рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ РС (Я)
календарно-тематическое планирование (10 класс) на тему
Формирование культуроведческой компетенции является одним из важнейших средств духовно-нравственного развития личности и овладения системой общечеловеческих ценностей.
Примерная программа курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» призвана обеспечить реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», принятой в качестве методологической основы разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования; проекта Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации.
Российская Федерация — многонациональная страна, где проживают представители более 160 национальностей. Республика Саха (Якутия) — субъект России, имеющий многовековой опыт совместного проживания более 120 национальностей, является по этническому составу жителей небольшой моделью России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl_knya.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ РС (Я)
Формирование культуроведческой компетенции является одним из важнейших средств духовно-нравственного развития личности и овладения системой общечеловеческих ценностей.
Примерная программа курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» призвана обеспечить реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», принятой в качестве методологической основы разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования; проекта Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации.
Российская Федерация — многонациональная страна, где проживают представители более 160 национальностей. Республика Саха (Якутия) — субъект России, имеющий многовековой опыт совместного проживания более 120 национальностей, является по этническому составу жителей небольшой моделью России.
Важной особенностью поликультурного образования Российской Федерации становится стремление в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия. В Законе Российской Федерации «Об образовании» провозглашается об «единстве федерального культурного и образовательного пространства, защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру».
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» структурированы 3 ступени формирования российской гражданской идентичности:
1) взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека;
2) осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, региона через такие понятия как «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род» и др.;
3) принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России.
Содержание курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)»
Соответствует структуре идентичности, приведенной в Концепции. Курс структурирован по ступеням образования: основное 9-11 классы. Логика изучения курса построена по конструктивному принципу «от знания культуры родного народа к пониманию культуры народов совместного проживания, к освоению ценностей русской и мировой культур», отраженному в Концепции обновления и развития национальных школ Якутской-Саха ССР (1991).
Целью курса: «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе является формирование этнокультурных компетенций как непременного условия успешной социализации, заключающейся в развитии умений жить в поликультурном мире.
Задачи курса:
- освоение базовых национальных ценностей на основе духовной и материаль-
ной культуры своего народа как неотъемлемой части российской и общечеловеческой культуры; - формирование базовых знаний об этнической культуре своего народа и культуре народов совместного проживания;
- умение соблюдать традиции, обычаи родного народа;
- описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России; представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения;
- воспитание позитивного отношения к культуре других народов; проявление терпимости, понимания и сотрудничества с людьми иной культуры, национальной принадлежности, верования.
Предмет «Культура народов Республики Саха (Якутия)» относится к обязательным предметам региональной компетенции и вводится для образовательных учреждений с русским и родным (нерусским) языком обучения в объеме 1 час в неделю 10-ом классе.
Календарно – тематическое планирование по предмету «Культура народов Якутии» 10 класс
Час | Тема урока | Дата | Цель и задача урока | |
1 полугодие | План | Фактич. | ||
1 ч | Водный урок | Формирование чувства гордости за свою малую Родину Республику Саха (Якутию), еѐ историю, народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального общества; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей. Понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить. Самостоятельно работать с источниками информации; находить заданное произведение; Сравнивать малые жанры фольклора северных народов (по теме, главной мысли, героям); Задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению; | ||
2 ч | Выдающиеся государственные деятели РС (Я) | |||
3 ч | Мои друзья – северяне. Эвены, долганы | |||
4 ч | Исторические памятники РС (Я). | |||
5 ч | Семѐн Дежнѐв – мореход, землепроходец, путешественник. | |||
6 ч | Обработка шкур. | |||
7 ч | Зимнее и летнее жилище якутов. | |||
8 ч | Национальные блюда из рыбы. | |||
9 ч | Таежная азбука. Огонь – наш друг и враг. | |||
10 ч | Весенние календарные праздники и обряды народов РС (Я). | |||
11 ч | Обычаи и обряды, связанные с сохранением жизни ребенка у народов РС (Я). | |||
12 ч | Культ огня у народов РС (Я). | |||
13 ч | Культ стерха у народов РС (Я). | |||
14 ч | Национальный праздник Ыhыах – богатство якутского народа. | |||
15 ч | Детские настольные игры народов РС(Я). | |||
№ | 2 полугодие | Планир. | фактич | Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей. Принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов. Самостоятельно работать с источниками информации; находить заданное произведение; выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению; следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением. |
16 ч | Физическое воспитание и развитие детей в семьях народов РС (Я). | |||
17 ч | Якутские народные сказки. | |||
18 ч | Эвенские и эвенкийские народные сказки. | |||
19 ч | Долганские и чукотские народные сказки. | |||
20 ч | Юкагирские сказки. | |||
21 ч | Якутский богатырский эпос – олонхо. | |||
22 ч | П.А. Ойунский «Нюргун Боотур Стремительный». | |||
23 ч | Якутские писатели и поэты – детям. Моисей Ефимов. | |||
24 ч | Эвенские и эвенкийские писатели и поэты – детям. | |||
25 ч | Журнал «Колокольчик». | |||
26 ч | Газета «Юность Севера». | |||
27 ч | Живопись Андрея Васильевича Чикачѐва. | |||
28 ч | Графика Эллея Сивцева. | |||
29 ч | Резьба по кости. С.Н. Пестерев. | |||
30 ч | Летняя нарядная одежда народов РС (Я). | |||
31 ч | Народная песня – дэгэрэн. | |||
32 ч | Экскурсия в краеведческий отдел музея. | |||
33 ч | Знаешь ли ты свой район? | |||
34 ч | Человек и окружающая среда. | |||
35 ч | резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯКУТИИ
Предмет относится к обязательным предметам региональной компетенции и вводится для образовательных учреждений в объеме 1 час в неделю с 7 по 11 классы. Программа курса «Культура народов Якутии&r...
рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯКУТИИ
Концепция обновления и развития национальных школ республики Саха (Якутия) определила путь собственного развития образования, установила приоритеты национально-регионального компо...
рабочая программа по КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЯКУТИИ
Формирование культуроведческой компетенции является одним из важнейших средств духовно-нравственного развития личности и овладения системой общечеловеческих ценностей....
Учебная программа по культуре народов Ямала
Культура народов Ямала в основной школе изучается только в 5 классе, всего - 35 ч. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю. Курс нацелен...
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 7 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса
Рабочая программа по культуре народов Ямала для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Культура народов Ямала» для 5 – 7 классов, под редакци...
Рабочая программа по Культуре народов Ямала для 6 класса
Рабочая программа по предемету "Культура народов Ямала" предназначена для работы в 6 классе по учебнику Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. Издатеьство ИПОС СО РАН, 2002 г. Про...