Рабочая программа по литературе (по учебнику Т.Ф.Курдюмовой)
рабочая программа по литературе (6 класс)
Программа соответствует требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа литература 6 класс по учебнику Т.Ф.Курдюмовой | 106.92 КБ |
Предварительный просмотр:
0ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ
ПРЕПОДОБНОГО ИЛИИ МУРОМЦА
Владимирская область, округ Муром
РАССМОТРЕНО на заседании Методического объединения Протокол № ____ от __________ Руководитель МО ____________ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ЧОУ «Муромская православная гимназия» ________________Архимандрит Кронид Приказ № ______ от _________________ |
СОГЛАСОВАНО на заседании Методического совета Протокол № ____ от __________ Зам. директора по УВР __________________ Н.Н.Витковская |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
6 класс
Количество часов за год - 102
Количество часов в неделю - 3
Данилина О.Н.
учитель русского языка
и литературы
высшей квалификационной категории
(ФИО педагога, квалификационная категория)
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе
1. Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом МОиН РФ №1987 от 17.12.2010г);
3.Авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) под редакцией Т.Ф. Курдюмовой / автор Т.Ф. Курдюмова - Москва, «Дрофа», 2010 г. в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования;
4. Приказа МОиН РФ от 05.03.2004г №1089 (ред. от 19.10.2009г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
5. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
6. Приказа МОиН РФ №889 от 30.08.2010г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МОиН РФ 09.03.2004г №1312».
Обучение в 6 классе ведётся по учебнику; «Литература. 6 кл.: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор – составитель Т.Ф. Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2015», соответствующем Приказу Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067"Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018/19 учебный год"
Количество часов по учебному плану НОУ «Православная гимназия преподобного Илии Муромца» на 2018 – 2019 учебный год – 102 часа (3 часа в неделю), что соответствует программе и Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации.
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает её специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идёт рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;
- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.
Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определённые умения, знания, конкретные навыки, например, навык беглого грамотного чтения. Логика этого процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.
В шестом классе реализация модели герой – жанр- автор обеспечивается за счёт произведений, в центре рассмотрения которых герой. Поскольку убедительнее и интереснее для подростков герой-ровесник, то он часто находится в центре событий программных произведений. Особую роль при реализации именно этой модели на данном этапе может играть обращение к ученическому творчеству, что позволяет продуктивно использовать стихию прямого подражания. Программа этого класса знакомит учеников и с появлением в 19 веке специальной и увлекательной литературы для детей и юношества, которая сразу же завоёвывает всемирное признание. При этом ученики попутно наблюдают за тем, как разнообразна литература для юных читателей.
Государственный стандарт основного общего образования
Основное общее образование – вторая ступень общего образования.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда обучающийся устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию, самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы обучающегося. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.
Федеральный компонент направлен на реализацию следующих целей:
Формирование у обучающихся гражданской ответственности и правого самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе.
- Дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями.
- Обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессиональной деятельности ,в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.
В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Основное образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки выпускников являются основной разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.
Обучающиеся, завершившие основное общее образование и выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях среднего общего, среднего профессионального образования.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• осознание творческое чтение художественных произведений разных жанров;
• выразительное чтение художественного текста;
• различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
• анализ и интерпретация произведения;
• составление планов и написание отзывов о произведениях;
• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
• целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
• индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
Образовательный минимум содержания основных образовательных программ
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя но вые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского языка, его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений.
Требования к уровню подготовки выпускников
Предметные результаты:
— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;
— знание изученных текстов;
— обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
— знание основных теоретических понятий, связанных с героем (литературный герой, имя героя, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка).
Метапредметные результаты:
— овладение техникой составления разных типов плана;
— овладение различными способами пересказа;
— обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирования;
— умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;
— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.
Личностные результаты:
— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
— умение создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;
— осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
- В результате изучения литературы ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Содержание программы
Введение. Герой художественного произведения. (1ч.)
Герой художественного произведения. Герой художественного произведения как главное действующее лицо сюжета. Главные герои русского народного эпоса- былинные богатыри. Герой художественного произведения как организатор событий сюжета. «Разновозрастный отряд» героев художественных произведений. Подросток – герой художественных произведений. «Золотое детство» и «пустыня отрочества» (Лев Толстой) в художественной литературе. Представления учеников об отрочестве. Знаменитые писатели и великие люди в отрочестве: их жизнь, их попытки творчества.
История человечества в произведениях литературы (5ч.)
Герой как организатор событий сюжета. Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета.
«На заставе богатырской», «Три поездки Ильи Муромца». События на краю родной земли. Герои былин – атаман Илья Муромец, податаман Добрыня Никитич и есаул Алёша Попович на заставе богатырской. Поединок Ильи Муромца с «нахвальщиком». Связь героя с родной землёй и его победа. Подвиг богатыря – основа сюжета былины. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героев былин. Прозаический пересказ былины и его особенности. Герои былин в других видах искусств.
«Сказание о нартах»-национальный эпос адыгов.
Теория литературы. Герой былины. Портрет героя былины.
Александр Николаевич Островский. «Снегурочка» (сцены). А.Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» - «весенняя сказка», по определению автора. Идеальное царство берендеев и юная героиня этой пьесы в стихах.
Теория литературы. Пьеса-сказка в стихах (драматическая поэма в стихах).
Литература XIX века (41ч.)
Иван Андреевич Крылов. «Два мальчика». «Волк и Ягнёнок». Школа жизни подростка в баснях Крылова. Басня «Два мальчика» Федюша и Сеня как герои, представляющие два типа поведения. Осуждение эгоизма и отсутствия чувства благодарности у Федюши. Басня «Волк и Ягнёнок». Мораль взаимоотношений сильного и слабого в мире людей и зверей. Обличение несправедливости, жестокости, наглого обмана в басне. Суровые уроки басен Крылова и их мораль. Басни Крылова в восприятии юного читателя.
Теория литературы. Мораль в басне
Подросток в адыгейских баснях
Василий Андреевич Жуковский. «Лесной царь». Годы учёбы в благородном пансионе. Жуковский – автор баллад. Тематика и герои его баллад. Смелость, благородство, бесстрашие юных герое баллад. Трагические события баллады «Лесной царь». Школа рыцарской доблести и сюжеты баллад Жуковского. Роль метафоры в загадках.
Теория литературы. Баллада. Герои и события баллады. Загадка в стихах.
Сергей Тимофеевич Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». «Буран». Читатель-подросток а автобиографическом произведении (фрагмент из «Детский годов Багрова- внука»). Гимназические годы подростка. Герой произведения как читатель.
«Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе 18 века. Художественные особенности картины бурана. Человек и стихия в этой зарисовке.
Теория литературы. Пейзаж и приёмы его воспроизведения в прозаическом произведении. Герой литературного произведения как читатель.
Владимир Фёдорович Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». «Пёстрые сказки» В. Ф. Одоевского. Повести, рассказы и другие жанры прозы, объединённые в этом сборнике. Дневник Маши («Отрывки из журнала Маши»). Сюжет и особенности повествования. Дневник и его автор. Герои и героини дневника Маши.
Теория литературы. Дневник как жанр художественного произведения.
Портрет героя литературного произведения
Герой литературного произведения и описание его внешности.
Александр Сергеевич Пушкин. «К сестре». «К Пущину» (4 мая). «Послание к Юдину». «Товарищам». Годы учения великого поэта. Лицей. Учителя и товарищи отроческих лет. Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы. Послание близким, друзьям и родным. Оптимизм и радостное чувство от общения с близкими людьми. Совершенство и лёгкость формы пушкинских посланий. Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе.
Теория литературы. Гимн.
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Утёс». «Листок». «Панорама Москвы». Эпиграммы. «Утёс», «Листок» - стихотворения, которые ярко воплощают тему одиночества. Эпиграммы как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов. «Панорама Москвы» - патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта.
Теория литературы. Эпиграмма.
Иван Сергеевич Тургенев.«Бежин луг». Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника. Мальчики: Павлуша, Илюша, Костя, Ванечка, Федя- герои рассказа. Мастерство портретных характеристик. Групповая характеристика героев. Сравнительная характеристика рассказчиков. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей. Поэтический мир народных поверий в их рассказах. Легенды, мифы, сказки, предания, поверья, былички. Их различие. Отличие быличек от сказок. Особенности диалога в рассказе. Выразительность сцены у костра и её инсценировки. Картины природы и их связь с рассказами мальчиков. Речевая характеристика героев.
Теория литературы. Былички
Речевая характеристика героев
Герой художественного произведения и его речь. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.
Личность подростка в адыгейской литературе А. Евтых «Мой старший брат»
Николай Алексеевич Некрасов.
Тема детства в лирике Некрасова: «Крестьянские дети», «Школьник». Тяга к знаниям и упорство как черта характера подростка.
Теория литературы. Сюжет в лирическом произведении. Речевая характеристика героев.
Лев Николаевич Толстой.«Отрочество»(главы). «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. «Пустыня отрочества», сменяющая в трилогии картины «золотого детства». Отрочество Николеньки Иртеньева. Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.
Теория литературы. Автобиографическая трилогия.
Личность подростка в адыгейской литературе. Х. Ашинов «Последняя неделя августа»
Фёдор Михайлович Достоевский. «Мальчики» (фрагмент романа «Братья Карамазовы»). Герои фрагмента. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев.
Теория литературы. Эпизод в художественном произведении.
Антон Павлович Чехов.«Каникулярные работы институтки Наденьки №», «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Юношеские рассказы Чехова. Рассказы о подростках. «Каникулярные работы институтки Наденьки №». Комментарий к творчеству Наденьки. «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заголовков. Юмор сменяет сатира. Герои сатирических рассказов. Особенности композиции. Художественная деталь в рассказах. Говорящие фамилии и говорящие характеристики героев.
Теория литературы. Герой и сюжет. Поступок героя и характер. Герой и его имя.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»). Отрочество героя в главах повести «Детство Тёмы». Годы учёбы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести. героя.
Теория литературы. Диалог в прозе. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.
Мир путешествий и приключений (9 ч.)
Путешествия и приключения в нашем чтении.
Далёкое прошлое человечества на страницах художественных произведений (беседа по материалам самостоятельного чтения). Интерес читателей к событиям и приключениям в жизни героев прошедших времён. Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения. Обзор произведений, прочитанных на уроках истории и внеклассного чтения (Рони - старший. «Борьба за огонь», Д Эрвильи. «Приключения доисторического мальчика»). Природа и человек в произведениях о доисторическом прошлом.
Теория литературы. Богатство литературы для детей и юношества. Жанры исторической прозы: повесть, роман, рассказ.
Т. Х. Уайт. «Свеча на ветру». Жизнь короля Артура и его рыцарей в зарубежной литературе. «Король былого и грядущего» ТеренсаХенбери Уайта, — одна из популярных тетралогий о легендарном короле. «Свеча на ветру» как часть этой тетралогии. Ее герои — король Артур и Ланселот. В ней Ланселот — подросток. Сочетание в произведении сказки и реальной истории, живого юмора и трагических событий. Решение нравственной проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости. Решение вопроса о роли Красоты в жизни человека.
Т е о р и я. Тетралогия.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Марк Твен и его автобиографические повести. «Приключения Гекльберри Финна» как вторая часть автобиографического повествования. Странствия Гека и Джима по полноводной реке Миссисипи. Гек и Том стали старше: становление изменение характеров. Диалог в повести. Мастрество Марка Твена – юмориста. Природа на страницах повести.
Теория литературы. Юмор.
Жюль Верн. «Таинственный остров». Жюль Верн и 65 романов его «необыкновенных путешествий». «Таинственный остров» - одна из самых популярных «робинзонад». Герберт – юный герой среди взрослый и товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе великого фантаста. Названия героев и имена героев.
Теория литературы. Научно-фантастический роман. Жюль Верн как создатель жанра научно-фантастического рамана.
О. Уайльд. «Кентервильское привидение». Рассказы и сказки О. Уальда. Рассказ «Кентервильскоепривидение» как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. Ирония и весёлая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений. Юные герои и воинствующие Кентервильское привидение, их забавный поединок и победа юных героев. Остроумная и доброжелательная концовка «страшной» истории.
Теория. Пародия.
О. Генри. «Дары волхвов». Истинные и ложные ценности. Сентиментальный сюжет новеллы и ее герои. Особенности сюжета Рождественский рассказ и его особенности.
Т е о р и я. Рождественский рассказ.
А. де Сент-Экзюпери. «М а л е н ь к и й п р и н ц». Герой сказки и ее сюжет. Ответственность человека за свою планету. Философское звучание сказки.
Т е о р и я. Философское звучание романтической сказки.
Литература 20 века. (12 ч.)
XX век и культура чтения.
Юный читатель XX века. Чтение и образование. Роль художественной литературы в становлении характера и взглядов подростка. Литература XX века и читатель XX века. Любимые авторы. Путь к собственному творчеству. М. Эндэ. «Бесконечеая книга» - путешествие мальчика Бастина по стране под названием Фантазия. «Бесконечная книга» в багаже читателя. «Бесконечная книга» и чтение.
Родная природа в стихах русских поэтов
А. Блок. «В е т е р п р и н е с и з д а л е к а...», «П о л н ы й м е с я ц в с т а л н а д л у г о м», «Б е л о й н о ч ь ю м е с я ц к р а с н ы й...». Отражение высоких идеалов в лирике поэта.
И. А. Бунин. «Д е т с т в о», «П о м н ю д о л г и й з и м н и й в е ч е р...», «П е р в ы й с о л о в е й». Мир воспоминаний в процессе творчества. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках стихов.
К. Д. Бальмонт. «З о л о т а я р ы б к а», «К а к я п и ш у с т и х и». Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам. Лирика Бальмонта и ее воплощение в музыке многих композиторов.
Б. Л. Пастернак. «И ю л ь». Необычность мира природы в стихах поэта.
Родная природа в стихотворениях адыгских поэтов.
Т е о р и я. Творчество читателя как исполнителя стихов и прозы.
А. Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Герой рассказа и его любимые книги. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность.
Посещение цирка и встреча с цирковыми артистами. Разочарование увлечённого любителя приключенческой литературы. Эпилог рассказа. Смысл заголовка.
Теория литературы. Эпилог. Смысл названия.
М. Горький «Детство» (фрагмент). Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.
Теория литературы. Авторская позиция.
А. С. Грин. «Гнев отца». Преданность сына отцу – путешественнику. Как возник сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.
Теория литературы. Слово в рассказе.
К. Г. Паустовский. «Повесть о жизни» (главы «Гардемарин», «Как выглядит рай»). Цикл автобиографических повестей писателя. «Далёкие годы» как первая из шести частей повести «Повести о жизни». Глава «Гардемарин». Встреча героя с гардемарином. Благородство поведения гардемарина. Прав ли автор, утверждая, что «жалость оставляет в душе горький осадок»? Игра в свой флот. «Как выглядит рай» в автобиографической повести. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.
Личность подростка в адыгейской литературе. П. Кошубаев «Семь дождливых дней»
Теория литературы. Роль пейзажа в прозе.
Ф. А. Искандер. «Детство Чика» («Чик и Пушкин»). Герой цикла рассказов по имени Чик. Увлекательная игра со словом в прозе Искандера. Важность главы «Чик и Пушкин» как описание пути юного читателя к постижению тайны собственного творчества. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркость изображения характера героя. Герой и автор.
Теория литературы. Инсценировка.
Великая Отечественная война в лирике и прозе.
Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны: Б. А. Лавренев «Разведчик Вихров»; К. М. Симонов. «Мальчишка на лафете», «Сын артиллериста»; Е. К. Винокуров. «В полях за Вислой сонной..»; песни военных лет; «Моя Москва» (стихи М. Лисянского, музыка И. Дунаевского).
Теория литературы. Быстрота отклика искусства на события жизни. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.
Итоги
Чтение и обсуждение классических произведений юношеской литературы. Важнейшие проблемы в жизни подростка.
Тема защиты природы в литературе XX века. Произведения М. М. Пришвина и В. В. Бианки. Книга Б. Андерсена «Простите, где тут природа?», созданная по письмам ребят Дании.
Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Программа по литературе (5-11 кл.) под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. М: «Дрофа», 2010
2.Литература. 6 кл.: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор – составитель Т.Ф. Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2013
3.Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М.: Вако, 2007.
4.Савина Л. М. Литература. 6 класс.. Волгоград: Учитель –АСТ, 2007.
5. Анализ лирических произведений /С.В. Толстошей. – Краснодар: Школа развития речи, 2007
6. Литература, 5-11 классы. Инновации и традиции / Е.Н. Попова и др. – Волгоград: Учитель, 2009
7. Диалоговые формы обучения / Л.В. Перепилицына. – Волгоград: Учитель, 2008
8. Презентации к урокам.
Календарно-тематическое планирование
уроков литературы в 6 классе
№ п/п | Тема урока | УУД | Основные виды деятельности | Дата проведения | |||||||||||||||
Личност-ные | Метапредметные | Предметные | |||||||||||||||||
I четверть – 24 урока | |||||||||||||||||||
Введение (2 часа) | |||||||||||||||||||
1 | Герой в мире художественного слова | Научиться пользоваться учебником, определять композиционно сюжетные особенности произведения | К:Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Р: Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия. П: Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться. | Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание. | 01.09.20 | |||||||||||||
2 | Герой художественного произведения. Герои-подростки в литературе | Научиться различать способы передачи мысли, настроения, информации | К:добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Р:применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Формирование знания о взаимосвязи с культурой и историей России и мира, формирование сознания того, что литература – важнейший показатель культуры человека | Строят рассуждение, используя как тезис приведённое в учебнике высказывание | 03.09.20 | |||||||||||||
Фольклор (3 часа) | |||||||||||||||||||
3 | Былины - богатырский эпос русского народа. «На заставе богатырской» | Научиться составлять рассуждение по алгоритму выполнения задачи | К:Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей Р: Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | Определяют разницу между выражением настроения и передачей точной информации | 07.09.20 | |||||||||||||
4 | Былина «Три поездки Ильи Муромца» | Научиться выявлять компоненты речевой ситуации в зависимости от задачи высказывания, составлять рассуждение по алгоритму выполнения задачи | К: владеть монологической и диалогической формами речи Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности П: объяснять процессы, связи и отношения, выполняемые в ходе исследования текста | Формирование интереса к истории | Пересказ содержания (повествование). Пересказ описания окрестностей заставы (описание). Особенности повествования и описания в былине | 08.09.20 | |||||||||||||
5 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Героическая защита Родины | Научиться выявлять компоненты речевой ситуации в зависимости от задачи высказывания, составлять рассуждение по алгоритму выполнения задачи | К: владеть монологической и диалогической формами речи Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности П: объяснять процессы, связи и отношения, выполняемые в ходе исследования текста | Формирование интереса к истории | Пересказ содержания (повествование). Пересказ описания окрестностей заставы (описание). Особенности повествования и описания в былине | 10.09.20 | |||||||||||||
Литература XIX века (8 часов) | |||||||||||||||||||
6 | А.Н.Островский. «Снегурочка». Пьеса в стихах | Сопоставлять сказку и её интерпретацию средствами других искусств | К:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных функциональных состояний, формировать операциональный опыт П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Воспитыватьинтерес к своему Отечеству Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Находят в тексте незнакомые слова и определяют их значение | 14.09.20 | |||||||||||||
7 | Снегурочка в пьесе А.Н.Островского | Научится анализировать текст | К:формировать навыки речевых действий: использование адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний Р: формировать ситуацию саморегуляции П: объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Формированиечувства прекрасного Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Выявляют признаки эпического в литературном произведении | 15.09.20 | |||||||||||||
8 | Поэзия фольклора на русской сцене | Научится анализировать текст | К:формировать навыки речевых действий: использование адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний Р: формировать ситуацию саморегуляции П: объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Формированиечувства прекрасного Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Обсуждение иллюстративных материалов, музыкальных фрагментов | 17.09.20 | |||||||||||||
9 | Идея пьесы. Тема любви как животворящего начала | Научится анализировать текст | К:формировать навыки речевых действий: использование адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний Р: формировать ситуацию саморегуляции П: объяснять языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Формированиечувства прекрасного Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Обсуждение в группах и парах, чтение по ролям | 21.09.20 | |||||||||||||
10 | И.А.Крылов. «Два мальчика». Юные герои басни | Научатся находить цитатные примеры из басни, иллюстрирующие понятия «аллегория» и «мораль» | К:уметь определять общую цель и пути ее достижения Р: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Выразительное чтение басни. Определение морали. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников | 22.09.20 | |||||||||||||
11 | И.А.Крылов. «Волк и ягненок». Обличение несправедливости | Научатся находить цитатные примеры из басни, иллюстрирующие понятия «аллегория» и «мораль» | К:уметь определять общую цель и пути ее достижения Р: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Выразительное чтение басни. Определение морали. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников | 24.09.20 | |||||||||||||
12 | В.А.Жуковский. Жанр баллады | Научиться выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово – родовой природе | К: формировать навык работы в группе Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционального опыта П: объяснять языковые явления, процессы, связь и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Выразительное чтение стихотворного текста Жанр баллады. Сюжет и герои баллады. | 28.09.20 | |||||||||||||
13 | Баллада «Лесной царь». Роль фантастического начала в балладе | Научится анализировать текст стихо-творения | К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфографическими нормами родного языка Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выполняемые в ходе исследования текста | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельнойи коллективной аналитической деятельности | Выразительное чтение стихотворного текста, выборочный пересказ | 29.09.20 | |||||||||||||
Незабываемый мир детства и отрочества (6 часов) | |||||||||||||||||||
14 | С.Т.Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» | Научится правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | К: уметь читать вслух и понимать прочитанное Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Воспринимают текст литературного произведения | 01.10.20 | |||||||||||||
15, 16 | Очерк С.Т. Аксакова «Буран». Человек и стихия на страницах автобиографических произведений | Научится правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы Научится анализировать текст | К: уметь читать вслух и понимать прочитанное Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности | Пересказ отрывка с сохранением стиля, творческая работа: создание собственного литературного пейзажа | 05.10.20 06.10.20 | |||||||||||||
17 | В.Ф.Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». | Оценивать интерпретацию художественного текста | К: формировать навык работы в группе Р: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операционального опыта П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Анализируют текст с точки зрения его основной мысли, смысловой цельности | 08.10.20 | |||||||||||||
18 | В.Ф.Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Характер героини повести. | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово – родовой природе | К: владеть монологической и диалогической формами речи Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Анализируют текст с точки зрения последовательности изложения. Определяют характер героини повести | 12.10.20 | |||||||||||||
19 | Портрет героя художественного произведения | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово – родовой природе | К: владеть монологической и диалогической формами речи Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Анализируют текст с точки зрения последовательности изложения. Определяют характер героини повести; творческая работа «Страницы из дневника» | 13.10.20 | |||||||||||||
А.С.Пушкин (3 часа) | |||||||||||||||||||
20 | А.С.Пушкин Лирика дружбы. | Научиться анализировать текст стихотворения | К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми Р: уметь анализировать стихотворный текст. П: извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Поиск информации о поэте, выразительное чтение поэтического текста | 15.10.20 | |||||||||||||
21, 22 | А.С.Пушкин Послания и их роль в творчестве поэта | Научиться анализировать текст стихотворения | К:представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме Р: формировать ситуацию саморегуляции т. е. операционального опыта П: объяснять языковые явления, процессы, связь и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Анализируют данные в учебнике материалы. «К сестре». «К Пущину». «Послание к Юдину». «Товарищам». | 19.10.20 20.10.20 | |||||||||||||
М.Ю.Лермонтов (5 часов) | |||||||||||||||||||
23, 24 | Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. | Научиться аргументировать свою точку зрения | К: владеть монологической и диалогической формами речи Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: выделять и формулировать проблему | Формировать познавательный интерес у учащихся | Анализируют стихи «Утес». «На севере диком». Делают выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений | 22.10.20 26.10.20 | |||||||||||||
II четверть –22 урока | |||||||||||||||||||
1 (25) | М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». | Научиться воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю | К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфографическими нормами родного языка Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: выделять и формулировать проблему | Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | Выделяют средства художественной выразительности. Работают с разными источниками информации, находят ее, анализируют, используют в самостоятельной деятельности | 05.11.20 | |||||||||||||
2, 3 (26, 27) | М.Ю.Лермонтов «Панорама Москвы». | Научится характеризовать средства выразительности в произведениях поэта | К:представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме Р: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операционального опыта П: строить логические цепи рассуждений | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | Делают выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений | 09.11.20 10.11.20 | |||||||||||||
И.С.Тургенев (5 часов) | |||||||||||||||||||
4 (28) | И.С.Тургенев «Бежин луг» | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности Составить портрет литературного героя | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. П: строить логические цепи рассуждений | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя Участвуют в коллективном диалоге, работа в парах | 12.11.20 | |||||||||||||
5, 6 (29, 30) | Мальчики в рассказе. Роль портрета | 16.11.20 17.11.20 | |||||||||||||||||
7 (31) | Мир природы и крестьянское детство | 19.11.20 | |||||||||||||||||
8 (32) | Речевая характеристика литературного героя | Научиться вы-разительно читать диалог. Составить портрет литературного героя | К:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: выделять и формулировать познавательную цель | Формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности | Участвуют в коллективном диалоге, работа в парах | 23.11.20 | |||||||||||||
Н.А.Некрасов (3 часа) | |||||||||||||||||||
9, 10 (33, 34) | Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» | Адекватно воспринимать художественный текст и давать его смысловой анализ | К:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: Выделять и формулировать проблему | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Делают выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений | 24.11.20 26.11.20 | |||||||||||||
11 (35) | Н.А.Некрасов «Школьник» | Научиться выполнять тестовые задания и производить самопроверку по алгоритму | К: формировать навык самостоятельной работы с последующей самопроверкой Р: применять методы информационного поиска, в тои числе с помощью компьютерных технологий П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий | Формирование устойчивого интереса к исследовательской, аналитической деятельности | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Герой художественного произведения и его имя. | 30.11.20 | |||||||||||||
Л.Н.Толстой (5 часов) | |||||||||||||||||||
12, 13 (36, 37) | Л.Н.Толстой «Отрочество».Герой-подросток и круг его чтения. Опыт медленного чтения главы «Гроза» | Научиться воспринимать художественный текст и давать его смысловой анализ | К:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Делают выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений | 01.12.20 03.12.20 | |||||||||||||
14 (38) | Главный герой повести | Научиться выявлять и интерпретировать авторскую позицию | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию-к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий П: выделять и формулировать познавательную цель. | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Пересказывают часть главы. Пишут творческую работу «Что такое мечты» | 07.12.20 | |||||||||||||
15, 16 (39, 40) | Л.Н.Толстой«Отрочество». Главы «Ключик», «Затмение», «Мечты», «Отрочество», «Перемелется, мука будет» | Научиться аргументировать свой ответ | К:формировать навык работы в группе Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Воспринимают художественный текст и дают его смысловой анализ | 08.12.20 10.12.20 | |||||||||||||
Ф.М.Достоевский (4 часа) | |||||||||||||||||||
17, 18, 19 (41, 42, 43) | Ф.М.Достоевский «Фрагменты романа «Братья Карамазовы». | Научиться выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово – родовой природе | К:уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Формирование устойчивого интереса к исследовательской, аналитической деятельности Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | Делают выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений | 14.12.20 15.12.20 17.12.20 | |||||||||||||
20 (44) | Трагизм судеб мальчиков и глубина сопереживания автора | 21.12.20 | |||||||||||||||||
Н.Г.Гарин-Михайловский (4 часа) | |||||||||||||||||||
21 (45) | Повесть «Детство Тёмы» | Научиться выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово – родовой природе | К:уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Формирование устойчивого интереса к исследовательской, аналитической деятельности Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | Делают выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений | 22.12.20 | |||||||||||||
22 (46) | Главы «Иванов», «Ябеда» | Научиться аргументировать свой ответ | К:формировать навык работы в группе Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Воспринимают художественный текст и дают его смысловой анализ | 24.12.20 | |||||||||||||
III четверть – 31 урок | |||||||||||||||||||
1 (47) | Главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены» | Научиться аргументировать свой ответ | К:формировать навык работы в группе Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Воспринимают художественный текст и дают его смысловой анализ | 11.01.21 | |||||||||||||
2 (48) | Тяжкие испытания в жизни героя и пути их преодоления | 12.01.21 | |||||||||||||||||
А.П.Чехов (5 часов) | |||||||||||||||||||
3, 4 (49, 50) | Сатирический рассказ А.П.Чехова «Хамелеон». | Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме при помощи средств самодиагностики результатов | К:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. | Формирование мотивации к са-мосовершенствованию | Выразительно читают фрагменты произведений русской литературы Работают с разными источниками информации | 14.01.21 18.01.21 | |||||||||||||
5 (51) | А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». | Научиться адекватно воспринимать художественный текст и давать его смысловой анализ | К:формировать навык работы в группе Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | Выявляют характерные для произведений темы, образы и приёмы изображения героя | 19.01.21 | |||||||||||||
6 (52) | Юмористические рассказы А.П.Чехова | Определять актуальность произведения и вступать в диалог с другими читателями | К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Формулируют вопросы по тексту произведения | 21.01.21 | |||||||||||||
7 (53) | Сюжет и герой в произведении | Умение работать с разными источниками информации | К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Формулируют вопросы по тексту произведения Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом | 25.01.21 | |||||||||||||
8 (54) | Обобщающий урок по произведениям писателей 19 века о подростках | Научиться аргументировать свой ответ | К: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать) Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции П: выделять и формулировать познавательную цель. | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Работают с разными источниками информации | 26.01.21 | |||||||||||||
Мир путешествий и приключений (15 часов) | |||||||||||||||||||
9 (55) | Юный читатель в мире путешествий и приключений (по выбору) | Научиться аргументировать свой ответ | К: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать) Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции П: выделять и формулировать познавательную цель. | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Работают с разными источниками информации | 28.01.21 | |||||||||||||
10 (56) | Произведения о далёком прошлом. Ж.Рони-старший «Борьба за огонь» | Научиться аргументировать свой ответ | К: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать) Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции П: выделять и формулировать познавательную цель. | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Работают с разными источниками информации | 01.02.21 | |||||||||||||
11, 12 (57, 58) | Т.Х.Уайт «Свеча на ветру» | Научиться осознанно воспринимать прочитанное произведение в единстве формы и содержания | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: уметь извлекать необхо-димую информацию из прослушанного или прочитанного текста | Формирование собственной точки зрения на определенные вопросы Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | Развивают эстетическое сознание через освоение художественного наследия | 02.02.21 04.02.21 | |||||||||||||
13, 14 (59, 60) | М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна» | Научиться анализировать эпизод | 1.К:слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Р: самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | Формирование навыка индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности | Определяют причинно – следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулируют выводы | 08.02.21 09.02.21 | |||||||||||||
15, 16 (61, 62) | Ж. Верн. «Таинственный остров» | Научиться передавать содержание произведения, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях | 1.К: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию-к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного | Формирование навыка индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма решения задачи | Определяют актуальность произведения и вступают в диалог с другими читателями | 11.02.21 15.02.21 | |||||||||||||
17, 18, 19 (63, 64, 65) | О.Уайльд «Кентервильское привидение». | Научиться выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово – родовой природе | К:организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции П: уметь выделять и формулировать познавательную цель | Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану | Делают выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений | 16.02.21 18.02.21 22.02.21 | |||||||||||||
20, 21, 22 (66, 67, 68) | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» | Научиться понимать иносказательный подтекст философской сказки, выразительно читать по ролям (инсценированное чтение) | К: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Анализируют литературное произведение Развивают эстетическое сознание через освоение художественного наследия | 25.02.21 01.03.21 02.03.21 | |||||||||||||
23 (69) | Герой среди героев | Научиться работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации | К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Сопоставляют сюжеты, персонажей литературных произведений | 04.03.21 | |||||||||||||
Литература XX века (16 часов) | |||||||||||||||||||
24 (70) | Лирика начала века. Юный читатель и культура чтения | Научиться использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников | 1. К: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Р: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Осуществляют коллективную проектную деятельность | 09.03.21 | |||||||||||||
25 (71) | Жанры лирики и стихотворные размеры | Научиться использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников | 1. К: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Р: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Осуществляют коллективную проектную деятельность | 11.03.21 | |||||||||||||
26, 27 (72, 73) | А.Т.Аверченко «Смерть африканского охотника». | Научиться передавать содержание произведения, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях | 1.К: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Р: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного | Формирование навыка индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма решения задачи | Работают с разными источниками информации | 15.03.21 16.03.21 | |||||||||||||
28 (74) | М.Горький. «Детство». | Приобщение к духовно-нравственным ценностям, формирование собственного отношения к произведениям | Р: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответаК: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование навыка индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма | Сопоставляют сюжеты, персонажи литературных произведений | 18.03.21 | |||||||||||||
29, 30 (75, 76) | М.Горький. «Детство». | Приобщение к духовно-нравственным ценностям, формирование собственного отношения к произведениям | Р: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответаК: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование навыка индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма | Сопоставляют сюжеты, персонажи литературных произведений | 22.03.21 23.03.21 | |||||||||||||
31 (77) | А.С.Грин. «Гнев отца». | Научиться аргументировать свой ответ | 1.К: уметь читать вслух и понимать прочитанное Р: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием | Формирование навыка индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи | Формулируют вопросы по тексту произведения.Выявляют характерные для произведений темы, образы и приёмы изображения героя | 25.03.21 | |||||||||||||
IV четверть – 23 урока | |||||||||||||||||||
1 (78) | А.С.Грин. «Гнев отца». | Научиться аргументировать свой ответ | 1.К: уметь читать вслух и понимать прочитанное Р: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием | Формирование навыка индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи | Формулируют вопросы по тексту произведения.Выявляют характерные для произведений темы, образы и приёмы изображения героя | 05.04.21 | |||||||||||||
2,3 (79, 80) | К.Г.Паустовский. «Повесть о жизни». | Научиться аргументировать свой ответ с использованием цитирования | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения задачи | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии Анализируют текст | 06.04.21 08.04.21 | |||||||||||||
4 (81) | Беседа о «великолепной стране». Творческая работа «Великолепная страна моей мечты» | Научиться работать с разными источниками информации | К: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и коордиировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения Р: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено П: уметь выделять и формулировать познавательную цель | Формирование познавательного интереса к индивидуальной и коллективной проектной деятельности в ходе выполнения творческого задания | Пишут творческую работу | 12.04.21 | |||||||||||||
5, 6 (82, 83) | Ф. Искандер. Рассказ «Чик и Пушкин». Автор и его герой | Научится аргументировать свой ответ с использованием цитирования | 1. К:формировать навык групповой работы, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии Аргументация с использованием цитирования, составление тезисного плана | 13.04.21 15.04.21 | |||||||||||||
7, 8 (84, 85) | Б. Таркинтон «Приключения Пенрода» | Научиться выявлять и интерпретировать авторскую позицию | К: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств П: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Подбирают цитаты из произведения по заданной теме | 19.04.21 20.04.21 | |||||||||||||
Родная природа в лирике русских поэтов (2 часа) | |||||||||||||||||||
9, 10 (86, 87) | Родная природа в стихах русских поэтов | Научиться проводить анализ поэтического текста Научиться определять особенности пейзажной лирики | К:формировать навык групповой работы, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе в конструирования словосочетания | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве | 22.04.21 26.04.21 | |||||||||||||
Великая Отечественная война в лирике и прозе (6 часов) | |||||||||||||||||||
11 (88) | Великая Отечественная война в литературе | Научиться сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах | К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Развивают эстетическое сознание через освоение художественного наследия | 27.04.21 | |||||||||||||
12, 13 (89, 90) | К.Симонов «Сын артиллериста». | Научиться осознанно воспринимать прочитанное произведение в единстве формы и содержания | К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения Р: уметь анализировать стихотворный текст П: уметь синтезировать полученную информацию | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Определяют актуальность произведения и вступают в диалог с другими читателями | 29.04.21 04.05.21 | |||||||||||||
14, 15 (91, 92) | В.Катаев «Сын полка» | Научиться осознанно воспринимать прочитанное произведение в единстве формы и содержания | К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения Р: уметь анализировать стихотворный текст П: уметь синтезировать полученную информацию | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Определяют актуальность произведения и вступают в диалог с другими читателями | 06.05.21 11.05.21 | |||||||||||||
16 (93) | Б.Лавренев «Разведчик Вихров» | Сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах | К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств П: уметь синтезировать полученную информацию | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве поэта | 13.05.21 | |||||||||||||
17, 18 (94, 95) | Песни о Великой Отечественной войне | Сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах | К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств П: уметь синтезировать полученную информацию | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве поэта | 17.05.21 18.05.21 | |||||||||||||
Тема природы в литературе (2 часа) | |||||||||||||||||||
19, 20 (96, 97) | Природа и человек. Б.Андерсен и его книга «Простите, где здесь природа?» | Научиться анализировать прозаический текст | К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Делают выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведения | 20.05.21 24.05.21 | |||||||||||||
Обобщение изученного (3 часа) | |||||||||||||||||||
21, 22 (98, 99) | Контрольный урок по произведениям, изученным в 6 классе | Научиться строить и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | К: строить монологические высказывания в письменной форме Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанно-го, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | Делают выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведения | 25.05.21 27.05.21 | |||||||||||||
23 (100) | Рекомендации на лето | 31.05.21 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе к учебнику Т.Ф.Курдюмовой для 5 класса
Рабочая программа составлена на 4 часа в неделю, кроме того в нее включен региональный компонент (Литература Дона). Программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы, календарно-те...
Рабочая программа по литературе 6класс по Т.Ф.Курдюмовой
Рабочая программа с контрольно- измерительным материалом на весь учебный год 6 класс....
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по литературе к учебнику Курдюмовой ФГОС
Рабочая программа + ктп 5-9 класс5 класс - 105 часов (3 часа в неделю)6 класс - 105 часов (3 часа в неделю)7 класс - 70 часов (2 часа в неделю)8 класс - 70 часов (2 часа в неделю)9 класс - 102 часа (3...
рабочая программа по литературе 11 класс под редакцией Курдюмовой
рабочая программа по учебнику Курдюмовой...