проследить, как отображена связь веков в их стихах. Обучение выразительному чтению и анализу. | Работа с учебником. Средства художественной выразительности. | Чтение и обсуждение стихов. | Размер стихотворения, звукопись. Двусложные размеры стиха. |
68 | Образ А.С.Пушкина в поэзии И.А.Бунина, А.А.Ахматовой, В.А.Рождественского. | 1 | 20.01.12г | ||||
69 | Сюжет и герои сказки.Х.К.Андерсена «Снежная королева». | 1 | 21.01.12г | Краткое знакомство с биографией сказочника. Совершенствовать навык анализа художественного произведения. Продолжить знакомство с волшебными сказками и их особенностями. | Чтение и обсуждение, словесное рисование, пересказ эпизода, характеристика героев сказки. | Краткий и подробный пересказ эпизода по плану. | Сказка, виды сказок. Композиция и сюжет большого произведения. |
70 | Образ Снежной королевы в сказке. | 1 | 23.01.12г | ||||
71 | Неравная борьба добра и зла в сказке. | 1 | 25.01.12г | ||||
72 | Роль дружбы и верности в сказке. | 1 | 27.01.12г | ||||
73 | «В чертогах Снежной королевы» . Анализ эпизода. | 1 | 28.01.12г | ||||
74 | Внеклассное чтение. Мнимые и истинные ценности в сказке Х.К.Андерсена «Соловей». | 1 | 30.01.12г | Расширить кругозор чтения учащихся. Совершенствовать речеведческие навыки учащихся | Комментированное чтение, работа в парах | Устные ответы на вопросы, художественный пересказ. | Сказка, виды сказок. |
75 | По дорогам сказок Х.К.Андерсена. Урок-зачет. | 1 | 01.02.12г | Проверить знания учащихся по данной теме. Развивать творческие способности учащихся. | Работа в группах. | Викторина по сказкам. | |
76 | «Сказки Тихого Дона» П.В.Лебеденко. Сюжет и герои сказки. | 1 | 03.02.12г | Познакомить учащихся с жизненным и творческим путём П.В.Лебеденко. Развитие понятия о сказке как жанре художественной литературы, о её композиции. | Лекция учителя. Составление плана ответа. | Пересказ, выразительное чтение. | Сказка, виды сказок |
77 | Основная мысль «Сказки о казаке Макаре Бесслезном». | 1 | 04.02.12г | ||||
78 | Сюжет и герои сказки А.П.Платонова «Волшебное кольцо». | 1 | 06.02.12г | Развитие навыков аналитического чтения; обучение приемам сопоставления. Развитие навыков слушания художественного текста. | Составление плана, сопоставление сюжетов, самостоятельная работа в парах. | Выразительное чтение, пересказ эпизода. Сообщение учащихся об авторе. | Фольклорная и литературная сказка. |
79 | Тема любви и измены в сказке А.П.Платонова. | 1 | 08.02.12г | ||||
80 | Особенности языка сказки «Волшебное кольцо». | 1 | 10.02.12г | ||||
81 | Смысл названия сказки «Сказки по телефону» Д.Родари. | 1 | 11.02.12г | Краткое знакомство с биографией писателя, своеобразием его сказок. Совершенствование навыка художественного пересказа. | Работа с учебником, беседа по вопросам, групповая работа. | Выразительное чтение художественного текста. Создание собственной сказки. | Лаконизм. |
82 | Приметы фольклорных произведений в «Сказках по телефону». | 1 | 13.02.12г | ||||
83 | Главная героиня сказки «Аня в стране чудес» в изображении В.В.Набокова. | 1 | 15.02.12г | Краткое знакомство с биографией писателя. Аналитическое чтение глав. Наблюдение над стилистическими особенностями повествования В.Набокова. | Работа с учебником, беседа по вопросам. Аналитическое чтение. Работа в группах. | Аналитическое чтение, пересказ. Сопоставление оригинала и перевода. | Парадокс. |
84 | Роль парадокса в сказке В.В.Набокова. | 1 | 17.02.12г | ||||
85 | Особенности перевода сказки Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес». | 1 | 18.02.12г | ||||
86 | Знакомство со сказочными героями Д.Толкиена. | 1 | 20.02.12г | Познакомиться с содержанием сказочной повести Толкиена. Обучение характеристике главного героя. Совершенствование навыка художественного пересказа. | Работа по учебнику, групповая работа, индивидуальная работа, словарная работа. | Выразительное чтение, художественный пересказ. | Сказочная повесть, главный герой и его характеристика. Фэнтези. |
87 | «Огонь» и «полымя» в жизни героев сказки «Хоббит, или Туда и обратно». | 1 | 22.02.12г | ||||
88 | Сюжет и герои сказки П.Г.Аматуни «Королевство Восемью Восемь». | 1 | 24.02.12г | Познакомить учащихся с жизненным и творческим путём П.Г.Аматуни. Развитие понятия о сказке как жанре художественной литературы, о её композиции. | Лекция учителя. Составление плана ответа. | Пересказ, выразительное чтение | Сказка, виды сказок. Фантастика. |
89 | Фантастическое и реальное в сказке П.Г.Аматуни. | 1 | 25.02.12г | ||||
90 | Тема русской природы в рассказе И.С.Шмелева. | 1 | 27.02.12г | Краткое знакомство с биографией И.С.Шмелева. анализ образа Чехова в рассказе. Развитие навыков анализа стиля писателя. Совершенствовать навык анализа художественного произведения. | Групповая работа, работа по вопросам. | Художественный пересказ, ответы на вопросы, характеристика героя | Характеристика главного героя. |
91 | Как «соломенная шляпа» превратился в «простягу» в рассказе «Как я встречался с Чеховым». | 1 | 29.02.12г | ||||
92 | Манера повествования Е.Замятина в рассказе «Огненное «А». | 1 | 02.03.12г | Краткое знакомство с творчеством Е.Замятина. Развитие навыков комментированного чтения. Обучение работе в творческих группах. Совершенствовать навык художественного пересказа. | Эвристическая беседа, групповая работа, работа с текстом. | Комментированное чтение текста, художественный пересказ эпизодов. | Рассказ. Юмор. |
93 | Особенности построения очерка А.И.Куприна «Мой полет». | 1 | 03.03.12г | Начальное знакомство с жанром очерка. Обучение аналитическому пересказу. Обучение определять характеры главных героев, давать им характеристику. | Беседа по содержанию текста, работа с понятиями «жанр» и «очерк». | Выразительное чтение текста, аналитический пересказ. | Жанр, очерк. |
94 | Мужество и сила воли Заикина в очерке А.И.Куприна. | 1 | 05.03.12г | ||||
95 | Калейдоскоп зарисовок живых картин природы в лирике А.Блока, И.Бунина, К.Бальмонта, С.Есенина. | 1 | 07.03.12г | Воспитывать любовь к Родине через поэзию. Обучение сопоставлению на уроках литературы. Развивать творческие способности учащихся. | Работа со стихами, беседа. | Выразительное чтение, анализ стихов. Чтение наизусть. Составление калейдоскопа мгновенных зарисовок живых картин природы. | Метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. |
96 | Восприятие, истолкование, оценка стихов поэтов 20 века. | 1 | 09.03.12г | ||||
97 | Урок-концерт. Читаем стихи поэтов начала 20 века. | 1 | 10.03.12г | ||||
98 | Поэтический образ Родины в лирической прозе М.Пришвина. | 1 | 12.03.12г | Совершенствовать навык художественного пересказа. | Работа с текстом, беседа по содержанию. | Выразительное чтение, художественный пересказ. | Выразительные средства языка. Лирическая проза. |
99 | Поэтический образ Родины в лирике Н.А.Заболоцкого, Д.Б.Кедрина, Н.М.Рубцова. | 1 | 14.03.12г | Воспитывать любовь к Родине через поэзию. Обучение сопоставлению на уроках литературы. | Работа со стихами, беседа по содержанию. | Выразительное чтение, анализ стихов, работа со средствами выразительности. | Метафора, сравнение, эпитет. |
100 | Поэты 20 века о Родине и родной природе. | 1 | 16.03.12г | ||||
101 | Мир братьев наших меньших в лирике С.А.Есенина, В.В.Маяковского. | 1 | 17.03.12г | Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим через поэзию. Развивать навык выразительного чтения стихов. Обучение сопоставительному анализу стихов. | Работа с текстами, беседа по вопросам, сопоставительный анализ стихов. | Выразительное чтение, анализ. | Метафора, эпитет, сравнение. |
102 | Анализ поэтических произведений С.А.Есенина, В.В.Маяковского. | 1 | 19.03.12г | ||||
103 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | 1 | 21.03.12г | Развитие патриотического чувства. Знакомство с разнообразными песнями, созданными на стихи известных поэтов. | Работа с текстами, беседа, прослушивание аудиозаписей о войне. | Выразительное чтение, сопоставительный анализ. | Средства художественной выразительности. |
104 | Любовь к родине в лирике поэтов 20 века. | 1 | 23.03.12г | ||||
105 | Урок-концерт. Читаем стихи А.Фатьянова, А.Твардовского , А.Ахматовой. | 1 | 02.04.12г | ||||
106 | Идейный замысел рассказа В.А.Закруткина «Подсолнух». | 1 | 04.04.12г | Знакомство с творчеством В.А.Закруткина. Углубление понятия о прозе. Выразительные средства языка (эпитет, метафора, сравнение). Развитие навыков аналитического чтения. | Анализ текста, беседа, вступительное слово учителя. | Выразительное чтение, пересказ, конспект. | Композиция рассказа, характеристика героя |
107 | Сюжет и герои рассказа «Подсолнух». | 1 | 06.04.12г | ||||
108 | Художественные приемы в создании образов рассказа В.А.Закруткина. | 1 | 07.04.12г | ||||
109 | Автобиографичность рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | 1 | 09.04.12г | Краткое знакомство с биографией писателя. Развитие навыков самостоятельной работы с текстом. Развитие навыков выборочного чтения, краткого пересказа. | Работа с текстом, составление композиционного плана, беседа по вопросам. | Устные сообщения о писателе. Выразительное чтение, художественный пересказ, выборочное чтение, краткий пересказ. | Композиция рассказа. Автобиографический рассказ. Робинзонада маленького героя. |
110 | Охотничий азарт героя и его последствия в рассказе «Васюткино озеро». | 1 | 11.04.12г | ||||
111 | Васютка и его путешествие по тайге. | 1 | 13.04.12г | ||||
112 | Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева. | 1 | 14.04.12г | ||||
113 | Радость спасения героя в рассказе. | 1 | 16.04.12г | ||||
114 | Смысл названия рассказа «Васюткино озеро». | 1 | 18.04.12г | ||||
115-116 | Р.р. Обучающее сочинение «Как Васютка выжил в тайге». | 2 | 20.04.12г 21.04.12г | Обучение работе с планом, развитие навыков написания сочинений. | Работа с планом сочинения, самостоятельная работа учащихся. | Сочинение №1 | |
117 | Роль фантазии в сказке Т.Янссона «Последний в мире дракон». | 1 | 23.04.12г | Развитие навыков аналитического и углубленного чтения, работа с понятием «подтекст». | Лекция, работа с понятием «подтекст», беседа по вопросам. | Выразительное чтение, художественный пересказ. | Подтекст. Литературная сказка и иллюстрация. |
118 | Цена настоящей дружбы в сказке Т.Янссона. | 1 | 25.04.12г | ||||
119 | Тестовый контроль №4 по теме «Литература XX века». | 1 | 27.04.12г | Проверить знания учащихся по теме. | Самостоятельная работа. | Тест №4 | |
ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ (18ч) | |||||||
120 | Удивительные приключения морехода Робинзона Крузо в произведении Д.Дефо. | 1 | 28.04.12г | Краткое знакомство с биографией писателя. Развитие навыков самостоятельной работы с учебником. Знакомство с темой путешествия в литературе. Развитие речи и аналитических способностей учащихся. | Работа со статьей учебника, работа с текстом, беседа по вопросам, конкурс пересказов. | Выразительное чтение, аналитический пересказ, ответы на вопросы. | Робинзонада. Приключенческая литература. |
121 | Образ главного героя, его мужество, стойкость, оптимизм. | 1 | 30.04.12г | ||||
122 | «Робинзон Крузо». Герой на острове. Устройство жизни. | 1 | 02.05.12г | ||||
123 | «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольфа Эриха Распе. | 1 | 04.05.12г | Знакомство с историей создания книги, развитие фантазии и творческих способностей учащихся. Совершенствовать навык художественного пересказа. | Работа с учебником, с текстом, беседа по вопросам, просмотр мультфильма о герое. | Выразительное чтение, художественный пересказ. | Ирония. Гротеск. Литота. |
124 | Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории в произведении Р.Распе. | 1 | 05.05.12г | ||||
125 | Автобиографическая повесть М.Твена «Приключения Тома Сойера» и его герои. | 1 | 07.05.12г | Краткое знакомство с биографией писателя. Развитие интереса и любви к литературе, обучение навыкам групповой работы. Закрепление полученных знаний. | Вступительное слово учителя, беседа, работа с текстом, викторина по произведению | Выразительное чтение, художественный пересказ, ответы на вопросы викторины. | Повесть. Прототип. |
126 | Том и Гек. Дружба мальчиков и их приключения в повести М.Твена. | 1 | 11.05.12г | ||||
127 | Над кем и над чем посмеивается автор «Приключений Тома Сойера». | 1 | 12.05.12г | ||||
128 | Детективный сюжет повести А.Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста». | 1 | 14.05.12г | Знакомство с жизнью и творчеством А.Линдгрен. Обмен читательскими впечатлениями. Развитие аналитических навыков и навыков выразительного чтения. | Слово учителя, беседа по вопросам, обучение подробному пересказу, творческая работа в группах. | Выразительное чтение, художественный пересказ, обмен читательскими впечатлениями. | Детективный сюжет. Трилогия. |
129 | Калле и его друзья в повести А.Линдгрен. | 1 | 16.05.12г | ||||
130 | Утверждение положительного идеала в повести. | 1 | 18.05.12г | ||||
131 | Сюжет и композиция художественного произведения. | 1 | 19.05.12г | Дать понятие композиции и сюжета произведения. Обучение самостоятельной работе с учебником. | Работа с учебником, беседа по вопросам. | Самостоятельная работа с учебником. | Композиция, сюжет произведения. |
132 | Новая жизнь знакомых героев в стихотворении Н.С.Гумилева «Орел Синдбада». | 1 | 21.05.12г | Краткое знакомство с творчеством Н.Гумилева. Развитие навыков углубленного чтения и анализа стиха. | Работа с текстом учебника, беседа по вопросам, обмен мнениями о прочитанном, характеристика героя стихотворения. | Выразительное чтение, анализ. | Сравнение, эпитет, метафора. |
133 | Синдбад XX века в сказке польского классика Б.Лесьмяна. | 1 | 23.05.12г | ||||
134 | Образы знакомых сказок в произведениях XX века. | 1 | 25.05.12г | Расширение круга чтения учащихся, развитие навыков художественного пересказа. | Работа с текстом учебника, беседа по вопросам. | Выразительное чтение, художественный пересказ. | |
135 | Тестовый контроль №5 по теме «Путешествия и приключения». | 1 | 26.05.12г | Контроль усвоения темы. | Самостоятельная работа учащихся. | Тест №5 | |
136 | М.Цветаева «Книги в красном переплете». | 1 | 28.05.12г | Выявление уровня читательского восприятия, обучение анализу стихотворения, развитие навыков ведения дискуссии | Слово учителя, работа с текстом, дискуссия. | Выразительное чтение стихотворения, анализ содержания. | |
137 | Урок-игра «По дорогам героев любимых произведений». | 1 | 30.05.12г | Вспомнить героев полюбившихся произведений. Развивать творческие способности учащихся. |
Всего часов 137 часов
Тестов – 5 внеклассное чтение – 2 сочинение – 1 литература Дона - 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ К учебнику А.Г.Кутузова 10 класс
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом ...
Рабочая программа по литературе к учебнику Б.А. Ланина, 8 класс
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 8 класс»: учебник для учащихся об...
Рабочая программа по литературе к учебнику Б.А. Ланина, 9 класс
Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 9 класс»: учебник для учащихся об...
Рабочая программа по литературе к учебнику Г.В.Москвина 5 класс ФГОС
Рабочая программа разработана на основеv Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,v Программа для общеобразовательных учреждений. Литер...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 6 класс
Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...
Рабочая программа по литературе (по учебнику Т.Ф.Курдюмовой)
Программа соответствует требованиям ФГОС...